stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Работать можно виртуально, а зарабатывать - реально!

Владимир Соколов

      То, что в конце 80-х из нашей страны начался отъезд специалистов, - факт далеко не новый. "Исход" общественного интеллекта интенсивно продолжался до середины прошлого десятилетия. Правда, порой те, кто так и не смог прижиться в сытных заграницах, возвращались обратно.
      Однако с повсеместным проникновением общедоступного Интернета наконец появилась возможность делать что-то стоящее у родного очага. Первыми коммерческие стороны мировой Сети оценили разработчики программного обеспечения и те, кого объединила компьютерная графика.
      Я решил рассказать о новом виде бизнеса не ради праздного интереса, а для того, чтобы показать, как можно зарабатывать в родных краях, избегая известных мне подводных камней. В приведенных мною примерах не будут названы имена некоторых моих коллег, что вполне объяснимо, учитывая некоторые "странности" отечественного налогового законодательства.

Уникальный опыт Novosoft и SGG

      Одной из первых, кто сумел по тоненьким проводам и через спутниковые каналы превращать знания в материальные ценности, стала компания Novosoft (www.novosoft.nsc.ru) из новосибирского Академгородка.
      Мой собеседник, Александр Голодюк, один из руководителей этой компании, рассказал, как в 1992 г. два человека - русский и американец, оценив потенциал Сибирского научного центра и Новосибирского университета, создали Novosoft со штаб-квартирой в Хьюстоне (шт. Техас, США). Стартовая команда насчитывала всего с десяток специалистов, в течение семи последующих лет штат постоянно рос, и сейчас в компании работают более 220 человек!
      Область деятельности Novosoft - оффшорное программирование на базе Интернет. Причем через Интернет осуществляется любая стадия производства, начиная с поиска клиента и заканчивая, когда это требуется, установкой программного продукта на компьютер заказчика. Надобность в командировках возникает крайне редко.
      Начав с малого и разного, Novosoft окончательно перешла к программированию под заказ и в будущем планирует создавать "коробочные" программные продукты.
      Процесс развития Novosoft протекал весьма бурно, и поэтому компания была вынуждена разрабатывать собственные схемы и принципы управления. Позаимствовать опыт западных коллег не представлялось возможным, поскольку оффшорное программирование в экономически развитых странах - явление редкое, а если и встречается, то штат таких компаний весьма невелик. В Novosoft, используя среду Lotus Notes, разработали "Систему управления проектами", а позже усилиями специальной группы программистов - "Систему управления ресурсами".
      Привередливый читатель может выразить недовольство: где, мол, здесь компьютерная графика. Я позволю напомнить такому читателю, что художников компьютерной графики иначе называют artist-programmer. Правила менеджмента одинаковы во всем мире и, за исключением некоторых нюансов, применимы в родственных отраслях бизнеса. Компьютерный «арсенал». Большой заказ врасплох не застанет
      Но вернемся к уникальному опыту Novosoft. Было бы неплохо, если бы из интернетных тенет не надо было спускаться на грешную землю. Но реальную сосиску можно купить только за реальные деньги. Это распространяется и на такие вещи, как столы, стулья, оргтехнику и прочее. Поэтому спустимся... и здесь предстанут во всей своей красе "отечественные тормоза" развития бизнеса в виде плохой автоматизации банковской сферы, скудного использования кредитных карточек, ограниченности рынка услуг, малого числа пользователей Интернета и крайне низкой скорости работы сетей.
