Телекомпания «Телевидение специального назначения»:
«D-9 при совмещении с полупрофессиональным оборудованием
DVCAM является на данный момент лучшей альтернативой аналоговым форматам по
соотношению цена/качество, техническим параметрам и удобству эксплуатации».
Телекомпания "Телеспецназ" во главе с генеральным
директором Кириллом Легатом была создана в декабре 1999 г. С 17 января 2000
г. она производит для канала РТР информационные программы, специальные репортажи,
документальные фильмы. Все проекты объединены общей тематикой и посвящены событиям,
связанным с безопасностью государства и его граждан.
15 августа 2000 г. О том, как реализовывался этот телевизионный проект, с техническим директором компании Андреем Немцевым и главным инженером Дмитрием Ивановым беседуют Наталья Кузина и Елена Кудрина.
«ЦВ»: Расскажите, как все начиналось и почему
"Телевидение специального назначения" выбрало Digital-S в качестве
основного производственного формата.
Андрей Немцев: Те, кто начинал проект, отличались предельным
уровнем адреналина в крови и полным отсутствием права на ошибку. Во всем остальном
- нормальная работа профессионалов, которых Кирилл Легат собрал в декабре прошлого
года.
Дмитрий Иванов: Как правило, когда начинается новый достаточно
крупный телевизионный проект, постоянно приходится слышать от продюсера, что
времени на его реализацию очень мало. К этому уже все привыкли. Но в нашем случае
его не было вообще. Первый эфир программы должен был либо состояться 17 января,
либо не состояться вообще. На подготовку полных спецификаций аппаратно-студийного
комплекса (АСК) у нас оставалось не более недели, а аппаратуру мы смогли оплатить
только 24 декабря. Не удивительно, что очень многие поставщики телевизионного
оборудования и инсталляторы телевизионных комплексов отказались от сотрудничества
с нами.
А.Н.: С недавнего времени Новый год и вся связанная с ним
двухнедельная череда праздников вызывают у меня настоящую зависть к тем, кому
удается наслаждаться этими каникулами. Нам уже приходилось встречать Новый год
в Останкине. Но чтобы первого января в студии еще полным ходом шел ремонт и
не было ни одного аппарата, в то время как с семнадцатого уже нужно на новом
оборудовании ежедневно выдавать в эфир один час новостей в режиме live-to-tape,
- такое, пожалуй, впервые.
«ЦВ»: Три недели для покупки техники и построения
телевизионных комплексов такого уровня - срок действительно, мягко говоря, небольшой,
к тому же две из них пришлись на новогодние торжества. На что вы рассчитывали,
когда соглашались на этот проект? Ведь шансов на успех практически не было...
Д.И.: Основная надежда, как и в каждом подобном случае,
была на наших партнеров, поставляющих телевизионную технику. Скорее даже не
надежда, а уверенность в их профессионализме - в первую очередь это Антон Костин
("С-ПРО") и Александр Труханов (Tivionica Broadcast Systems). Ведь
сколь ни совершенна инженерная группа - создать телепередачу без аппаратуры
невозможно.
«ЦВ»: Но вы говорили, что многие из поставщиков
отказались от сотрудничества в этом проекте...
А.Н.: Те, кто, реально оценив собственные возможности, отказался
от этого крупного контракта, достойны всяческого уважения. Так могут поступить
только действительно надежные компании. Намного хуже, когда берут на себя чрезмерные
обязательства, а потом срывают срок поставки. А таких примеров тоже немало.
Д.И.: Самое главное, что не все поставщики сказали "нет".
Остальное зависело только от нас.
«ЦВ»: Расскажите подробнее об аппаратно-программном
комплексе компании "Телеспецназ".
Д.И.: Студия проектировалась под эфир live-to-tape, поэтому
нас очень волновал вопрос сохранения качества в тракте. Не секрет, что даже
самые "крутые" вещатели в нашей стране для эфирных постов используют
Betacam-SP с наработкой, превышающей разумные пределы. Если не исключить потери
качества при производстве, то весь спектр визуально заметных дефектов ("тянучек",
заплывов, факелов и т. д.) вам обеспечен. Так что идею использовать аналоговый
тракт пришлось исключить. Дальше встал вопрос, как передавать сигнал в тракте.
