stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Из личного опыта общения с «Форвардом»

Владимир Соколов

      Есть такие явления и вещи, которым невозможно дать однозначную оценку. Это имеет отношение и к компьютерным компонентам. Казалось бы, что мудреного в железке, имеющей специфическое, узкое назначение? Однако некоторые из них требуют пристального разглядывания, такого, как на ювелирных выставках: экспонат рассматривают с разных сторон, меняют ракурсы и гальванизируют в памяти информацию об авторах.
      Я не привык доверять тестам. Услышать из уст коллеги простые слова "эта видеокарточка - классная" мне гораздо важнее, чем ломать голову над таблицами. Но нет ничего лучше, чем провести с каким-то устройством несколько "интимных" дней или недель и потом попробовать оценить возникшие чувства. Так и было, когда мне из Новосибирска команда компании "СофтЛаб" прислала свою видеокарту ввода/вывода "Форвард".
      Я не могу сказать, что увидел "Форвард" впервые. Просто раньше устройство тут же оказывалось в работе, видеоинженеры присоединяли Betacam и начиналось то, что мы называем "юзать".
      Итак, извлекаю из упаковки компакт-диск, провода и сам "Форвард". Эксперимент должен быть "чистым", и, если не возникнет крайней надобности, я не буду прибегать к чьей-либо помощи.
      Несколькими днями ранее мне пришлось устанавливать программное обеспечение для весьма известного графического комплекса одного из лидеров в области нелинейного монтажа. Даже четкое следование инструкции по установке растянуло "удовольствие" инсталляции на два дня и завершилось вызовом специалиста компании-дилера. Специалист привел меня в изумление кучей отсутствующих в документации и, с точки зрения трезвого пользователя, непонятных последовательностей. Ну, например, выбором Regional Setting (графика-то тут причем?) в точно выбранный момент. Не произойдет ли у меня подобное с "Форвардом"?
      В свободный слот PCI помещаю "Форвард", цепляю провода (на все ушло не более пяти минут), с компакт-диска устанавливаю программы и кодеки для данной видеокарты - трачу еще столько же времени. Все! Оказалось, что никаких изощренных переключений и заклинаний не требуется! Ну, что ж. Возник азарт. Решил вообще не обращаться к документации, пока не зайду в тупик.
      Однако отвлекусь от житейских забот и расскажу, чем я руководствуюсь при выборе графических устройств, в частности "Форварда". У меня со временем сложилась пестрая картина относительно того, что называется "видеокомплектующими". Основой этой "живописи" служит исследование родословной видеокарт. И родословной их родителей. Самое простое рождение графических карт с возможностью ввода/вывода видео случается по принципу "если есть, то почему не использовать?" Функциональные возможности современных графических процессоров низшего ценового уровня столь велики, что грешно ими пренебрегать. И компании, ранее не известные на рынке видеографических устройств, нынче заполняют ту нишу, которая ограничена $150-250. Вместе с покупкой такой карточки мечтающий о высотах видеомонтажа "юзер" приобретает и кучу забот, кончающихся припадками при виде телевизора.
      Полупрофессиональные карты ввода/вывода подчас делают компании, которым досталось производство при покупке "коллег по бизнесу". Например, так произошло с Miro, которую приобрела Pinnacle Systems. Хорошо, если при этом сохраняется или приумножается потенциал команды. Но бывает это не всегда... От интересной и мощной, работавшей на немецкую оборонку компании Spea после слияния с Diamond осталось скромное название видеокарт Fire и, по-моему, более ничего.
      Приборы этой категории - средней и высшей полупрофессиональной - стоимостью около $1 тыс. практически однотипны. Основное различие - в том или ином наборе "заморочек", которые ожидают будущих пользователей. Достаточно посмотреть специализированные конференции, чтобы понять это.
      Следующий ценовой диапазон - профессиональные устройства стоимостью свыше $10 тыс. Сказать, что они менее капризны, чем младшие родственники, я не могу. А если захочется расширить функциональные возможности - готовь немалые суммы за дополнительные карточки для работы с альфа-каналом и звуком, чтобы не возникали проблемы с кодеками.
      Но я продолжу свои самостоятельные упражнения с "Форвардом", одновременно вспоминая историю его появления на свет, портреты "родителей" и наше знакомство, которое состоялось более десяти лет тому назад.
      В те далекие, по компьютерным меркам, времена в Институте автоматики и электрометрии Сибирского отделения Академии наук вовсю трудилась мощная команда разработчиков аэрокосмических тренажеров. Иными словами, это были люди, которые с видео в real time были "на ты". "Мастерство не пропьешь", - говорят в народе. "И не погубишь всякими кризисами", - добавлю я. Изменились времена в стране, появился "СофтЛаб", который с космических высот спустился на землю и сфокусировал колоссальный научный потенциал на разработке устройств ввода/вывода видеоизображений и их преобразований. Теперь понятно, почему важно знать родословную? Не от бедности и поисков хоть каких-то заработков появился "Форвард". Ну, а производственной базой стала южнокорейская компания Darim Vision, один из мировых лидеров в данном секторе бизнеса.

