stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

RotoDV

Крис Мэннерс

Digital Origin, $399
Программа для ротоскопии, рисования по видео и создания видеоэффектов для Mac

Достоинства
Недорогая программа, удобная для работы с короткими фрагментами.
Недостатки
Большие и сложные проекты становятся неуправляемыми. После любого изменения осуществляется рендеринг всей последовательности кадров в памяти.
Резюме
Недорогая программа ротоскопии с серьезными требованиями к памяти.
Требования к системе
Power Mac с процессором G3 или 604, минимум 128 Мбайт памяти, 24-битный дисплей, Mac OS 8.5 и QuickTime 3.0 или более новые версии

В окне Timeline развернуты стеки Media и Blend. В правом углу видно окно Transport для воспроизведения в реальном времени; открыты также панели Brushes и Clone       Программа для ротоскопии, рисования по видео и создания видеоэффектов RotoDV фирмы Digital Origin предназначена художникам, предпочитающим рисовать по отснятому видео. Последовательность кадров загружается в память для воспроизведения в реальном времени, после чего с ними можно работать. Программа поддерживает Wacom-совместимые планшеты для рисования.
      Обычно новый проект начинают с выбора размера кадра и импорта видеоклипа. При импорте видеоклипа открывается диалоговое окно Clip Options, в нем пользователь задает начальную и конечную точки нужных кадров и определяет, какой набор кадров будет загружен в память для воспроизведения в реальном времени.
      В большинстве случаев при загрузке в память имеет смысл ограничиться кадрами, соответствующими нужному фрагменту. Один из способов сделать это - экспортировать определенные кадры из другой видеопрограммы. Не стоит перегружать систему, помещая в память кадры, с которыми вы не собираетесь работать.

Слои и стеки

Диалоговые окна для начала нового проекта (вверху) и для импорта клона(внизу). В диалоговом окне нового проекта вы задаете размер кадра, продолжительность проекта и количество кадров, помещаемых в память для воспроизведения в реальном времени. В диалоговом окне опций клипа задаются начальная и конечная точки и информация об альфа-канале.       RotoDV использует для работы с клипами последовательность слоев, организованных в стеки. В программе имеются стеки двух типов: стек Media, содержащий все слои видео и графики, и стек Blend, который определяет взаимодействие слоев. Оба стека слоев помещаются в окне Timeline. Когда вы начинаете новый проект, в стеке Media по умолчанию находится слой для рисования. Если вы импортируете клип, он появляется в стеке Media как видеослой. Программа поддерживает многослойность: можно импортировать несколько клипов и создавать столько слоев для рисования, сколько поместится в памяти.
      Для осуществления простейшего проекта в стеке Media достаточно всего двух слоев - фонового видеослоя и слоя для рисования. Непосредственно на видеослое рисовать нельзя; его надо сначала преобразовать в слой для рисования, однако удобнее рисовать на отдельном слое. Это позволяет исправлять ошибки и изменять параметры, не затрагивая исходное видео. Более сложные возможности окна Timeline реализуются при помощи стеков Blend, расположенных на панели над стеком Media. Способы взаимодействия слоев, определяемые в стеке Blend, примерно те же, что в Photoshop и After Effects, включая обычные опции: затенение, добавление, размывание, умножение, вычитание, экранирование, мягкий свет, жесткий свет, яркость, цветовой тон и др. Порядок слоев в стеке Blend не зависит от их порядка в стеке Media. При работе над проектом именно в стеке Blend вы увидите результат принятого решения о взаимодействии слоев.
      Мне кажется неудачным объединение на панели Timeline функций трех типов. Вы можете прокручивать кадры проекта, смотреть стек Media (его функции подобны бину клипов) и определять режимы взаимодействия через стек Blend. Программа стала бы проще, если бы стек Media был вынесен из панели в отдельное место.

