stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Бег на месте. Общеукрепляющий?

Владимир Соколов

      Вот уже восемь лет в конце каждой весны стартует московский международный фестиваль «Аниграф» - праздник профессионалов компьютерной графики и анимации для кино, видео, ТВ, Интернета, мультимедиа, компьютерных игр и вообще всего, что может быть показано на экране монитора, телевизора или кинотеатра.
      «Аниграф» - событие уникальное даже в ряду таких монстров-кинофестивалей, как Московский международный, "Кинотавр", "Ника" и пр. Кинофестивали по сути своей соревнования творческие, они безразлично скользят мимо технологий. Представить же нынешнее кинопроизводство без "цифры" невозможно. И это касается не только спецэффектов и цифрового монтажа. Наконец-то разговоры о беспленочном производстве перестали быть таковыми и режиссеры с мировыми именами начинают приобретать комплексы High Definition для съемок художественных фильмов. Правда, от российских кинорежиссеров все это по-прежнему отстоит очень далеко. Ни один из них на семинарах и конференциях "Аниграфа" замечен не был (по крайней мере с целью не "себя показать", а других послушать).
      «Аниграф» уникален и тем, что он единственный "остался в живых" из появившихся в последние десять лет себе подобных. "Графикон", который в 1991 году был профинансирован SIGGRAPH ACM, только единожды сверкнул сногсшибательным зрелищем, а уже через год превратился в молельный дом сектантов от компьютерной графики из Академии наук. Баженовская "Фантазия" без затей проходила под девизом "Я крутой". Но как только все с этим согласились, фантазия иссякла.
      Бледные тени тусовок специалистов компьютерной графики и их друзей периодически где-то возникали, чаше всего - в Питере; местом их проведения становился то планетарий, то загородный лес. Но все бесследно рассасывалось, оставляя в памяти лишь слабые рубцы. И только «Аниграф» прошел все бури, мели и рифы без паники и потрясений...

      Я извлекаю страницы с отметками, что ставил, "жюря" конкурсные работы, представленные на «Аниграф», вставляю в видеомагнитофон кассету и гальванизирую ощущения, по нескольку раз просматривая ролики. Теперь оценки могут быть субъективными. Однако задача у меня сейчас несколько иная. Мне надо за чередой видеоработ разглядеть общую картину изменений в каждой из номинаций. Участники "Аниграфа", имеющие у себя дома кассеты, могут следить за моими рассуждениями с "вещественными доказательствами" в руках.