Fibre Channel - дорого, серверный вариант - тоже не дешево, да и для такого
проекта он бессмыслен. Остановились на SDI: удобен, не слишком накладен, а главное,
надежен.Для нелинейного монтажа выбрали систему edit фирмы discreet.
Не самое "крутое", но, на наш взгляд, оптимальное решение по соотношению
цена/качество. В Москве налажено отличное обслуживание этого оборудования (спасибо
Олегу Бондареву из Tivionica Broadcast Systems), и много великолепных монтажеров
работает на нем.Из представленных на рынке магнитофонов, студийных камер,
ТЖК мы выбрали аппаратуру JVC - в основном потому, что в условиях цейтнота эта
фирма, в отличие от некоторых других западных производителей, оказалась очень
надежным партнером. Сейчас можно сказать, что ставка на линейку JVC себя оправдала.
В режиссерской аппаратной мы использовали нестандартную
для России схему с двумя микшерными пультами. Как правило, режиссер либо сидит
за пультом, либо стоит за спиной ассистента и руководит его работой. При этом
ему не хватает времени на творческое управление съемочным процессом, так как
он занят совсем другим: ищет кнопку DSK, следит за монитором, плейлистом. В
режиме live-to-tape это непозволительная роскошь. Поэтому мы приняли следующее
решение. За первым пультом (обычным свитчером, к которому подключены камеры
в необходимом количестве) работает режиссер - следит за ходом передачи и выбирает
нужные планы. По протоколу SDI сигнал сбрасывается на микшерный пульт ассистента
- это сердце аппаратной, куда кроме режиссерского пульта заведены все источники
(видеомагнитофоны, диск-рекордеры, внешние линии и т. д.), на нем же производится
титрование и "украшательство" (спецэффекты). В качестве такого "сердца"
мы выбрали систему Trinity фирмы Play. Надо отметить, что после того, как Play
разрешила все прежние проблемы с программным обеспечением, система стала работать
стабильно. За все время работы в студии серьезных сбоев, не связанных с ошибками
в эксплуатации, не было. В качестве носителя материалов мы использовали диск-рекордеры
V1 DoReMi.
Такая схема позволила каждый день производить один час собственных
программ без сбоев технологического цикла. И режиссер был занят тем, чем положено
заниматься режиссеру: не кнопки на пульте искал, а собственноручно контролировал
процесс онлайнового монтажа.
«ЦВ»: Почему вы остановили свой выбор именно на формате Digital-S?
А.Н.: Это на первый взгляд нелогичное решение - результат
очень детального анализа всех существующих форматов видеозаписи, их плюсов и
минусов. Сегодня выбирать Betacam SP в качестве основного производственного
формата будущей студии только потому, что вы к нему привыкли, по крайней мере
неразумно.
Д.И.: Выбор внутреннего формата АСК мы основывали на том,
что он должен быть, во-первых, цифровым по всей линии производства вплоть до
мастеринга; во-вторых, вещательного качества, в третьих, экономичным как по
финансовым показателям, так и по эксплуатационным расходам, в четвертых, перспективным;
наконец, нам нужен был формат, представленный надежной аппаратурой, которая
по всей линейке производства может обеспечить простоту эксплуатации.
А.Н.: Вы не сможете построить эффективно работающую студию,
не оценив эти факторы, так как невнимательное отношение хотя бы к одному из
них рано или поздно приведет к финансовым потерям.
Д.И.: При таком подходе не прошли форматы Betacam SP (поскольку
он не цифровой); Digital Betacam (крайне дорогой, требует высоких эксплуатационных
расходов); Betacam SX (дорогой и имеет низкую степень надежности); M-II, D-1,
D-3, D-5 ("умершие" форматы), а также все бытовые и полупрофессиональные
форматы. Таким образом, среди реальных претендентов остались DV и DVCAM фирмы
Sony, DVCPRO и DVCPRO50 фирмы Panasonic и Digital-S (D-9) фирмы JVC.
Несмотря на ряд преимуществ цифровых форматов фирм Sony
и Panasonic мы не могли принять их за основу при построении АСК, так как они
не являются вещательными (за исключением DVCPRO50, вся линейка оборудования
которого имеет слишком завышенные цены) и при воспроизведении видеоматериала
дают изображения "цифрового" характера. Но в комплект нашего оперативного
съемочного оборудования устройства DV и DVCAM мы включили.
