stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Вернон Като

Полудюймовый идеал


hlf-inch.jpg (111736 bytes)

Сравнение профессиональных цифровых камкордеров

AJ-D215   AJ-D400   DSR-300   GY-DV500U  
Panasonic   Panasonic       Sony                JVC 

     Оценить новую камеру для опытного оператора — дело недолгое. Ему достаточно прочитать инструкцию, поработать с камерой несколько дней, провести два-три объективных теста и критически просмотреть отснятый материал.
     Еще меньше времени требует описание результатов таких оценочных проб. Надо объяснить, насколько качественное изображение может дать эта камера и насколько сложно оно достигается. Важно помочь покупателям найти оптимальный, с учетом их потребностей, баланс между ценой, качеством изображения и удобством использования.
     В этой статье я оцениваю несколько профессиональных видеокамер формата DV стоимостью от $5000 до $10 000.
     Во всех этих камерах, кроме AJ-D215, изображение обеспечивается полудюймовыми ПЗС-матрицами. Камера AJ-D215 оснащена 1/3" ПЗС; поэтому ее характеристика хуже, чем у прочих.
     Все рассматриваемые камеры не позволяют получить изображения DV50, в них не используются ПЗС 2/3" или дополнительные объективы EFP стоимостью $20 000. Однако они обеспечивают превосходные изображения DV25 4:1:1, имеют хорошие возможности цифровой обработки сигналов, в них могут применяться современные профессиональные объективы.
     Большинство камер нашего обзора меньше, чем типичные камеры для телевидения, поэтому некоторым операторам потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть к ним.
     Эти камеры продаются по ценам, которые раньше ограничивали бы профессиональное использование камеры только некомпонентным видео. Однако благодаря формату DV, современной электронике и хорошим профессиональным объективам данные полудюймовые камеры могут применяться во многих проектах.

aj-d215.jpg (56416 bytes)
Камера Panasonic AJ-D215 — приемлемое устройство с невысокой ценой

Panasonic AJ-D215
Камкордер формата DVCPRO
$4995 без объективов

Достоинства
Продолжительность записи — 184 мин. В комплект Millennium Bundle входит надежная система батарей и качественный объектив.

Недостатки
Посредственное качество изображения. Малоконтрастное изображение в видоискателе. Нет внешней панели вывода состояния.

Резюме
Камера AJ-D215 приемлема, но не производит особого впечатления.

    Два года назад Panasonic AJ-D215 считалась бы достаточно недорогой камерой с разумными характеристиками, которые удовлетворили бы многих пользователей. Матрица ПЗС размером 1/3" лимитировала качество изображения AJ-D215, однако позволяла удерживать низкую цену. Но сегодня почти за те же деньги можно приобрести камеру с 1/2" ПЗС и DSP (digital signal processing — цифровая обработка сигналов). Это превращает AJ-D215 в довольно слабую камеру, у которой отсутствуют ключевые функции; она не способна на равных конкурировать с другими камерами этого обзора, в том числе с JVC GY-DV500U, которая имеет ту же стоимость.
     Мы тестировали AJ-D215 в комплекте Millennium Bundle, в который входит очень хороший 1/3" объектив Fujinon T17x5 BRM4 с внутренним фокусом и широким углом, облегчающим съемки в сложных ситуациях. Комплект также включает две 45-ваттные никель-кадмиевые батареи Anton/Bauer Trimpac, соответствующее зарядное устройство и 25-ваттный источник света, устанавливаемый на камеру. Однако даже в такой конфигурации AJ-D215 нельзя назвать удачным приобретением.
     В отличие от предыдущей модели AJ-D200 камера AJ-D215 содержит один нейтральный фильтр. Его устанавливают с помощью переключателя на передней части камеры, расположенного на месте стандартного диска фильтров. Прочие органы управления размещены в соответствии с обычными стандартами Panasonic. Камера AJ-D215, подобно Canon XL1, поддерживает режим 16:9 с растяжением по вертикали и захват в последовательном покадровом режиме.
     Несмотря на то, что корпус этой камеры больше, чем у других камер обзора, у AJ-D215 нет панели дисплея на боковой стороне корпуса. В видоискателе можно видеть только тайм-код, уровни и другие параметры. Существенным недостатком является и то, что с первого взгляда на панель невозможно определить состояние камеры.

