stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Освещение: основные понятия и практические рекомендации о том, как правильно работать со светом при съемке

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных освещению при съемках. В этой части курса рассказывается о том, как следует располагать приборы заполняющего и заднего света и как правильно организовать фоновую подсветку.

Основной (направленный) свет позволяет выявить фактуру поверхности и придать объекту съемки объемность. Этот свет является самым важным и, как уже говорилось в предыдущей статье, именно от него во многом будет зависеть качество изображения. Но для достижения нужного светового эффекта необходимо уметь правильно использовать и другие виды освещения.

Основной, или направленный свет от любого источника, будь то яркое дневное солнце или студийная кварцевая лампа, приводит к образованию глубоких, насыщенных теней. Заполняющий свет служит для частичной подсветки теней, образующихся из-за того, что источник основного света всегда располагают под углом к камере.

Заполняющий свет

Источник заполняющего света должен быть расположен под углом 90° относительно потока основного света. Если провести линии между объектом съемки и источниками основного и заполняющего света, то они будут пересекаться под прямым углом.

Источник заполняющего света может находиться в любой точке справа от камеры, но для экономии пространства его лучше устанавливать под углом 45° относительно камеры В результате такого расположения приборов создается освещенный сектор в 90°, которой позволит продолжать работу даже в том случае, если объект съемки переместится и оператору придется изменить угол, под которым снимает камера. А это очень важно, так как любая переустановка осветительных приборов требует значительного времени и приводит к простоям в работе.

Как мы уже определили, горизонтальный угол, под которым на объект съемки должен падать заливающий свет от источника расположенного справа от камеры, должен составлять 45°. А вот под каким вертикальным углом будет направлен этот свет не так уж и важно.

Обычно, источник заполняющего света располагают непо- средственно над камерой, немного ниже источника основного света. При таком расположении освети- тельных приборов заполняющий свет будет эффективно подсвечивать тени, которые дает основной свет.

Чтобы расположить приборы заполняющего света под необходимым углом, применяют специальные удлиняющие стержни (трубки) или специальные устройства с противовесами, одно из которых показано на рис.

Заполняющий свет должен быть мягче основного, тогда при подсвечивании теней, создаваемых направленным светом, он не будет образовывать вторичных бликов в глазах снимаемых персонажей.

Посмотрите на фотографию: тень на щеке девушки, которую давал основной свет, на ней убрана с помощью заполняющего света только частично, благодаря чему изображение получилось "живым" и объемным. Правильно подобранное соотношение основного и заполняющего света позволяет воспроизводить снимаемые объекты на носителях, ограниченных только двумя измерениями, объемными (трехмерными).

Источники заполняющего света

При работе в студии для организации заполняющего освещения хорошо подойдут безлинзовые приборы или осветительные модули с люминесцентными лампами, которые имеют сбалансированные цветовые температуры. Эти источники достаточно тяжелые, поэтому для натурных съемках лучше использоваться переносными кварцевыми лампами, закрепленными на штативах, и рассеивателями, последние позволят не только смягчить заполняющий свет, но и при необходимости уменьшить его интенсивность.

Если при съемках на натуре в качестве основного света используется солнечный, то затемненные зоны можно подсветить отраженным солнечным светом, разместив для этого под углом 90° к потоку основного света отражающую панель. При съемке крупных планов в видеожурналистике часто используют большие белые пенопластовые щиты или складные серебристые рефлекторы, которые способны отражать свет на значительные расстояния. Отражающие панели или щиты закрепляют на штативах или просто держат в руках.

Ниже приведены фотографии, которые были получены при освещении жестким контрастным солнечным светом, но при съемке первой дополнительно использовался еще и заполняющий отраженный свет, за счет чего и были убраны лишние тени.

Если в качестве основного света применяется источник, который дает широкий световой поток, то часть этого потока можно использовать в качестве заполняющего света, направив его с помощью отражательной панели на объект съемки.

Задний свет

Задний свет используется для того, чтобы выделить объект съемки на фоне декораций за счет создания вокруг него светящегося ореола.

Источник заднего света (иногда его называют "светом для подсветки волос") при съемке крупным планом всегда располагают сразу за объектом съемки. Для съемок крупным планом камеру, источник заднего света и объект съемки следует устанавливать так, чтобы они находились на одной прямой линии. Но иногда условия таковы, что источник заднего света приходиться поднимать, в этом случае нужно стремиться к тому, чтобы задний свет падал на объект съемки под углом 45°.

Если источник заднего света расположить очень низко, то при съемках с большим углом захвата он может попадать в объектив камеры. А, если его разместить очень высоко, то свет будет как бы "растекаться" по голове снимаемого персонажа, и на кончике его носа появиться сияние, которое иногда называют "эффектом Рудольфа" (так звали северного оленя, одного из популярных сказочных персонажей).

Для заднего света можно использовать приборы меньшей мощности, чем для основного, так как приборы заднего света, как правило, располагают ближе к объектам съемки, чем источники основного света. Кроме того, если объект съемки имеет не очень большой размер, то увеличить интенсивность его освещения можно за счет фокусирования светового потока.

Использование при съемке только заднего света без основного освещения позволяет получить на изображении "эффект силуэта". Этот способ применяется, чтобы добиться драматического эффекта или в тех случаях, когда снимаемый персонаж не должен быть узнан. (Обратите внимание на фотографию читающей женщины, приведенную выше.) При этом нужно очень внимательно следить, чтобы на объект съемки не попадали лучи света, отраженные от стен и потолков.

Результат использования заднего света на натурных съемках (в качестве такого света чаще всего служат солнечные лучи) можно наглядно увидеть на представленных фотографиях: объекты съемки выглядят объемными и четко выделяются на общем фоне.

Однако при мощном заднем освещении без соответствующего по интенсивности основного света иногда могут возникнуть трудности с определением экспозиции. Многие портативные цифровые видео- камеры оборудуются средствами автома- тического контроля экспозиции, учиты- вающими соотношение между интенсив- ностью основного и заднего света. Тщательно подобран- ный баланс между интенсивностью этих видов освещения позволяет получать объемные, трехмерные изображения.

Фоновый свет

Фоновая подсветка используется для освещения заднего плана, она придает глубину снимаемой сцене, а также выделяет объекты съемки на фоне декораций. (Помните, что задний свет предназначен для подсветки обратной стороны объекта съемки, а фоновый -- освещает декорации спереди!) Эффект, который обеспечивает фоновая подсветка, показан на фотографии.

Для фоновой подсветки можно применять любые источники света, которые обеспечивают равномерное освещение декораций и имеют достаточную мощность. Если на декорациях присутствуют мелкие детали или их поверхность обладает определенной текстурой, то источник фонового освещения следует располагать с той же стороны от камеры, что и источник основного, или направленного света, как это и показано на схеме.

Если внимательно посмотреть на фотографию, представленную выше, то можно увидеть те эффекты, которые создают задний свет и фоновая подсветка.

Относительной мощности каждого источника света, используемого при организации освещения, будет посвящена следующая часть курса.