stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Система ES-3: хороша снаружи, и внутри не хуже!

Кирилл Восканьянц

Станция нелинейного монтажа Sony EditStation ES-3: основной блок системы подключается к обычному PC со SCSI-дисками       Даже не знаю, почему вдруг сегодня, когда я сел за компьютер и задумался, с чего бы начать это произведение, призванное продолжить тему статьи Люка Хоунса о ES-3, вспомнилась мне совсем другая система. Это была EMC PrimeTime - первая "нелинейка", с которой мне довелось познакомиться в начале 1995 г. "Четыреста восемьдесят шестой" 66-мегагерцевый компьютер бил, казалось, все рекорды тогдашнего быстродействия. Емкость 4-гигабайтной "Баракуды" была просто огромной по сравнению с обычными для той поры 200-300-мегабайтными "хардами", а нагревалась она так, что на ней, наверное, можно было жарить котлеты. Компьютер был до отказа набит платами расширения, самой главной среди которых была TARGA-2000 EISA. Она тоже грелась, но не так, чтобы что-то жарить, - только разогревать. Венчала все это великолепие неуклюжая программная оболочка с довольно неудобным интерфейсом, работавшая под DOS и вылезавшая за пределы его 640-килобайтной границы при помощи программы Dos4gw, любимой почитателями Doom'а и других компьютерных игрушек того времени.
      Вроде бы не так много воды утекло с тех пор, а как все изменилось! Несколько поколений нелинейных монтажных систем сменили друг друга за это время. Единственное, что роднит современные "нелинейки" с той древней EMC, - это, пожалуй, наличие Timeline. Сегодняшние системы обладают гораздо более широкими возможностями, имеют простые и удобные пользовательские интерфейсы, обеспечивают вполне достойное качество и (хочется верить) более надежны.
      Система, с которой мне приходится иметь дело сегодня, - станция нелинейного монтажа Sony EditStation ES-3. Компания A&T Trade, в которой я работаю, - официальный дилер Sony, и эта фирма считает нас своим основным партнером в благородном деле продвижения системы ES-3 на российском рынке. Рабочая станция ES-3 в полной комплектации представлена в демонстрационном зале нашей компании, где каждый желающий может с ней подробно познакомиться.
      Рассказывая о ES-3, я не собираюсь описывать здесь ее технические характеристики и возможности. Об этом уже не раз говорилось в различных публикациях. Постараюсь лишь описать свои впечатления от работы с системой, иногда в чем-то споря или, наоборот, соглашаясь с автором предыдущей статьи.
      "При разработке EditStation ES-3 в основу были положены простота и легкость использования", - цитирует Люк Хоунс "Руководство пользователя". Судя по всему, на этой фразе его знакомство с документацией и закончилось, раз освоение системы вызвало у него сложности. Мне кажется, что у ES-3 весьма удобный и хорошо продуманный пользовательский интерфейс. Но он не очень-то поддается изучению методом "научного тыка". А ведь многие из нас не любят читать описания и предпочитают сразу нажимать на все кнопки новой для себя системы, будучи уверены, что истинный профессионал сможет во всем разобраться и так.
      Вы, конечно, сразу поймете, как просматривать видеоматериал и как можно перетаскивать клипы из окна менеджера проекта на монтажную линейку. Но вряд ли вы заметно продвинетесь дальше и сможете эффективно работать и использовать все имеющиеся в ES-3 возможности, не полистав "User Manual". Водитель, пересевший с "Жигулей" на "Мерседес" и увидевший в общем-то такие же руль, педали и рычаги, может заявить: "Я смогу ездить на нем, не читая инструкции". И действительно сможет и будет ездить хорошо и быстро. Только вот, возможно, он так и не сумеет разобраться, как пользоваться бортовым компьютером или кондиционером (если вообще догадается об их существовании). Так что читать инструкции все-таки иногда бывает полезно. Мы получили основной блок ES-3 немного раньше, чем подоспел заказанный для рабочей станции компьютер, поэтому какое-то время запустить систему не могли. Зато времени почитать руководство было достаточно. А после того, как я его прочитал, освоить ES-3 оказалось совсем не сложно.