Простые меню
     Простые в применении кнопки перехода на следующую страницу и выбора облегчают навигацию в меню. Однако в нем всего шесть страниц. По сравнению с другими камерами обзора у AJ-D215 меньше опций и соответственно меньше возможностей управления изображением.
     Еще одно ограничение — отсутствие развитых возможностей цифровой обработки сигналов для корректировки и улучшения изображения. Камеры Sony и JVC из этого обзора используют чипы DSP для исключения темных или чрезмерно ярких пятен и улучшения телесных тонов. У AJ-D215 таких возможностей нет.
     На камере установлен маленький встроенный микрофон посредственного качества. В большинстве камер этого класса применяются лучшие микрофоны. Конечно, микрофон можно заменить на более качественный, но у AJ-D215 отсутствуют стандартные монтажные винты и аудиоразъемы XLR спереди, так что вам придется сверлить отверстия для установки микрофона и пропускать кабель от него до задней стороны камеры. Прочие аудиовозможности камеры — двухканальный 16-битный звук 48 кГц, ручное и автоматическое управление усилением — аналогичны характеристикам остальных камер.
     Упомяну и другие недостатки этой камеры. Она рассчитана только на большие кассеты DVCPRO, максимальная продолжительность записи которых больше 184 мин. Безусловно, это удобно для репортеров, но хотелось, чтобы камера Panasonic позволяла использовать и ленты DVCPRO с различным временем записи. Изображение на видоискателе недостаточно контрастно, что осложняет наведение на резкость. Я предпочел бы модель видоискателя, такую же, как в AJ-D400. Фильтр автоматического баланса белого работает слишком медленно, это вызовет серьезные проблемы при критичных по времени съемках. За дополнительный вывод IEEE 1394 придется заплатить $600.
     Самое серьезное ограничение AJ-D215 — качество изображения. Наши тесты воспроизведения с ленты показали 475 горизонтальных линий — минимальный результат в обзоре. AJ-D215 дает хорошие цветовые характеристики и точность, но на изображении появляются раздражающие точки и заметный цветовой шум. Светочувствительность у AJ-D215 худшая из всех тестируемых камер.
     Все же характеристики AJ-D215 приемлемы. Два года назад с учетом цены этой камеры они производили бы вполне достойное впечатление. Но сегодня на рынке есть лучшие модели.

aj-d400.jpg (96326 bytes)
Panasonic AJ-D400 — сочетание хорошего качества изображения и удобства в работе

Panasonic AJ-D400
Камкордер формата DVCPRO
$8900 без объектива


Достоинства
Очень высокое качество изображения. Качественный видоискатель.

Недостатки
Отсутствует порт 1394. Затейливые меню. Высокая цена.

Резюме
AJ-D400 — хорошая камера, мы советуем ее тем, кто снимает в формате DVCPRO.

 

     Panasonic производит цифровые видеокамеры с полудюймовыми ПЗС уже достаточно долго. Камера AJ-D400 — младший родственник AJ-D700, одной из первых действительно профессиональных камер для формата DVCPRO, разработанного на основе DV.
     AJ-D700 в отличие от AJ-D400 имеет удобную установочную плату, на которой хранятся 10 различных полных файлов параметров для камеры. Например, система установочных плат позволяет легко и быстро обеспечить тождественность всех камер, применяемых при многокамерной съемке, а также облегчает пользование одной камерой нескольким операторам со своими индивидуальными стилями.
     Во всем остальном камеры AJ-D700 и AJ-D400 весьма похожи. У обеих прочные корпуса, их удобно применять, и они позволяют получить хорошее изображение.
     Камера поставляется с объективом S14x7.5BRM4 14X Fujinon, который работает хорошо, хотя я предпочел бы, чтобы поле зрения было шире, а зум работал быстрее. Естественно, можно использовать и другие полудюймовые объективы.
     Прочная конструкция камеры с корпусом из металлического сплава должна выдерживать все невзгоды при ежедневной работе. У AJ-D400 лучший из всех камер нашего обзора видоискатель.
     Конструкция крепления полностью металлическая, наведение выполняется одним рычагом. В окуляре видоискателя, который крепится байонетным способом, нет пластмассовых штырьков, используемых на других камерах.
     У AJ-D400 разветвленная, сложная в работе система меню. На 29 экранах можно найти практически любую функцию камеры, но некоторые из них закопаны глубоко. Если вы настроили камеру, как вам требуется, все работает отлично. Однако до некоторых важных функций, которые было бы полезно подправлять, нелегко добраться. Например, настройка телесного тона вложена в несколько меню, и, чтобы поменять ее, потребуется время.

