stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Настольные системы композитинга

Сравнение настольных систем композитинга

Марк Кристиансен

main.jpg (54300 bytes)

ShakeVideo 1.0
Media 100

Effect & paint option 2
discreet

Digital Fusion 2.5
eyeon

After Effects 4.1
Adobe Systems

     В последние год-полтора «настольная революция» охватила большую территорию и теперь бьется за господствующие высоты. Дорогие системы компаний Quantel, discreet и им подобных еще правят бал в крупных студиях постпроизводства,
но системы, работающие в операционных системах Windows NT и Mac, занимают весь остальной рынок.
     Большинство тех, с кем я говорил, удовлетворены имеющимся у них пакетом композитинга, какой бы программой они ни пользовались. Но при этом им хотелось бы знать, каковы возможности других приложений. Поэтому я попытался выделить особенности, присущие только одной программе или всем программам, кроме одной. Я нашел несколько программ композитинга, которые адекватно выполняют большую часть базовых функций, имеют каждая свои сильные стороны и уникальные особенности, а также неповторимые индивидуальные черты, проявляющиеся в пользовательском интерфейсе. Рассматривая каждую из них, я стремился охарактеризовать ее сильные и слабые стороны и выделить те вещи, которые она делает лучше других (или не делает, хотя должна бы).
     Хорошая программа композитинга, чтобы быть полезной, должна выполнять ряд базовых функций. К таковым я отношу цветокоррекцию, поддержку альфа-канала и анимированных масок, анимацию по ключевым кадрам с использованием f-кривых, функции 3D/DVE, трассировку и стабилизацию движения, цветовой кеинг, групповой рендеринг и функции размывания. Кроме того, я обращал внимание на качество реализации функций обработки звука, генерации и анимации текста, интеграцию 3D, функции раскраски, генерации частиц, а также монтажа и генерации монтажных листов.
     В обзор включены шесть пакетов, но фактически сравниваются четыре. Фирма discreet продает программы effect* и paint* в комплекте, по ценам, сопоставимым с ценами конкурентов. В настоящее время пакет Maya Fusion 1.0 функционально идентичен версии POST пакета Digital Fusion 2.5. Вскоре ожидается выпуск ShakeVideo версии 2, но предварительный вариант этой программы вовремя не поступил в редакцию и поэтому в испытаниях не участвовал.

ShakeVideo 1.0
Media 100$2500

Достоинства
Очень быстрые и качественные базовые эффекты, особенно размытость за счет движения. Более широкое, чем в любой другой программе настольного композитинга, использование сценариев делает данный инструментарий очень привлекательным для тех, кто любит программировать.

Недостатки
Многие функции, главным образом необходимые дизайнеру, или отсутствуют, или реализованы неполно; не поддерживаются подключаемые модули After Effects.

Резюме
Быстрая, гибкая, мощная, очень эффективная программа, хотя и «без примочек».

     ShakeVideo создана на базе Shake — изделия, которое уже больше года предлагает компания Nothing Real. В отличие от Shake, ShakeVideo поддерживает только графические разрешения ITU-R.BT601 и не поддерживает изображения с 16 битами на канал. Программа Shake была разработана несколькими бунтарски настроенными сотрудниками ведущих студий по спецэффектам в Лос-Анджелесе, не удовлетворенными существующим инструментарием. По их словам, в других изделиях их не устраивало неустойчивое качество чистового рендеринга и то, что инструментальные средства были или слишком медленными, или слишком сложными для быстрой и точной настройки.

pic2.jpg (21502 bytes)
Сценарии вплоть до ядра системы: все функции ShakeVideo, которыми можно управлять с помощью сценариев. Все проектные файлы Shake существуют в виде редактируемых текстовых сценариев. Сценарий проекта script открыт на заднем плане, а представления проекта Node и Curve находятся на переднем плане. Сценарии помогают управлять такими операциями, как сложные формульные соотношения между слоями

