stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Свет: современное оборудование

Олег Зотов

      Свет - один из важных компонентов кино- и видеосъемки. Современные осветительные приборы чрезвычайно облегчают работу на площадке и значительно повышают качество съемки, позволяют оператору выбрать любую концепцию построения света, воплотить самые смелые замыслы. Но, к сожалению, многие операторы имеют смутное представление о возможностях осветительной и вспомогательной техники. К тому же быстроменяющийся ассортимент данного оборудования создает определенные трудности при его выборе и освоении.
      Поэтому мы решили подготовить ряд публикаций, в которых постараемся рассказать о каждом конкретном типе оборудования, сравнить технические характеристики приборов различных фирм, обсудить варианты организации съемочных площадок и использования отдельных видов осветительных приборов в сочетании со вспомогательным оборудованием.
      В первой статье из этой серии мы представим разные типы осветительных приборов и вспомогательного оборудования (grip).

      Максимально полно возможности осветительного оборудования реализуются при павильонных съемках, так как декорации строятся с учетом его установки. Поэтому диапазон применяемой для таких съемок техники - самый широкий. Большая площадь павильонов позволяет использовать, в зависимости от поставленной задачи, рефлекторы и рассеивающие рамы различных размеров, рассеивающие насадки на приборы - soft box типа Chimera, дающие ровный мягкий свет. Chimera - американская фирма, выпускающая soft box из особого материала, стойкого к воздействию высоких температур. Ассортимент ее приборов очень разнообразен: от насадок для фотовспышек до огромных Special Lightbanks, применяемых в качестве светового потолка. В последнее время все большую популярность завоевывают приборы Chimera Lantern, предназначенные для верхнего заполняющего света. Создающие ровное мягкое освещение на съемочной площадке, Chimera Lantern очень удобны для освещения небольших помещений, но не редко они используются и как основное освещение в больших студиях, особенно если в процессе съемки предусматривается поворот камеры на 360°, а потолок в студии не очень высокий. Главное преимущество этого soft box состоит в том, что его рабочая поверхность имеет форму полусферы, за счет чего световой поток распространяется не только вниз, но и в стороны. В качестве источника света в Chimera Lantern используются направленно-рассеянные безлинзовые приборы мощностью до 2 кВт. Chimera выпускает box для каждого конкретного типа оборудования: для "желтого" и "белого" света, для линзовых и безлинзовых приборов. Неоспоримое достоинство soft box фирмы Chimera - полная совместимость всех насадок, которая достигается с помощью различных переходных колец Circular Speed Rings.
      Среди "бестеневых" приборов заслуживают внимание Rifa Lite американской фирмы Lowel; это довольно дешевый и простой в обращении soft box, раскладывающийся как обычный зонт, в который вмонтирована лампа до 1 кВт. Легкость и простота обслуживания позволяют задействовать его в самых различных съемках. К сожалению, такие технические средства еще очень редко встречаются на съемочных площадках.
      В принципе для съемок в павильоне можно использовать приборы разных типов и мощности, но современные осветительные приборы позволяют проводить съемки в меньших по площади помещениях. К примеру: для создания активного рисунка от окна применяют направленные линзовые приборы различной мощности, при этом чем дальше от окна установлен прибор, тем более жестким и контрастным становится рисунок. Это объясняется тем, что у линзовых приборов световой луч формируется на некотором расстоянии от линзы, а это расстояние у приборов различных фирм отличается. При увеличении расстояния от объекта съемки до прибора приходится увеличивать мощность последнего и размеры павильона. Устранить эту проблему позволяют металлогалогенные (HMI, MSR) приборы Х Light немецкой фирмы ARRI или Goya итальянской фирмы De Sisti, а также приборы типа PAR Light, которые производят ряд фирм. Используя с приборами типа X Light черные рефлекторы, можно получить еще более жесткий свет. Спектр применения приборов типа PAR шире благодаря комплекту сменных линз, с помощью которых можно не только изменять фокусировкулуча, но и растягивать луч по горизонтали или вертикали. Приборы этих двух типов в силу их многофункциональности можно использовать не только для создания эффектов и рисунков, но и в качестве фоновых. Указанные выше приборы прекрасно работают через диффузоры и рефлекторы, давая верхний и фронтальный заливной свет.
