stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

601[six-o-one]

Максим Бабулин

FAST, $17 800
(система под ключ, включающая рабочую станцию Dual Pentium III 500,
256 Мбайт SDRAM,
дисковый массив на 1 час видео качества Digital Betacam,
два 17-дюймовых монитора)


      Прошел почти год с момента первой публикации о системе нелинейного многослойного монтажа FAST 601 [six-o-one] в журнале "Цифровое видео" (№ 2'99). За это время 601[six-o-one] пополнилась дополнительными опциями, позволяющими повысить производительность системы и расширить сферу ее применения. Среди них опция для работы с некомпрессированным видео 601-Uncompressed, новая версия программы FAST Studio - FAST Studio XL с технологией InTime Processing, многопроцессорный ускоритель 601-InTime, опция для работы с потоковым MPEG-2 601-PrintDVD, две программы для DVD-мастеринга - DVD Virtuoso и DVD Conductor.
      В данной статье мне бы хотелось сконцентрироваться на новой программной технологии InTime Processing и новых опциях, связанных с ней.В начальной стадии разработки мультиформатной системы нелинейного монтажа blue специалисты фирмы FAST Multimedia AG приняли решение сделать нечто принципиально новое. Главенствовала идея - создать универсальную систему, которая не только могла бы взаимодействовать со всеми типами видеооборудования, но и обладала максимальной гибкостью в использовании и настройке. По замыслу разработчиков, эта машина должна была "уметь" все или практически все необходимое для создания полноценной видеопродукции.
      Фирма FAST отошла от стандартного подхода к построению системы, когда все базируется на некой плате с набором возможностей по работе с видеопотоками (как правило, двумя). Под эту плату пишется программное обеспечения (иногда разными фирмами одновременно), призванное раскрыть все возможности этой "железки". При таком подходе возможности системы в целом значительно ограничиваются возможностями платы.
      В своем арсенале FAST уже имела систему, построенную на таких принципах, - FAST Video Machine, сохранявшую лидерство на рынке, пока морально не устарело оборудование, на котором основана система. На часто задаваемый вопрос о новом программном обеспечении для FAST Video Machine нет ответа, потому что существующее программное обеспечение уже реализовало все возможности "железа". Для того, чтобы добавить нечто новое в работу со слоями или в создание эффектов, необходимо вносить изменения в аппаратную часть Video Machine.
      В системе, где все главные функции реализованы программно, такой проблемы не существует и новые функции (например, новые редакторы эффектов) могут появляться в каждой новой версии программного обеспечения.
      Реализация проекта универсальной системы blue задержалась из-за слишком частого внесения изменений в стандарты цифровых интерфейсов, но время, потраченное на ее разработку, не пропало даром. Программное обеспечение FAST Studio, разрабатываемое для blue, составило основу системы нелинейного монтажа 601[six-o-one].
      Успех любой монтажной системы напрямую зависит от программного обеспечения. Для нормальной работы недостаточно только мощной "железки", способной обрабатывать два потока видео и слой титров в реальном времени. Зачастую значительно важнее те возможности программы, благодаря которым можно выполнять с этими потоками стандартные и нестандартные операции с максимальным комфортом. Эта точка зрения не всегда находит понимание, что, зачастую, объясняется "количественным подходом" к оценке возможностей любой системы нелинейного монтажа.
      В 601[six-o-one] использованы другие критерии. Они нарабатывались практикующими специалистами из студий по всей Европе. Множество людей активно участвовали в создании программы FAST Studio на всех стадиях: от разработки концепции до бета-тестирования. Таким образом, можно сказать, что во многом FAST Studio создана монтажерами и для монтажеров.
      Результаты не заставили себя ждать. Программа FAST Studio дает полную свободу как при простом, так и многослойном монтаже. Отсутствие каких-либо ограничений на сложность тайм-линии и количество эффектов, использованных в одном клипе, позволяет добиваться прекрасных, нестандартных результатов. Практически нет такого монтажного эффекта, который не может быть воспроизведен в редакторах FAST Studio.
      Но у любой медали есть две стороны: если эффекты "программные", их нужно считать. До недавнего времени, несмотря на то, что 601[six-o-one] выполняет рендеринг в фоновом режиме, т. е. рендеринг не замедляет работы на 601[six-o-one], скорость получения результатов рендеринга во многом зависела от вида работы, выполняемой на тайм-линии во время просчета. Расширить это "узкое место" 601[six-o-one] призвана программная технология InTime Processing. Суть InTime Processing заключается в оптимизации вычислительной мощности многопроцессорной системы за счет снижения "непроизводительных" затрат во время вычислений.
      Осмелюсь заметить, что любая система нелинейного монтажа просчитывает все эффекты. Если существует возмож ность просмотреть эффект в реальном времени, это значит, что система обрабатывает его синхронно с воспроизведением. Производительность машины позволяет ей создать следующий кадр за время демонстрации предыдущего. В подавляющем большинстве систем этот синхронный просчет обеспечивается специальными наборами микросхем, которые располагаются на основной плате - ядре монтажки. Благодаря "заточенности" на эти операции в синхронном режиме можно обрабатывать довольно большой набор эффектов, но только их. Если мы ставим задачу, выходящую за границы возможностей реального времени, все выглядит не так оптимистично.
      Аппаратные возможности 601[six-o-one] позволяют просчитывать синхронно (в реальном времени) стандартный набор 2D-шторок, наплывы произвольной длительности, титры с альфа-каналом (статичные, бегущая строка, барабан) и восемь дорожек звука. Всего этого вполне достаточно для 70% монтажных работ.
      Все нестандартные эффекты переходов и коррекция изображения просчитываются в режиме асинхронного рендеринга. Понятие "асинхронный рендеринг" легло в основу концепции InTime Processing. Под асинхронностью подразумевается независимость времени рендеринга от длительности просчитываемого фрагмента. Теоретически при определенном соотношении сложности эффекта и производительности системы время просчета фрагмента может оказаться короче, чем его реальная длительность.
      Алгоритмы технологии InTime Processing заложены в программе FAST Studio XL, которая является дополнительной опцией к 601[six-o-one]. Эта программа предназначается для работ со сложными эффектами и многослойного монтажа. Помимо того, что в целом скоростные показатели значительно (30-50%) улучшены, FAST Studio XL включает в себя ряд функций, позволяющих дополнительно повысить производительность при работе: возможность просмотра в любых режимах частично просчитанного клипа во время просчета, полноэкранная форма представления редакторов эффектов, функция "контейнер" для объединения в один клип (с возможностью последующего редактирования) сложного фрагмента тайм-линии, синхронизацию клипов на тайм-линии, просмотра монтажа на тайм-линии с различными скоростями как в прямом, так и в обратном направлении.