     Пакет ShakeVideo, распространяемый на эксклюзивной основе компанией Media 1001, — экономная и эффективная программа композитинга, которая мало считается с системными соглашениями Windows NT. Результаты поражают. А поскольку она является почти близнецом изделия, испытывавшегося в студиях Dreamquest и Mill, то обычные опасения насчет приобретения версии 1.0 какого-либо изделия не имеют под собой серьезных оснований (да и версия 2.0 не замедлит себя ждать).
     Если вы слышали о программе Shake, то, видимо, помните одну из двух ее особенностей: во-первых, она создает исключительно быстрые и качественные размывания без аппаратного ускорения, во-вторых, она основана на языке сценариев.
     Язык сценариев — в Windows NT? Именно. Возможно, вы будете удивлены, когда при первом запуске ShakeVideo увидите окно сеанса DOS, в котором откроется скупой (однако полнофункциональный и неуродливый) пользовательский интерфейс. Заметим, что сценарии оболочки и текстовые команды — не единственный способ работы с этой программой, так что, если они вас пугают, оставьте их скрытыми.
     В этой программе игнорируются многие системные соглашения по программированию в Windows. Например, пиктограмма рабочего стола представляет собой серый квадрат, а пиктограмма проигрывателя анимированной книжки (flipbook) — черную косую черту.
     Настройка ShakeVideo имеет массу достоинств. Прежде всего, именно она позволяет добиться от программы высокого быстродействия. Любой опытный технический директор скажет вам, что использование сценариев открывает массу возможностей при настройке конвейера рендеринга, повторении типовых задач, а также разработке собственных эффектов.
     ShakeVideo — идеальная Windows-программа композитинга для тех пользователей, которые точно знают, чего они хотят, и готовы освоить несколько необходимых горячих клавиш и сокращенных клавишных команд. В то же время дизайнеры, которые предпочитают, чтобы для них все было «разжевано», вероятно, будут испытывать трудности при освоении этой программы, если не затратят некоторое время на изучение принятых в ней соглашений.
     Управление эффектами в этой программе — дело несложное, поскольку вся информация прозрачно доступна и допускает точную настройку. Однако ряд функций поддержки процесса разработки, к сожалению, отсутствует, и это, в большей степени, чем стабильность или быстродействие, свидетельствует о том, что данное изделие является первой версией.

pic1.jpg (18746 bytes)
Деревья, узлы, контекстная зависимость: пользовательский интерфейс ShakeVideo, как и сама программа, лишен необязательных дополнительных функций и информации. На этом изображении показан интерфейс в виде дерева с узлами. На одном из узлов щелкнули правой клавишей мыши, в результате отобразилось меню для перемещения по всему проекту

     Например, невозможно анимировать объект путем перетаскивания мышью — необходимо ввести параметры или установить соответствующие движки. Когда задано значение для начального ключевого кадра, нельзя настроить другие ключевые кадры, просто переходя в другие точки тайм-линии и задавая для них новые значения, а затем записывая результаты. Вместо этого приходится переходить в режим монтажа по f-кривой и вводить параметры вручную.
     К моменту выхода этой статьи, видимо, уже появится версия 2.1 программы ShakeVideo. Вероятно, она будет следовать по пятам за Shake 2.1, выпущенной несколько месяцев назад.В версии 2.1 добавятся новые функции, которых так недостает в версии 1.0, в том числе возможность анимации путем перетаскивания объектов или сплайнов (это есть во всех остальных рассматриваемых пакетах) и сплайновые маски, а также многопоточность и, я надеюсь, сетевой рендеринг.
     Думаю, что в скором времени будет реализована поддержка подключаемых модулей After Effects. Компании Nothing Real (разработчик Shake) и Adobe договорились о том, что проектные файлы одного приложения можно будет читать в другом, так что эта идея, может быть, будет поддержана в Nothing Real.

     По многим параметрам, за исключением быстродействия и качества базовых функций, ShakeVideo придется догонять конкурентов, пока в ней не появятся те функции, которые пользователям представляются нужными. Ее текстовый инструмент довольно примитивен. Она не поддерживает звук, даже разметочную фонограмму. Не планируется вводить эффекты раскрашивания. Нет функций morphing или warping по заданной форме, хотя есть displacement mapping.Назвать программу ShakeVideo неинтуитивной ни в коем случае нельзя, однако для полного использования ее возможностей вам придется изучить все ее приемы. Если вам нравится работать в стиле Shake и импонирует идея аскетичной, без сложной оболочки, быстродействующей программы композитинга, обязательно отнеситесь к ShakeVideo как к серьезному кандидату.
Комментарий специалиста
Несколько замечаний в защиту Shake