      Как же в этих условиях работает с клиентами такая большая компания, как Novosoft? (Об одиночках поговорим ниже.)
      Заказчик обращается к Novosoft, не определив еще свои потребности. В большинстве случаев он не имеет готовых технических и функциональных требований, но готов начать работу над проектом. Иногда это звучит следующим образом: "Нам нужно создать сайт, как у фирмы "X". Во сколько это может обойтись?" Компания находит оптимальное соотношение между требованиями заказчика и стоимостью работы. Общение с заказчиком на 99,9% происходит по электронной почте, что приносит свои плюсы. Клиент вмешивается в процесс создания продукта только в крайних случаях, не беспокоя разработчика по пустякам, ценя свое и Novosoft время. Поэтому можно смело утверждать, что общение при помощи электронной почты между заказчиком и исполнителем существенно экономит время и деньги. Виртуальные эмигранты
      Среди клиентов Novosoft есть представители крупного, среднего и малого бизнеса. В большинстве случаев их деятельность связана с рынком компьютерных технологий и предоставлением услуг в Интернете. За последнее время увеличилось число заказчиков, которых можно охарактеризовать как resellers. Они перепродают продукты, заказанные у Novosoft, по более высокой цене (хотя об этом можно только догадываться). На Западе сложилось недоверчивое отношение к неамериканским фирмам, работающим на рынке высоких технологий. Именитые клиенты стараются не афишировать факт сотрудничества с русскими. В создавшейся ситуации заключение практически любого крупного контракта предусматривает соглашение о неразглашении коммерческой тайны и авторских правах. Поэтому информация о самых крупных и интересных проектах, выполненных в Novosoft, для широкой публики недоступна, а это, в свою очередь, не позволяет компании более активно продвигать свой brand на рынок.
      Такова судьба весьма крупной фирмы с устойчивой и хорошей репутацией, рожденной в виртуальном пространстве.
      Несколько позже, чем Novosoft, большую работу с использованием Интернета провела Stippler Graphics Group (SGG). Причем дело касалось кинопроектов, а это означает большие объемы обмена информации. Конечно, основной поток шел через экспресс-почту на DAT-картриджах, но и медной проволоке досталось сполна.
      Опыт SGG показал, что традиционные сети не справляются с исходящими и поступающими потоками данных при выполнении больших проектов. Поэтому от студии до провайдера лучше всего проложить отдельный канал - оптоволоконный или воздушный.
      Еще одной особенностью работы SGG с крупными американскими заказчиками было присутствие за океаном собственного представителя с хорошим знанием языка и профессиональным владением программами моделирования и композитинга. Без такого "засланного казачка" процесс редактирования безнадежно затягивается, и, к сожалению, частенько проект просто рушится.
      И по времени выполнения, и по числу занятых людей проект SGG не идет ни в какое сравнение с тем, что делала и делает Novosoft. Однако именно от руководителей SGG доводилось слышать жалобы на трудности менеджмента. В чем дело? По-моему, в том, что SGG изначально создавалась как фирма с абсолютно иным коммерческим профилем, а на ходу сменить наш российский шаг на голливудскую поступь оказалось очень трудно.
      Это следует иметь в виду всем, кто решил, собрав, например, команду друзей web-дизайнеров, вдруг, ничего не меняя, перескочить на анимационный или геймерский проект.