Рекламные клипы

      Из года в год отечественная рекламная индустрия, заявляя себя на соревнованиях по бегу, пытается пройти дистанцию на карачках. Буйствует малобюджетная стихия. Заказчик хочет за горсть пятаков сотворить шедевр, а исполнитель в лице студии компьютерной графики берет на себя работу и сценариста, и режиссера, и придумщика (в смысле creator), чтобы не тратить лишней копейки на сторону. Результат понятен. Рекламируем мебель - показываем шкафы и диваны, сантехнику - унитазы. И то и другое должно танцевать, петь и блестеть. Если в студии стоит 3D MAX, то эта программа, напичканная plug-in'ами, используется в качестве инструмента и для моделирования, и для анимации, и для рендеринга, и, возможно, еще и для композитинга.
      Естественно, с точки зрения владения техникой в этом нет ничего зазорного. Однако в цивилизованном мире профессионалы стремятся сделать компьютерную графику все менее заметной; подчас только из специальных материалов, которые выпускают компании - изготовители компьютерной графики, можно узнать, что и на чем сделано.
      У нас вся компьютерная графика по-прежнему откровенна и заметна за версту. В студии "Гончар" собрались классные ребята с хорошими навыками работы в 3D MAX. И по-крупному придраться к их роликам "Ивановка" и "Обувь ХХI века" трудно. Но навязчивое использование одного инструмента не добавляет их работам мастерской изощренности.
      Столь же проста работа Михаила Семенова "Борисовская" (речь идет о рекламе минеральной воды). Песенные принципы акынов "что вижу - о том пою" наглядно просматриваются в этой работе. Одна трехмерная модель, два эффекта - и заветная пара сотен долларов в кармане. И зачем голову ломать? Нищий заказчик получает от нищего исполнителя соответствующее "произведение искусства". Скорее всего такие ролики делают под "откат в черную" некой наличности. Есть чем отчитаться и что списать. Художник компьютерной графики используется как низкооплачиваемая ширма. Другого объяснения появлению этих странных работ не только на "Аниграфе", но и в телевизионном эфире у меня просто нет.
      В рекламном бизнесе есть тема, в которой при создании роликов специалисты по трехмерным моделям "оттягиваются" по полной программе, - это автомобили. Для "трехмерщика" здесь просто клондайк. Заказчики, а ими являются весьма состоятельные компании, изначально имеют выполненные в какой-либо CAD'овской программе все компоненты автомобиля. Конечно, не обязательно передавать художнику чертежи карбюратора или коробки передач, но кузов, колеса, детали салона и прочие видимые составные части изготовителю рекламы предоставляются всегда. Ведь заказчик заинтересован в том, чтобы все прелести дизайна были воспроизведены на экране в лучшем виде. И на этом фоне весьма странно выглядит работа студии Vertex ООО "Стремительный" (кто кому принадлежит - я не понял) под названием "Ока".
      Или у производителей этой малолитражки нет компьютеров и чертежи они до сих пор делают от руки, или те, кого за границей называют digital artist, решили показать класс ручного труда с рашпилем в руке.
      Еще одна работа этой студии может быть отнесена к социальной рекламе. Ролик "АнтиСПИД" перекликается с другой работой (автор С. Б. Чуркин) - "Родители против наркомании". Конечно, мрак полный, но не в смысле плохого исполнения. Все крайне просто: в первом случае показано кладбище, во втором - юный наркоман, загибающийся насмерть в течение 10 секунд. Для кого сделаны эти апокалиптические полотна? И в том и в другом случае основным атрибутом оказывается шприц. Неужели авторы надеялись, что враз испугают всех "ширяющихся" их основным инструментом получения удовольствия? Лучше бы пошли к наркологу и спросили его, чем можно напугать наркомана. Он бы и ответил: "Ничем!"
      Конечно, мой экскурс может показаться "не совсем в тему", однако номинация называется "Рекламные ролики" и сюжеты коротких произведений мне не безразличны.
      Поехали дальше. Не секрет, что львиная доля аппаратных средств в нашей стране и у "ближней заграницы" - ПК на любые вкусы и колеры. Да и программное обеспечение не блещет разнообразием. Разве что названия разные, но результат приблизительно одинаков. И здесь на первый план выходит "рукастость и головастость" команды исполнителей. Стоит сравнить работу "Европа" С. Б. Чуркина с "Московской кофейней на паях" студии "Мосфильм-ЭММИ", чтобы понять, что могут вытянуть из почти одинаковых ресурсов мосфильмовские мастера. Это нисколько не принижает заслуг С. Б. Чуркина, но более чем десятилетний опыт профи, составляющих команду "Мосфильм-ЭММИ", дает им ощутимую фору.
