stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Нелинейный монтаж: экономия, свобода и независимость

Максим Маланчук

PowerMac G4

      Программисты, компьютерщики и монтажеры могут сразу перевернуть эти страницы. Мои рассуждения адресованы авторам и режиссерам телевизионных передач, таким же, как я, компьютерным "чайникам", которые пользуются компьютером для игр и написания текстов.

      Я работал с системами нелинейного монтажа, в частности AVID и Media100, но работал только как режиссер: отдавал указания, не вникая в технологический процесс и пугаясь непонятных значков на экране. И вот на выставке "Аниграф-2000" ради эксперимента я впервые под руководством Михаила Аранышева сел на место монтажера, чтобы протестировать так называемый "AVID-killer", как порой называют программу Final Cut Pro (FCP) для Mac G4. Такое грозное имя она получила за низкую (на порядок меньше AVID) цену.
      Компьютер G4 с Final Cut Pro предназначен главным образом для работы с цифровым видео. В задней стенке стильного системного блока расположены два разъема FireWire, куда просто втыкаешь "шланг", идущий к камере, и начинаешь работу. Объем видеоматериала - 1 ч на каждые 13 Гбайт. Никакую дополнительную память, если вы делаете фильм объемом до 30 мин, ставить не нужно. Для работы я выбрал монитор LaCie Electron Blue (19").
      Итак, втыкаю "шланг", соединяя камеру с системным блоком, и сразу получаю возможность управлять камерой с клавиатуры. Больше ничего делать не надо! Клавиши J, K, L, space - назад, пауза, вперед, воспроизведение... Метки I, O - тут все ясно: вход, выход. Все, естественно, дублируется мышью, значки интерфейса понятны любому телевизионщику. Размечаю в камере нужные куски и "закачиваю" их в память.
      Теперь куски выложены передо мной в специальном окошке. Начинается монтаж. На вызванном куске выставляю метки и перетаскиваю его в sequence (т. е. в свое творение, "мастер"). Количество слоев как видео, так и звука не ограничено. Для создания эффекта ставлю курсор на склейку, нахожу нужный эффект и включаю render - рендеринг, что значит просчитывание. Чтобы обработать картинку (скажем, изменить скорость или тонировать изображение), выделяю нужный кусок, вызываю эффект или видеофильтр, и программа просчитывает его. Все выполняется как с клавиатуры, так и мышью за две операции. Просчет, конечно, занимает какое-то время, но не слишком большое. Простые эффекты вроде dissolve или wipe считаются за 10-20 с, на сложные уходит до нескольких минут. Разумеется, это недостаток, но с ним можно смириться, если учесть общую стоимость "AVID-killer"; кроме того, его легко устранить, купив ускоритель.
      Я не являюсь ни программистом, ни монтажером, ни пользователем Macintosh. Я обыкновенный телевизионный режиссер. На протяжении долгих лет я приходил в аппаратную и говорил специально обученным людям, что мне нужно сделать, а они выполняли это по мере своих возможностей и в рамках отведенного времени. Бывало, я сталкивался с непрофессионализмом или ленью, но ничего не мог изменить - как положено, платил свои деньги и проклинал все на свете. Теперь я монтирую сам и получаю от этого огромное удовольствие!
      Описывать процесс нелинейного монтажа не имеет смысла. Кто его видел, тот представляет, что это такое, а тому, кто не видел, не объяснишь. Обычно рассматривают конкретные программы для нелинейного монтажа, а сам процесс состоит в простом выкладывании кусочков. Но делать это можно по-разному. Главное для таких, как я, "чайников" - наличие внятного, без лишних наворотов интерфейса, позволяющего выкладывать эти самые кусочки быстро, используя минимальное количество операций и все заложенные в машине и программе возможности. И при этом очень важно, чтобы программа стимулировала творчество и соответствовала современным тенденциям в монтаже. Final Cut Pro удовлетворяет всем этим требованиям. Я смог освоить ее всю (или почти всю) за какие-то шесть часов работы!
      Интересно, что среди недостатков FCP профессиональные компьютерщики часто называют именно интерфейс - большое количество диалоговых окон, в которых можно запутаться. Я с этим не согласен. Для начинающего автора это, может быть, и сложно, но любой человек, имеющий представление о технологическом процессе, никогда не запутается в исходниках, звуке, видео, эффектах и тем более в своем мастере.
      У меня возникали проблемы другого рода: например, при большом объеме загруженного материала вдруг начиналось стробирование при ускоренном просмотре, или во время передачи данных из камеры в память имитация видео в интерфейсе (т. е. то, что считывается) не успевала за потоком, изображение сильно отставало либо также стробировалось все с более низкой частотой. Решить эту проблему можно только проверенным у профессионалов способом: с помощью параллельного видеомонитора, который будет показывать не имитацию, а реальное изображение. К недостаткам можно также отнести более сложный контроль за сведением звука.
      Как общий недостаток отмечу то, что камера, используемая в качестве деки, слишком инерционна: ее долго приходится выставлять. Для эффективной работы нужен нормальный профессиональный цифровой видеомагнитофон.
      Но все это - решаемые проблемы, значимость которых обратно пропорциональна вашему стажу общения с FCP. Главное - это то, что в FCP мы видим профессиональное, современное устройство для цифрового монтажа за небольшие деньги.
      Времена меняются. С появлением видеокамер типа Canon XL-1 формат Betacam SP утратил монополию на качество. Появилось цифровое видео -MiniDV, DVCAM, DVCPRO. При создании теле- и видеопрограмм режиссерам все чаще приходится выступать в роли продюсера, а значит, платить деньги за аренду аппаратных (при сложных проектах - большие деньги). Стоит ли?
      Сегодня в качестве альтернативы камкордеру Betacam SP многие используют Canon XL-1 (первый стоит $46 000, второй - $4000).
      На мой взгляд, Final Cut Pro - это такая же реальная альтернатива профессиональным системам цифрового (да и линейного тоже) монтажа. Даже вместе с DV-декой и монитором она стоит меньше $10 000, что на порядок ниже цен на системы вроде AVID.
      Но что гораздо важнее: собственная профессиональная монтажная делает вас свободным; вы можете целый месяц работать над одной склейкой, не опасаясь вылететь в трубу, не ощущая на себе косых взглядов монтажера, который имеет собственное представление о том, как надо смонтировать ваш фильм. Мало того: у вас появляется уникальная возможность довести монтаж до совершенства дома, в комфортных условиях, отвлекаясь только на то, чтобы заварить себе кофе или покормить кота.
      Благодаря FCP технологический процесс в производстве становится доступным в его современном, а не в урезанном и упрощенном виде. И это все для маленьких студий, снимающих документальные или корпоративные фильмы, телестудий небольших городов, корпунктов, да просто для творческих лабораторий неординарных личностей.
      Для меня тот день на "Аниграфе" стал точкой отсчета совершенно новых возможностей для творчества. Иметь у себя под рукой настоящую профессиональную монтажную, на которой можно работать сколько хочешь, не платя ни за аренду, ни за работу монтажера, согласитесь - это шаг в совершенно новый мир!