Pip-проекция на реальный background с использованием качественного хромакейного фона
Pip-проекция на реальный background с использованием
качественного хромакейного фона

      "Форвард" ошарашивает пользователя с момента инсталляции. НИКАКИХ особых требований к системе! Предположим, у вас стоят не слишком шустрые винты, видеоаппаратура - не выше S-VHS, а о нелинейном монтаже и работе с рир-проекциями вы только мечтаете. Иными словами, имея деньги от недавно проданного урожая, вы хотели бы порадовать односельчан собственным телецентром. Нет проблем! Подстраиваете величину потока видеоданных так, чтобы не было выпадения кадров, - и через несколько минут можно приступать к монтажу. Любая однотонно закрашенная поверхность может стать задником для работы с кеером "Форварда", о котором я подробнее расскажу ниже. Обеспечение эфира тоже берет на себя "Форвард" и прилагающиеся к нему на CD программы.
      Так за невероятную для таких возможностей цену (около $3 тыс.) можно создать примитивную эфирную студию. Или, если есть дюжина друзей, помешанных на видео, то можно скинуться по три сотни "зеленых" и моментально решить проблемы сброса, монтажа и записи своих творений.
      У меня возможности пошире - имеется Betacam, довольно большая студия, камеры, свет, большое полотнище фирменного хромакея. На компьютере стоит приличный SCSI-винт. Но существует проблема с организацией собственного, персонального рабочего места. Если забыть о "Форварде", то в "секторе обстрела" оказывается похожая карточка от DPS. Однако... $4 тыс. ... Дороговато. Да еще отдельно надо прикупить почти такую же по цене плату кеинга.
      На "Форварде" настройки под Betacam тоже не вызывают затруднений, и если дисковый массив обеспечивает высокий поток данных, то сжатие можно и не устанавливать. Однако мне предстоит съемка в студии, и я принимаю решение провести ее напрямую, минуя видеомагнитофон. В этом случае прибегаю к подсказанному "СофтЛабом" решению - беру качественную телевизионную головку и непосредственно с нее снимаю сигнал на "Форвард" и тут же пишу на диск. Получился удивительно компактный и легкий студийный комплекс, в котором я могу работать, создавая виртуальные декорации как на заднем, так и на переднем плане. Посередине помещаю актера. Пока идет работа, заглядываю в Интернет. Интересно, сколько подобные студии стоят? Мама моя! Самая дешевая - более $30 тыс.!

Pip-проекция на виртуальную декорацию. Хромакейный фон весьма рискованный.
Pip-проекция на виртуальную декорацию. Хромакейный фон весьма рискованный.
Pip-проекция на виртуальную декорацию. Хромакейный фон весьма рискованный.

