stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

ШТАТИВЫ: на чем стоим

Джим Фили

Хороший штатив способен резко повысить качество вашего видео.
Плохой штатив может его погубить.
А в чем различия между хорошими плохим штативами?
zast.jpg (104822 bytes)

     Один мой приятель участвовал в документальных съемках в отдаленной части штата Орегон, в сотнях миль от ближайшего города. Директор-продюсер располагал снаряжением Digital Betacam, первоклассной звуковой и осветительной аппаратурой, прекрасными специалистами для работы со всем этим оборудованием. Аренда оборудования и наем людей обошлись в кругленькую сумму. Чтобы сэкономить хоть немного, он взял дешевый штатив, который чуть не погубил всю работу. Когда оператор пытался снимать с панорамированием, штатив начинал дрожать, он не позволял плавно наклонять камеру вверх или вниз, поэтому не удавалось снимать движущиеся панорамы. Приходилось вести съемку с рук, либо ограничиваться простыми статическими сценами. Так дешевый штатив снизил производственную ценность всей съемочной работы.
     Даже если ваша портативная камера рассчитана на съемку с рук или с плеча, это еще не значит, что такой способ ее использования всегда самый лучший. Хороший штатив может резко повысить качество снимаемых вами видеоматериалов. Хотя системы стабилизации изображения, имеющиеся в некоторых камкордерах и телевещательных объективах, частично компенсируют дрожание кадра при ручных съемках, во многих случаях, особенно когда видеоматериал предназначен для Web, лучше снимать при полной стабилизации.
     Но что же такое хороший штатив? Чем отличаются видеоштатив за $200 из универсального магазина и штатив для профессиональной видеосъемки?
     На первый взгляд, штатив стоимостью $300 выглядит так же, как тот, который стоит $2000 или $7000. Широкий диапазон цен объясняется тем, что в разных штативах используются материалы разной стоимости, у них разное качество изготовления, разный объем продаж, они рассчитаны на камеры разного веса.

Опоры

shtat1.jpg (45473 bytes)

Силу сопротивления при вращении флюидной головки можно регулировать

     Недорогие бытовые штативы имеют опоры из низкокачественного алюминиевого сплава и дешевые головки из пластмассы или металла. Профессиональные штативы снабжены опорами из высококачественного сплава, стали или углеволокна. Эти материалы легче, жестче и прочнее применяемых в бытовых штативах. Многие профессиональные видеокамеры весят гораздо больше и стоят дороже, чем бытовые камкордеры. Комплект опор для профессиональных или репортажных натурных съемок может стоить от $800 до $3000 (без стоимости головки).
     Конструкция большинства штативов, предназначенных для репортажных или натурных профессиональных съемок, предусматривает двухзвенные опоры и распорку. Вместо простых опор, как в штативах для фотосъемки, опора профессионального видеоштатива состоит из двух звеньев, каждое из которых представляет собой две вложенные одна в другую трубки. Эти вложенные трубки обеспечивают необходимую для видеоштатива высокую жесткость относительно скручивания, такую, чтобы сам штатив не скручивался при панорамировании камеры.
   Распорка — это трехлучевая опора, которая лежит на земле и удерживает опоры штатива на заданном расстоянии друг от друга. Она облегчает регулировку высоты штатива, не дает опорам соскальзывать или смещаться во время съемки, а после съемки позволяет быстрее сложить опоры. Профессиональный штатив обеспечивает устойчивость по всем осям, выдерживает как штатные, так и повышенные нагрузки.