Хороший звук
     У камеры хорошие стандартные звуковые возможности. Она записывает два канала сбалансированного 16-битного звука 48 кГц, допуская как ручное, так и автоматическое регулирование уровня записи (AGC). AGC на AJ-D400 в большинстве ситуаций работает отлично без подавления при изменении уровня звука (oppressive clamping), характерного для AGC на некоторых любительских камерах.
     На нашей камере было крепление для системы батарей Anton/Bauer. Фирма Anton/Bauer сейчас производит несколько различных батарей, подходящих для такого крепления. Вы не ограничены энергоемкими, но тяжелыми устройствами — можно выбрать батареи, которые соответствуют задачам съемок. Общий вес камеры с объективом и батареями вполне приемлем — около 6 кг.
     Правда, некоторые ограничения у AJ-D400 все-таки есть. Она рассчитана только на средние по размеру кассеты DVCPRO с максимальной длительностью записи 66 мин. У камеры нет порта 1394. Хотя камеры подобного класса и не должны быть видеомагнитофонами, порт 1394 позволял бы передавать сигнал с видеоленты на систему монтажа. Генератор и считыватель тайм-кода предлагаются как дополнительные устройства. В камере отсутствуют развитые возможности DSP, подобные применяемым в устройствах Sony и JVC.
     По качеству изображения AJ-D400 заняла на наших испытаниях второе место после Sony DSR-300. AJ-D400 дает 500 горизонтальных строк при воспроизведении, уступая Sony DSR-300 с 510 строками, но опережая JVC GY-DV500U с 490 строками. Насыщенность цвета у этой камеры чуть меньше, чем у камер Sony или JVC. В целом AJ-D400 дает хорошее изображение.
     AJ-D400 — прямой потомок AJ-D700, исходной видеокамеры Panasonic формата DVCPRO. В обеих камерах используются 410 000-пиксельные чипы CCD, аналогичные корпуса и видоискатели. AJ-D400, которая стоит менее $9000, заполняет существенный пробел в линейке продукции Panasonic для формата DVCPRO. У нее нет недостатков AJ-D215. Если вы остановились на формате DVCPRO, AJ-D400 — естественный выбор для полудюймовой камеры.

dsr-300.jpg (66433 bytes)

Sony DSR-300  дает лучшее качество изображения, однако и цена ее выше, чем у других камер

Sony DSR-300
Камкордер формата DVCAM
$9200 без объектива


Достоинства
Великолепное качество изображения для камеры DV25. Хорошие возможности DSP.

Недостатки
Нет порта 1394. Высокая цена.

Резюме
DSR-300 фирмы Sony остается весьма хорошей камерой, но ее цена уже не столь впечатляет, как пару лет назад.