      Вообще-то создание рекламы для телевизионного эфира материя суть тонкая. Ведь действенность двадцати- или пятнадцатисекундной короткометражки должна быть безукоризненной. Иными словами, расчет на то, что созданное для молодых полуночников сработает в дневном эфире для домохозяек, - наивен.
      Приличное рекламное агентство для проведения телевизионной рекламной кампании разрабатывает 8-12 сюжетов. Говорить о том, что жюри увидело такую серию, бессмысленно. Наши рекламные агентства до сих пор предпочитают греть руки на сверхприбыли и "черном нале", а не делать себе имя. Вот и появляются на экране работы наподобие того, что сделали ребята из телекомпании "Семью Семь", создав "рекламу" парфюма "Ив Роше". Держу пари: французы такого не видели! Иначе задушились бы собственными духами! Ни темы, ни пленки "Кодак", ни приличного композитинга...
      Подобный сомнительный подарок в виде ролика "Жемчужина" для Нефтебанка Казахстана преподнес Роман Чучук. Это просто какое-то неуважение к нашим степным соседям... Делать на компьютерах вполне приличные раковины с жемчужинами умел Андрей Горячев на Центральном телевидении еще 10 лет тому назад (для телекомпании "Мир"). И на тебе! Потеряны традиции старых мастеров. Может быть, стоит создать галерею "Мы это делали столько-то лет тому назад"?
      Но не все потеряли интерес к давно прошедшему. Рекламная группа из Новосибирска "МиФ" в серии работ "История ремонта" сделала прыжок аж к началу века! Из-под Чарли Чаплина они утянули готовый сюжет для своей "Истории ремонта - происхождения ремонтных бригад". У Чаплина это был рассказ о мальчике с рогаткой и стекольщике, у "МиФа" - некие средневековые коллизии с рыцарями и ремесленниками. Следует отметить, что сибиряки упорно продвигают собственную анимацию, сделанную руками, что вызывает уважение.
      Попытки встать на котурны, не имея для этого достаточного повода или хотя бы ресурсов, не говоря о мастерстве, приводят к странным результатам. Д. Климов представил на конкурс работу "Приглашение в будущее". Скорее всего автор перегрелся на просмотрах фантастических фильмов и поверил в то, что сложные технологические приемы могут быть запросто воспроизведены на нехитрых копеечных (в сравнении, конечно, с тем, что стоит в Digital Domain или ILM) ресурсах. Но это не так, и когда дело дойдет до номинации "Заставки для оформления эфира", я покажу, почему. Любая работа должна начинаться или с разработки оригинальной технологии, или с правильного применения имеющейся. Если нет силенок снять натурные персонажи на кинопленку, то хотя бы надо избежать разностильности изображения - того, что в народе называют "из-под пятницы суббота".
      Естественно, состояние рынка рекламы отражает состояние экономики в стране. Я понимаю, что призыв снимать все на "Кодаке" у подавляющего большинства вызывает такое же недоумение, как рецепты приготовления пищи в рекламных роликах. Да, бюджеты у заказчика мизерны. Но не так все мрачно, как кажется! Центр компьютерного дизайна "2 крыла" представил на конкурс свои работы "IRN-BRU" и "Раптор". Вот что значит иметь не голый трудовой энтузиазм, а толкового режиссера и придумщика! Динамичная анимация, прекрасно изготовленные модели страусов, пингвинов и прочих живых существ, точно выстроенная композиция и колористика. Профи есть профи!
      Не менее важна и драматургическая составляющая рекламных клипов, несмотря на их мимолетность. Композиция, слепленная по принципу "сперва покажем что-то, потом дадим слоган и завершим адресочком", представляет привычную структуру современной малобюджетной рекламы. Контрастом на этом фоне смотрится работа питерской студии "Бегемот" - реклама растительного масла "Натура". Здесь есть кульминация, есть рассказ с тональностью, оттеняющей главное, и есть финал. Единственным замечанием может быть то, что создавалась реклама на заре MAYA и за несколько прошедших месяцев стала чуточку технологически старомодной.
      Я умышленно уделяю так много внимания данной номинации. Именно компьютерная графика для рекламы является тем питательным раствором, который поддерживает финансовую состоятельность многих студий. Те, кому удается устоять перед натиском заказчиков, желающих сделать ролик "подешевле, но как на Западе", зарабатывают достаточно. Наблюдая пусть скромное, но постоянное обновление аппаратных и программных ресурсов, видя добродушие сотрудников студий, я радуюсь за тех, кто делает дорогие заказы.
      Удивление вызывает упорство заказчиков убогих рекламных роликов. Неужели они искренне верят, что на уродца, слепленного за пять копеек, можно "поймать" приличного покупателя?