Головки
shtat2.jpg (38164 bytes)
Опоры штатива для видеосъемки при небольшом весе отличаются жесткостью и устойчивостью
     В головке и профессионального, и бытового штатива могут использоваться пластмасса и металл, но профессиональные головки конструируются и изготавливаются по высокому классу.
     Хорошая головка штатива позволяет плавно поворачивать и наклонять камеру, даже если она холодная, грязная и изношенная. В настоящих флюидных головках для профессионального видео имеются две пластины, между которыми находится слой вязкого масла. Пластины поворачиваются в горизонтальной и вертикальной плоскости на жидкой подушке, не соприкасаясь друг с другом. Сама жидкость и все внутренние детали хорошей головки находятся в герметичной оболочке, защищающей их от трения и неблагоприятных метеоусловий.
     Более дешевые головки штативов не всегда обеспечивают плавное панорамирование, особенно на холоде и при высокой запыленности. Дело в том, что в них неподвижная и вращающаяся пластины либо трутся друг об друга, либо разделены каким-нибудь твердым материалом, например пластмассовой прокладкой, которая позволяет им плавно двигаться. В так называемых «почти флюидных» головках, или головках «с флюидным эффектом», между трущимися пластинами находится смазка. Хотя некоторые почти флюидные головки обеспечивают столь же хорошее панорамирование, как настоящие флюидные, они обычно изготавливаются с меньшей точностью (и поэтому дешевле), чем флюидные головки. Загрязнение, охлаждение, износ, большой вес камеры отрицательно сказываются на плавности их вращения.
     Силу сопротивления головки можно регулировать в широких пределах, не нарушая плавности ее поворотов и наклонов. Можно без помощи фиксаторов установить камеру в определенное положение, которое она будет сохранять. Для этого, однако, нужно сначала тщательно сбалансировать камеру на флюидной головке. Но так как большинство операторов для установки камеры на головке штатива используют заранее подогнанные, быстро освобождаемые пары пластин, то балансировка камеры делается редко.
     Чтобы сбалансировать камеру на флюидной головке, ее прикрепляют (вместе с объективом, микрофоном, батареей, радиоприемником и любыми другими аксессуарами) к головке. Добившись того, чтобы пузырьковый уровень на головке показывал, что она находится в горизонтальном положении, устанавливают низкое жидкостное сопротивление и, двигая камеру вперед и назад, грубо центрируют ее. Затем с помощью микрорегуляторов головки медленно перемещают камеру вперед или назад до тех пор, пока ее центр тяжести не окажется точно над центром головки.
     Для камер разного веса нужны разные головки. Если головка рассчитана на камеру, которая легче или тяжелее вашей, она не обеспечит вам желаемой плавности. Хорошая флюидная головка для натурной видеосъемки может стоить от $600 до $7000 и даже больше. Столь высокая цена связана с малым объемом рынка профессионального видеооборудования по сравнению с рынком бытовых фотографии и видео.
     Флюидная головка штатива — это точный прибор, к которому предъявляются высокие требования, и, так как годовой объем их продаж довольно мал, производители не могут снизить цены за счет массового производства. Кроме того, профессиональные видеокамеры очень тяжелые, что также удорожает профессиональные головки штативов по сравнению с бытовыми.

shtat3.jpg (43936 bytes)
Флюидная головка DS-25 фирмы Miller поддерживает камеры весом до 11 кг

Штативы для малых камер
     Как и во всем, чего коснулась революция DV, в области штативов с флюидными головками возникла тенденция к удешевлению. Пока не было DV, владельцы дешевых аналоговых камкордеров не могли оценить тот выигрыш в качестве, который дает хороший штатив, да и не нуждались в нем.
     Но теперь, когда компактные и недорогие DV-камкордеры дают изображение высочайшего качества, изготовители штативов считают, что появились пользователи камкордеров, которым необходимы хорошие комплекты опор с флюидными головками. Поскольку камкордеры DV, DVCAM, DVCPRO и Digital S могут весить и стоить намного меньше, чем их собратья из Betacam, опоры и головка штатива могут быть меньше и легче, а также дешевле. Учитывая, что развитие форматов DV в перспективе обусловит расширение рынка профессионального видео, изготовители штативов, возможно, смогут снизить цены за счет массового производства. В сумме все эти факторы приведут к появлению более легких, более качественных и менее дорогих штативов.
     Поэтому несколько компаний, применяя высококачественные материалы и производственные процессы высокого класса, создают головки и опоры, рассчитанные на камеры весом всего в несколько фунтов. Давние изготовители профессиональных штативов, включая компании Miller, Sachtler и Vinten, предлагают теперь недорогие штативы с маленькими флюидными головками, предназначенные для камкордеров DV. Обычно такой штатив состоит из флюидной головки, ручки панорамирования, трех опор, распорки, шипов и резиновых подушек для опор. Стоимость таких систем — от $1000 для камер весом до 2 кг. Чем тяжелее камера, тем дороже опоры и головка.
     Такие цены могут показаться слишком высокими. Однако вспомним, что камеры для телерепортажей стоимостью $40 000 устанавливаются на штативах стоимостью $8000 (а студийные камеры оснащаются еще более дорогими пьедесталами). Один день испорченной съемки может принести гораздо большие убытки, чем стоимость хороших штатива и головки. Можно привести и более оптимистичный довод: использование хорошего штатива — один из самых дешевых способов повысить ценность вашей видеосъемки.

Джим Фили — старший редактор журнала DV. С ним можно связаться по адресу jim@dv.com.

Jim Feeley. Tripods. A Leg to Stand On / DV, 1999, ноябрь, с. 52.