      Программная оболочка ES-3 открывается на весь экран (или на оба экрана, если мониторов два), полностью скрывая от ваших глаз привычную среду Windows. Если за изучение ES-3 берется человек, прежде не имевший дела с компьютером, то долго объяснять ему особенности Windows и приемы работы в этой операционной системе не придется: чтобы работать с монтажной системой, совсем не обязательно быть знатоком "окошек". В то же время у "компьютерщика" интерфейс ES-3 не должен, по-моему, вызвать какие-то вопросы. Все здесь довольно похоже на Windows: такой же рабочий стол, кнопка Start слева внизу (но меню, которое открывает эта кнопка, совсем иное), менеджер проекта напоминает Windows Explorer. Я бы сказал, что среда ES-3 - это тот же рабочий стол Windows, с которого убрано все, не относящееся к процессу монтажа, и, наоборот, добавлены необходимые инструменты. Интерфейс ES-3 намеренно сделан неброским, он выдержан в гамме серых тонов, и только окна с видеоматериалом и иконки клипов выделяются на нем яркими цветовыми пятнами. Это позволяет оператору полностью сосредоточиться на видеоряде и не отвлекает его разнообразием и многоцветьем окон, кнопок и других элементов. В зависимости от того, какую работу вы выполняете в данный момент, можно выбрать наиболее подходящий для вас вид пользовательского интерфейса (менеджер проекта на весь экран, монтажная линейка на весь экран, линейка и окна Source и Master и т. д.).
      А вообще-то интерфейс ES-3 разрабатывали для Sony специалисты компании FAST Multimedia, так что это практически то же самое, что интерфейс FAST 601. Что привнесла в этот интерфейс фирма Sony, так это функцию ClipLink. Очень полезная, между прочим, функция. При загрузке видеоматериала с видеокассеты DVCAM достаточно нажать всего на одну кнопку, и почти сразу же в окне менеджера проекта возникнут иконки всех клипов, которые были засняты на ленту. Остается только отметить нужные и списать их с ленты на диск системы.
      Что имеет в виду Люк Хоунс, высказывая пожелание о "более полной интеграции с Windows", я, по правде сказать, плохо понимаю. Система ES-3 использует для AV-дисков стандартную файловую систему NTFS. Значит, аудио- и видеоматериалы можно пересылать между различными рабочими станциями, используя обычные сетевые средства ОС. Для ES-3 понятны форматы видеофайлов AVI и QuickTime, звуковых WAV, графических TIFF, TGA, BMP. Электронная документация и Help'ы хранятся в форматах PDF (Adobe Acrobat) и HTML. Какая еще интеграция с Windows нужна? Или же ему не нравится, что программная оболочка ES-3 подменяет собой рабочий стол Windows и ее инструменты выглядят не так, как привычные "окошки"? В таком случае, например, Adobe Premiere идеально интегрирована с Windows, однако я не сказал бы, что работать с этой программой удобнее, чем с ES-3. На мой взгляд, путь, по которому пошли разработчики пользовательского интерфейса ES-3 (читайте: FAST 601), более верный.
      Программа титрования действительно производит впечатление некоторой оторванности от остальной программной оболочки, это проявляется даже в оформлении интерфейса. Впрочем, работе это нисколько не мешает, а возможности ее меня в общем-то устроили. Мне кажется, что при работе над проектом вполне естественно прежде всего от начала до конца смонтировать видеоряд, затем полностью сосредоточиться на титрах, а когда все титры готовы, положить их на видео. При такой последовательности работ вам не придется метаться от титровальной программы к другим инструментам, сетуя на то, что окно "титровалки" нельзя свернуть, а можно только закрыть.
      Кстати, эта особенность относится не только к титрам: практически все инструменты программной оболочки ES-3 (за исключением папок с клипами и эффектами) не имеют привычной для программ Windows кнопки минимизации окна. Думаю, что это не прихоть разработчиков, а вполне оправданное решение. Если я хоть что-нибудь соображаю в программировании, то каждое окно - это отдельный процесс Windows, на который тратится время центрального процессора. И если инструмент вам в данный момент не нужен, лучше его закрыть совсем. Иначе, даже если он будет дремать в нижней строке вашего монитора, на него все равно будет тратиться время (хотя и мизерное). Лучше это время использовать с большей пользой - для рендеринга, например.