     Я не стану спорить с оценками автора данного обзора — это его субъективное мнение. Однако в пылу своей любви к After Effects и ненависти к серым иконкам в NT г-н Кристиансен забыл упомянуть о некоторых важных преимуществах Shake. Поэтому я, в свою очередь, приведу субъективные мнения людей, которые применяли Shake в конкретных проектах. Речь пойдет о полной версии Shake, в версии с приставкой Video ограничено разрешение и глубина цвета, отсутствуют поддержка логарифмического представления цвета Cineon (все это совершенно не нужно для работы с видео), а также некоторые функции, предназначенные для работы с формулами, которые, впрочем, легко реализуются элементарными скриптами.
     В компании Dream Quest Images Shake использовали при создании фильма «Армагеддон» для трэкинга, стабилизации, эффектов дрожащей камеры и эффектов motion blur. Свидетельствует Марло Пабон, технический директор Dream Quest: «Shake дает потрясающий по качеству и эффективности motion blur, когда нужно добавить искусственное движение камеры на статичных кадрах».
     Shake — основной инструмент композитинга в Dream Pictures Studio. «Shake — очень мощный инструмент производства. Он дает возможность творить без обычных беспокойств, связанных с процессом композитинга, — утверждает Сен Вильямс, координатор по компьютерной графике Dream Pictures Studio. — Вы получаете не только эффективность, но и великолепное качество рендеринга».
     А вот мнение Барри Робертсона, технического директора POP Film, использовавшего Shake при производстве таких фильмов, как «Титаник», «Армагеддон», «Адвокат дьявола» и др.: «Shake быстрая программа и она позволяет нам решать задачи, которые невозможно решить с помощью больших компоузеров. "Прозрачная" работа с данными каналов делает копирование и перемещение цветовых каналов и масок тривиальным процессом».
     С помощью Shake в Manex Visual Effects создавали некоторые композиции для фильма «Матрица». Помните «историческую программу», сцену с огромным полем искусственных зародышей. Это стопроцентная компьютерная графика. Однако отрендерить эту сцену за один проход было невозможно из-за комплексного освещения и зависимости освещения одних элементов от других. «С помощью Shake мы сделали предварительную композицию, чтобы найти варианты комбинации объектов и освещения необходимые для каждого элемента, — говорит Стив Демерс, ведущий специалист департамента 3D графики Manex. — Shake позволил нам, наблюдая конечный результат, изменять освещение, манипулируя различными "проходами" света интерактивно».
     Мне посчастливилось работать с Shake, и мои впечатления в основном сходны с приведенными выше. Это действительно полезный рабочий инструмент. Иерархическое представление композиции дает абсолютную свободу творить, не задумываясь над следующим действием. Неограниченное число эффектов в любых комбинациях, уникальные возможности работы с цветом и масками — все это супербыстро. Я и подумать не мог, что такое возможно на NT.

Кирилл Бобров, Graphic Group, grapgr@dol.ru

effect* & paint* option 2
discreet$2395 (оба пакета)

Достоинства
Возможность раскраски моделей 3D Studio MAX в реальном времени (для этого желательно иметь два монитора); мощные инструменты трехмерных эффектов; очень хороший трассировщик.

Недостатки
Отсутствует ряд функций, имеющихся у программ-конкурентов; неполная интеграция между модулями effect* и paint*.

Резюме
Продукты фирмы discreet обладают многими привлекательными возможностями и демонстрируют достоинства интеграции технологий, но лишены некоторых базовых функций.

pic3.jpg (26124 bytes)

Трехмерное управление: программа discreet effect* всегда работала в трех измерениях. Сегодня одной из наиболее интересных функций является возможность создавать эффект свечения с учетом глубины. В данном случае текст подвергается рендерингу в файл RLA из 3D Studio MAX, а свечение применяется только к передней поверхности букв. Прыгающий мяч не подвержен размыванию за счет движения, но к нему был применен эффект Pan Blur. Странно, но как бы я ни настраивал этот эффект, он всегда отображался в виде строго вертикального размывания. В отличие от других программ композитинга, в режиме предварительного просмотра ключевых кадров эффекта не отображаются сплайны, зависящие от времени

     Я уже рассматривал в журнале DV программы effect* и paint* и критиковал фирму discreet, которая, приобретя эти продукты, установила на них очень высокую цену — каждый из пакетов стоил $1995. С тех пор положение несколько изменилось. Изделия не только получили новые имена, но и цены на них снизились почти до первоначальных уровней. Еще более важно, что они подверглись существенной переработке (которая, правда, была реализована уже довольно давно). В число новшеств входят трассировка движения и определенная интеграция с двумя другими членами семейства discreet NT — 3D Studio MAX и edit*.
     Наиболее характерная черта программ effect* и paint* — интеграция трехмерных объектов. В самой первой версии уже предусматривалась возможность создания и 2D-, и 3D-композиций. Даже при работе с 2D-композициями предлагается ряд 3D-метафор, в том числе иерархии и пустые объекты. А когда выбрана опция 3D, к ним добавляются анимируемые виды камеры, а также протяженные и точечные источники света с тенями, формируемыми по методу трассировки лучей. Но программа до сих пор не может импортировать трехмерную геометрию.
     Появились новые инструменты, представляющие интерес для пользователя 3D Studio MAX. Программа может читать сцены MAX с выполненным рендерингом в формате RLA, в котором распознаются индивидуальные объекты и материалы по координате Z. Программа effect* теперь содержит подключаемые эффекты, осуществляющие размывание в зависимости от глубины поля. Имеются эффекты тумана, свечения и бликования объектива, причем все они учитывают глубину. Программа paint* содержит еще больше новшеств. Она позволяет создавать текстуры, накладывать их на модель MAX и корректировать в реальном времени. Трассировщик программы effect* напоминает соответствующие модули в программах композитинга фирмы discreet для компьютеров SGI. Данные трассировки можно использовать для настройки всех параметров, связанных с ключевыми кадрaми, в том числе точек на сплайновой маске. Раньше эта возможность была исключительно принадлежностью программы flame — базового пакета discreet для систем высшего класса.
     В версии 2 все еще недостает многих вещей. В целом интерфейс остался тем же, каким он всегда был в программе Illuminaire: очень серым и полным плавающих палитр и инструментальных блоков. Хотя быстродействие несколько повышено, по большинству функций эта программа остается самой медленной из всех рассмотренных.