     Sony DSR-300 была одной из первых профессиональных камер, сочетающих цифровую запись на ленту, полудюймовую матрицу ПЗС, DSP и умеренную стоимость. Правда, за прошедшее время в DSR-300 ничего не изменилось.
     Эта камера дает самое качественное изображение из всех полудюймовых камер нашего обзора, но другие производители сокращают разрыв, предлагая к тому же более низкие по сравнению с DSR-300 цены. Все же DSR-300 остается очень хорошей камерой, и ее приобретение будет удачной покупкой.
     Я проверял DSR-300 с профессиональным объективом Canon YH18x67 KHS. Возможности камеры и объектива позволяли легко записывать изображение. Благодаря быстрому зуму Canon можно выполнить наезд для проверки фокусировки и вернуться к прежнему фокусному расстоянию одним нажатием кнопки. Система фокусировки EZ точнее наводит на резкость, открывая диафрагму для сокращения глубины резкости, при этом автоматически подстраивая затвор для компенсации открытия диафрагмы.
     В режиме EZ Mode камера автоматически настроит диафрагму, выдержку и баланс белого. В моих пробах EZ Mode хорошо справлялся с настройкой параметров для большинства нормальных условий съемок. Удачно, что и кнопка EZ Mode, и кнопка автосдвига диафрагмы защищены откидной крышкой, исключающей случайное нажатие.
     Видоискатель DSR-300 показывает «двойную зебру» (dual zebra) для контроля уровня экспозиции, причем точки включения можно настраивать через меню. Кнопка вывода такого изображения легко доступна при съемке с плеча. В камере Sony обширное и удобное меню. Перемещение между его пунктами осуществляется при помощи управляющего колесика, все опции размещены на двух уровнях, и находить их, на мой взгляд, нетрудно. Можно настраивать функции телесных тонов, задавать баланс белого и функции ClipLink, а также параметры, которые надо вывести в видоискателе.
     Технология DSP в DSR-300 обеспечивает отличное изображение в неидеальных условиях. Так, DSP существенно уменьшает искажения оттенков при сложном освещении, дает возможность настраивать функции телесных тонов, которые смягчают цвета, не ухудшая резкость изображения, и обеспечивают переменное сжатие для черных участков.

Лучшее качество изображения
     Удобство пользования камерой DSR-300 сочетается с высоким качеством получаемого изображения. Эта камера в наших тестах на качество изображения оказалась лучшей. При помощи измерительного устройства Tektronix (waveform/vectorscope) мы получали 510 строк горизонтальных линий при воспроизведении с ленты.
     Из всех камер нашего обзора DSR-300 обеспечивает самое резкое изображение, самый низкий уровень цветового шума и наименьшее число точечных дефектов. DSR-300 продемонстрировала лучшую цветовую насыщенность и точность. Детали в тенях также выглядели хорошо. Наконец, DSR-300 показала максимальную светочувствительность.
     Профессиональные возможности работы со звуком DSR-300 соответствуют ожидаемым для камеры такого класса. У нее два сбалансированных входных 16-битных звуковых канала 48 кГц. На камере установлен 12-вольтный разъем для подключения дополнительного оборудования (беспроводных или проводных микрофонов). Камера имеет тоновый генератор 1 кГц для дополнительного контроля уровня звука по первому каналу, который расположен рядом с регулятором баланса белого на передней части камеры (это удобно для настройки уровня, когда вы смотрите в видоискатель); за обоими аудиоканалами можно следить через видоискатель. Камера позволяет использовать как ручное управление, так и AGC.
     Если ваш опыт работы с AGC ограничен любительскими камерами, вы будете удивлены легкостью использования профессионального AGC. Если же вы знакомы с профессиональным AGC, обратите внимание на то, что AGC на DSR-300 практически равноценен AGC на камерах Sony для телевидения. Чуткий и полезный AGC на DSR-300 — это преимущество, а не недостаток.
     Отметим еще несколько приятных особенностей этой камеры. В ней можно без адаптера использовать как маленькие, так и большие кассеты DVCAM. У камеры есть регулируемый 12-вольтовый вывод для источника света, который может включаться кнопкой записи.
     Однако камера все же не идеальна. Например, у DSR-300 отсутствует интерфейс IEEE 1394. Некоторые подумают: «Естественно, это же не видеомагнитофон». Но цифровой интерфейс позволял бы использовать камеру, если под рукой нет видеомагнитофона DVCAM или по какой-либо причине он неработоспособен. Я предпочел бы, чтобы у DSR-300 был интерфейс 1394, как у старшей модели этой линейки — DSR-500. Однако у камеры имеется 26-контактный аналоговый вывод для записи на внешний аналоговый компонентный видеомагнитофон.
     Камера может быть укомплектована новой системой литий-ионных батарей BP-L. С батареями BP-L 90A время работы нашей системы составило более 1 ч. Однако, если вы уже вложили значительные средства в батареи другого типа, например NP-1, можно сконфигурировать камеру и под них.
     Но все указанные недостатки — это частности. Sony DSR-300 остается по сравнению с прочими полудюймовыми видеокамерами формата DV хорошей системой. При превосходном качестве изображения, высокой светочувствительности и прочной конструкции DSR-300 — хороший выбор.

