stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Sony DMX-R100

sonyaudi.jpg (47692 bytes)

Новый компактный цифровой микшер фирмы Sony делает принципы управления, воплощенные в профес- сиональной консоли OXF-R3, доступными для широкого круга потребителей

     Обычно малоформатные цифровые консоли страдают двумя серьезными недостатками — весьма скудными средствами управления и не слишком высоким качеством звука. Консоль DMX-R100 фирмы Sony таких недостатков не имеет: она обеспечивает частоту дискретизации до 96 кГц, 24-битное квантование и обработку звука с плавающей запятой при 32- или 40-битном представлении сигнала. Кроме того, на панели управления (она очень похожа на панель профессиональной консоли Sony Oxford и спроектирована теми же разработчиками) есть большая секция для настройки входов, включая переменную задержку, полный набор динамических регулировок, четырехдиапазонный параметрический эквалайзер, фильтры и набор дополнительных входов (sub/aux inputs). Для более тонких настроек используется сенсорный дисплей SVGA, который дублирует секцию панели управления, позволяя задавать численные значения параметров и отображая в графической форме установки эквалайзера и динамические настройки.

Единственный формат
     Устройство DMX-R100 имеет только один формат: 48 каналов, восемь шин MTR, шины L/R и Solo/PFL, восемь посылов (aux mixes) и соответствующие возвраты (aux returns). Для настройки выходов предусмотрена секция эквалайзера и динамических регулировок, позволяющая обходиться без вывода звукового сигнала из консоли и повторного его ввода.
     В стандартном варианте DMX-R100 оснащена 24 аналоговыми входами, из которых 12 имеют микрофонные предусилители. Как и в других малогабаритных цифровых микшерах, в DMX-R100 можно устанавливать дополнительные платы для создания желаемой конфигурации входов/выходов. В консоли Sony для таких плат имеется четыре гнезда, посредством которых можно подключить до 32 цифровых входов и выходов (таких, как AES/EBU, TDIF, ADAT) или же любую комбинацию из 32 аналоговых входов, выходов и вставок блоками (по восемь). Все aux-выходы — аналоговые, причем с 5-го по 8-й продублированы AES/EBU-выходами; то же реализовано и для возвратов. На аппаратном уровне все они разведены по каналам и шинам, поэтому ни внешнее коммутационное поле, ни матрица не требуются. Распределительная система работает в двух вариантах, обеспечивая либо дискретные соединения по принципу 1:1, либо логическую группировку входов и выходов для удобства настройки конфигурации консоли.
     В каждом канале есть свой микшер и регулятор настройки (с индикатором в виде кольца из светодиодов), но их можно переназначить так, чтобы они воздействовали на любую функцию уровня сигнала на том или ином входе, например на регулировку входной чувствительности, посылы на внешнюю обработку, возврат с многоканального магнитофона. В результате звукорежиссер может работать с каждым микшером (входным сигналом) отдельно, не обращаясь к центральной секции консоли для перенастройки.
     Имеющиеся в DMX-R100 24-канальные микшеры образуют три слоя: первый — для работы с каналами с 1-го по 24-й, второй — с 25-го по 48-й, и третий слой позволяет работать с выходной секцией и управлять с 1-го по 8-й дополнительными aux-выходами, выходами на многоканальный магнитофон и aux-возвратами.