pic4.jpg (25483 bytes)
Paint Effects: совместимость между paint* и 3D Studio MAX здесь не показана, потому что нормально увидеть одновременную работу обеих программ можно только на двух мониторах (которые необходимы, если вы хотите так работать). Видим же мы здесь интерфейс программы paint*, в котором много функций для управления кистями, но нет имеющейся в программе effect* возможности композитинга нескольких входных файлов

     Зато effect* версии 3, сходный с версией 2 только по названию, обнаруживает те возможности, которые, я надеюсь, фирма discreet реализует в следующих версиях программ effect* и paint* для NT и Mac. Версия 3 программы effect* представляет собой урезанную версию программ flame и inferno, работающую на SGI O2.
     Основные функции версии 3 программы effect*, которые еще предстоит реализовать в ее аналогах для Mac и NT, таковы (в порядке важности): поддержка более чем одной композиции в проекте, размывание за счет движения, независимая установка ключевых кадров по координатам и времени, пакетная обработка, непосредственное управление аппаратным вводом/выводом, warping при генерации текста, поддержка монтажных листов, работа со звуком (хотя только с разметочной фонограммой), разностные маски, трехмерные частицы, улучшенная архивация и сетевые функции.

     В настоящее время discreet не очень хочет делиться своими планами относительно программ effect* и paint*. Возможно, в них появятся существенные улучшения, если фирме discreet достанет смелости реализовать в них функции своих наиболее мощных программ для данного более низкого ценового уровня.
А пока что вы, может быть, найдете в этом пакете достаточно привлекательных черт, чтобы приобрести его уже сейчас, особенно если вы пользователь 3D Studio MAX. Если функции 3D-раскраски и эффектов не являются для вас жизненно важными, я бы советовал подождать и посмотреть, что предложит discreet в версии 3.

Digital Fusion 2.5
eyeon
$2495 ($5000 за POST)

Достоинства
Мощные возможности по управлению и применению анимаций; легко доступная метафора композитинга Flow; полная реализация поддержки мультипроцессорной обработки; хорошая совместимость с программами 3D и рядом плат ввода.

Недостатки
Некоторые настройки спрятаны в пользовательском интерфейсе; такие эффекты, как размывание, текст и др., лучше реализованы в других программах.

Резюме
Digital Fusion — быстрая и мощная программа композитинга, которая понравится художникам, специализирующимся на трехмерных сценах и визуальных эффектах.

     У программы Digital Fusion есть свой круг очень верных пользователей, особенно среди аниматоров трехмерных сцен, создающих продукты высокого класса в среде NT. Почему они ее любят? Потому что она быстрая и хорошо использует многопроцессорные системы. Им нравится ее интерфейс Flow — он показывает конвейер рендеринга в виде настоящих труб, которые соединяют клипы и эффекторы. С помощью этого довольно мощного интерфейса легко комбинировать разные эффекты и f-кривые для создания чего-то нового.

     Но Digital Fusion, видимо, подойдет не всем. Некоторые эффекты в ней отсутствуют. Многие из базовых функций находятся в контекстных меню, что непривычно для пользователей Mac, хотя и знакомо пользователям NT, и что уравнивает по доступности с базовыми функциями те, которые почти никогда не используются. Дизайнерам, вероятно, больше подойдет какой-нибудь другой пакет, но художники по 3D- и визуальным эффектам могут предпочесть Digital Fusion.

Комментарий специалиста
Трекинг ЖИВ!!!