JVC-DV500.jpg (67581 bytes)
JVC GY-DV500U — сочетание хорошего качества изображения, удобства в работе и низкой цены

JVC GY-DV500U
Камкордер формата DV
$4995 без объектива


Достоинства
Хорошее качество изображения. Ввод/вывод в формате IEEE 1394. Развитые функции обработки изображений
на DSP.

Недостатки
Качество изображения не столь высоко, как в более дорогих камкордерах DV.

Резюме
Своей камерой GY-DV500U фирма JVC устанавливает новый стандарт для профессиональных камкордеров в соотношении цены и качества. Камера не лишена недостатков, но ничего важного JVC не упустила.

     Начнем с главного: камкордер JVC GY-DV500U — отличная камера с очень хорошей ценой. Она обладает почти всеми функциями, которые можно ожидать у гораздо более дорогой камеры, а также рядом функций, которых более дорогие камеры не имеют. Если вы ищете DV-камкордер дешевле $10 000, рассмотрите вариант покупки GY-DV500U. Действительно, существуют другие камеры стоимостью менее $10 000, дающие чуть лучшее качество изображения, однако картинка у JVC очень неплохая, а цена весьма щадящая. Главное, что ради удешевления камеры JVC не пожертвовала важными функциями.
     JVC не стала создавать свой собственный формат, как это сделали Panasonic (DVCPRO) и Sony (DVCAM). Новая профессиональная полудюймовая камера ведет запись на стандартные кассеты miniDV. Так что кассеты вы можете покупать в обычных магазинах электроники и проигрывать их на любом магнитофоне формата DV.
     В своей ценовой категории по совокупности вариантов управления, функций и качества изображения камера очень привлекательна. Большинство функций сами по себе не являются уникальными, но они, бесспорно, уникальны для цены $5000.
     По расположению органов управления GY-DV500U очень похожа на большинство профессиональных и вещательных камер. Это упрощает ее освоение теми, кто работал с другими профессиональными камерами. Функция точной фокусировки улучшает настройку фокуса: открывая диафрагму для уменьшения глубины фокусировки, она автоматически изменяет выдержку, чтобы скомпенсировать рост усиления.
     Функция «полный автомат» (Full Auto Shooting — FAS) автоматически настраивает диафрагму, выдержку и баланс белого. Опытному оператору такие легкие режимы работы, как FAS, могут пригодиться в простых ситуациях, а пользователям с минимальным опытом съемки профессиональными камерами они помогут получать хорошие изображения.
     Камера имеет фильтры для коррекции цвета кожи и для других настроек, управляемые с помощью сигнального процессора (DSP). Автоматическая подстройка баланса белого происходит плавно, а не путем быстрого переключения дискретных значений.
     Камера оснащена двумя регулируемыми полосовыми индикаторами (zebra), которые срабатывают, если яркость в некоторой области изображения превышает 70 IRE или 100 IRE. Можно регулировать частоту вертикальной развертки, чтобы снизить или устранить эффекты рассинхронизации при съемке с телевизионных или компьютерных мониторов.

Журнал в камере
     Предусмотрен ряд удобных функций для постпроизводства. Для записей можно устанавливать значения тайм-кодов. Функция Super Scene Finder позволяет автоматически или вручную помечать и регистрировать сцены во время съемки. Идея состоит в том, что благодаря этой функции можно будет вводить в систему нелинейного монтажа только те сцены, которые требуются. Она похожа на функцию ClipLink в камерах Sony, однако в камере JVC регистрация сцен ведется непосредственно на ленту miniDV, не нужно использовать более дорогие кассеты с микросхемами памяти. Представители JVC говорят, что на одной ленте можно зарегистрировать до 134 сцен. Подобная функция была реализована и другими изготовителями аппаратуры DV, но я не мог в полной мере оценить реализацию этой функции у JVC, так как у меня не было нужной монтажной системы.

fish.jpg (80822 bytes)
Конечно, вы не сможете оценить качество изображений, полученных с помощью рассматриваемых в обзоре камер, глядя на рисунок.
Поэтому зайдите на сайт www.dv.com., где вы найдете полученные при
тестировании карем кадры