Заставки для оформления эфира

      Начать разговор я хочу не с конкурсных работ, а с выступления Антона Ненашева в предпоследний день фестиваля, на семинаре, посвященном компьютерной графике на телевидении. Антона я знаю девять лет. За это время он стал признанным профессионалом, известным своими работами почти на всех популярных каналах Центрального телевидения. Один из его последних проектов - "новое лицо" канала МУЗ-ТВ.
      Ясно, что бабушки и дедушки вкупе с домохозяйками проскакивают этот канал без остановки. Я - тоже, потому что не могу впихнуть в себя попсу ни на английском, ни, тем более, на русском. Но меня, старого рок-н-рольщика, оформление канала не отшатнуло. Цвета - на грани "кислотности", шрифт - чумовой (не с первого раза сообразишь, что якобы японскими иероглифами написано слово "Наше"), смена планов и масштабов, отсутствие полей - все это добавляет адреналина. Антона на семинаре попросили рассказать, как он дошел до такого уровня компьютерного умопомрачения. Попытались вытащить из него концептуальные откровения. Однако он спокойно пояснил, что при создании имиджа МУЗ-ТВ не было ни сценария, ни концепции, ни вообще чего-то привычного в виде раскадровок, эскизов. Были тема и ее правильное с точки зрения Антона восприятие, а также свобода художника при полном доверии к нему со стороны руководителей канала и верное технологичное мышление.
      Профессиональный подход у Антона виден в мелочах. Казалось бы, какой смысл снимать на кинопленку "Кодак" то, что потом никогда не увидят в кинотеатрах? А смысл есть! Опытный глаз всегда отличит киношное изображение от обычного видеомагнитофонного, а простому зрителю преподносится нормальный качественный продукт.
      Оценкой "правильная работа" в телевизионном эфире была отмечена команда художников компьютерной графики из "НТВ-Дизайна". Поскольку все они - мои давнишние товарищи и коллеги, меня легко упрекнуть в предвзятости. Поэтому выделю только один прием, которым бесспорно в совершенстве владеют ребята из НТВ, - это сложный многослойный композитинг, помноженный на четкое представление характера оформляемой передачи. Сравните VOX POPULI с "Независимым расследованием" или "Женским взглядом" Оксаны Пушкиной.
      На фоне НТВ все, кто ринулся в многослойный монтаж, пока остались по крайней мере на ступеньку ниже. Стильные работы (уже не первый год) красноярской ТРК "Афонтово" выдают присутствие в штате студии прекрасных художников-графиков. Однако динамичного разнообразия маловато. Поплыли буковки влево - появился воробышек справа. Все построено "вкусно". Но смотришь следующий ролик - буковки опять поплыли, а по углам расселись кошечки (собачечки, мышечки и семечки). И тем не менее - все равно сибиряки молодцы!
      Уделить внимание всем участникам конкурсной программы я, естественно, не смогу. Да и вряд ли кого-то убедят мои субъективные оценки. Однако я постараюсь что-то сказать о работах, построенных на модной ныне "многослойке". Особый шарм созданному в компоузере изображению, который "ущучили" много лет назад на НТВ, придают второстепенные детали, разнесенные по планам не только по скорости или степени прозрачности, но и по правильно подобранному к каждому слою спецэффекту.
      ГТРК "Регион Тюмень" в своей работе "Ностальжи" попыталась было "взять вес", но так и замерла со штангой в руках, обреченно повисшей чуть выше колен. Завершивший композицию спецэффектный завиток погрузил меня во времена появления "козы", как в первой половине 90-х называли нынешний Adobe AfterFX.
      Наши южные братья-славяне из ТК "1+1" то впадали в меланхолию, создавая скучные заставки под названием "Империя кино", то вдруг взяли да и сделали необычно и стильно дизайн канала "1+1/2000". И совершенно неожиданно, махнув рукой на поиск чего-то нового, монохромно повторили в "Эпицентре" стиль энтэвэшных "Итогов" с Евгением Киселевым. Ощущение буйства разностильной фантазии украинских хлопцев не раз возникало у меня при просмотре донецких, киевских, харьковских работ. Уфимская "Муха" как всегда поражает своей плодовитостью. При таком названии студии в голову, естественно, лезут дурные аналогии. Но башкирская команда - не новичок в компьютерной графике, и неудачные работы встречаются у нее весьма редко.
      В данной номинации "Муха" представила свое решение заставок MTV через сценки с анимационными героями и главным - по имени Буратило. Поскольку большую часть эпохи застоя я прожил в зрелом возрасте, то из брежневских времен помню картинки из журнала "Крокодил" в исполнении известного карикатуриста А. Каневского. И больно похожим на те крокодильские рисунки показалось мне стилевое решение анимации у "Мухи". Но может быть, это простое совпадение? Не буду спорить. По крайней мере уфимцы, если MTV их восприняло серьезно, могли ухватить золотую жилу. Именно с работ для скандинавского MTV стартовала лет пять-шесть тому назад одна лихая группа финских парней. И за год сделала свой первый миллион долларов. Чего я искренне желаю и насекомому с Урала.
       Эта номинация, как и рекламная, незыблема, словно система общепита. Особых надежд на появление через год чего-то сногсшибательного нет. Но тихие радости могли бы появляться чаще. Такие, как оформление детского канала "Аистенок" телекомпании АСТ. С профессиональной точки зрения недочетов в этой работе побольше, чем у других, но зато в ней много искренности и понятных детям изобразительных приемов.
      Столь же забавной оказалась работа известных нам "Бегемотов" "Собачья жизнь". Старожил студии Олег Кондратьев, дважды поднимавшийся на сцену "Аниграфа" за призами, рассказал мне, что скорее всего заречется работать с животными. Интонация, с которой было произнесено это признание, не вызывало сомнений в искренности. В кадре мы видим сведенные воедино с помощью компоузера более десятка псин, псов и песиков. "Рулить" такой массовкой весьма трудно.
      Оформление телевизионного эфира уступает в технологической изощренности работам художников компьютерной графики для рекламы. Уникальные опыты Антона Ненашева с кинопленкой доступны немногим московским студиям. В провинции иные заботы. Не до "Кодака" порой. Однако делать свою работу верно, с соблюдением технологических постулатов, положено всем, кто числит себя профессионалом. Следовательно, надо иметь некоторый избыток знаний и навыков, быть знакомым не только с теми аппаратными и программными средствами, что стоят под носом, но и с теми, которые могут появиться в будущем. Представьте экипировку немецкого электрика, пояс которого увешан инструментами на все случаи предстоящей работы. И нашего "мастера" - с одной отверткой и газовым ключом... Вот так же порой бывает и в студиях компьютерной графики. С единственными 3D MAX и Adobe AfterFX.