Web-мастера - кто они?

      Корифей Интернет-технологий, глава компании Parallel Graphics Георгий Пачиков как-то в разговоре со мной поделился интересным наблюдением. Каким-то образом ему удалось "расколоть" участников одного из чатов. Картина открылась калейдоскопическая. Под видом умудренных опытом людей скрывались - и довольно удачно! - чуть ли не младшеклассники. Вовсю флиртовали девушки под маской юношей. В общем, под "ником" (сетевым псевдонимом) почти всегда скрывался не тот человек, за которого он себя выдавал.
      Подобное поведение, лишенное коммерческой подоплеки, - своего рода игра. Но стоит привнести сюда деловые отношения, как анонимность становится важным фактором, который делает всех равными.
      Многие из нас, решая дела, сталкивались с теми или иными видами дискриминации. То шестнадцатилетнему парнишке дают от ворот поворот, ссылаясь на то, что "ростом не вышел", то внешние данные чем-то не угодили работодателю. И по такому нелепому поводу может не состояться прибыльный бизнес. Интернет убирает предвзятость в отношениях. Главным становится критерий "можешь - не можешь".
Малая часть работ девятиклассников Ивана и Никиты Мищенко

      Классическим примером может служить довольно продолжительная работа Web-мастерами двух девятиклассников, близнецов Ивана и Никиты Мищенко. Сеть спрятала их детские лица и оставила для заказчика мастерство. Достаточно увидеть одну из их последних работ http://www.pcom.ru. Иван и Никита с семи лет почти ежедневно приходили в московский клуб "Компьютер", сейчас они могут заткнуть за пояс многих взрослых дяденек. Посмотрите их работы в папках, размещенных на сайте http://danila.child.ru/design. Я не зря сказал, что они - мастера. За их плечами - несколько сложных и ответственных проектов, таких, как Интернет-магазины.
      Братья работают на российском рынке и не строят планы в будущем умотать за границу. По крайней мере, со всех сторон получается хорошая картина. Единственным существенным недостатком подобного бизнеса юных талантов может быть не всегда достаточно высокий художественный уровень исполнения проектов. Но стоит им взять в компаньоны опытного дизайнера - и проблема исчезнет.
      Я обозначил два полюса виртуального бизнеса: от работы большими командами до созидания в узком семейном кругу. Но как человек попадает на то самое поле, где растут виртуальные заказы за вполне реальные деньги?
      Несколько лет назад номинантом фестиваля компьютерной графики стала Анна Морозова из новосибирского Академгородка. Тогда она работала в компании "СофтЛаб", той самой, что создала видеокарту ввода/вывода "Форвард". В "СофтЛабе" была небольшая группа художников компьютерной графики, которая делала привлекательные видеоролики.
      Анна отлично рисует и недурно владеет компьютерными программами. На "Аниграфе" в 1998 г. ее работы почему-то представлены не были. Оказалось, что она собирается стать мамой и почти на три года уходит в отпуск. Согласитесь, в наше время решительный поступок. Тем более, что ждать финансового подарка со стороны государства у нас могут только психически безнадежно больные люди. Вот тут-то виртуальный бизнес оказался кстати!
      В самые хлопотные первые месяцы после рождения сына Анна и ее муж, разумеется, у монитора не засиживались, зато потихоньку доводили до ума компьютер и программы. Поставили хороший модем и подобрали провайдера, огляделись по сторонам и, когда времени стало побольше, стартовали. Первым делом занялись поиском контактов и партнеров. Для того чтобы не возникало трудностей в общении, "копали" соотечественников, успевших пустить корни за рубежом. Для людей, живущих в Академгородке, дело нетрудное. Главное - уверенность в своем партнере, иначе сюрпризов, особенно финансовых, не избежать.
      Стоит заметить, что муж Анны - математик с двумя университетскими дипломами. На нем "висит" поддержка баз данных администрации области. Естественно, энергия семейного дуэта была кумулятивной. Уровень работ за какие-то полгода стал таким высоким, что они получают в США заказы на корпоративные сайты с поддержкой баз данных на федеральном уровне!
      Вы думаете, они остановились на этом? Ничего подобного: семья готовится через полгода создать свое СП.
      "И все-таки, где же цифровое видео?" - виртуально трясет меня за рукав читатель. Оно присутствовало во всем вышесказанном, но не в привычном наборе спецэффектов со звуком Dolby Surround, а пока как анимация, выполненная с помощью программы Micromedia Flash и ей подобных. Или в виде трехмерных сцен от компании Parallel Graphics. Будь сети покруче, мы бы давно смотрели цифровое видео на экранах домашних мониторов. Со стороны художников все для этого готово.
      Виртуальные соблазны оборачиваются реальными заработками. Могу сообщить, что персональный рекорд (не студии) равен почти $75 тыс. за две с половиной недели стахановского труда в компьютерном забое. Но имя героя капиталистической эксплуатации разглашению не подлежит.
      Со временем для тех, кто занимается цифровыми технологиями для кино, видео, ТВ и, само собой, Интернета, выполнение заказов по Сети станет делом обыденным. Представление о том, как должны выглядеть рабочие места, изменится кардинально, а для управления новыми структурами виртуального бизнеса появятся новые и своеобразные формы менеджмента. К этому надо готовится загодя. Компания Novosoft такую работу уже начала. Пора подтягиваться остальным. И начинать обмениваться опытом. На страницах журнала "Цифровое видео".

