stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Комментарий специалиста

Юрий Михайловский
руководитель отдела профессионального видео компании "ОКНО-ТВ"
12@mail.ru

      Обзор Вернона Като вызвал у меня ряд серьезных возражений. Прежде всего, самое общее замечание. В обзоре, подготовленном американским автором, естественно, описывается оборудование формата NTSC. Читателю следует помнить, что в нашей стране для съемки и монтажа употребляется PAL, а одноименное оборудование NTSC и PAL значительно отличается. Кроме того, автор постоянно отождествляет форматы под общим названием - DV, не затрагивая (хотя это важно), различия форматов DV, DVCAM и DVCPRO.
      Немало в статье и некорректных заключений. Так, автор постоянно выделяет какую-то особенность только одной камеры, когда на самом деле, она присуща всем четырем. Порой суждения автора пристрастны. Например, к недостаткам или достоинствам камер нельзя относить свойства объективов, которые, как правило, сменные и поставляются отдельно.
      Оценивая качество изображений, автор указывает значения горизонтальной четкости при воспроизведении записанного тестового видеосигнала самой видеокамерой. Но ведь при этом сравниваются не видеокамеры как таковые, а их видеомагнитофоны в тракте просмотрового воспроизведения! Поэтому по полученным результатам тестирования нельзя сравнивать видеокамеры. Воспроизведение на профессиональных видеокамерах выполняется для контроля - без коррекций и компенсаций, которые имеются в профессиональных видеомагнитофонах. Автору следовало бы провести два теста: первый - проверить сигнал непосредственно с видеокамеры, второй - проверить записанный сигнал на ленту при воспроизведении на профессиональном видеомагнитофоне (Panasonic AJ-D850 или Sony DSR-2000).
      DV-базированное видеооборудование японских компаний Sony и Panasonic основывается на строгом соблюдении принципа Line-Up. Видеокамеры этих форматов производятся не как индивидуальные изделия, а в качестве компонентов большой и продуманной системы телевизионной продукции. Например, в настоящее время в линейке DVCAM - шесть видеокамер, а в линейке DVCPRO - пять; каждая из камер предназначена для решения конкретных задач, с которыми они полностью справляются, а вовсе не для конкурирования друг с другом. Сравнение видеокамер в данном обзоре можно уподобить анализу характеристик легковых и грузовых автомобилей, выполненному хорошим специалистом и знатоком своего дела - водителем-дальнобойщиком, который, однако, положительно оценивает только свойства, присущие грузовику.
      Не секрет, что лет пять назад видеоматрицы 1/2" считались чем-то вроде "бытовых". Но сегодня десятки видеокамер имеют видеоматрицы 1/2", обеспечивая при этом горизонтальную четкость до 850 твл, а производители объективов разработали на их основе широкий спектр качественной и при этом недорогой оптики. Аналогичным образом обстоит дело и с матрицами 1/3". AJ-D200 - первая профессиональная камера с матрицей 1/3" и сменной оптикой, вслед за ней была создана AJ-D215. Canon и Fujinon и сейчас выпускают шесть новых профессиональных объективов 1/3" и в дальнейшем намерены расширять их ассортимент. Кроме того, через адаптер на камеру AJ-D215 можно устанавливать оптику 1/2".
      Вернон Като, вероятно, не знает, что видеокамеры с матрицей 1/2" позволяют устанавливать профессиональные объективы 2/3" через специальный адаптер. И вообще - оптика приобретается отдельно, и выбор оптики - личное дело покупателя.
      Неплохо было бы упомянуть и о том, что вес рассматриваемых камер (5,5 - 6 кг) - это рассчитанный учеными оптимальный вес для плечевой камеры, поэтому нельзя оценивать этот факт как отрицательный.
      Качество изображения, обеспечиваемое AJ-D215, действительно можно назвать посредственным, если речь идет о съемке телесериала, но оно заслуживает самой высокой оценки в новостийных съемках, для которых камера собственно и была сконструирована. Насчет малоконтрастного изображения в видоискателе - это вопрос к ремонтным службам. Как показывает мой опыт, видоискатель совершенно ликвидный и недостатками не страдает.
