stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Советы начинающему монтажеру

Игорь Финковский

      Утром затрезвонил телефон. Звонил однокурсник из ВГИКа.
      - Слушай. Ты монтируешь на компьютере?
      - А что такое?
      - Вчера Митта проводил мастер-класс "Новые технологии в кино". Был полный зал... На вопрос: "Кто уже знаком с монтажными программами?.." -поднимаются две руки. Митта помрачнел и изрек нетленку: "Ну тогда мне нечего вам рассказывать - вы все равно меня не поймете".
      Мы еще какое-то время погоревали по поводу того, что со времени нашей учебы в родной киношколе так ничего и не изменилось в отношении к новым технологиям, после чего разговор зашел о деле. Как выяснилось, мой друг собирался купить недорогую нелинейку, чтобы немного сэкономить на монтаже отснятого фильма.
      Оставшихся на постпроизводство денег вполне бы хватило на дешевую монтажную систему для черновой сборки мастера и последующий чистовой монтаж на арендуемом профессиональном оборудовании. В этом случае всю муторную работу по отбору и составлению нужных фрагментов можно было бы сделать дома, без нервотрепки, сопровождающей любую аренду.
      Альтернативный вариант - приобретение более дорогой системы, позволяющей работать с картинкой, соответствующей профессиональным требованиям. При этом пришлось бы доплачивать существенные деньги за комплекс.
      Мы решили монтировать в программе Adobe Premiere, которой комплектуется большинство предлагаемых плат видеозахвата. Выбор на эту программу пал не случайно. При черновой сборке мастера необходимо принудительно вбивать SMPTE-тайм-коды исходника. Ведь результатом чернового монтажа является монтажный лист, и именно Premiere как нельзя лучше подходит для этой задачи. Сложнее обстояло дело с выбором "железа" для машины. В качестве вариантов рассматривались две платы для дешевого и две - для более дорогого комплекса: FAST AV Master или miroVideo DC30 plus; Matrox DigiSuite LE или ReelTime (Pinnacle) соответственно. Сравнение выглядит не вполне корректно из-за разницы в цене, хотя по некоторым показателям платы довольно схожи. Остальная начинка компьютера была более-менее ясна, поскольку во многих нелинейках почти одинакова. Основные вопросы, на которые предстояло ответить, - особенности взаимодействия Premiere с этими платами и реальное качество оцифрованного в них изображения.
      Честно говоря, не верилось, что где-либо нам позволят провести хотя бы поверхностный анализ. Но, к моему удивлению, в первой же компании, куда мы обратились (это была фирма "Стоик"), не только позволили "помучить" две платы из моего списка, но и предоставили одну из них для более подробного тестирования просто под честное слово. Остальное "железо" нашли у знакомых, имеющих свои домашние студии.
      Сравнение AV Master и miroVideo DC30 plus проводилось на машине, укомплектованной материнской платой ASUSTek P3B-F, процессором Pentium III 450 МГц, 256 Мбайт оперативной памяти и видеокартой Matrox G-400 (дисковую подсистему пришлось подбирать).
      Первые же тесты плат показали довольно близкое качество картинки при одинаковой компрессии. Однако FAST под Windows NT вел себя не очень устойчиво. Но потом выяснилось, что в комплекте был не самый последний драйвер. Больше всего раздражало отсутствие оверлея у Adobe Premiere под этой операционной системой. Правда, производители платы честно признавались, что оверлей под NT нормально работать не будет. Мы все же частично преодолели эту проблему, воспользовавшись советом опытных пользователей. Для этого просто нужно перевести оверлейный монитор программы в однооконный режим и отстегнуть от него панель управления. Тогда содержимое тайм-линии можно увидеть в этом окне. Однако при этом по необъяснимой причине плата перестает показывать видео на телевизионном мониторе. Чтобы увидеть RGB-изображение, необходимо пристегнуть панель обратно. Кстати, AV Master традиционно поставляется в комплекте с программой Ulead, под которую и "заточен".
      При воспроизведении с тайм-линии Premiere плата упорно показывала упрощенную картинку (одно полуполе), из-за чего четкость видео ухудшалась ровно в два раза. Нормально видео воспроизводилось только из автономной программы FAST Capture. Поэтому смонтированный в Adobe Premiere фильм необходимо импортировать короткими кусочками (до 2 Гбайт) в этот драйвер FAST. При длительности фильма в 52 мин таких кусков, как правило, не меньше нескольких десятков. И все это новые файлы, а диски ведь не резиновые. FAST Capture позволяет сложить эти куски в последовательность воспроизведения. Так плата преодолевает известное ограничение в 2 Гбайт. Причем эти файлы желательно делать не слишком длинными. Если в проекте Adobe Premiere необходимо что-то изменить, то останется просто пересчитать этот маленький кусочек, а не весь проект. Не очень удобно, но что поделаешь.