      Еще один прибор, прекрасно зарекомендовавший себя как в кино-, так и репортажных съемках, - Dedolight. Компактность и прекрасные технические характеристики позволяют использовать этот прибор для самых различных целей. В Dedolight применяются лампы мощностью от 50 до 150 Вт. Он комплектуется устройствами для накамерного света, головками с навесными реостатами, 12- или 24-вольтовыми головками, работающими от единого сетевого блока (предусмотрена возможность компенсации по напряжению при большом удалении от силового блока), а также головками со встроенным сетевым блоком. Головки со встроенным сетевым блоком и навесными реостатами представляют собой независимые устройства, работающие от сети. На центральный сетевой блок без потери качества освещения можно подсоединять до четырех головок на расстоянии до 10 м. Отдельную головку можно подключить от автомобильного "прикуривателя". Для киносъемок больше подходит Dedolight со встроенным сетевым блоком, так как он имеет более стабильные световые характеристики. Прибор с реостатом лучше подходит для теле- и репортажных съемок, требования к световым характеристикам которых ниже.
      За последние два-три года на отечественном рынке съемочной техники свою нишу в линейке осветительного оборудования заняли приборы с люминесцентными лампами. В настоящее время такие приборы выпускают практически все фирмы - производители светотехнического оборудования. Существуют два варианта их исполнения: студийно-телевизионный и для киносъемок. Наиболее популярными стали приборы американской фирмы Kino Flo, они отличаются высокой степенью надежности, удобны в работе и дают очень мягкий бестеневой свет. Оборудование данного типа является высокоэффективным и экономичным, при потребляемой мощности около 300 Вт имеют такую же светоотдачу, как обычный двухкиловаттный прибор с soft box фирмы Chimera. Благодаря небольшому потреблению энергии и практически нулевой теплоотдаче приборы Kino Flo удобно использовать для длительных съемок в небольших павильонах. Выходная частота Kino Flo составляет 25 кГц, что позволяет проводить рапидные съемки, не опасаясь мигания света. Среди оборудования фирмы Kino Flo можно выбрать осветительную технику для съемок объектов любого размера: от таких маленьких, как, например, салон автомобиля (Mini Flo), до очень больших (Wall-o-Lite). В приборах Kino Flo с лампами, имеющими различную цветовую температуру (2400, 3200, 5500 К), предусмотрена возможность любого их сочетания, а малые габариты приборов дают возможность уменьшить загруженность съемочной площадки. Данные приборы рекомендуется использовать в комплекте со штативом C-Stand, который позволяет устанавливать Kino Flo в любом положении и в любом месте. Установить Kino Flo на обычный штатив - довольно трудно. Киновариант осветительного оборудования Kino Flo имеют механическую регулировку светового потока (он зависит от количества включенных ламп). В телевизионных же аналогах регулировать световой поток можно вручную или с пульта (сигнал DMX). Однако использовать такие приборы на киносъемках сложно из-за нестабильного светового потока при включенном димере, кроме того, телевизионные версии приборов отличаются большими весом и габаритами.
      Среди специалистов бытует мнение, что качество материала напрямую зависит от качества используемого оборудования. Конечно, с хорошей, удобной техникой работать проще и легче. Правильно подобранное современное оборудование не только облегчит работу и избавит от перегруженности съемочную площадку, но и значительно снизит расходы на проведение съемок. Однако результат работы, к счастью, зависит не только от качества оборудования - очень важную роль играет творческий профессионализм и мастерство оператора.