stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Web-вещание - информационный переворот

Владимир Соколов

Эволюция виртуального мира

      Биологической науке известен феномен, предшествующий появлению нового вида животных. В сохранявших спокойствие генах неожиданно начинается довольно бурная мутация. Изменения в хромосомах приводят к появлению большого числа причудливых особей. То среди пушистых соплеменников оказывается облезлый, а то и вовсе лысый индивидуум, то среди сплошь рыженьких или черненьких начинает мельтешить нечто пегое. Проходит некоторое время - и мир получает новый вид живых существ. Законы мироздания едины, поэтому открытия в одной отрасли знаний подчас без особых изменений применимы в другой.
      В мире Интернета, который почти спокойно существовал не один десяток лет, стали заметны странные "пегие" особи. Постепенно затихшая битва браузеров открыла общую картину "поля боя". И глазу предстало захватывающее зрелище. Название ему - веб-вещание (Web Broadcasting). Попробую, не влезая в дремучие заросли научных поисков, с точки зрения обывателя с опытом работы за компьютером не меньшим, чем существование Интернета, разобраться, что это за птенец вылупился в Мировой Паутине.
      Первый опыт получения видеоизображения в Интернете у меня состоялся во время операции "Буря в пустыни". На одной воюющей стороне был генерал Шварцкопф, на другой - постоянный корреспондент CNN и налаженная им из Бейрута трансляция видеоизображений. Прошло не так много времени, и дело, связанное со скандалом Билл Клинтон - Моника Левински, затянуло в Интернет столько народу, что у провайдеров глаза полезли на лоб. Каждый уважающий себя посетитель Сети регулярно смотрит на поверхность Марса "глазами" марсохода, через веб-камеру - на то, что происходит в Кейптауне или в атмосфере над родными Мытищами. Естественно, RealPlayer мурлычет музыку, которая качается с сервера, расположенного за океаном.
      Однако не поворачивается язык называть все это веб-вещанием - изображение размером со спичечный коробок, качество звука не выдерживает никакой критики.
      И вдруг, стоило на нашем календаре появится трем нулям, сетевой мир засуетился, специализированные журналы наполнились статьями о разработках чего-то нового в Web, которые ведут мировые научные центры вроде Массачусетского технологического института (MIT), информационные монстры, такие, как CNN, и прочие, крупные, средние и совсем мелкие - чуть ли не энтузиасты-одиночки. Налицо признаки грядущих видовых изменений.
      Давайте посмотрим, чему на смену идет новая технология? Что она принесет с собой в ближайшем и более отдаленном будущем? И, естественно, можно ли на этом заработать?

