stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Звуковые консоли для телевещания

      За последние 50 лет в технике звука произошли столь же поразительные изменения, как и в видеотехнике. С цифровым звуком мы свыклись уже давно. Техника компрессии аудиозаписи распространена повсеместно. Тысячи радиостанций теперь можно свободно принимать через Интернет, а формат MP3 позволяет воспроизводить цифровые записи звука через карманные проигрыватели. Сложный инструментарий обработки звука, развитие которого началось еще с аналоговых эхокамер, сегодня доступен разработчикам в составе изделий на базе сигнальных процессоров (DSP).
      Сейчас на рынке представлены самые разные изделия стоимостью от $500 до $500 000. Поэтому прежде чем покупать новую консоль (микшер) для телестудии, нужно тщательно проанализировать стоящие перед вами конкретные задачи. Вообще существуют вполне серьезные основания для того, чтобы звуковая аппаратура (в отличие от видеооборудования) для телевизионного вещания оставалась аналоговой. Коммутатор аналоговых видеосигналов сегодня может стоить столько же (если не больше), сколько и цифровое устройство. Что же касается цифровых аудиоконсолей для вещательных студий, то они пока обходятся дороже, чем аналоговые того же класса. Различия начинаются уже с микрофонов, которые являются аналоговыми по своей физической природе. Преобразование микрофонного сигнала в цифровой вид требует дополнительных электронных схем, хотя сейчас они уже стали намного дешевле.
      Итак, вам предстоит выбрать, на какой консоли остановится - аналоговой или цифровой. Чтобы принять правильное решение, надо поставить перед собой ряд вопросов и постараться на них ответить. Давайте сформулируем эти вопросы.
      1. Собираетесь ли вы в своей работе использовать цифровые источники, такие как CD-плейеры, цифровые видеомагнитофоны и серверы, цифровой звук из спутниковых каналов, HD-рекордеры, цифровые телефонные линии?
      2. Применяете ли вы цифровую аппаратуру для звуковых эффектов (ревербераторы, компрессорные лимиторы, подавители шумов и т. п.)?
      3. Сможете ли вы одновременно с заменой консоли заменить и периферийное звуковое оборудование?
      4. На какие устройства - аналоговые или цифровые - будет направлен выход с консоли перед эфиром (эфирные микшеры, коммутаторы, видеомагнитофоны, серверы)? Учтите, что цифровой видеомагнитофон без цифрового входа/выхода нельзя рассматривать как цифровое устройство. Некоторые видеомагнитофоны, используемые при подготовке новостных передач, факультативно могут быть оснащены AES-интерфейсом, но в стандартной комплектации, как правило, такой интерфейс не устанавливается.
      5. Для каких целей вы приобретаете консоль - для передач в прямом эфире, постпроизводства или только для подготовки звуковых материалов и многодорожечной записи?
      6. Если вы предполагаете использовать консоль для постпроизводства, сможет ли рабочая монтажная система управлять ею (по какому протоколу)?
      7. Какой стандарт вам нужен на выходе (моно-, стереоDTV или surround)?
      Возможно, прочитав эти вопросы, вы подумаете, что вас стараются убедить и дальше работать с аналоговым звуком, однако это не так. Существует множество недорогих, но при этом вполне хороших и надежных цифровых звуковых консолей, вполне совместимых как с аналоговыми, так и с цифровыми входами/выходами (например, очень популярная в последнее время YAMAHA 03D). В то же время для решения производственных задач телевещания могут понадобиться свойства, которых нет у мощных, но отчасти узкоспециализированных изделий: свойства шины mix minus (в ее отсутствие возникает эффект "обратной связи" с человеком, звонящим в студию, - если теле- или радиоведущий просит убавить звук приемника, то именно по этой причине), функция фейдер-старта (запуск воспроизводящих устройств), модульность конструкции (ремонтопригодность).
      Микширование звука в режиме surround - задача достаточно сложная. Растиражировать изображение на шесть динамиков и то непросто, а уж работа на "живой" эфир, когда у вас на входах surround, - это особая техническая проблема. Ни одна из шести дорожек не должна меняться во времени (что непосредственно зависит от настроек эквалайзера), и при этом нужно поддерживать их относительные уровни. Все, что происходит с одной дорожкой, должно происходить и со всеми остальными. Не у многих аналоговых консолей достаточно органов управления, чтобы выполнять такую работу. Цифровые же, как правило, позволяют это делать легко. Учтите, что современные видеомагнитофоны очень редко имеют шесть каналов для записи, правда, существует самая разнообразная мультиплексная аппаратура, позволяющая увеличивать их число. Необходимо также, чтобы видеомагнитофон мог записывать AES как поток данных.
      Составив список функциональных возможностей, обратите внимание на линейные входы. В некоторых дешевых консолях до сих пор применяются несимметричные звуковые входы для линейных сигналов и вставок (inserts), а часто и нестандартные уровни звукового сигнала. Можно мало заплатить за большую консоль, а потом целое состояние израсходовать на то, чтобы заставить ее работать должным образом в системе. Вряд ли много пользы будет от мигающих индикаторов и моторизованных микшеров, если после конверсии ухудшится качество сигнала. Чтобы готовить передачи новостей, поинтересуйтесь шинами mix minus. Кому-то возможность демикширования по каждому входу может показаться излишней, но любой репортер будет утверждать обратное (как правило, таких шин нужно от двух до четырех). При выборе цифровой консоли следует выяснить, долго ли она перезагружается после сбоя питания и каковы условия обновления программы.
      Для работы в области постпроизводства, вам может подойти специализированная консоль, предназначенная для монтажных систем. Такие устройства имеют функции, которых нет в обычных консолях, например, предварительный просмотр. Но вы должны насторожиться, если изготовитель утверждает, что у него "последовательный монтажный интерфейс" и ничего не говорит о том, какой протокол (или протоколы) поддерживает это устройство (скажем, EISAM I и EISAM II - совершенно разные протоколы).
      Наконец, если речь идет об установке новой консоли в уже существующей системе, следует заранее принять необходимые меры. Имеющееся оборудование нужно заблаговременно подготовить к подключению нового. Приготовив кабели для нового стыка (во многих больших консолях используются разъемы иного типа, чем XLR), вы сэкономите массу времени. Если аппаратура цифрового звука подключается впервые, то сделать это лучше по коаксиальному кабелю. В большинстве моделей имеются разъемы BNC, а в случае их отсутствия можно воспользоваться адаптерами между витой парой (110 Ом) и несимметричной линией (75 Ом).

      Материал в рубрику "Цифровой звук" подготовил Дмитрий Кречетов, начальник отдела вещательных технологий компании TBS.