      Раз уж я упомянул про рендеринг, самое время коснуться этой темы. Нельзя не согласиться с тем, что видеоэффектов, которые ES-3 может выполнять в реальном времени, маловато. Обычного "наплыва" и простых шторок со слайдами явно недостаточно. Все остальные эффекты должны просчитываться.
      Желание увидеть результат сразу же после того, как вы поместили эффект на дорожку монтажной линейки, вполне понятно: кому же охота ждать. Хорошо, если ждешь с толком, а если в конце концов выяснится, что получилось не то, что нужно... В этом смысле системы, в которых выполнение эффектов осуществляется на аппаратном уровне, безусловно, имеют преимущество. Однако преимущество это может обернуться недостатком, если этими аппаратно реализованными эффектами все и ограничивается. Если же видеоэффекты реализуются программно и предусмотрена возможность подключения plug-in-эффектов (как это сделано в ES-3), то предела многообразию эффектов в принципе нет, и это здорово.
      Но вот что в ES-3 хотелось бы видеть в реальном времени, так это, например, рир или цветокоррекцию. Ведь если эффекты переходов между клипами имеют обычно длительность одну-две секунды и их просчет занимает не так уж много времени, то цветокоррекция или эффект рир-проекции могут применяться к целому клипу. А длительность клипа может быть очень даже большой, - устанете ждать окончания рендеринга.
      Что хорошо в ES-3, так это то, как рендеринг организован: во-первых, вам не нужно лазить по меню и искать там какую-нибудь команду типа Render Clip или Render All, как это бывает в других системах. Рендеринг начинается автоматически, как только вы поместили эффект на монтажную линейку. Во-вторых (и это главное), рендеринг идет в фоновом режиме, не прерывая вашу работу с системой. Согласитесь, это гораздо лучше, чем сидеть, тупо уставившись в экран, и созерцать лениво ползущий столбик "градусника" - индикатора, отображающего процент выполнения задачи. Вы можете продолжать таскать клипы на монтажной линейке, настраивать эффекты и смотреть, что получилось. О том, что в это же время идет рендеринг, вам будет напоминать лишь мерцающая в нижнем углу экрана "сигма". Если охота, можно ткнуть в эту "сигму" и открыть окно рендеринга, дабы понаблюдать за процессом. В этом окне вы увидите текущий кадр просчитываемого эффекта и уже упоминавшийся "градусник".
      Люк Хоунс в своей статье пишет о том, как он потратил на рендеринг сложного эффекта 15 мин и получил в итоге результат, который его не удовлетворил. Очевидно, таков был исходный материал, или что-то неверно было сделано при задании эффекта. Он и сам пишет, что "проблема характерна не только для ES-3", а "касается рендеринга вообще". Но вот, что он имеет в виду, предлагая, "если рендеринг дает неудачные кадры, исправлять их в автоматическом режиме", мне непонятно. По-моему, ни один компьютер никогда не сможет угадать, понравится вам то, что получилось, или же вы ожидали чего-то другого. И как ему, бедному, понять, чего вы хотели-то, как нужно исправлять?
      А вот, что Люк Хоунс мог сделать, так это попробовать просмотреть некоторые наиболее характерные кадры своего эффекта, не дожидаясь, когда эффект просчитается целиком. Очень хорошо, что в ES-3 реализован "рендеринг одного кадра": достаточно переместить курсор на монтажной линейке в ту позицию, где вы хотите взглянуть на ожидающий вас результат, и этот результат не замедлит появиться в окне Master и на экране контрольного видеомонитора. Даже если в этот момент идет рендеринг других кадров, система прервется, чтобы просчитать интересующее вас изображение, а затем продолжит прерванную работу. Можно также, не останавливая рендеринг, просмотреть уже просчитанную часть эффекта. Это возможно благодаря тому, что рендеринг в ES-3 идет не по слоям изображения, а по кадрам, т. е. просчитываются сразу все видеослои в пределах одного кадра.