     К сожалению, выбор функций из меню не прост. Есть много разных полезных опций, но, чтобы добраться до некоторых из них, понадобится сделать несколько шагов. Например, для настройки фильтра коррекции цвета кожи требуется от шести до восьми шагов.
     Фирма JVC реализовала в данной камере и некоторые удобные функции, которые обычно отсутствуют в аппаратуре этой ценовой категории. Достаточно одного взгляда на расположенный слева на корпусе камеры большой ЖК-дисплей с подсветкой, чтобы проверить значение тайм-кода, уровни звука и целый ряд других параметров. Все входы/выходы аудио- и видеосигналов слегка утоплены в корпус камеры, что улучшает ее внешний вид и защищает их от повреждения.
     Хороши и функции работы со звуком. Имеются обязательные два канала 16-битового звука 48 кГц с утопленными входами XLR, индикатор уровня звука в видоискателе, а также регулировка уровня первого звукового канала, расположенная на камере спереди. Камера также позволяет переключать входные источники, обеспечивает дополнительное питание микрофонов, снабжена 12-вольтовым выходом постоянного тока для питания приемника сигналов беспроводного микрофона. У поставляемого в комплекте камеры микрофона «пушка», на мой взгляд, слишком широкая диаграмма направленности. Хотелось, чтобы камера была оснащена тоновым генератором 1 кГц.


     Конечно, камера не лишена некоторых мелких недостатков. Максимальная продолжительность записи составляет 1 ч. Это вполне устроит многих пользователей, но может стать ограничением при репортажной съемке. Видоискатель дает не столь четкое изображение, как в камерах Sony DSR-300 и Panasonic AJ-D400. Система стабилизации пластины штатива работает хорошо.
     Я тестировал камеру с объективом Fujinon S14x7.3. Этот объектив имеет небольшие размеры, но они согласуются с малыми габаритами GY-DV500U в целом. Несмотря на свою низкую цену, объектив Fujinon не ухудшает качественные показатели камеры. У него хороший обзор при широкоугольной съемке и приличная дальность в режиме телесъемки. Как и у большинства промышленных объективов этого класса, перестройка фокусного расстояния выполняется довольно медленно.
     Камера GY-DV500U снабжена стандартным полудюймовым байонетным креплением и стандартным соединительным кабелем с 12-контактным разъемом, на нее можно ставить большинство стандартных полудюймовых объективов.
     Камкордер JVC может функционировать в качестве видеомагнитофона, что относится к важным его достоинствам. Конечно, я не стал бы использовать эту или любую другую камеру вместо штатной деки, но очень удобно иметь ее на случай особых ситуаций. В отличие от подавляющего большинства профессиональных камер у JVC GY-DV500U есть порт IEEE 1394, обеспечивающий как вывод, так и ввод. Не так уж часто встречается возможность записи через FireWire в камеру этого класса.
     Питание камеры может осуществляться от батарейных источников типа NP-1 или Anton/Bauer, что дает пользователю достаточную свободу выбора. Вес системы вместе с батареей NP-1, видоискателем и кассетой составляет около 5 кг.

Отличное качество изображения
     В тестах на качество изображения камера GY-DV500U заняла почетное третье место, лишь немного уступив более дорогим моделям Sony DSR-300 и Panasonic AJ-D400. При записи изображения она обеспечивала 490 горизонтальных линий (измерение мы проводили с помощью своих приборов при воспроизведении). По точности передачи цвета и его насыщенности GY-DV500U оказалась на одном уровне с Sony DSR-300, что является отличным результатом.
     Среди недостатков GY-DV500U отметим несколько более высокий по сравнению с Sony DSR-300 и Panasonic AJ-D400 уровень шумов цветности. В режиме компрессии уровни черного были сжаты несколько больше, чем следовало бы, и слегка размывались при переключении в положение «растянуть». Так что даваемое камерой изображение неидеально, но вполне приемлемо.
     Конструкция камеры кажется не столь прочной, как у камер Sony и Panasonic. Но внешность может быть обманчива. Этой новой модели придется доказывать свою пригодность к полевым условиям точно так же, как всем другим камерам, — на практике. Этим я не хочу сказать, что камера непрочная. Это не так. Модель JVC GY-DV500U, видимо, выдержит не один случайный удар.
     Устройство JVC GY-DV500U — достойный конкурент в категории профессиональных камкордеров. Его ценность определяется удобными органами управления, наличием объектива с регулируемым фокусным расстоянием, как у вещательных камер, хорошим качеством выходного изображения и удивительно невысокой ценой. На деньги, сэкономленные благодаря покупке этой камеры, вы сможете приобрести батареи и зарядное устройство, после чего останется еще некая сумма, достаточная для приобретения хорошей флюидной головки и штатива. Фирма JVC существенно снизила первоначальные затраты на профессиональную камеру формата DV. Модель JVC GY-DV500U — камкордер с широким набором функций, который доказывает, что расходовать кучу денег на приобретение хорошей профессиональной камеры совсем необязательно.