Мы остановили выбор на формате Digital-S (D-9), несмотря
на отсутствие дешевых моделей магнитофонов и на то, что он совместим только
с S-VHS. Для нас важно, что цифровой формат D-9 обладает вещательным качеством,
а оборудование, представленное полной линейкой, по качественным показателям
превосходит Betacam SP и не уступает Digital Betacam. Плюс ко всему оно характеризуется
приемлемым соотношением цена/качество и удобно в эксплуатации. На наш взгляд,
Digital-S (D-9) является на данный момент лучшей альтернативой аналоговым форматам.
Выбрав этот формат в качестве основного для АСК и подобрав
цифровое оборудование для микшерно-линейного тракта, мы полностью исключили
потери качества изображения и звука по всей технологической цепочке производства
вплоть до мастеринга. Высокая степень надежности оборудования JVC позволила
существенно снизить расходы на эксплуатацию АСК.
«ЦВ»: И все же наверняка есть какие-либо специфические проблемы при работе с техникой Digital-S...
Д.И.: Проблемы, конечно, есть, то есть они были. До недавнего
времени у фирмы JVC не существовало в Москве полноценного сервисного центра
технической поддержки. В силу специфики работы компании "Телеспецназ"
нам приходится снимать в не самых приспособленных для этого условиях, что весьма
трагично сказывается на техническом состоянии аппаратуры. За неполные шесть
месяцев с ней произошло больше несчастных случаев, чем я видел за всю предыдущую
жизнь. Спелеологи вытаскивали на поверхность ком глины вместо камеры; собаки
пограничного питомника бросались на оператора, и из командировки "приезжала"
камера с разбитым корпусом; мотоцикл на гонках падал как раз на ту сторону,
к которой была прикреплена наша пальчиковая камера, и так далее, и так далее.
А.Н.: Прямой контакт с разработчиками аппаратуры и квалифицированный
собственный персонал - это все, что необходимо, чтобы решить любую проблему,
связанную с техникой. А открытость специалистов фирмы JVC, их расположенность
к обсуждению сложных технических вопросов и готовность помочь в любой ситуации
превзошли все ожидания.
Д.И.: А с этого года, когда появились сервисные центры JVC, мы избавились от аппаратных проблем полностью.
«ЦВ»: Вы хотите сказать, что техническая поддержка
- это единственная проблема при эксплуатации телевизионной техники, основанной
на формате, который редко используется на других студиях?
Д.И.: Человечество выдумало так много телевизионных форматов,
что какой бы из них вы ни выбрали, все равно столкнетесь с проблемами общения
с "внешним" миром. И даже если студия будет основана на умирающем,
но привычном Betacam SP, вам придется иметь дело с компаниями, которые построены
иначе. Я думаю, что с этой проблемой сталкиваются почти все крупные производители телевизионных программ.
Так что для полноценной работы и общения с "внешним"
миром в любом случае нужны магнитофоны практически каждого формата. Поэтому
для внутреннего производства вы вправе выбрать любой формат "внутреннего"
производства, главное, чтобы он обеспечивал требуемое качество материала.
«ЦВ»: Вы начали разговор с адреналина. Как по-вашему,
по прошествии более чем полугода с момента старта проекта "Телеспецназ"
его уровень у ваших коллег так же высок?
А.Н.: Адреналин можно сравнить с наркотиком, к нему тоже
привыкаешь. И в этом отношении мы - наркоманы. Многие люди, работающие на телевидении,
предпочитают тихую размеренную жизнь, они считают, что если телевизионный проект
запущен, то пусть он и идет своим чередом. Мы в таких условиях чувствуем себя некомфортно.
Д.И.: Количество наших разработок (я имею в виду новые проекты)
намного превышает число реализованных проектов. Настоящее удовольствие можно
получить только тогда, когда твои замыслы начинают обретать реальность. Сейчас
у нас именно такой период. Если все будет нормально, то в скором времени телезрители
и, что особенно приятно, радиослушатели увидят и услышат множество новых программ.
«ЦВ»: Так что же они увидят?
А.Н.: Пусть подождут еще немного...
|