Кисти, клонирование и эффекты

Маленькая круглая кнопка в нижней части окна Brush Options открывает панель Brush Links. Кнопка New открывает диалоговое окно Brush Links Options, где выпадающие меню позволяют выбирать атрибуты, например связать силу нажатия с размером. Большинство этих опций дает преимущества пользователям Wacom-совместимыми планшетами       Средства рисования по видео в программе стандартны и легко узнаваемы. Панель инструментов содержит маркер, указатель и лассо для выбора, а также инструменты для рисования. При выборе инструмента для рисования доступны такие, в частности, опции, как пульверизатор, мелок, перо, акварель и программные спецэффекты. Все стандартные кисти можно модифицировать, а вновь созданные - сохранять в наборах инструментов.
      Панель Brush Options определяет характеристики мазка кисти; на ней есть ряд движков для регулирования непрозрачности, размывания, объемности, затенения, насыщенности и др. В нижней части панели расположены мощные средства, позволяющие устанавливать связь между различными характеристиками кисти, например скоростью движения и прозрачностью мазка. Среди других атрибутов, которые можно связывать с характеристиками кисти, - направление, сила нажатия, наклон по осям X и Y, случайные модуляции и плотность. Можно также установить связь между такими характеристиками кисти, как оттенок и угол наклона, и параметрами мазка - непрозрачность (opacity) и расплывание (bleed). Таким образом вы можете создать собственные наборы кистей. Изучение связи между различными характеристиками кистей и их модификаций - хороший метод научиться разрабатывать собственные наборы кистей.
      На слое для рисования в RotoDV можно работать по-разному. Можно нарисовать кадр, нажать кнопку Transport для продвижения вперед и рисовать на следующем кадре. Другой вариант - установить медленную скорость воспроизведения, нажать кнопку записи и рисовать клип в реальном времени. Особенно полезна опция AutoPaint - она переносит рисунок на следующий кадр, что удобно при работе со сложными рисунками. Существенно помогает при рисовании совместное применение опций AutoPaint и Lightbox - последняя позволяет, перейдя к следующему кадру, видеть тень предыдущего.
      Кроме инструментов рисования, программа поддерживает клонирование слоев. Значок Sheep (в честь овечки Долли, естественно) в нижней части панели инструментов позволяет выбрать область на исходном кадре. Указав место назначения на рабочем слое, можно выполнять копирование со сдвигом на несколько кадров или же на протяжении всего проекта копировать один и тот же исходный кадр. Это дает возможность создавать замечательные эффекты, клонируя, например, струи воды из одного клипа в другой.

Выводы

      RotoDV производит хорошее впечатление, хотя она и не лишена недостатков. Если вы хотите изменить один из режимов, например затенения, процесс работы существенно замедляется - программе приходится выполнять рендеринг для каждого кадра в вашем кэше реального времени. Удобнее было бы видеть эффект изменения режима хотя бы на одном кадре при быстром предварительном просмотре. Рендеринг одного кадра происходит почти мгновенно, и обидно ждать рендеринга остальных кадров, если вы уже знаете, что результат вас не устраивает. Программа имеет ряд развитых опций, например рисование на полях кадра, и поддерживает альфа-каналы, однако она не умеет работать с неквадратными пикселями и не поддерживает звук. Еще существеннее, что RotoDV очень плохо функционирует, если данные импортируются из нескольких источников.
      RotoDV хорошо справляется с покадровой ротоскопией и некоторыми другими задачами, позволяет рисовать на кадрах и копировать слои. Но реализовать все это в настольных системах можно только в том случае, если у вас небольшой проект, много памяти и очень быстрый процессор. Даже на G3 с частотой 450 МГц программы начинают реагировать на ваши действия замедленно. Однако никто еще не выпустил программу для работы с видео, которая сочетала бы возможности Painter и Premiere. RotoDV можно считать первым удачным шагом в этом направлении. Если вам нужен недорогой инструмент для ротоскопии на Mac, я рекомендую данную программу. С повышением скорости процессоров и снижением цен на память RotoDV определенно станет более полезным инструментом для рисования в реальном времени.