      Итак, в ES-3 используется рендеринг, и большая часть видеоэффектов должна просчитываться. Если угодно, можете считать это плохой новостью. С нее я, как полагается, и начал. А теперь спешу сообщить вам новость хорошую: совсем недавно Sony объявила о появлении новых опций для ES-3. И одна из этих опций - плата ускорителя просчета эффектов. Нет, это не аппаратный ускоритель, все эффекты в ES-3 по-прежнему остаются программными. Просто эта плата позволяет значительно увеличить вычислительную мощность компьютера рабочей станции и тем самым сократить время, затрачиваемое на рендеринг. Sony называет ускоритель для ES-3 звучным именем "ESBK-3021", хотя, судя по всему, плата эта - близняшка ускорителя 601-InTime компании FAST, который она разработала для своей системы 601. На плате стоят шесть (!) DSP-процессоров, позволяющие распараллелить процесс рендеринга и практически полностью высвободить центральный процессор для других задач. С ускорителем время просчета сокращается настолько, что разговоры о связанных с рендерингом неудобствах, по-видимому, теряют смысл: простые эффекты считаются теперь за время, меньшее, чем их реальная длительность, а в среднем время просчета получается раза в три больше реального времени. Согласитесь, три секунды, которые будут затрачены на рендеринг секундного эффекта, вы, возможно, даже не заметите.
      Другая новинка - опция, которая позволяет системе ES-3 работать без видеокомпрессии. Люк Хоунс теперь уже, наверное, не написал бы в своей статье, что, мол, использованная в ES-3 DV-компрессия - это хорошо, но все же, конечно, не D-1. Отныне вам не придется идти на компромисс, если вы надумаете использовать станцию ES-3 для монтажа видеоматериала в форматах Digital Betacam, Betacam SX, Betacam SP, D-9 и других, превосходящих по качеству DV/DVCAM. Возможность работы ES-3 в режиме DV-компрессии также сохраняется.
      Естественно, новые опции требуют и нового программного обеспечения. Для них предназначена "свежая" версия программной оболочки ES-3 V2.0XL.
      Один из вопросов, который всегда волнует пользователя, стоящего перед выбором системы нелинейного монтажа, насколько она надежна в работе. Что поделаешь, разного рода глюки иногда бывают свойственны сложным компьютерным системам. И не важно, вызван сбой ошибкой в программе, недостатками в аппаратной части или некорректными действиями оператора, - все равно, радости мало, если пропал результат многочасовой работы. Что можно сказать по этому поводу о ES-3? Представьте себе, эту систему мне до сих пор не удалось "завесить" (вот уже полгода, как я с ней работаю).
      Кроме того, в ES-3 есть функция автосохранения, и реализована она, на мой взгляд, просто замечательно. Чтобы объяснить, почему я так считаю, стоит сделать небольшое отступление: в офисе нашей компании все сотрудники в своей работе используют единую базу данных, в которой хранится вся информация. И вот, когда нужно срочно заглянуть в базу и что-то там выяснить, на экране компьютера вместо привычного курсора мышки появляется изображение чашки с горячим кофе. Это значит, что началось (в самый неподходящий момент!) резервное копирование, и минут на пять можно идти курить. В такие моменты только беззаветная любовь к своему компьютеру и осознание того, что виноват в заминке не он, а спрятанный за железной дверью информационного отдела сервер, удерживают меня от желания запустить чем-нибудь в монитор, стукнуть по клавиатуре или совершить какой-то иной акт вандализма.
      В ES-3 автоматическое сохранение информации происходит постоянно и абсолютно незаметно для пользователя, ни на мгновение не прерывая его работу. Причем сохраняется абсолютно все, каждый ваш шаг! Представьте себе, например, такую вполне реальную ситуацию. Вы весь день просидели за монтажкой и сотворили нечто гениальное. Осталось совсем чуть-чуть, и вы, довольные собой, уже предвкушаете скорый триумф на церемонии вручения "Оскара". Как вдруг... только что радостно светившиеся мониторы внезапно гаснут, и вы слышите характерный звук останавливающихся дисков: "И-И-У-О-о". И тишина... Это уборщица, которая сновала вокруг вас со шваброй, задела своим инструментом красную клавишу пилота. И в этот момент вы вспоминаете, что, увлеченные творчеством, сегодня ни разу не сохраняли свой проект.
      Но не отчаивайтесь! После того, как все будет включено снова, когда загрузится Windows NT (интересно, почему NT загружается так долго?) и вы запустите, наконец, программную оболочку ES-3, вы найдете систему точно в том состоянии, в каком она была за мгновение до того, как тетя Маша со своей шваброй, бесцеремонно прогнав прочь Музу, вторглась в ваш творческий процесс. А специально сохранять ничего и не надо было: в ES-3 даже кнопки нет такой - Save, все сохраняется автоматически, избавляя пользователя от необходимости помнить и думать об этом.