Виртуальный бизнес: с чего начать

      Человек, известный в Интернете под ником JHP, - личность пассионарная. Успевающий повсюду и впитывающий новое как губка, справедливо считающийся ходячей энциклопедией, JHP попытался систематизировать принципы виртуального бизнеса. Выглядят они так.


      1. Для начала надо подготовить базу.
      Это нечто, напоминающее портфолио, либо в виде Web-странички, либо в виде резюме. Необходимо определиться с уровнем работы, которую вы сможете выполнить. Потому что, когда вы получите тест, будет учитываться не только качество работы, но и скорость ее выполнения. Было бы неплохо посоветоваться с людьми, которые имеют опыт работы через Интернет, они смогут оценить ваш уровень. Это нужно для того, чтобы вы при обсуждении условий получения заказа не продешевили или, наоборот, не перегнули палку.
      2. Как найти заказ.
      Один из крупнейших сайтов, предлагающих работу специалистам CG, - http://3djob.com. С каждым месяцем число подобных сайтов растет. На сайте нужно выбрать Freelance в поисковой строке.
      3. Неожиданности и особенности.
      Языковый барьер. Самый простой способ его преодолеть - пойти немного подучиться, но если нет такой возможности, то воспользуйтесь электронным словарем. Главное - правильно перевести задание. Никому не нужен человек, которому надо по двадцать раз объяснять одно и то же.
      Кого выбирать в качестве работодателя. Хорошо зарекомендовали себя англичане, австралийцы, немцы, канадцы, американцы, французы, плохо - индийцы и мексиканцы. Больше всех платят англичане, французы, американцы, канадцы и немцы.
      Как себя зарекомендовать. Все зависит только от вас и вашего портфолио. На заказчиков ваше образование не произведет никакого впечатления. Главное - качество и честность.
      4. Тестовое задание.
      Его обязательно надо выполнить. Когда присылают тест, то он мало или вообще не оплачивается. Если тест для вас слишком сложен, всегда можно отказаться, но никогда не начинайте разговора о том, сколько вам за это заплатят. Тест - это что-то вроде испытательного срока. Если вы его выполните, то вам, скорее всего, заплатят. Но вариант, когда вас оставят без оплаты и заказа, тоже возможен. Не отчаивайтесь.
      5. Как получать заработанное?
      Самый простой способ - завести ТАМ карточку и попросить, чтобы ее вам прислали. Другой - завести карточку ЗДЕСЬ, ту, которая удобна для расчета с вами.
      6. Кто оплачивает Интернет?
      Интернет вы оплачиваете сами, но можно включить его в стоимость работы.
      7. Если у меня слабая машина, могут заказчики мне ее заменить?
      Нет. Им важен конечный результат, и поэтому вы должны сами об этом позаботиться.

Сколько платят за разовый заказ?

Games LOD 3D TV-Production
Моделирование карты уровней - $200-300 Персонажное моделирование - $400-800 Анимация - $800-1300 Текстуринг - $400-600 Заставки - $1200-8000 за ролик (в зависимости от продолжительности) Простое моделирование - $200-5000 Персонажное моделирование - $600-25 000 Анимация - $1000-10 000 Текстуринг - $1200-6000 Заставки - от $5000 до контракта + страховки (условия договорные) Визуальные эффекты - от $10 000 до контракта + страховки (условия договорные)
   
3D Cinema Месячная оплата
Простое моделирование - $1000-5000 Персонажное моделирование - от $5000 до контракта + страховки (условия договорные) Анимация - контракт + страховка (условия договорные) Текстуринг - $6000-15 000 Визуальные эффекты - контракт + страховка (условия договорные) Games LOD - $3000-15 000
3D TV-Production - $10 000-35 000
3D Cinema - $15 000-75 000
Владимир Соколов
В компьютерной графике с 1974 г. В настоящее время работает в компании "ПараГраф".
E-mail: Vsokolov@paragraph.ru, Sokolov@child.ru