surround
     Одно из важных достоинств DMX-R100 — возможность работы в режиме surround. Используя шесть из восьми выходов на многоканальный магнитофон, звукорежиссер с помощью сенсорной панели или мыши, подключенной непосредственно к консоли, без особого труда выполнит панорамирование в формате 5.1. Шестиканальная секция служит для переключения между внешними мониторами.
     Как и в любом хорошем микшере, в DMX-R100 есть целый ряд функций управления. Система допускает синхронизацию по видеосигналу, по тайм-кодам SMPTE/EBU и MIDI, может работать с внешней синхронизацией от задающего генератора, а в случае необходимости вырабатывает свои собственные синхросигналы. Два девятиконтактных разъема (RS-422) для машинного контроля и специальный выход MMC дают возможность подсоединить несколько устройств, есть также разъемы для подключения компьютера, мыши, клавиатуры, устройств USB и RS-232 и монитора.
     В DMX-R100 предусмотрены 99 готовых сцен, а также динамическая автоматизация работы микшеров, панорамирования, эквализации и мониторинга. В сценах задаются практически любые функции консоли, в том числе задержка, фаза, входная чувствительность, фильтры, эквализация, мониторинг, панорамирование, коммутация и, кроме того, все уровни входных и выходных сигналов. Очень удобно, что система автоматизации охватывает и матрицу коммутации входов/выходов, обеспечивая максимальную гибкость в выборе конфигурации ввода-вывода. Динамическая автоматизация синхронизируется по тайм-коду, а сцены вызываются по заданным меткам. В памяти можно хранить два готовых микса, чтобы проводить их сравнение до того, как результат будет записан на флоппи-диск. Sony использовала в системе DMX-R100 десятибитные (с разрешением 1024 разряда) моторизованные микшеры с сенсорным управлением, что приближает ее к консолям высокого класса; для ввода численных значений служит не маленький сенсорный переключатель, как в простых микшерах, а клавиатура.

Выводы
     Консоль DMX-R100 достаточно компактна (1197 х 690 мм), и ее можно устанавливать даже в небольших аппаратных. Но при этом она обладает многими возможностями больших консолей, что позволяет использовать ее для реализации серьезных проектов, в том числе в режиме surround. Конечно, это устройство нельзя сравнивать с консолью Oxford, но ведь оно и стоит дешевле, чем одно только программное обеспечение OXF-R3. Консоль DMX-R100 будет прекрасно служить дополнительным микшером в крупных студиях или основным — в средних и малых.