Неигровые экспериментальные фильмы

      Признаюсь честно: от этой номинации ничего выдающегося я не ждал и не жду в ближайшие годы. Хотя отменять ее не следует. Люди, которые создают тридцатиминутные фильмы, сохраняя силы для украшения их компьютерной графикой, вызывают у меня искреннее уважение. Работ номинантов я коснусь чуть позже, а пока помечтаю о том, что хотелось бы увидеть когда-нибудь на фестивале.
      В мире есть много интересного, но необъяснимого "натуральными средствами". Таинства гуманитарных и точных наук, гипотезы, феномены или элементарные правила проще преподнести зрителю, используя средства компьютерной графики. Но такой подход требует соответствующего развития высоких технологий. Коих мы не имеем... Что такое неигровое кино с применением компьютерной графики, не так давно нам показали на ТВ в сериале "Прогулки с динозаврами" производства BBC. Опытный глаз профессионала легко улавливает мелкие погрешности фильма, но дети не лезут в тонкости, доступные прожженным digital artist, и я знаю немало случаев, когда ребятишки искренне поверили в существование ящеров в наше время. Иными словами, компьютерная графика выполнила не вспомогательную, но главную роль в английском фильме.
      В конкурсной программе, как и в прошлом году, два неимоверно длинных фильма представила украинская рекламная группа "B.I.T.A.". Что "Крым", что "Степь. Часть 2" (первую мы "проезжали" годом раньше) построены в стиле легкого снотворного. В школах смотреть такие фильмы можно только за специальное вознаграждение. Ну а взрослые вообще не будут терять на них время. Компьютерной графики в этих двух фильмах могло бы вообще не быть - особой роли на нее не возложено. Изобразить псевдопетроглифы на крымских скалах можно и с помощью примитивного монтажа.
      ГТРК "Коми Гор" своим "Сотворением мира" показала, какой ужас можно сделать из фольклорного материала. Черно-белая тетка пропитым и прокуренным голосом рассказывала... сказку. На экране возникали таинственные знаки, напоминавшие индейские томагавки. Я искренне жалел авторов, которым не довелось увидеть киносказок Роу или Птушко и понять, что былины, баллады, сказки или легенды надо рассказывать вкрадчивым, тихим "бабушкиным" голосом, а саму ленту надо делать (все-таки дети будут смотреть!) на предельно достижимом качественном уровне. А когда видишь дребезжащий хромакей, грубую работу со слоями, то становится грустно.
      Из разряда фильмов "ну напугайте меня, напугайте!" был и "Vision" производства СБМ. Что к чему, понять было трудно. Огненное месиво заставляет сосредоточиться первые пять секунд. Потом начинаешь рассматривать спецэффекты и пытаешься угадать, был ли тот взрывчик, что пронесся справа, спрайтом или честным трехмерным. Надо отдать должное мастерам из СБМ, композитинг они отработали вполне профессионально. Самое трудное при работе со взрывами - сделать качественные маски и не полениться усложнить спецэффект. И это удалось практически безошибочно.
      Детский национальный канал дал в эту номинацию две эфирные работы. В передаче "Оранжевый мяч" "живет" анимационный ведущий - забавный трехмерный мячик, в программе "Космокот-1" - рисованный кот. Несмотря на некоторые шероховатости и недостаточное качество, работы сделаны честно и, как мне показалось, на грани бюджетных возможностей канала. Это заслуживает особой оценки.
      Возвращаясь к британским "динозаврам", могу сказать следующее. С не меньшим интересом, чем сами фильмы, мы, профессионалы и профаны, смотрели ролики с рассказом о том, как создавался сериал. Нам показали технологии, ухищрения, к которым прибегали авторы фильма. И мне кажется, любая категория зрителей в таком повествовании нашла для себя если не практический, то хотя бы познавательный смысл. Будем надеяться, что и наши экспериментальные фильмы станут захватывающим киноаттракционом.