     После прочтения статьи становится совершенно ясно, что г-н Кристиансен знаком и работает только с одним инструментом композитинга — After Effects, о других имеет не более чем поверхностное представление, а некоторые просто знает понаслышке. Конечно, After Effects — прекрасный и популярный пакет, но тогда, причем здесь обзор? Статья должна была бы называться — «Моя любимая программа After Effects», а внизу подпись мелкими буквами — «на правах рекламы», ведь остальные пакеты призваны только оттенять достоинства «900-фунтовой гориллы». Даже при беглом взгляде на иллюстрации (скриншоты) видно, что автор «тестировал» или урезанные, или демонстрационные версии пакетов. Я не хочу уподобляться автору «обзора» и буду говорить только о том, что знаю, а не то, о чем догадываюсь или где-то слышал. Поэтому рассмотрю этот обзор на примере «тестирования» пакетов paint* и effect*.
     У каждого, кто хотя бы немного работал с этими пакетами утверждение о том, что в них, к сожалению, отсутствуют трекинг и стабилайзинг (смотри таблицу), вызовет приступ гомерического хохота. Дело в том, что практически все инструменты этих пакетов базируются на трекинге — начиная со стабилайзинга и заканчивая динамической маской. Эти пакеты на Западе даже иногда называют «tracking-based», т. е. «базирующиеся на трекинге». Причем алгоритм трекинга справедливо считается одним из лучших и составляет предмет особой гордости разработчиков. Ни для кого не секрет, что модули трекинга и стабилайзинга в программах paint* и effect* перенесены напрямую из таких пакетов, как flint и flame. Неужели г-ну Кристиансену лень было прочитать если уж не документацию, то хотя бы пресс-релизы последних выставок, там это прямо написано. Или уважаемый «эксперт» не тратит время на такие мелочи, как посещение выставок и чтение документации. Кстати, документацию, например руководство пользователя, уважаемый автор явно не читал (по причине отсутствия оного в его распоряжении), поскольку пользовался демоверсией, в комплект которой входит только CD-ROM и заказать которую можно бесплатно, просто зарегистрировавшись на сайте discreet. Эта версия действительно не имеет многих модулей, более того вообще не позволяет проводить рендеринг в полном видеоразрешении (о каком тестировании тогда может идти речь?); это сделано, для того, чтобы исключить ее использование в коммерческих целях — она предназначена только для знакомства с интерфейсом системы. Почему же автор не обратился к фирме-производителю с просьбой предоставить полные версии пакетов для тестирования? Возможно, он и обращался, однако серьезная фирма далеко не всякому доверит тестирование своих продуктов. Видимо, полные версии получить не удалось, пришлось довольствоваться тем, что бесплатно «валяется в Internet». Кстати, на это косвенно указывает сам автор в своей фразе «discreet не очень хочет делиться своими планами относительно paint* и effect*». С г-ном Кристиансеном, возможно не хочет, а для всех остальных существует сайт www.discreet.com. Свое незнание пакетов автор прикрывает пустыми фразами типа «отсутствует ряд функций, имеющихся у программ-конкурентов» или «…недостает многих вещей» без уточнения, каких «вещей» и каких «функций». Поэтому практически все «Нет» в таблице (графа «effect* & paint* option 2») следует читать как «Да». Если говорить о скорости рендеринга, то автор также не мог ее проверить по уже известным причинам. Что касается упоминания автором «третьей версии» effect (option 3), должен огорчить его — она, кроме названия, не имеет ничего общего с программами paint* и effect*: помимо другой аппаратной платформы, здесь есть коренные отличия в идеологии, интерфейсе и возможностях. Это совершенно разные продукты, которые всегда развивались параллельно по своим законам.
     Возможно, г-н Кристиансен прекрасный оформитель в «крупной развлекательной компании в графстве Марин» (кстати, что это за «крупная развлекательная компания»? телевизионная? радио?, а может, развлечения иного рода?), однако это не значит, что у него достаточно опыта и возможностей тестировать серьезные системы композитинга и тем более писать на эту тему обзоры. Господин Бобров в своем комментарии явно щадит автора, описывая его мнение как «субъективное», я бы выразился по-другому — «непрофессиональное».

Олег Бондарев, сертифицированный специалистпо системам edit*, paint* и effect*



pic5.jpg (21416 bytes)
Простой план: блоки и соединительные линии под скомпонованным изображением иллюстрируют интерфейс Flow программы Digital Fusion в действии (используется «мягкий» вариант интерфейса — это их термин, а не наш). Заметьте, что реализация текста в Digital Fusion не допускает столь сложных типов анимации, как в After Effects, и что размывание за счет движения, примененное к круглой маске (выделено в верхнем правом углу), выглядит несколько грубо даже при настройке на максимальное качество

