stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Как правильно укомплектовать дисковую подсистему для нелинейного монтажа

Игорь Финковский

В февральском номере журнала "Цифровое видео" я прочитал статью Игоря Финковского "Советы начинающему монтажеру". Очень полезные, надо сказать, советы. Но выбор видеоплаты - это только одна из трудностей, с которыми я столкнулся (себя я отношу именно к начинающим монтажерам). Очень хотелось бы узнать, как правильно и без лишних затрат укомплектовать дисковую подсистему для нелинейного монтажа и застраховаться от проблем в последующей работе.

Сергей Ананьев, компания ARUS, Москва

      В первую очередь постарайтесь четко сформулировать для себя те задачи, для решения которых вы собираетесь использовать свой компьютер.
      Быстродействие. Качество изображения зависит не только от видеоплаты, но и от пропускной способности носителей, на которые вы "сливаете" отснятый материал (правда, в основном это относится к платам с регулируемой степенью компрессии). Не так уж редко пользователь, укомплектовавший свою машину дорогим устройством ввода/вывода изображения, вынужден работать с более низким, чем позволяет его плата, качеством видео. Это происходит из-за того, что максимальный поток данных в дисковой подсистеме меньше, чем у платы. По той же причине могут не поддерживаться эффекты реального времени с приемлемой компрессией в двухпоточных платах (например, в Matrox Digisuite).
      Поэтому, если ваша нелинейка не требует применения сертифицированных только для нее дисков, при подборе носителей исходите из следующих соображений.
      Суммарный data rate жестких дисков должен несколько превышать максимальный поток данных в вашей видеоплате. Кстати, двухпоточные платы не всегда предполагают умножение этой цифры на два. Так, Targa RTX на переходных эффектах программы edit* просто делит свой предельный поток пополам.
      Для объединения жестких дисков в массив (чередующийся набор томов) выбирайте носители с одинаковым названием, с близкими показателями по скорости чтения и записи данных. Если вы когда-нибудь решите расширить объем дискового массива, "младший" по скорости жесткий диск фактически будет определять результат теста на производительность дисковой подсистемы - страйп (Stripe Set) будет работать медленнее. Не секрет, что результаты этого теста даже для дисков одной и той же серии, как правило, немного расходятся.
      Обратите внимание на размер кэш-памяти приобретаемых жестких дисков. Желательно, чтобы она была не менее 1 Мбайт, так как чем больше установленный на диске кэш, тем меньше "физическая нагрузка" на его механику. Косвенно буфер памяти влияет на такой параметр, как износоустойчивость.
      Поинтересуйтесь, какие контроллеры ATA- и SCSI-устройств установлены у вас в машине. Если вы намереваетесь использовать Ultra-2 SCSI-диски, необходимо установить соответствующий SCSI-контроллер. Если вас устраивают HD с поддержкой U-DMA 66, то желательно, чтобы контроллер использовал этот же протокол обмена с внешними устройствами. На всякий случай узнайте у квалифицированного продавца, насколько совместим контроллер с вашими дисками, есть ли шанс его обменять или вернуть обратно.
      Помните, что скоростные SCSI HD часто требуют установки терминации на последнем диске устройства. Необходимо также позаботиться о вентиляции, стабильном питании и шумозащите устройств.
      Система. Как правило, компьютерный сэллер, услышав, что вы комплектуете нелинейку, будет настойчиво рекомендовать в качестве системного диска только SCSI HD. Причина - непонимание различий между графической станцией и NLE.
       Дело в том, что 3D- и некоторые 2D-программы намного интенсивнее используют так называемые page-файлы (области жесткого диска, резервируемые системой для хранения временной информации), чем большинство видеоредакторов. Вероятно, для вашей видеомонтажной программы будет достаточно скорости обмена обычного IDE-диска, а установка SCSI HD не приведет ни к чему, кроме лишних трат. Поэтому не торопитесь доставать кошелек. Кроме того, в руководстве по инсталляции видеоредактора вы можете встретить пожелание о создании рage-файла на том носителе, где хранятся ваши медиаданные.
      Если же вы собираетесь комбинировать в одной машине 3D-моделирование, композитинг и видеомонтаж, то возможно стоит задуматься о приобретении более дорогого SCSI-диска. По крайней мере в 3D-моделинге производительность системы может возрасти на 15-30%.
      Если вы все-таки остановились на ATA U-DMA-диске, не гонитесь за его объемом, иначе можете столкнуться с тем, что при форматировании HD физической емкостью более 8 Гбайт система будет воспринимать его только как восьмигигабайтник. Поинтересуйтесь, позволяет ли BIOS материнской платы работать с большими дисками, нужно ли что-то изменить в установках.