Игровое кино со спецэффектами

      Данная номинация призвана служить барометром, показывающим, что ждет нас на российском киношном дворе.
      Что сказать? Засуха там, господа... Из земли пробились четыре не шибко ветвистых всхода. На фоне полновесных урожаев ILM, Digital Domain, Pixar и прочих "голливудов" мы можем обреченно, стоя на месте, разглядывать творения BS Graphics и в третий раз уже поминаемой здесь студии "Бегемот".
      Нет сил бросить даже хилый упрек в адрес тех, кто, напрягая волю и фантазию, пытается удержать знамя высоких технологий на передовой без надежд на подход главных сил. Те замечания, которые есть у меня на полях страницы с перечнем работ, вряд ли кому помогут, а с авторами работ-номинантов, будет время, встретимся тет-а-тет.
      Разговор надо вести о состоянии нашего кинематографа. Пока мизерное проникновение новых технологий прикрывается рассуждениями о том, что все это забавы толстосумов от кино. Да и новыми-то эти технологии являются для нас, весь мир уже десяток лет считает их обыденными. Но что остается делать режиссеру, когда он узнает, что нужный ему спецэффект стоит полбюджета его картины? А сделать его так хочется! И топают по студиям "разведчики" с плохо прикрытыми вопросами "что у вас почем?" и "почему так дорого?". И начинают летать по экранам неважно слепленные самолеты, в воду падают машины, присобаченные криво-косо и ненатурально.
      Студия BS Graphics показала в кинокартине "Русский бунт" добротный пример клонирования массовки, дополнения кадров, снятых на натуре, нужными атмосферными явлениями. А в работе "Речной пес" без созданных на компьютере "булек" сцена погружающегося в пучину корабельного мостика с капитаном выглядела бы бредовой. Построенные на поверхности воды пузырьки и пузырищи давали представление о размере уже находящегося под водой корабля. Конечно, можно было бы протянуть под водой шланги и дружно дуть в них всей съемочной группой. Однако о таком развлечении во время съемок, видимо, забыли, но вспомнили при монтаже.
      "Бегемоты" показали киноупражнение на тему "Дым" в своем "Смокере". Аккуратную работу с дымом и иными пространственными эффектами, особенно под кинопленку, могут сделать только хорошо тренированные команды.
      Создание компьютерной графики для кино - это в первую очередь владение технологиями, а не фокусы с программами и быстрое движение пальцев по клавиатуре. Те режиссеры, которые "западают" на внешнюю крутизну и дороговизну студий, - рискуют. Главное для успешного решения сложных киношных задач - наличие в самом начале работы компактной команды технологов компьютерной графики. Именно после их работы станет ясно, что и с чем использовать и кто будет наиболее эффективным исполнителем.