     Немало мощных функций и средств поддержки процесса разработки в программе Digital Fusion являются уникальными. Например, ее система контейнеров содержит не только клипы, но также эффекты и настройки. Так что, если вам захочется многократно использовать определенную глобальную настройку цветокоррекции, настройку эффектов или форму маски, то контейнер Fusion позволит легко найти и применить их.
     Если использовать Fusion с любой из поддерживаемых плат ввода/вывода видео (от таких поставщиков, как DPS, Matrox и Truevision), то клипы можно вставлять прямо из окна контейнера. Это кажется второстепенной возможностью, но, привыкнув к ней, вы будете ощущать ее отсутствие в других программах.
     Система Flow наглядно показывает порядок следования всех клипов, эффектов и комбинаций. Для большей ясности вы даже можете дать каждому из них уникальное имя. Программа также широко применяет контекстные меню — щелчок правой клавишей мыши вызывает соответствующие настройки.
     Функционируя, как «заводской конвейер», Fusion позволяет быстро и легко подключать составные части, что особенно важно для аниматоров, которым нужно скомпоновать элементы, добавить цветокоррекцию или свечение и двигаться дальше. И это не значит, что программа может только это — она способна на большее.
     Однако есть и ряд ограничений. Изменение порядка слоев видеоматериала в программе Fusion мне показалось сложным. Более того, некоторые важные функции скрыты. Настройки размывания и качества рендеринга, как правило, появляются только на второй закладке каждого отдельного эффекта или маски. Нет возможности устанавливать глобальные настройки на этапе рендеринга.

pic6.jpg (25655 bytes)
Яркое свечение: здесь, при «классической» реализации пользовательского интерфейса программы Digital Fusion (опять же, это термин фирмы eyeon, а не наш), мы видим в действии ее эффект свечения. Входной файл показан справа. Ключевые кадры на основе сплайнов позволяют отдельно задавать временные и пространственные зависимости. Эффект свечения — один из многих инструментов программы, оптимизированных по скорости

     Если, например, вам приходится часто регулировать прозрачность, то вы с огорчением увидите, что в руководстве по программе Fusion вас отсылают к «альфа-каналу». В диалоговой помощи программы термин «прозрачность» вообще отсутствует (и нет никакого его синонима, насколько я понял). Для меня до сих пор остается тайной, как регулировать прозрачность текста непосредственно в инструментах ввода текста или слияния объектов.
     Программа заслуживает похвалы за наличие текстового генератора, но в нем отсутствуют многие функции инструмента Path Text программы After Effects. Точно так же звуковые инструменты Fusion предназначены только для работы с разметочной фонограммой (впрочем, для очень многих аниматоров этого вполне достаточно, потому что основное озвучивание выполняется в другом месте).
     Монтажерам, работающим на Avid и ряде других нелинейных систем, понравится то, что Digital Fusion поддерживает файловый формат OMF, это позволяет легко обмениваться файлами между Fusion и системами Media Composer или Xpress.
     Digital Fusion опередила другие настольные системы в нескольких областях. Эта программа быстро реализовала полную поддержку многопроцессорной обработки в Windows NT, в ней впервые были применены инструментальные средства работы с трехмерными объектами с использованием формата RLA, а ее версия POST впервые обеспечила 64-разрядную глубину цвета, что важно для кинопроизводства.
     Digital Fusion выполняет рендеринг очень быстро и обладает мощными анимационными функциями. Она способна практически везде применять один и тот же набор ключевых кадров, а также анимировать по математическим формулам. И то, и другое в целом удобнее, чем сценарный язык Motion Math в After Effects.

     Если в Digital Fusion есть нужные вам функции, то все сводится к тому, предпочитаете ли вы используемую в Fusion метафору процесса разработки. Я знаю аниматоров трехмерных сцен, которые перешли на эту программу, посчитав неинтуитивными тайм-линию и предварительный композитинг в After Effects. Digital Fusion заслуживает самого серьезного внимания аниматора визуальных эффектов и трехмерных сцен.

After Effects 4.1
Adobe Systems, Inc.
Розничная цена $689 («Производственный комплект» — $1499)

Достоинства
Неограниченный бесплатный сетевой рендеринг; широкий набор подключаемых модулей; интеграция с другими изделиями Adobe; мощные инструменты для работы со звуком и ключевыми кадрами.

Недостатки
Отсутствие хороших трехмерных инструментов, непосредственной интеграции с какими-либо 3D-программами и встроенных средств раскраски; цвет не более 8 бит на канал; интерфейс на основе палитр иногда бывает перегружен объектами.

Резюме
В этой версии After Effects появилось большинство функций, на отсутствие которых жаловались пользователи, благодаря чему эта программа настольного композитинга сохраняет лидирующие позиции.