      Звук. Некоторые видеоплаты создают при оцифровке медиа разные файлы для видео и аудио. В этом случае звук лучше хранить на отдельном физическом диске. Несмотря на то, что скорости IDE-диска вполне достаточно для работы аудиосистемы, может происходить подтормаживание системы при воспроизведении с тайм-линии. Если приобретение SCSI HD - для вас непозволительная роскошь, для подключения звукового ATA U-DMA-диска используйте отдельный канал контроллера и установите перемычку на задней панели носителя в положение "мастер". В большинстве случаев такие действия помогают. Добавлю, что замедленная реакция на команду Play чаще связана с особенностями архитектуры видеоплат, а не с производительностью дисков (медлительностью грешат Matrox Digisuite LE и ReelTime).
      Архивирование. Как правило, поначалу, мало кто задумывается об этой проблеме. Но вы непременно столкнетесь с необходимостью сохранения наиболее часто используемых файлов (растровых картинок заставок и подложек, графических секвенций, библиотек шумов и т. д.), когда на ваших несъемных дисках для этого уже не будет хватать места. Главные условия для "хранилища" такого рода материала - достаточный объем носителя, его компактность и быстрый доступ к данным. Всем этим требованиям соответствуют только съемные диски большой емкости.
      Выбор того или иного устройства для архивирования зависит от конкретных задач, стоящих перед вами. Например, если вы создаете собственную фонотеку в формате WAV (48 кГц) для цифрового монтажа, то, как минимум, потребуется, чтобы эти файлы воспроизводились в реальном времени непосредственно с архивного диска. Я для этого использую перезаписываемые диски DVD-RAM емкостью 5,2 Гбайт.
      Конфузы. Стандартная поставка далеко не всегда соответствует тому, что ожидаешь от машины. В последнее время стало модным, чтобы удешевить систему, вместо дорогих SCSI использовать ATA U-DMA-диски в тандеме с контроллером Fast Track или, наоборот, предлагать неоправданно дорогое решение, например RAID-массив запредельного уровня. Поинтересуйтесь, что находится внутри машины и насколько это отвечает тем задачам, которые вы перед собой поставили.
      Железо. Если проследить, как меняется скорость чтения/записи данных внутри винчестера (минуя кэш), то можно заметить, что, по мере приближения магнитной головки к шпинделю жесткого диска, интенсивность обмена порошкообразно снижается. Причины этого явления - отдельная тема, но следует помнить, что только 60-70% объема вашего диска используется с той производительностью, которую выдает большинство тест-драйвов на "пустом" винчестере. Это нужно учитывать при подборе дисков, иначе Windows рано или поздно начнет расстраивать вас сообщениями о малопонятных ошибках.
      Замечу, что существуют фирменные дисковые массивы, схемотехника которых позволяет поддерживать равномерный поток по всему объему носителей; так, в случае Medea он составит 55 Мбайт/с. Сколько бы дисков ни было внутри корпуса, они воспринимаются операционной системой как один носитель (с постоянной скоростью обмена данными). Однако такое устройство несколько дороже обычного программного страйпа, который можно сформировать средствами Windows, установив набор хорошо зарекомендовавших себя высокоскоростных U-2W SCSI-дисков фирмы IBM или других производителей. Если и на это не хватает средств, можно рискнуть поставить в машину носители с интерфейсом ATA. Популярными в этом классе являются высокоскоростные диски Pluto (IBM DPTA-372050) с протоколом обмена U-DMA 66 и двухмегабайтным кэшем. Только не спешите тогда уж приобретать Fast Track-33 (Promise). Подобных результатов можно достигнуть, используя недорогой контроллер той же фирмы PCI to U-DMA 66, который, как минимум, на $100 дешевле. Во всяком случае, заработав через какое-то время на покупку дисков, которые меньше насилуют центральный процессор, вы сможете использовать свои видеоносители для хранения звука или архивных файлов. Кстати, для архивирования я использую устройство фирмы Hitachi GF-1050BS, которое воспроизводит диски CD, CD-R, CD-RW, DVD и DVD-RAM, а записывает на пятидюймовые DVD-RAM (5,2 Гбайт). Универсальность и относительно невысокая цена дисковода - немаловажные для меня качества. Желаю удачи!


Игорь Финковский
После окончания ВГИКа увлекся компьютерными новшествами. Автор фильмов "Сакраменто", "Портрет человека на фоне дождя", "Экскурсия в Эрмитаж", "Кто там", "Усталость от войны", 
"З. Гердт. Все то, что случилось со мной", "Вид из окна" и ряда других работ. Основная сфера интересов - синтез технологии и творчества.
Тел.: (095) 467-35-89, 215-79-30