Новации и паллиативы

      Все, что создает на Земле цивилизация, можно разделить на две категории - новации и паллиативы. Ну, с первой категорией, вроде бы, все понятно. А что такое - "паллиатив"? В нашем случае - некое вспомогательное решение, повторение уже известного, с какой-то новизной, касающейся одного-двух качеств, но с непременным ухудшением почти всех остальных имеющихся. Жизнь паллиатива относительно короткая, но яркая.
      На переломе XIX и XX веков Европу и Америку начало завоевывать новое искусство - кино. Буквально за три десятилетия мощь и распространение новации были таковы, что она смогла, вкупе с прочими мерами, предпринятыми командой президента США Рузвельта, вытащить гигантскую экономическую машину из трясины Великой депрессии. В послевоенные годы, наряду с кино, ставшим цветным, широкоэкранным и стереофоническим, появился паллиатив - телевидение. Мелкое, черно-белое, некачественное. Однако - с доставкой на дом.
      И как ни пыжилось ТВ, оно так и не смогло сделать ни одного широкого шага. От телевизионного эфирного качества со все большей скоростью удаляется видео во всех своих видах. Домашний кинотеатр, с громадным экраном, прекрасным изображением и объемным звуком отбивает охоту смотреть что-либо по "ящику", кроме информационных или развлекательных программ. Но достаточно ли для телевидения стать цифровым, чтобы перестать думать о смерти? Сможет ли оно поравняться со своим старшим братом - кино? Качественно - нет, не сможет.
      Вспомним самое начало разговора, где я говорил о признаках появления нового вида. Суета, начавшаяся в интернет-технологиях, неспроста.
      Новый вид информационных услуг - а таковыми являются все виды печатной продукции, радио, ТВ, Интернет и прочее - вряд ли будет зваться Web Broadcasting. Придумают что-то новенькое. Но свойства, которыми будет обладать "вылупившийся птенец", отнесут его прямиком в разряд новаций. Постараюсь нарисовать портрет этой зарождающейся новации. В первую очередь будет сформирована сеть со сверхвысокой пропускной способностью, приблизительно 10-12 Гбайт/с (примерно такие каналы закладываются в Малайзии в процессе реализации проекта Vision2020 и первой его части Multimedia Super Corridor http://www.mdc.com.my), и решена проблема "последней мили". Конечный пользователь обретет возможность не только получать любую информацию: видео, аудио, текстовую в реальном времени, но и отправлять в сеть свои данные с не меньшей скоростью. Отсюда следует очень интересный вывод: по информационному "охвату" частный пользователь ничем не будет уступать такому монстру, как CNN, или любой иной телевизионной компании.
      Иными словами, представьте, что вы покупаете в газетном киоске программу веб-вещания, очень напоминающую по структуре программу телевизионных передач, но "вещателей" там будет... несколько сотен тысяч! А почему бы и нет? Сколько сейчас персональных страничек в Интернете? Вот столько же, если не больше, может оказаться неких домашних вещательных компаний. При этом простое копирование телевизионного предшественника вряд ли произойдет.
      Прообраз веб-вещания будущего попробовали создать молодые ребята в московском клубе "Компьютер". На экран монитора одновременно выводятся трех- и двухмерные изображения, текстовая информация, чат и... видео. Нынешние каналы слабоваты для того, чтобы обеспечить работу в реальном времени всех составных частей новинки. Но потенциал изобретения колоссален! И доступен каждому владельцу собственной странички в Сети уже сейчас. Естественно, если привычный набор PC дополнить кое-каким недорогим оборудованием, иметь выделенный канал, свой IP.
      Привлекательное свойство веб-вещания - интерактивность. Любые разновидности новой информационной культуры именно этим свойством будут возводить веб-вещание в разряд новаций.

Пространство для больших и маленьких

      Итак, читатель, обладающий достаточным воображением и знающий, что такое Интернет и телевидение, может представить не столь далекую перспективу.
      Но пока где-то готовят оптоволоконные кабели толщиной с руку, паяют новые коммутирующие устройства, программисты потеют над программным обеспечением счастливой жизни, интересно понаблюдать за малой толикой того, что уже сейчас взволновало пассионариев от Интернета.
      Наиболее интересные проекты связаны с оперативным обеспечением поступления, обработки и организации доступа к видеоданным.
      Ни сейчас, ни в обозримом будущем при обмене видеоинформацией не обойтись без компрессии. Скорее всего, "контейнерные" виды файлов, такие, как AVI (M-JPEG) и Quick Time, окончательно уступят место "потоковым" - MPEG или аналогичным. Но любой исходный видеоматериал - не более чем сырье для будущей вещательной информационной программы. Посредине - рутинный процесс редактирования. Мне понравились несколько проектов "дистанционного", если можно так сказать, монтажа. Представьте себе, что вы готовите материал о событии, разворачивающемся на большой территории. Каждая съемочная группа напрямую через спутник перегоняет материал в главный информационный центр - размещать монтажный комплекс и заниматься монтажом на месте нет ни возможности, ни времени. В распоряжении специалиста, ответственного за информационный блок, может быть простой ноутбук, подключенный к Интернету. Через Сеть он получает доступ к собранным где-то за многие тысячи километров видеоматериалам. И монтирует их, сидя где-то в отеле или самолете. Забавная картина, не правда ли? Хотя идея не бесспорная.
      Другая тема, которую обсуждают в связи с организацией веб-вещания, - управление видеоинформацией на сервере, как со стороны пользователей, так и со стороны хозяев. Ведь, в отличие от традиционного телевидения в нашем случае зритель сам будет формировать программу. Такую, которая нравится ЕМУ, а не вещательному отделу телекомпании. Здесь, если снять шелуху, останется обычная работа по организации баз данных.
      Вообще-то, наблюдать за тем, как мечутся разработчики веб-вещательных проектов, - истинное удовольствие. Наряду с глобальными выводами о появлении удивительных новинок, приятно согревает мысль о том, что "и я так смогу". Ну, не удастся запустить ежедневный показ хотя бы одного десятиминутного фильма (ясно, что не удастся...), так хотя бы смогу организовать показ компьютерных мультиков - есть такое развлечение, для которого используются игровые движки, низкополигональные модели и незамысловатый сюжет.
      Итак, в скором будущем информационное вещательное пространство станет доступно на равных и большим, и маленьким. Конечно, конкурировать с монстрами вроде ABC, BBC или корпорацией Time можно только во сне, но, умело кооперируясь, побить какую-то небольшую телекомпанию можно запросто. Ну, а чем бить будем? Контентом, разумеется.
      Во-первых, никогда телевидение не сможет предложить тех забав, которые УЖЕ существуют в Интернете. Чаты, самые разнообразные новости on-line, интерактивное вмешательство в события - политические, социальные и иные, игры и прочее, и прочее.
      Во-вторых, никогда ни одна телекомпания не будет готовить для вас индивидуальную сетку вещания. Ну, не сможет - и все!
      Контент - болевая точка нынешних интернет-индивидуумов и интернет-сообществ. Открыть сайт - дело нехлопотное, можно сказать - минутное. И вслед за этим радостным событием возникает паника: "А чо делать-то???" Фантазии хватает на воспроизведение в Сети забора из соседней подворотни. С надписью "Здесь был Вася" (автор сайта с фотографией), кнопкой "Резюме" - чтобы не переписывать вульгарное "Вася - дурак!" и т. д. Расположенные тут и там баннеры заменяют расклеенные объявления об обмене чего-то и потерянных собаках.
      С появлением веб-вещания роль креативного начала станет более значимым. Это вам не протухшая страничка с датой обновления трехгодичной давности. Это чуть ли не ежедневное предоставление некого действия. Иначе, если вы не состоятельный человек, ваш сайт потянет из кармана ощутимые суммы.