      Вы "наворотили" что-то лишнее, и нужно вернуться на несколько шагов назад? Помимо текущего состояния системы сохраняется и вся история вашей работы над проектом, и в вашем распоряжении неограниченное количество шагов Undo.
      Ну, а если все же случилось страшное, и ES-3 после описанного выше катаклизма или какой-то другой аварии не желает работать? И в этом случае вы можете быть уверены, что не останетесь один на один с "бездыханным телом" своей нелинейной системы. Станция ES-3 надежно защищена фирменной технической поддержкой Sony Prime Support.
      Возможно, вы будете удивлены, узнав, что техническая поддержка Sony продается в коробке. Ибо Prime Support - это не просто регистрационная карточка, дающая возможность получить консультацию по телефону "горячей линии". В коробке - несколько книг, в которых объясняется, что пользователь вправе ожидать от компании Sony в плане технической поддержки и как этой поддержкой воспользоваться. Заглянем в эти книги (о пользе чтения руководств см. выше).
      Итак, с вашей системой (не дай бог, конечно!) что-то случилось. Первое, что вы можете сделать, это обратиться в службу поддержки по телефону. Одна беда - русского там не понимают. Если с разговорным английским (немецким, французским, испанским...) у вас не очень, то можно послать запрос по электронной почте или, заполнив специальную форму, сделать запрос на Интернет-сайте www.primesupport.com.
      Если же с письменным английским (итальянским, японским...) дела у вас обстоят примерно так же, как с устным, и вы не сможете достаточно внятно растолковать иноземным спецам суть своей проблемы, самое время воспользоваться возможностью удаленной диагностики вашей системы. Для этого вместе с Prime Support поставляется программа Symantec pcANYWHERE32, которую нужно установить на рабочую станцию ES-3. Еще вам понадобится модем. Со своего компьютера (я имею в виду компьютер "Третьей" станции) вы дозваниваетесь через модем на компьютер службы технической поддержки, и находящийся за тысячи километров от вас эксперт получает возможность "поковыряться" в вашей системе. При помощи клавиатуры и мышки своего компьютера он может управлять вашей системой, содержимое монитора которой видит на своем мониторе.
      Но вот далекий эксперт, поколдовав над вашей системой, пришел к выводу, что дело не в программном обеспечении, а в "железе". То есть необходима замена каких-то электронных компонентов. Служба Prime Support располагает специальным банком "органов для трансплантации", и в тот же самый день, когда диагностирована неисправность, необходимые детали будут высланы вам курьерской почтой. Вам останется только произвести необходимую замену (если вы не можете это сделать сами, то вам поможет инженер местного сервисного центра Sony) и отослать неисправные детали обратно в службу поддержки.
      Чтобы закончить рассказ о поддержке, скажу еще, что Prime Support - это не только на случай беды. Благодаря Prime Support вы будете получать новые версии и обновления программного обеспечения. На упоминавшемся Интернет-сайте технической поддержки (он доступен только зарегистрированным пользователям) вы найдете много полезной информации. Здесь есть обновления драйверов, которые можно "скачать" на свой компьютер, бюллетени, в которых сообщается о появлении новых опций и версий, разные советы и "хитрости", ответы на частые вопросы (FAQ), Интернет-конференция пользователей ES-3. Часть этой информации вы сможете получать также в виде печатных документов по факсу. Мне кажется, что далеко не всякая система обеспечена столь мощной и разнообразной поддержкой, как ES-3.
      Таковы мои впечатления от системы ES-3. Конечно, моя оценка - это, скажем так, оценка продавца: ведь работаю я в коммерческой фирме, задачей которой является отнюдь не производство видеопрограмм, а продвижение на рынок различных продуктов (и ES-3 в том числе). Это вовсе не означает, что я излишне превозношу достоинства ES-3 и умалчиваю о ее недостатках, - станция мне действительно нравится.
Кирилл Восканьянц
Окончил МВТУ им. Баумана. Работал в аэрокосмической промышленности. Профессиональным видео начал заниматься в компании "Эра" с 1995 г. С января 1999 г. работает в компании A&T Trade.
Тел.: (095) 796-92-62
video@attrade.ru