      Фирма Pinnacle Systems решила проблему воспроизведения длинных филь мов более красиво. После того как просчитаны эффекты, машина c miroVideo DC30 plus какое-то время думает, подготавливая проект Adobe Premiere к воспроизведению видео, после чего качественную картинку можно запускать непосредственно с тайм-линии без утомительной процедуры дробления программы на экспортируемые файлы. Это безусловно приятно. Однако интеллектуальный рендеринг (просчет только измененных частей проекта) не порадовал - он оказался слишком интеллектуальным. На следующий день после монтажа я обнаружил, что все отрендеренные фрагменты в машине с платой miroVideo DC30 plus куда-то исчезли. Вероятно, не все проблемы взаимодействия драйвера платы с программой Adobe Premiere решены Pinnacle. Еще одно досадное недоразумение: в плате перепутан порядок полуполей, т. е. в кадре сначала идет второе полуполе, потом первое. К сожалению, просто не хватило времени разобраться, для каких случаев в практической работе это может оказаться критичным.
      Но в целом miroVideo DC30 plus - достойное решение для недорогой монтажной системы, расcчитанной на работу с носителями класса S-VHS, Нi8.
      Укомплектовав машину платой miroVideo DC30 plus или FAST AV Master, можно сэкономить деньги, но не время на монтаже фильма, поскольку просчеты эффектов, а при AV Master - еще и экспорты занимают большую часть рабочего дня. В нашем же случае время чернового монтажа жестко лимитировано.
      Знакомство с двухпоточными платами ReelTime и Matrox DigiSuite LE было менее подробным, но впечатлило больше. Обе платы укомплектованы компонентными входами/выходами для подключения профессионального магнитофона. Обе работают с потоком видео - 13,4 Мбит/с и 15 Мбит/с соответственно, т. е. с компрессией меньше 1:2. Каждая плата имеет свой набор эффектов реального времени и воспроизводит качественное изображение непосредственно с тайм-линии. При использовании фильтров и переходов, аппаратно поддерживаемых этими платами, никаких просчетов не требуется. Отсутствует ограничение на длину файла в 2 Гбайт. И та и другая могут работать с редактором Speed Razor 4.7.
      В чем же разница? Во-первых, разные возможности модификации параметров эффектов. DigiSuite в этом смысле более элегантна, однако эффекты ReelTime гораздо лучше интегрированы в Adobe Premiere. Во-вторых, разные ограничения минимальной длины графического клипа: DigiSuite LE - три-четыре кадра, ReelTime - 13 кадров. В-третьих, наличие программного кодека. АV-файлы, созданные на LE при оцифровке изображения, можно воспроизвести на любом домашнем PC, просто проинсталлировав кодек. Это может оказаться важным при работе с графикой. Да и наборы программ, с которыми работают эти платы, также существенно отличаются. Так что разница в стоимости в $1500 не столь уж абсурдна. Eсли бы только ни одна проблема, обнаруженная в DigiSuite LE.
      При оцифровке видеосигнала, приходящего через компонентный вход, прослеживается слабый шум из хаотичных цветных полос, особенно заметный на низкоконтрастном изображении. Поначалу я предположил, что это - проблема конкретной тестируемой платы, но, как выяснилось, это общая беда плат DigiSuite Low Editon. К тому же общим недостатком этих плат является замедленная реакция на команду play, даже при воспроизведении с дисков SCSI. 
      Когда мы уже почти сделали свой выбор, нам предложили познакомиться с платой DV500, которая недавно появилась на рынке. И мы, не сговариваясь, остановились именно на ней. Удивительно, но плата, которая всего на 25% дороже своих предшественниц (miroVideo DC30 plus и FAST AV Master), двухпоточная и имеет аппаратно поддерживаемые эффекты реального времени. Под Windows 98 SE ее драйвер ни разу не подвел. DV500 имеет композитный, Y/C и DV-входы/выходы и работает с фиксированной для DV компрессией. Последний момент поначалу нас смутил, но, увидев качество картинки, воспроизводимой с тайм-линии, мы успокоились. Хотя мне показалось, что композитный выход давал менее четкое изображение, чем FAST AV Master. Но возможность работы в реальном времени с предмастером фильма перевесила все доводы против. И самое приятное. Тест-драйв платы показал: два потока видео можно получать со скоростного ID-диска. Так что разница в $250 с платами FAST AV Master и miroVideo DC30 plus компенсировалась приобретением более дешевой дисковой подсистемы.

      В странное время мы живем. Все слишком быстро меняется - особенно в компьютерном мире. Не успел порадоваться, что за какую-то неделю узнал столько нового, вдруг бац - звонок...
      - Ты в Интернет давно заглядывал?
      - А что такое?..
      - Ну старик! Тогда ты вообще ничего не знаешь. Ты слышал о новом маковском видеоредакторе?.. Ну ты что?! Народ шалеет от возможностей. А в G-4 DV-вход - это часть материнской платы, так что делай выводы...

Игорь Финковский
После окончания ВГИКа увлекся компьютерными новшествами. Автор фильмов "Сакраменто", "Портрет человека на фоне дождя", "Экскурсия в Эрмитаж", "Кто там", "Усталость от войны", 
"З. Гердт. Все то, что случилось со мной", "Вид из окна" и ряда других работ. Основная сфера интересов - синтез технологии и творчества.
Тел.: (095) 467-35-89, 215-79-30