      Автор раскритиковал крепления видоискателей в камерах DSR-300 и AJ-D215. Но если познакомиться с ними внимательнее, то станет ясно, что несущие крепления у них металлические. Наведение (т. е. фокусировка окуляра) одним рычагом выполняется не только на D400, но и на любых камерах.
      Разрешающую способность видеокамер задают изначально на заводе, а размер матрицы сегодня на разрешение не влияет. Например, видеокамера Panasonic AW-E300 с матрицей 1/3" дает ни много ни мало 800 твл при соотношении сигнал/шум 60 дБ.
      Имеющийся в камере AJ-D215 сервисный RS-232-порт позволяет проводить диагностику и наладку камеры в считанные минуты, но об этом автор умалчивает или попросту не знает.
      Вернон Като пишет: "Существенным недостатком является и то, что с первого взгляда на панель камеры AJ-D215 невозможно определить ее состояние". Да, это так, но есть кнопка Check Status, которая расположена в удобном для левой руки месте и позволяет вывести на экран параметры состояния камеры, причем список отображаемых параметров может быть составлен по желанию оператора. Однако добрая половина операторов, особенно новостийщиков, не желают видеть никакой лишней информации на экране.
      Процессор DSP есть во всех представленных камерах. А вот программы управления этим замечательным процессором у каждой камеры разные. DSP камеры AJ-D215 не имеет команд художественной обработки видеосигнала только потому, что для новостей это просто не нужно.
      Стандартный микрофон на всех представленных камерах предназначен для снятия интер-шума, т. е. звуков окружающей обстановки. Для этой задачи характеристики микрофона в AJ-D215 абсолютно нормальны - конденсаторный, с фантомным питанием, широкая диаграмма направленности. В остальных описанных камерах установлены не "пушки", как указывает автор, а тоже конденсаторные микрофоны с широкой диаграммой направленности. Настоящие же микрофоны-пушки (shotgun) имеют узкую диаграмму и предназначены для записи речи с большого расстояния. Такие микрофоны можно устанавливать на любую из камер обзора. Для камеры AJ-D215 существует специальный кронштейн с винтами, разъемом и фантомным питанием, он может быть заказан вместе с камерой и продается в России.
      Непонятно, почему автор указал как недостаток использование в камере AJ-D215 видеокассет большого размера. Бывают кассеты DVCPRO большого размера длительностью 36, 66, 96, 126 и 184 мин. Выбирайте любую по вкусу.
      Фраза "за дополнительный вывод IEEE 1394 придется заплатить $600" - абсолютно неверна. Продаваемая в России камера AJ-D215 имеет интерфейс IEEE 1394 в стандартной заводской конфигурации. Стоит отметить, что Panasonic разработан модифицированный интерфейс на базе IEEE 1394 - DVCPRO In/Out, который лишен большинства недостатков стандартного Digital DV и более глубоко программируется.
      Какие "точки" появлялись на изображении с камеры D215, мне непонятно, автор посчитал лишним осветить этот факт подробнее. Но если это "вылетевшие" пиксели, значит - у тестируемой камеры была бракованная матрица.
      У меня сложилось впечатление, что Вернону Като просто не понравилась камера AJ-D215. Постоянно употребляемые им характеристики: "посредственная", "не лучший выбор" и т. п. - нельзя рассматривать как объективное тестирование.
      Говоря о AJ-D400, автор "забыл" описать процессор DSP с его художественными и сервисными возможностями, хотя в камере DSR-300 наличие DSP трактуется как мощное достоинство. Кроме того, автор не обратил внимания на то, что матрица у AJ-D400 - со строчно-кадровым переносом заряда FIT (остальные камеры имеют строчный перенос - IT, т. е. профессиональный оператор увидит "столбы" на засветках). Ничего не сказано о повышенной четкости за счет смещенной зеленой матрицы и повышенной бесшумовой чувствительности за счет технологии "микролинз".
      Что касается отсутствия 1394 на профессиональной камере, то к этому можно относиться по-разному, разумнее было бы просто констатировать факт и не вносить его в преимущества и недостатки.
