stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Виктор Бабурин

Final Cut Pro для Mac G4

Программа для постпроизводства видео
Apple, $1080

Достоинства
   Сочетание всего лучшего в области композитинга и нелинейного видео-монтажа
   Тщательно продуманная организация рабочего места
   Возможность подключения популярных plug-ins от третьих фирм
   Независимость от аппаратуры видеозахвата
   Использование преимуществ операционной системы и возможностей современных процессоров линейки PowerPC
   Разумные требования к подсистеме дисковой памяти

Недостатки
   Перегруженность интерфейса мелкими компонентами
   При записи со сквозного сигнала отсутствует мониторинг тайм-кода

Рис. 1. Общий вид рабочего стола Final Cut Pro: 1 — окно Viewer, просмотр материала; 2 — окно Canvas, визуальная обработка материала; 3 — окно Browser (закладки View, Effects/Transitions, Filters), работа по ключевым точкам и/или с использованием численных значений; 4 — окно Timeline (загружена Sequence 1); 5 — панель Tools, ускоренный доступ к наиболее значимым инструментам монтажа. В окнах Viewer и Canvas доступны элементы воспроизведения, перехода по ключевым точкам, а также имитаторы jog и shuttle

     Для запуска видеомонтажной программы Final Cut Pro — продукта фирмы Apple — рекомендован компьютер Mac G4. Именно рекомендован, так как продукт успешно стартует и на менее мощном iMac. Но, только выполнив рекомендации Apple, пользователь получает в соответствии с замыслом разработчиков законченное решение для постпроизводства видео.
     Мас G4, как и его младший брат iMac, оснащен в стандартной поставке только ATAPI-подсистемой до режима U-DMA 66 включительно. Такое решение Apple нарушает общепринятые каноны видеомонтажа, однако для работы с потоком формата DV, как правило, этого достаточно — за все время монтажа 20-минутного ролика операционная система лишь два раза сообщала о выпавших кадрах и рекомендовала увеличить производительность дисковой подсистемы. Кстати, это никак не отразилось на качестве собранного после повторного рендеринга видеоклипа. Конечно, если установить в G4 мощную плату обработки видео и работать с качеством Betacam SP, подключение SCSI-подсистемы станет необходимым условием для полноценного монтажа.
     В качестве видеоподсистемы в Final Cut Pro используется плата фирмы ATI Graphics, хорошо зарекомендовавшая себя в работе с видеопотоками, в том числе в форматах DV и MPEG-2 (DVD).
     Итак, получив в свое распоряжение Mac G4, 128 Мбайт ОЗУ и, как минимум, 10 Гбайт на диске, можно кликнуть на иконку «хлопушка» для запуска Final Cut Pro, и вы увидите рабочий стол программы (рис. 1).
     На первый взгляд кажется, что интерфейс несколько перегружен, однако в процессе монтажа все кнопочки и окошечки оказываются всегда на своих местах, более того, элементы, в данный момент не существенные, как правило, визуально недоступны или окрашены в меню серым цветом. Конечно, сам вид элементов (тех же кнопок и окошек ввода числовых значений) отличается от стандартных — они значительно меньше, чем обычно. Но это, видимо, единственный способ разместить на экране компьютера столь большое количество необходимой монтажеру информации. Особенно это касается работы в режиме композитинга, которому разработчики программы уделили основное внимание.

ris2.jpg (47231 bytes)

Рис. 2. Окно Timeline


     Работа же с Timeline (рис. 2) не даст и половины возможностей Final Cut Pro. Но, раскрыв в окне Browser на конкретном видеофрагменте закладку Effects или Filters, монтажер получает полный доступ ко всем необходимым параметрам для использования эффектов перехода или фильтрам, применимым ко всему выбранному видеофрагменту. Общая панель настроек при обработке одного из фрагментов отражает состояние остальных фрагментов в виде общей диаграммы, на которой сохраняется информация о ключевых точках монтажа (рис. 3).
     Изюминка программы в том, что ее можно настраивать на совершенно разные подходы к постпроизводству: монтажер может работать с обычной системой меню, где каждое действие конкретно поименовано, или производить монтаж «на глазок», основываясь на технологии drag-n-drop, или пользоваться «быстрыми клавишами» (благо всех этих option-click, command-click и др. — в избытке), так горячо любимыми дизайнерами и верстальщиками на Мас'е. Мне больше понравился визуальный метод, однако он требует определенных корректировок с помощью полей числового ввода (такую корректировку можно применять везде, где присутствует некое окошко с цифрами).

ris3.jpg (73507 bytes)
Рис. 3. Окно Browser — закладка Filters

     Достоинством Final Cut Pro является также один из самых полных, на мой взгляд, наборов монтажных инструментов — от 3D-simulations типа cross zoom, spin (cube, 3D), swing, многослойного, теоретически неограниченного кеинга и других до акустических изысков типа трехполосного графического или параметрического эквалайзера и фильтров de-esser / de-popper.

     Подробное описание технологии постпроизводства на Final Cut Pro займет слишком много времени, а конкретный вариант для работы каждому монтажеру все равно предстоит выбирать самостоятельно. Все возможные варианты описаны в учебнике, найти который можно по адресу: http://www.info.apple.com/info.apple.com/support/pages.taf?product=finalcutpro.
     Продукт Apple Inc. Final Cut Pro — безусловно серьезный конкурент как для AVID Xpress, так и для всей линейки Adobe — Premiere и After Effects. Однако очевидно, что эта программа не для «чайников» (dummies): чтобы достигнуть результатов в Final Cut Pro, потребуется не только терпение, но и желание работать с этой программой.
     Автор и редакция журнала «Цифровое видео» выражают благодарность компаниям DeepApple и DPI, а также лично Петру Захарову за предоставленную технику и консультации в ходе тестирования продукта.

Виктор Бабурин — инженер нелинейного видеомонтажа.
В 1991 г. окончил МЭСИ по специальности «Кибернетика».
В настоящее время — сотрудник компании TBS.