   Результаты теста производительности

Длительность клипа 10 с (250 кадров)
Эффект: Zoom  от 100% до 130% и обратно до 100%

  Конфигурация рабочей станции Качество просчета Время просчета, с
FAST Studio 2.0
Базовая программа
2xPIII400, 512 Мбайт 50 Мбит/с 250
FAST Studio XL 2xPIII400, 512 Мбайт 50 Мбит/с 150
601-InTime
(с FAST Studio XL)
2xPIII400, 512 Мбайт Некомпрессированное видео 30
Avid Xpress 1xPIII400, 192 Мбайт 3:1 284
discreet edit* (Boris)? 2xPIII400, 256 Мбайт 2:1 615

Эффект Zoom напрямую не поддерживается программой edit*  и был создан благодаря Boris FX.

      Но наиболее важным аргументом в пользу FAST Studio XL с технологией InTime Processing служит поддержка многопроцессорного ускорителя просчета 601-InTime. Полноразмерная PCI-плата несет на себе шесть дополнительных мультимедийных процессоров Phillips TriMedia 1300, дополнительный MPEG-2-кодек от C-Cube и 192 Мбайт оперативной памяти. Эта "параллельная" система просчета полностью устраняет зависимость скорости рендеринга от манипуляций на тайм-линии. При довольно мощной дисковой системе (FAST рекомендует в системах с 601-InTime применять двухканальные диcковые массивы LVD) скорость просчета не уменьшалась при параллельном проигрывании монтажа с тайм-линии.
      На примере системы с ускорителем 601-InTime можно легко понять, что такое "асинхронный рендеринг". На последней выставке в Монтрё представители FAST демонстрировали "фокус", когда 10-секундный клип просчитывался за три секунды. Сегодня подобного результата можно добиться только на системе blue, поддерживающей до трех ускорителей 601-InTime одновременно.
      На 601[six-o-one] все выглядит более спокойно. Просто во время работы вы порой не замечаете рендеринга. За то время, пока вы подбираете и устанавливаете на тайм-линии новый клип, все уже посчитано. Какой-нибудь нестандартный переход длительностью в одну секунду, созданный в редакторе Wipe Editor, просчитывается четыре секунды.
      "InTime" - значит "вовремя". Вам необходимо просмотреть этот переход ранее, чем через четыре секунды? Если да, то эти четыре секунды - плата за неограниченные возможности настройки эффектов.
      Данные, позволяющие в первом приближении сравнить скорость просчета систем 601[six-o-one] в различных конфигурациях и систем других производителей, находящихся в одной и той же ценовой категории, приведены в таблице.
      Как видите, конфигурации тестируемых машин разные. Но для тестов были взяты стандартные системы, поставляемые под ключ европейскими дилерами, цена которых превышает стоимость тестируемой системы 601[six-o-one] с программой FAST Studio XL. При этом даже базовый вариант 601[six-o-one] выглядит достаточно убедительно по результатам этого сравнения.
      Безусловно, решение проблемы скорости обработки эффектов в значительной степени укрепило позиции 601[six-o-one]. В настоящее время 601[six-o-one] не уступает лидерам рынка по своим монтажным возможностям, а с точки зрения создания эффектов и многослойного монтажа во многом превосходит их. От версии к версии программа FAST Studio XL активно впитывает в себя многое из того, что до сих пор умели делать только программы для композитинга.
      Сегодня актуальными вопросами остаются 3D-редактор (сейчас в качестве 3D-редактора поставляется программа Boris FX с поддержкой технологии InTime Processing), DV-опция для подключения двух DV-магнитофонов. Эти дополнения должны появиться к концу второго квартала 2000 г.
      Что касается долгожданной системы blue, то начало регулярных поставок намечено на конец первого квартала 2000 г. FAST позиционирует blue как hi-end-систему и судя по набору заявленных функций это вполне реально.

Максим Бабулин
Закончил МГПИ им.В.И.Ленина и МВТУ им.Н.Э.Баумана. Принимал участие в создании комплекса обучения компьютерной графике во ВГИКе. Несколько лет занимается поддержкой различного оборудования фирмы FAST в России в компании Heinz Ludwig Schudt.
Тел.: (095) 961-29-45/46
e-mail: m_babulin@hotmail.com
www.artos.ru