      Теперь о затейливости меню. Автор подводит все к тому, что функция Skin Tone в камере DSR-300 выведена на переключатель, а в D400 надо, мол, мучиться и включать все из меню. Но ведь кроме Skin Tone есть десятки очень важных функций, например Dark Detail, Chroma Detail, Gamma correction, всевозможные фильтры и т. п., которые тоже очень интересны и не менее важны. Panasonic не скрывает своего подхода к проблеме доступа к функциям - год от года их появляется все больше и больше, и все они упорядочены в меню по строгой и понятной системе. Sony в камерах DSR-300/DSR-500 вывела некоторые (но не все!), интересные, на взгляд создателей, функции на переключатели. Это тоже правильно, поскольку, как показывает практика, операторы не любят копаться в меню, а предпочитают переключатели.
      Далее автор пишет: "В камере Sony обширное и удобное меню, все опции размещены на двух уровнях, и находить их, на мой взгляд, нетрудно". Но двухуровневое меню ничуть не проще одноуровневого, которое было раскритиковано выше. В камере D400 также можно настраивать функции телесных тонов, задавать, какие из параметров надо выводить в видоискателе. Но в D400 отсутствует функция ClipLink, и вот об этом надо было писать!
      В обзоре сравниваются четыре камеры, ни в одной из них нет картриджа памяти, зачем тогда вообще касаться этого вопроса?
      Автор указывает, что у D400 корпус прочнее, чем у остальных. Испытывал ли он их на ударопрочность? Нужно было поинтересоваться в ремонтных центрах, какие неисправности, в том числе и механические, наиболее характерны для каждой камеры.
      Като, не задумываясь, приравнивает систему автоматической регулировки звука AGC к любительским камерам. На самом деле на всех представленных камерах используется AGC нового поколения, который очень "умно" регулирует уровень звука.
      "Генератор и считыватель тайм-кода предлагаются для AJ-D400 как дополнительные устройства, в камере отсутствуют развитые возможности DSP, подобные применяемым в устройствах Sony и JVC", - говорится в статье. Но это не так: камера имеет полноценный генератор/считыватель временного кода, а возможности программ DSP у D400/D700 могучие.
      "Насыщенность цвета у этой камеры чуть меньше, чем у камер Sony или JVC", - указывает автор, но забывает сказать, что в меню процессора DSP эта насыщенность регулируется. Оператор вправе сам решать, какой режим для него предпочтительнее.
      По поводу используемых в камерах AJ-D400 и AJ-D700 410 000-пиксельных чипов CCD, следует отметить, что это справедливо для NTSC, а вот камеры PAL имеют 480 000 пикселей.
      Автор вообще не упоминает о ClipLink в камере DSR-300, возможности работы с дополнительным монитором/контроллером/микрофоном, записи состояния камеры на кассету и т. п.
      "Правда, за прошедшее время в DSR-300 ничего не изменилось", - пишет автор. Нет, изменилось! К тому времени, когда будет опубликована статья, никто не вспомнит о прежней DSR-300PK, так как уже производится новая версия DSR-300APK. Основные отличия - устанавливаемый на заводе 18-кратный объектив Canon, новейшего типа видоискатель и расширенные возможности в пресетных цветовых температурах. Цена, естественно, увеличилась почти на $1000.
      Но вот 12-вольтный разъем для подключения дополнительного оборудования, контроль уровня аудио есть у всех рассматриваемых камерах, а не только у DSR-300.
      Сообщая, что в видеокамере DSR-500 есть интерфейс IEEE 1394, а у видеокамеры D400 нет 26-пинового разъема для внешнего магнитофона, автор просто дезинформирует читателя.
      Функция Synchro Scan, позволяющая регулировать частоту вертикальной развертки, чтобы снизить или устранить эффекты рассинхронизации при съемке с телевизионных или компьютерных мониторов, имеется во всех вышеприведенных камерах, а не только в DV500.
      Автор рассказывает о хороших функциях работы со звуком камеры DV500, но подобные функции присутствуют во всех рассматриваемых камерах.
      "Видоискатель камеры DV500 дает не столь четкое изображение, как в камерах Sony DSR-300 и Panasonic AJ-D400", - сообщает автор. Но JVC выпускает несколько моделей видоискателей, а камера стандартно поставляется вообще без видоискателя, чтобы оператор мог выбрать подходящий.
      Несмотря на то, что камкордер JVC GY-DV500 действительно обладает широким набором функций, стоит все же отметить, что тракт видеосигнала у него аналогичен бытовому, и реальные проверки это подтверждают.