stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
Фил Де-Ланчи
Художественное кино в формате HD

     Сегодня, когда после долгих лет проволочек и фальстартов наконец начался переход на цифровое телевидение, созданием телепрограмм в формате высокой четкости (HD) увлечены многие. В производстве же художественных фильмов, предназначенных для показа на кинопленке, формат HD пока используется крайне редко. Зачем снимать фильм на видеокамеру, если вы все равно будете показывать его на пленке? И зачем (если это не римейк) рисковать тем, что вместо полноценного фильма с присущими кинопленке богатством и теплотой может получиться стандартное видео? О возможностях съемки художественного фильма в формате HD мы беседуемс Максом Сайвоном — режиссером и главным оператором киноленты «Убогие жизни» (Sordid Lives), которая была снята и смонтирована в формате HD, а в прокат выпущена на 35-миллиметровой пленке.

      Задумав снять малобюджетную художественную картину, мы решили сделать ее в HD. Нам удалось организовать работу так, что на съемки у большинства актеров ушло не более семи дней.
     Затраты на картину составили всего $500 000. Сайвон надеется на успех фильма; по его мнению, данный проект убедит других, что идея производства художественного кино в формате HD заслуживает более серьезного отношения. Но важны не только финансовые показатели и технические возможности. Результат всегда зависит от того, каким инструментом пользуется художник. Точно так же работа в формате HD отразилась на художественном уровне фильма «Убогие жизни», причем Сайвон уверен, что фильм от этого выиграл.
     Главное, что нужно усвоить: между методами съемки в HD для показа на пленке и для демонстрации в HD или других видеоформатах существует глубокое различие. Многие годы цифровое кино понималось как попытка сделать видео похожим на кинофильм. Мы снимали в HD, используя такие методы, которые позволили бы получить желаемый результат после переноса на пленку. Наша задача состояла не в том, чтобы получить первоклассное видео, а в том, чтобы отснятый материал смотрелся на пленке. Проводя съемку в HD, не нужно пытаться сделать видеозапись похожей на киносъемку: злоупотреблять фильтрами, искусственно увеличивать резкость, неумеренно пользоваться настройками цвета. Такие методы полезны для видеопоказа, но они излишни и даже вредны, если речь идет о демонстрации на кинопленке, поскольку последняя обеспечивает такие эффекты естественным образом.
     Существуют и другие форматы, такие как Digital Betacam и DVCAM, которые вполне позволяют делать хорошие материалы. Но только в формате HD можно провести съемку так, чтобы казалось, будто фильм снят на 35-миллиметровую пленку. Изображение получается сочным и полноценным, без каких-либо артефактов. Сайвон шесть лет проработал инструктором по электронному кино в Sony Video Institute. В конце этого периода он ставил для Sony различные эксперименты, засняв множество пробных проектов для разработки требований к съемочной камере и опробовав на практике различные методы. В то время, когда компания совершенствовала цифровое видео, Сайвон разрабатывал методы цифрового кино и проводил семинары для сотрудников таких фирм, как NBC и MTV.

Двойная роль
     Принимая решение снимать фильм в HD, чтобы потом перенести его на пленку, мы тем самым определяем не только то, как снимать, но и — в гораздо большей степени — что снимать.
     Сайвон был и главным оператором, и режиссером фильма «Убогие жизни». И это не случайно. Если съемку в HD рассматривать как простую замену кинокамеры на видеокамеру, то это не принесет практически никакой пользы. Важно уметь использовать возможности HD при съемке каждой сцены.
     Существует два аспекта, в которых HD имеет безусловное преимущество перед пленкой: он позволяет, во-первых, уменьшить численность съемочной группы, а во-вторых, сократить количество осветительного оборудования. Этот формат допускает работу при довольно слабом свете. Без каких-либо потерь можно снимать как при естественном, так и при смешанном освещении. И хотя высокой чувствительностью обладают все видеоформаты, именно формат HD способен передавать любые детали, например, тонкую структуру ткани. Кроме того, у него гораздо шире диапазон освещенности, он дает больше градаций яркости между бликами и тенями, приближаясь по этому показателю к кинопленке.
     Во время съемки часто использовалось то освещение, которое было на площадке. К уже имеющимся источникам (лампа или окно) оператор добавлял лишь необходимый минимум света, чтобы сделать сцену такой, какой ее видит режиссер. В результате без ущерба для качества изображения был значительно сокращен объем осветительного оборудования. Весь комплект (включая 10—12 приборов разной мощности и элементы монтажа) весил всего две тонны (а не пять, как при съемке на пленку).
     Комплект оборудования для съемки одной камерой состоял из камкордера Sony HDW-700WS, набора основных объективов, никель-кадмиевых аккумуляторных батарей, двух штативов, операторской тележки Chapman и тележки с видеомонитором и аппаратурой воспроизведения звука. Камкордер HDW-700WS обеспечивает 40 мин съемки на одну кассету. Камеры с прогрессивной разверткой на 24 кадра в секунду пока существуют только в виде экспериментальных образцов, поэтому съемку проводили в формате 30i (1035 строк вертикальной развертки), наиболее близком к соотношению сторон на 35-миллиметровой пленке (1:1,85). Для этого пришлось взять более старую камеру, потому что во всех новых моделях используется развертка 1080 строк.
700a.jpg (29281 bytes)
Макс Сайвон снял художественный фильм «Убогие жизни» в формате HD с помощью камкордера Sony HDW-700WS с основными объективами