Камера для вас
     Все камеры нашего обзора неплохи, одни из них в большей, другие — в меньшей степени. Если вы еще не связаны с конкретным форматом DV, у вас есть три хорошие камеры по разумным ценам, из которых можно выбирать. За такую цену вы получите больше, чем могли пару лет назад.

Что делает камеру профессиональной

     С выпуском камеры Sony DCR-VX1000 любительские цифровые видеокамеры стали использоваться и профессионалами. Появление Canon XL1 позволило потребительским камерам еще глубже вторгнуться на профессиональную территорию. Однако между потребительскими камерами высшего уровня и профессиональными видеокамерами сохраняются заметные различия. Большинство из них касаются управления изображением, прочности конструкции и наличия ориентированных на производство возможностей.
     Профессиональные камеры дают изображение более высокого качества. У лучших любительских камер при воспроизведении от 450 до 470 горизонтальных линий; у хороших профессиональных камер линий более 500. Их объективы, изготавливаемые из высококачественного стекла, стоят от $1000 до $25 000. В профессиональных камерах изображение обрабатывается при помощи оптических и электронных фильтров DSP, которые дают возможность получить более четкое изображение и устранить дефекты освещения и теней.
     Звуку в профессиональных камерах уделяется такое же внимание, как и изображению. Все профессиональные камеры принимают сбалансированный звук, в них предусмотрена ручная настройка уровня записи. Большинство используют и AGC, который, в отличие от потребительских систем AGC, не ухудшает качество звукового сигнала при отклонениях уровня звука от нормы.
     Большинство профессиональных камер записывают цветные полоски и звуковой сигнал 1 кГц в начале ленты, чтобы можно было аккуратно подстроить видео- и аудиосигналы, генерируемые камерой, к эталонам системы монтажа. На таких камерах можно задавать тайм-код, и, когда вы объедините в проекте шесть лент, система монтажа сумеет распознать каждую из них.
     Профессиональные камеры обычно не обладают такими возможностями, как режим отдельных снимков, автофокус и поворотные внешние экраны видоискателя, хотя некоторые профессионалы и были бы рады видеть их на своих камерах.
     Профессиональные камеры делают более прочными. Они должны выдерживать ежедневную работу в неблагоприятных условиях. Для изготовления прочной, но легкой камеры требуется тщательная конструкторская работа и дорогие материалы.
     Профессиональные камеры весят несколько больше, чем любительские, 6-килограммовая камера в этом классе считается легкой. Однако большую часть своей съемочной жизни такие камеры проводят на треногах или на плече оператора, так что день работы с профессиональной камерой менее утомителен, чем час съемки любительской камерой, которую надо держать в руках перед собой.
     Профессиональная камера больше, и вы с ней привлекаете больше внимания. Это создает профессиональную атмосферу при съемках, но не позволит, даже если вы будете к этому стремиться, остаться незамеченным.
     Полное использование возможностей профессиональной камеры требует большего мастерства, чем более простые любительские видеокамеры. Но у многих новых профессиональных камер есть и простые режимы работы, так что и малоопытный оператор может при помощи профессиональной камеры получить хорошее изображение.
     Однако всегда помните, что в создании картины важен художник, а не его кисти.

Вернон Като — главный оператор студии KTSF в Сан-Франциско.

Vernon Kato. Halh-Inch Heaven/ DV, 2000, май, с. 30.