Комментарий специалиста

Владимир Шустер —
главный технолог киностудии им.Горького

     Так уж случилось, что мне одному из первых довелось поработать (именно поработать, а не просто потрогать) с новой консолью DMX-R100 фирмы Sony. Наш вариант консоли имел 24 цифровых входа/выхода (AES/EBU, TDIF, ADAT) и стоил около $18 000.
     Сразу отмечу: мне микшер DMX-R100 понравился. Важно и то, что в этой ценовой категории у него нет аналогов. Существуют либо консоли стоимостью порядка $10 000 (Mackie Digital 8Bus, TASCAM, YAMAHA 02R) с крайне ограниченными возможностями, либо большие консоли дороже $100 000 (Neve, SSL и др.), промежуточных вариантов цифровых устройств до появления DMX-R100 не было. А так как многие студии не могут позволить себе покупку дорогой консоли, а возможностей YAMAHA 02R часто бывает недостаточно, то новый продукт фирмы Sony безусловно является своевременным и перспективным. Привлекает и то, что в отличие от YAMAHA 02R и Mackie D8B, в которых алгоритм работы со звуком «вшит непосредственно в железо» и изменить его нельзя (с переходом на новую версию программного обеспечения меняется только незначительная часть пользовательского интерфейса, но сам алгоритм, способ обсчета консолью миксов, или эквализация, остается неизменным), в Sony DMX-R100 он реализован на программном уровне, т. е. может быть модифицирован.
     Данная модель является упрощенным вариантом профессионального микшера Sony OXF-R3 стоимостью около $600 000, причем почти все упрощения были сделаны «в железе», алгоритмы же работы со звуком в младшей модели в основном сохранены. Для работы с входными сигналами в формате AES/EBU предварительную синхронизацию проводить не нужно. В карте интерфейса AES реализована функция Sample Rate Convertion. Я запускал DMX-R100 от внутреннего генератора с частотой 96 кГц, подавая на один AES-стереовход сигнал с частотой 44 кГц, а на другой — 48 кГц. Консоль микшировала эти сигналы без каких-либо проблем с очень высоким качеством звука. Если попытаться то же самое сделать на 02R или D8B, они тут же начнут выдавать сообщения об ошибке цифрового входа. В этом отношении DMX-R100 напоминает беспроблемные аналоговые консоли, но последние не обеспечивают таких широких возможностей для автоматического микширования, как цифровые.
     Секция мониторинга surround (она позволяет прослушивать три шестиканальных источника), а также центральная часть пульта (в ней расположены эквалайзеры, компрессоры, лимиторы) очень удачно реализованы для машины такого уровня. В Sony DMX-R100 крайне просто выполняется переназначение входов/выходов сигналов. Восьмишинные пульты YAMAHA, Mackie в принципе могут выполнять панорамирование в формате 5.1, но из-за отсутствия секции мониторинга их невозможно применять в приложениях surround (на студиях, работающих для DVD или кино). В Sony DMX-R100 эта проблема решена, и его можно эффективно использовать для работы с любыми приложениями surround в условиях экономичного построения студии (постпроизводство для кино, музыкальные студии, звуковое сопровождение для DVD и компьютерных игр).
     Теперь о недостатках. Консоль, с которой я работал, имела самую первую версию программного обеспечения — 1.00. Возможно, именно поэтому у меня возникло впечатление, что она еще недоработана.
     Руководство пользователя, прилагаемое к Sony DMX-R100, содержит только краткое описание основных кнопок. И хотя сам микшер интуитивно понятен и звукорежиссер, знакомый с аналоговой консолью и имеющий представление о работе с секциями эквалайзера, динамической обработки и т. д., конечно, в состоянии разобраться в принципах действия цифровой консоли DMX-R100, хотелось бы, чтобы в руководстве более подробно были рассмотрены все ее функциональные возможности.
     Явно недоработана визуальная идентификация выполняемых операций. Для любого режима загораются одинаковые зеленые лампочки. Если бы лампочки, соответствующие основным режимам, имели разные цвета (красный, желтый, зеленый), как это сделано во многих других консолях, одного взгляда на клавиатуру было бы достаточно, чтобы определить рабочее состояние пульта.
     Несовершенна и функция машинного контроля (Machine Control), предназначенная для управления внешними устройствами по интерфейсу RS-422 или по Midi. Так, функция Shuttle (Jog wheel) просто не работает. Machine Control функционирует не со всеми машинами: если, например, с Tascam DA88 он прекрасно сочетается, то с Panasonic Super VHS 8700 управляет только транспортом, а звуковые каналы на запись назначает некорректно.
     На мониторе есть кнопки, при нажатии на которые на дисплее появляется изображение канала (все его установки). Но было бы намного проще, если бы характеристики каналов появлялись не только при нажатии специальных кнопок, а и при дотрагивании до фейдеров, раз уж они все равно сенсорные.
     Недоумение вызывает и то, что эквалайзерные параметры, установленные для одного канала, нельзя сохранить и скопировать для другого. У DMX-R100 отсутствует система библиотек, какая есть, например в YAMAHA 02R: она позволяет сохранять выбранные установки эквалайзера, компрессора, лимитора и потом использовать их для других каналов. При работе же с устройством Sony повторяемые параметры приходится записывать на бумаге. Но поскольку консоль имеет встроенный флоппи-диск с достаточным объемом памяти, реализовать эту функцию на программном уровне совсем не сложно, и я надеюсь, что в следующих версиях это будет сделано.
     Интерфейс AES/EBU функционировал просто идеально, а вот работать с интерфейсом TDIF мы не смогли. Запись на внешний магнитофон проходила без каких-либо трудностей, но последующее воспроизведение шло с жуткими искажениями. Очевидно, что в этой плате не решена задача цифровой синхронизации. Но возможно, это общие проблемы стандарта TDIF, с ним всегда сложно работать, наверно, именно поэтому я предпочитаю AES.
     Производители Sony DMX-R100 в сентябре обещают осуществить полную ревизию программного обеспечения и исправить все эти досадные недоработки.