     Самой большой проблемой оказался дефицит основных объективов для HD. Но эти трудности можно считать временными, так как изготовители сейчас серьезно занялись созданием комплектов, специально предназначенных для HD. По углу поля зрения видео в целом ближе к 16-, чем к 35-миллиметровой пленке, поэтому были выбраны высококачественные гибридные объективы для пленки 16 мм. Камера HD была укомплектована как кинокамера, и в основном применялись объективы 10, 15 и 35 мм, а объектив с переменным фокусным расстоянием понадобился только для трех сцен. Настройка фокуса и разметка производились точно так же, как при съемке на пленку.
     Запись звука во время съемок, за которую отвечали два человека, велась как на камкордер, так и на отдельный магнитофон DAT. Одно из преимуществ видео состоит в том, что звук и картинку можно записывать вместе, но звуковая бригада хотела одновременно записывать и на DAT. При окончательном монтаже именно эту запись брали в качестве оригинала и кое-где применяли звук с камеры. Но следует учесть одно важное обстоятельство: чтобы во время съемки в HD звук записывать на отдельное устройство, необходим синхрогенератор, который может выводить видеосигнал черного в HD.

Высокая производительность
     Благодаря 20-дюймовому HD-монитору на месте съемки актеры могли сразу просматривать только что записанные сцены. Они видели, как хорошо выглядят на экране, и это придавало им уверенность в игре

     Но больше всего их радовали высокие темпы съемок. Как правило, съемки были организованы следующим образом. Сначала оператор и главный режиссер детально обсуждают сцену. Затем идет репетиция с актерами и подготовка освещения. Свет устанавливается так, что его не нужно менять для съемки той же сцены под другим ракурсом. Оператор заранее знает, в каких местах установлены камеры, — таких мест может быть два-три для каждой сцены.
     При такой подготовке всю сцену можно снять без остановки. Сразу после того, как актеры сыграли один эпизод, меняется ракурс и буквально через минуту снимается следующий. Здесь важно и то, что исполнители полностью сохраняют свой эмоциональный настрой. При съемке на пленку актерам между эпизодами приходится делать часовой перерыв и ждать, пока будет передвинута камера, а потом возвращаться на площадку и вспоминать, что они делали до перерыва.
     Техника освещения и организация съемок, возможные благодаря HD, позволили получить такие результаты, которых иначе достичь было бы нельзя. Быстрые темпы и относительно недорогой носитель обеспечили высокий съемочный коэффициент: если при работе с пленкой он скорее всего был бы 4:1 или 5:1, то при видеосъемке достигал 10:1. Снимая четыре ракурса в таких сценах, в которых при съемке на пленку ограничились бы двумя, за день мы успевали снять шесть-семь страниц сценария. Монтажер, получив такой богатый для выбора материал, был просто счастлив. Суммарная экономия (с учетом стоимости пленки, затрат на ее обработку, печать, обрезку негативов и т. д.) была оценена примерно в $200 000.
     Каждый вечер отснятый за день материал копировался в том же формате HD, и эти копии хранились отдельно. Арендовав аппаратуру HD (две деки Sony HDW-500 HDCAM, одна из которых была оснащена платой выхода NTSC) в компании Plus 8 Video, Сайвон организовал в производственных помещениях рабочее место для перезаписи и конверсии форматов. Кроме того, при копировании оригинала делали дубли в форматах VHS и Betacam SP.

Перевод на пленку
     Если материал снят хорошо, цветокоррекция не требует больших затрат времени, нужно сделать лишь последние штрихи: где-то поднять уровни черного, где-то уменьшить контрастность, т. е. выполнить примерно такую же работу, как, скажем, при согласовании крупного плана с мелким.
     Офлайновый монтаж фильма был выполнен на системе Avid. На резку ушел месяц, на очистку звука — три недели. Четыре звуковых канала (левый, правый, центральный и surround) кодировались на двух дорожках для записи на оптический диск Dolby SR.
     Имея звукозапись на ленте Tascam DA-88 и монтажный лист из Avid, можно было выполнять онлайновый монтаж исходного материала с камеры. Следующим этапом была коррекция цвета для выравнивания разных сцен. Чтобы свести эту работу к минимуму, освещение сцены нужно планировать заранее. Если, например, одна часть сцены снимается в каком-нибудь интерьере с низкой контрастностью, точно так же должны быть сняты и все остальные части этой сцены. Не следует во время съемки поддаваться искушению сделать изображение насыщеннее и темнее; чтобы изменить способ съемки, нужно дождаться следующей сцены.
      Скорректированные видеоматериалы были переведены на мелкозернистую пленку ASA 64. При обычной съемке пришлось бы использовать как минимум светочувствительную ASA 400. Но благодаря HD даже слабое освещение позволило использовать мелкозернистую пленку, обеспечив в конечном итоге очень хорошие визуальные характеристики фильма.
     После перевода на пленку изображение приобретает «кинематографический» вид. В большой степени это обусловлено свойствами самой эмульсии, но, видимо, определенный вклад сюда вносит и разработанная компанией Sony технология переноса M-Mode. В этой технологии видеозапись с частотой 60 полей в секунду фактически заново оцифровывается и преобразуется в необходимые для пленки 24 кадра в секунду. Поля не отбрасываются, а сливаются, так что при просмотре через проектор вы видите нечто очень похожее на типичное для пленочной камеры размытие движущихся объектов. Конечный результат великолепен: происходит истинное превращение видеозаписи высокой четкости в фильм, снятый на пленку.

Фил Де-Ланчи — независимый автор, пишущий о технологиях кино- и телепроизводства.