      С виртуальными декорациями знакомы все, кто смотрит телевизионные программы. Средние цены на виртуальные студии - это сотни тысяч долларов, и у нас доступны городам федерального значения, коими являются Москва и Питер. А так хочется где-нибудь в Мурманске или Тынде порадовать детей не заемными, а собственными передачами! В этом случае включаем на полную мощность рир-возможности "Форварда".
      Для эксперимента я размещаю на синем, по моему мнению, и серовато-синем и рискованном, по мнению специалистов "СофтЛаба", фоне различные предметы. Аккуратно ставлю свет на задник - впоследствии будет меньше хлопот с редактированием. Натюрморт, который предстоит снять, высвечиваю отдельно. Правда, постановка носит сугубо утилитарный смысл - мне надо включить в композицию то, что всегда было камнем преткновения: прозрачные предметы и те, которые можно назвать "волосатыми" (имеющими тонкие элементы).
      Вот тут, честно признаюсь, я сунул нос в документацию. Вернее, в один из AVI-файлов, в котором по-русски наглядно объяснены тонкости кеинга.
      Согласитесь, немаловажная грань сервиса. Поскольку многие компании, создавая программы и устройства, придумывают собственные термины, перед отечественным пользователем при работе с англоязычной документацией стоит задача не просто сделать перевод, но и правильно разобраться в том, что то или иное слово обозначает.
      Итак, для виртуальной студии "Форвард" имеет все, кроме главного. Не предусмотрена работа с движущейся камерой. Для региональных телевизионных студий и компаний компьютерной графики, может быть, и достаточно анимированных планов - заднего и переднего, между которыми происходит действие с живыми актерами. Но так хочется за $3 тыс. "быть в шоколаде" целиком! Оказывается, разработчики предусмотрели и эту возможность, сделав свое изделие открытым для создания пользователями собственных программ. Существуют успешные опыты программистов вне стен "СофтЛаба", что-то там дописавших так, что оператор может перемещать камеру вправо-влево и соответственно происходит пересчет виртуальных декораций. Понятно, что в состав творческих команд телекомпаний, купивших "Форвард", надо включать пытливых программистов, а помочь им спецы из Новосибирска готовы со скоростью электронной почты.
      Кстати, о дополнительных возможностях. Вернемся еще раз на несколько лет назад - в 1991 г. Многие ли могли тогда доходчиво объяснить, что такое "компьютерная графика"? Но именно в то время первыми из соотечественников на международном фестивале компьютерной графики "АрсЭлектроника" сибиряки взяли приз за свой ролик "Кубик Рубика", ставший классикой мирового уровня. Создала его команда, частично вошедшая потом в "СофтЛаб", но тогда разрабатывавшая аэрокосмический тренажер "Альбатрос". Опыт работы с трехмерными объектами в реальном времени не пропал даром, и теперь за лишнюю сотню долларов можно получить plug-in, который позволит управлять в реальном времени трехмерными объектами.
      Как это выглядит? Внешне очень похоже на то, что вы видели в "Чердачке Фруттис" с Братьями Пилотами. Управлять можно просто мышкой, джойстиком, а можно придумать и собственное устройство. Создать объект легко - достаточно иметь 3D MAX и графический редактор для текстур. Я разобрался во всем этом, тоже не заглядывая в документацию. Печально, что я не программист, а то попробовал бы силы в расширении возможностей этого plug-in'а.
      Еще одну грань "Форварда" мне оценить не дано, я могу только увидеть результат. Речь идет о построении эфирных комплексов на базе этой карты.

Маша Распутина
Маша Распутина

      Наиболее очевидная область использования "Форварда" - оформление эфира, главным образом спортивных программ, новостей и других передач, которые требуют динамичного изменения изображений в кадре. Порой для такой работы времени в обрез, для монтажа нет ни одной свободной секунды, а когда возникнет "окошко" для рекламы, вообще предугадать невозможно. Ну, это решение - самое простое.
      Высшим пилотажем является автоматизация телеэфира. Мечты об этом бродят на отечественном телевидении давненько, да самые дешевые комплексы оборудования стоят сотни тысяч долларов и "со старта" легко уходят за миллион, растворяясь в заоблачных ценовых высотах. Иными словами, комплексы доступны только крупным телецентрам. А таких немного. В поисках оптимального варианта одна из телекомпаний Баку купила восемь "Форвардов" и с тех пор не знает забот.
      Конечно, у "СофтЛаба" до всего просто не доходят руки. Нужны партнеры, которые взяли бы на себя заботы об увязывании в единое автоматизированное целое начинки небольших студий. Для этого надо управлять магнитофоном с помощью сценарного процессора, в котором есть этот сценарий. Должны быть и интерактивное управление для переключения режимов, их комбинирование, поддерживаемое с пульта. Телевизионная картинка должна запускаться по событиям, по JPI'ям.
      Внешнее оборудование, управление по 422-му интерфейсу, некоторые другие стандартные вещи уже есть на большинстве студий, и для работы с комплексами на базе "Форварда" этого достаточно. Конечно, хорошо, чтобы студии располагали свитчерами, но их цена сразу же делает решение неоптимальным. Переключатели, матричные коммутаторы - это система контроля надежности. "СофтЛаб" берет на себя только некоторую часть этой задачи. Эфирный комплекс на основе "Форварда" может входить в качестве источника в какой-то иной, большой телеконгломерат, т. е. его можно органично включить в качестве одного из блоков хоть в ОРТ, хоть куда.
      И вот я запускаю только что созданный фильм. На мониторе что-то движется, через колонки льется музыка, а заглянуть в документацию мне так и не понадобилось. Для профессионалов "Форвард" - просто находка, а для домашней студии весьма соблазнительно выглядит новый "облегченный" "Форвард" стоимостью около $1 тыс. Уникальное свойство приспосабливаться к самым невероятным компьютерным системам избавит видеоконференции от большинства вопросов. Новая разработка будет иметь еще неведомые нам возможности видеокараоки. Это когда "дорогой россиянин" сможет отплясывать на виртуальной сцене вместе с Майклом Джексоном.
      Ну, и самое главное. Пора кончать кормить заморских дяденек кровными долларами. Наши ребята из "СофтЛаба" покруче будут.

Владимир Соколов
В компьютерной графике с 1974 г. В настоящее время работает в компании "ПараГраф".
E-mail: Vsokolov@paragraph.ru, Sokolov@child.ru