stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Встреча в тридевятом пространстве

Владимир Соколов


Михаил Шагин, MShaguin@mail.ru
В вагон метро вошел молодой человек, остановился как раз передо мной и открыл журнал "Цифровое видео" на той странице, где была моя статья. Спустя некоторое время он стал бросать то на меня, то на страницу журнала с моей фотографией внимательный взгляд. Процесс опознания прервал я сам, предложив дать автограф. Так состоялось мое знакомство с Михаилом Шагиным.

      Многие годы складывался круг людей, профессионально занимающихся компьютерной графикой, круг чрезвычайно узкий. Новичков, которые прикипали бы к этой когорте, было невероятно мало. Наверное, молодая поросль организовывала какие-то свои тусовки, при этом их профессиональные пристрастия должны были лежать вне компьютерной графики для кино и видео, касалось ли это моделирования, работы с компоузерами или спецэффектами. По крайней мере в Москве появление молодых талантов было бы вычислено моментально. Но не остановилось же у нас интеллектуальное воспроизводство?
      Пробиться в штат существующих студий очень сложно, создать свою - почти невозможно. Однако в Москве, Питере и других крупных городах Интернет давно уже не экзотика, и молодые дарования моментально втягиваются в его воронку. Представление о рабочем месте в области высоких технологий кардинально меняется. Получение заказов, их исполнение и расчет - все можно осуществить, не отрываясь от стола, на котором стоит компьютер, подключенный к Сети.
      Так возникла многочисленная армия "бойцов невидимого фронта", не засветившихся на фестивалях, конкурсах или иных форумах собратьев по творчеству и бизнесу. Один из них - Михаил Шагин, до того восемь лет проработавший на заводе расточником. Обычно в компьютерную графику приходят из программистов или дизайнеров, а тут - такой крутой вираж! Но тот, кто представляет работу на расточном станке, поймет, насколько близка она и к дизайну, и к программированию (станки-то с программным управлением), и к скульптуре.
      Переход к компьютерному творчеству у Михаила был тоже не традиционным: не через компьютерные игры, а через чтение книг по трехмерной графике. Чем больше книжек было проштудировано, тем сильнее было желание сотворить что-то самому. Да и друг, Дмитрий Морозов, увлекся моделингом. Не с коммерческого интереса, а с соревнования друзей началась "трехмерка" Михаила Шагина.
      Постепенно росла домашняя коллекция моделей, и, как это бывает у настоящих художников, свои творения захотелось показать. В отличие от "традиционных" графиков и живописцев нашему герою, как и любому из нашего "слоя", что старому, что молодому, чтобы выставиться, не надо искать зал и деньги, и время года подгадывать, чтоб "зритель пошел". Можно обойтись собственной страничкой в Интернете, можно послать работу в какую-то известную Интернет-галерею. Михаил попробовал себя в качестве экспонента в культовом у компьютерных графиков 3D Cafe (www.3dcafe.com). Это сыграло роль легкого пинка - как только пошли отклики, сразу появился стимул. Стало ясно, что интеллект, время и деньги тратятся не впустую.
      Михаила и его друга Дмитрия, что называется, "заело". Захотелось создать что-то, на что мог бы клюнуть "большой" клиент. Те, кто заглядывает в 3D Cafe, видел сексапильную девицу на фоне замка по имени Elza. Но немногие знают, что один из ее родителей - наш соотечественник Михаил Шагин.
      После Elz'ы заказчик резко покрупнел и пошел косяком. Спустя некоторое время в галерее появилась трехмерная Бьорк. Некоторые работы оказались на www.atomic-animation.com - в не менее известном, чем 3D Cafe, месте виртуального представления работ.
      Вообще-то, такие заявки о себе не оставили времени на раскачку, поскольку Михаил, среди прочих, получил предложение от заказчика, который работает со Штальбергом. Ну, а Штальберг - это имя мирового класса (http://www.optidigit.com/stevens). Заказчик, живущий в Испании, стал основным "виртуальным работодателем", а так называемый game developers - основным направлением, которое увлекло Михаила. Такие предложения типичны для тружеников-надомников из-за ими же самими созданной рабочей среды. Они не могут претендовать на лавры ILM. Их участь, большей частью, моделирование для компьютерных игр или Web-дизайн. Незначительная часть связала себя с производством мультимедийных дисков.