Креатив

      Вот и произнесено главное слово. Очевидно, что все проблемы с высокоскоростными каналами будут решены. Будут склепаны нужные машины и написаны программы. Станет понятно, что, заплатив тысячу или более долларов за соответствующее оборудование, а также подключение к некой гипер-супер-Сети, пользователь станет обладателем информационной вселенной. И ему надо будет вселенную чем-то удивить - я веду речь о творцах, так как с потребителями все и так ясно.
      Здесь я еще раз хочу вернуться к упомянутому выше малазийскому проекту "Мультимедийного Суперкоридора". В этой невеликой по размерам и населению стране создаются smart schools, мультимедийный университет, электронное правительство, телемедицина, принимаются - впервые в мире! - киберзаконы. Но еще до реализации первых шагов проекта проблема контента стала первоочередной. Малайзия проводит выставку за выставкой, конференцию за конференцией, собирая интеллектуальные сливки всего мира с одной целью - наполнить содержанием серверы, соединенные колоссальными по пропускной способности каналами Суперкоридора.
      Естественно, России сейчас "не до жиру". Нам бы обычные коридоры привести в порядок.
      Однако, если мои догадки о намечающемся появлении нового информационного вида верны, подзаработать на этом соотечественники смогут вполне. В нынешнее время заказать разработку сайта в России не считают зазорным крупнейшие мировые корпорации, не говоря о той мелочи, которой несть числа. Так что с появлением веб-вещания в Россию хлынет поток предложений, в первую очередь связанных с разработкой сервисов (оболочек и инструментария для управления), а затем пойдут заказы и на сами контенты.
      Что посоветовать потенциальным звездам "web broadcasting-мастеринга"? Повнимательнее читать те публикации в журнале, в которых говориться о новинках видео, о новых форматах, о том, что такое монтаж и монтажные системы. Этот совет не покажется пустым, если мы вспомним, что произошло с появлением Flash в веб-дизайне. Моментально книжки по анимации, которые пылились на полках годами, стали бестселлерами.
      Я думаю, тихой ли, оглушительной, - но информационной революции ждать недолго. Так что, будьте готовы, господа!

Владимир Соколов
В компьютерной графике с 1974 г. В настоящее время работает в компании "ПараГраф".
E-mail: Vsokolov@paragraph.ru, Sokolov@child.ru