     Если среди программ настольного композитинга есть 900-фунтовая горилла, то это явно Adobe After Effects. Версия 4.1 повторяет типичный путь развития этого изделия — в версии x.0 вводится ряд важных функций и обновленный интерфейс, а затем в версии x.1 появляется множество серьезных и полезных усовершенствований к этим функциям.

pic7.jpg (22106 bytes)
Тесновато: свободно плавающие палитры программы After Effects могут довольно сильно перегрузить экран при работе с материалами D-1 в стандартном графическом режиме 1024x768, но зато программа оптимально использует конфигурацию с двумя мониторами. Здесь мы видим в действии некоторые функции, которые After Effects выполняет лучше других. Функция Path Text позволяет анимировать текст по нескольким сплайнам при полном контроле над кернингом, межбуквенными расстояниями, стилем и т.п. Интерфейс управления ключевыми кадрами позволяет точно настраивать параметры анимации. Хорошо реализовано размывание за счет движения

     Некоторые из новшеств версии 4.1 ожидались уже давно. Снято ограничение размера кадра величиной в 4000 пикселей; теперь, наконец, допускается до 30 000 пикселей на кадр. After Effects теперь поддерживает файлы RLA и формат z-PIC фирмы Softimage, что уже давно реализовано в ряде конкурирующих программ. «Производственный комплект» дополнительно содержит пакет 3D Channel Pack, который обеспечивает управление по глубине туманом и размыванием, маскирование по глубине и идентификатору.
     Режим Flowchart View отображает конвейер рендеринга в виде узлов на дереве, как это делается в большинстве программ композитинга. Это только режим просмотра; связи в дереве изменять нельзя. Интерфейс, как и раньше, построен на слоях и композициях. Появилась возможность записывать излюбленные настройки эффектов с ключевыми кадрами в виде кроссплатформенных файлов.
     Но все это бледнеет в сравнении с сетевым рендерингом в «Производственном комплекте» и так называемым Watch Folder — задаваемым пользователем каталогом на сети, за которым будут «наблюдать» машины рендеринга AE. Когда в этом каталоге появляется законченный проект, машины, находящиеся в режиме Watch Folder, начинают его восстанавливать. Механизм рендеринга (Render Engine) программы After Effects обеспечивает сетевой рендеринг без каких-либо дополнительных расходов пользователя на каждый узел рендеринга.
     Допустим, у вас есть несколько проектов, для рендеринга которых на одной рабочей станции потребовалось бы 30 ч. Если вы поместите законченные проекты в Watch Folder и поставите три эквивалентные машины (свою собственную и две сетевые машины, выполняющие Render Engine) в режим Watch Folder, то рендеринг завершится примерно за 10 ч. Машины можно настроить так, чтобы задачи распределялись между ними по отдельным кадрам или по рендерингам. After Effects также имеет функцию Collect Files, которая упрощает сбор всех элементов проекта в Watch Folder для рендеринга и архивации.
pic8.jpg (19677 bytes)
Теперь в трех измерениях: здесь мы видим, как After Effects работает с файлом RLA, созданным в 3D Studio MAX. Формат RLA, который включает информацию о глубине (Z) в файле двумерного изображения, позволяет вводить зависящий от глубины эффект тумана с помощью подключаемого модуля, входящего в состав «Производственного комплекта» программы After Effects 4.1. Мы также видим, почему RLA и z-PIC являются лишь промежуточными решениями задачи включения 3D-информации в 2D-файлы: проблемы сглаживания контуров вокруг букв связаны с неспособностью RLA обеспечить сглаживание, так как в зонах пересечения потребовалась бы двойная информация о каждом пикселе. Входное изображение показано на заднем плане
     Конечно, всегда требуются дальнейшие новации. Большинство пользователей вполне удовлетворены цветовым представлением RGB с 8 битами на канал. Даже многие материалы кинематографического формата проходили финишную обработку в After Effects (например, «Звездные войны: призрак-угроза»). Но некоторые пользователи испытывают затруднения с продажей клиентам материалов, выполненных на 8-битовой системе. И хотя After Effects теперь в основном находится на должном уровне в части объемных функций, может случиться, что вскоре один из его конкурентов окажется гораздо более 3D-оснащенным.

     Самые старые и наиболее популярные обычно становятся мишенью критики. After Effects опережает своих конкурентов по таким характеристикам, как превосходный звуковой инструментарий (почти отсутствующий у конкурирующих изделий), множество непосредственно поддерживаемых подключаемых модулей, очень хорошее управление ключевыми кадрами и даже низкая цена.

     After Effects остается любимым инструментарием для большинства дизайнеров анимационной графики (которые никогда не откажутся от непосредственной поддержки файлов Photoshop и Illustrator, обеспечиваемой этой программой), а также и для многих профессионалов в области визуальных эффектов. Если вы выбрали After Effects в качестве своей программы композитинга, то с версией 4.1 вы будете чувствовать себя не менее комфортно.