      Тех, кто соблазнился легкостью и доступностью заработков через Интернет, я хочу окропить холодной водицей: там, как и в любой иной профессиональной работе, халтура не проходит. Если вы решили помериться со Штальбергом или Шагиным, то должны на первое место поставить качество. Нормальное требование, которое выдвигает заказчик, - исполнение не только полигональной или сплайновой модели, но и текстур к ней. Следующий уровень требований - приложение файлов с анимацией персонажей.
      Здесь (в который раз!) "спою свою любимую песню". О том, что ВСЕ, кто решил сунуть нос в компьютерную графику, должны знать, с какой стороны надо брать в руки карандаш. Пролистать раз в жизни книгу "Детали машин" без умения эти детали изобразить - не говорю о чем-то более сложном - безумно мало для того, чтобы считаться профи в компьютерной графике.
      Несмотря на то, что Михаил родился и вырос в художнической семье, навыков, которые волей-неволей прививались домашними, оказалось недостаточно. Уже в зрелом возрасте он отправился на учебу в платный Институт современного искусства. Живопись, рисунок и главное, как сам Михаил считает, скульптура - изо дня в день.
      Кстати, как только наша страна, а вместе с ней и компьютерная графика, поднимутся с карачек и в работе окажутся большие кино- и видеопроекты с компьютерной графикой, так сразу же скульпторы будут востребованы "по полной программе". Нынешнее производство 3D-моделей с помощью примитивных перемещений точек и прочих приемов низшего уровня редактирования нетехнологично. О том, что такое микроскрайбер, знают десяток-другой спецов, а об анимации с помощью Monkey - и того меньше. И, если понимать существующую проблему и возможное разрешение ее в будущем, то поход Михаила Шагина за знаниями воспринимается несколько шире, чем просто желание "подкачать силенок".
      Путь от станка к компьютерной графике мирового уровня был пройден в хорошем темпе, но дорога не была гладкой. По кочкам, по кочкам приходилось и приходится скакать все время. Оборудование, как у всех, - на домашнем уровне. Доведение простого "писюка" до чего-то, отдаленно напоминающего графическую станцию, - изнурительная борьба с глюками на каждом этапе. Если бы существовала телепатия, то Билла Гейтса на свете давно уже не было. Его испепелили бы произнесенные мысленно или вслух слова "горячей" признательности пользователей. Конечно, хорошо было бы иметь на столе простенький, но не приносящий сюрпризов, "силикончик".
      Другая трудность, с которой сталкиваются многие, подключившись к Сети, - языковой барьер. Михаил сидит дома, обложенный всевозможными словарями и справочниками. Одна из главных сложностей, о которой он мне рассказал, это правильное составление писем и одинаковое понимание сторонами нюансов.
      Еще одна "кочка" - неравномерность поступления заказов. То густо, то пусто. Плохо, когда ничего нет, еще хуже, когда насыплет сверх меры. Ведь надо кому-то отказать. Не скажется ли такой отказ на будущем притоке заказов? Не прервет ли интересную цепочку связей? Надомник-трехмерщик хорошо интегрирован в мировую среду, но плохо - в родную. Казалось бы, "перекинь" заказ коллеге на определенных условиях. Пусть не на финансовых, но на условиях возврата долга соответствующим заказом. Ан трудно это сделать! Существовала бы какая-то структура наподобие биржи интеллектуальных ресурсов и обмена заказами, многих проблем не возникало бы. Бывает, что в вихре фестиваля или Интернета сталкиваются несколько человек, соображающих что-то в компьютерной графике, и возникает некая тусовка, вроде той, что проходит в Москве ежемесячно, когда вокруг общего стола с пивом и разговорами, без начальства и начальников спорят, обмениваются документацией, новостями десятка два-три трехмерщиков. Ну, а сколько людей не знают об этом? В обмене информацией буйствует стихия, ничего, кроме убытков, нашему делу не приносящая.
      Мечты Михаила связаны с освоением MAYA, но произойдет это тогда, когда он перелопатит свой "писюк". Пока конфигурация не позволяет использовать MAYA и при этом получать удовольствие. Ну а творческие планы такие же, как и у всех, -хочется делать большие проекты, сохраняя самостоятельность и вливаясь на время работы в творческие команды.
      Случайное знакомство в метро свело меня с интересным человеком, неправда ли? Что-то в его опыте наверняка окажется полезным для многих из тех, кто вошел или собирается войти в мир компьютерной графики.
      А, может быть, и сведет нас судьба вместе в одном проекте?