Сойдутся или столкнутся 2D и 3D?

     «Интеграция» уже несколько лет является одним из главных девизов в компьютерной графике. На выставке SIGGRAPH'98 этот термин фигурировал в сообщениях о слияниях и партнерствах между компаниями discreet и Kinetix, Softimage и Avid, Alias|Wavefront и eyeon. Вдруг оказалось, что основным поставщикам необходимо выпускать такие пакеты 3D, композитинга и монтажа, которые могут между собой интегрироваться.
     Однако трудно не назвать все эти разговоры об интеграции просто модой. Монтажеры, специалисты по композитингу и художники трехмерных сцен — это обычно совершенно разные типы личности. И сами поставщики, похоже, не очень четко понимали цели интеграции: если она нужна не для того, чтобы один человек с помощью одного пакета мог сделать материал от начала до конца, то для чего же?
     Представьте себе, что когда-нибудь мы со смехом будем вспоминать, как мучили актеров, заставляя их играть на почти пустой сцене с голубым или зеленым задником. Визуальная информация, полученная с помощью камеры, и векторная информация, полученная с помощью трехмерного сканера, будут сосуществовать в одном устройстве.
     Если это кажется вам слишком далеким будущим, подумайте о том, что сегодня вы, быть может, тратите больше времени, чем думаете, на имитацию эффектов 3D в своей программе двумерного композитинга. Или, возможно, вы применяете многопроходный рендеринг с просчетом одной и той же последовательности несколько раз для разделения информации о тенях, свечении, освещении, отражении и светимости. Не предпочли бы вы иметь именно такие возможности интегрированными в одном пакете, даже если с ним будут работать несколько человек?
     Обратимся, например, к Maya Fusion. Компания Alias|Wavefront продает эту программу в качестве пакета композитинга, дополняющего NT-версию Maya 3D. В настоящий момент Maya Fusion (версия 1.0) идентична программе Digital Fusion POST 2.5, т. е. никакой специальной интеграции между ней и Maya 3D нет. Но Шай Хиниц, менеджер по изделию Maya Fusion, сообщил журналу DV некоторые возможные особенности будущего пакета Maya Fusion 2 (хотя пока все это еще находится в зачаточном состоянии) и, возможно, других программ композитинга. Это интервью проливает свет на одно из возможных направлений дальнейшей интеграции двумерных и трехмерных инструментариев.

Не является ли ответом формат RLA?

     Формат RLA представляет ценность для многих пользователей, потому что он описывает пространственные соотношения между двумерными изображениями в трехмерном пространстве. Но RLA — это слабая реализация представления 3D с помощью 2D. Некоторые считают, что RLA скоро отомрет. Почему?
     Возьмем проблему сглаживания границ. Для двумерных изображений сглаживание не представляет трудностей. Одно изображение занимает один слой и сглаживается на фоне слоев, расположенных под ним (в соответствии с описанием в альфа-канале). Но как только одно изображение требуется сгладить относительно двух перекрывающихся изображений, возникает проблема — на фоновом изображении отсутствуют области, закрытые передним планом, а передний план уже сглажен относительно фона. Сглаживание не работает в обе стороны; оно работает только для изображения переднего плана, причем лучше всего при сплошном цветовом фоне, который можно вырезать маской из сглаженной области.
     И еще существует проблема тех эффектов, которые всегда нецелесообразно было имитировать в 2D, ярким примером чего являются частицы, тянущиеся следом за движущимся объектом. На SIGGRAPH'99 компания ILM показала, как с помощью системы Maya 3D Dynamics создается иллюзия дыма, тянущегося за машинами в эпизоде гонок фильма «Призрак-угроза». Эта программа описывает на физическом уровне движение частиц, вылетающих из объекта, который удаляется от камеры. В двух измерениях такая имитация просто невозможна.
     Что, если у вас есть отснятый материал, показывающий автомобиль, который удаляется от камеры, и в своей программе композитинга двумерных эффектов вы можете создать иллюзию горящего автомобиля, не прибегая к использованию какой-либо программы трехмерных эффектов? Не правда ли, это открыло бы целый мир новых возможностей?
     Это всего лишь один пример того, что можно было бы делать в программах композитинга, если бы они были полнее интегрированы с 3D. Сама по себе работа может оставаться преимущественно двумерной или трехмерной, но задача стыковки эффектов разной размерности не будет столь трудоемкой, как сегодня.

Марк Кристиансен сочетает 2D-композитинг и 3D-графику при создании материалов
для крупной развлекательной компании в графстве Марин, штат Калифорния.

Mark Christiansen. It's All 2D in the End, My Friend / DV, 1999, декабрь, с. 24.