Анимация

      Да... ВГИК - это ВГИК...
      Просматривая работы студентов, я почти уверился в том, что талант - болезнь заразная. Насколько я понял, преподавателям удалось внушить своим подопечным главное: сперва стань творцом, не суетись в поисках инструмента. Современный мир высоких технологий так богат, что найти в нем подходящее орудие не составит труда. Нечего на второстепенное тратить время. Лучше крепко уложить в голове главный постулат: художник начинается с рассказа. Если человек пуст, как барабан, то не спасет его ни супер-пупер-компьютер, ни наикрутейшая программа. Но если ему есть что сказать, то достаточно бывает простого карандаша.
      И "Мистерия", и "СемьсОрочек", и "Дождь" - да все работы вообще - показали, что тризну по отечественной анимации справлять рано. Кстати, поучиться у студентов манере работы с трехмерными компьютерными персонажами следовало бы многим участникам модных тусовок, где собираются якобы профессионалы. Например, в ролике "Крот" нет манерных излишеств, кои частенько переполняют работы мастеров 3D, не имеющих художественного образования и школы хороших педагогов.
      Вообще-то выпускники физтехов и мехматов - серьезная угроза отечественной компьютерной графике. Они неизмеримо быстрее задумчивых художников, графиков, архитекторов "раскалывают" секреты оборудования и программ, могут сами написать недостающее и быстро осваивают те области нового в компьютерной графике, которые я бы назвал "трюки и фокусы". Естественно, на папуаса от телевидения, видео или кино фейерверк эффектов производит неизмеримо большее впечатление, нежели вгиковская "Никопейка". Но искусство от трюкачей ничего не приобретает.
      В номинации "Анимация" особняком стоит работа М. Наумова "Чат". Она "сшита" из суперсовременных компонентов - движущейся сверху вниз ленты диалога в Интернет-чате (черно-белое изображение) и возникающих поверх этого оптических спецэффектов. Последние таковы, что зритель легко "расшифровывает" анимированные символы и воспринимает рассказ.
      Крепкую работу "Little Fable" представила в этом разделе Ирен Водар (Irene Vodar) из США. Динамичная анимация и точно выбранные ракурсы говорят о том, что перед нами не учебная работа талантливой персоны, но скорее всего фрагмент большого фильма. Если я не ошибаюсь, за госпожой Водар стоят крепкие знания, хорошие консультанты и четкие представления о том, как делается кино.
      Вездесущая, как питерские "Бегемоты", ТК "Детский телевизионный канал" представила сделанную руками своих подопечных "Вечернюю сказку. Зимовье зверей". Простой назидательный сюжет пересказан в пластилиновом мультике с целым рядом находок. Ну, предположим, как мог бы развернуть персонаж на 180 градусов взрослый дядя? Чередой поз. А что делает ребенок? У него просто голова перекатывается по спине к хвосту, а хвост переползает в противоположную сторону - и все готово!
      Столь же непритязательную анимацию дал Н. Богаевский. Называется она "Колобок" и знаменует в компьютерной графике начало течения имени Анри Руссо. Душевно сделанный трехмерный примитивистский ролик я видел несколько раньше, на московской Maya Usergroup Meeting (MUM). Отмечу, что по вызванным аплодисментам и смеху он превосходил фундаментально, с наворотами слепленные "шедевры".
      Прилетевшая и в эту номинацию уфимская "Муха" притащила с собой фильм "Сарделька". Вердикт в отношении анимации, сделанной в этой студии, таков: каково бы ни было ее предназначение, и креатив, и мастерство сполна присутствуют в двухмерной графике и весьма слабы в "трехмерке".
      Вообще-то так же, как у "Мухи", обстоят дела практически у всех, кто создает анимационные фильмы. Если мультик сделан вручную, то даже у неумех ощущается влияние отечественной анимационной школы. А вот получить систематизированные знания по любому из известных направлений компьютерной анимации негде.
      Школы, привязанные к определенному программному обеспечению, например MAYA или 3D MAX, существуют. Но шаг в сторону от "генеральной линии" курса не приветствуется. Как говорится, "за это вы деньги не платили". И в результате умелец, создающий низкополигональные или, наоборот, чрезвычайно изощренные модели, оказывается в вакууме невостребованности. Почти все современные мастера-моделлеры курсов по анимации не кончали, а у корифея из "Союзмультфильма" при слове "компьютер" начинается аллергическая лихорадка.
      На "Аниграфе" все семинары по анимации, которые проводили известные профессионалы В. Коваль или братья Наумовы, проходили в битком набитом зале. С большим вниманием впитывалась любая информация - и та, что касалась новаций, и та, которую положено знать загодя, еще до того, как решил податься в digital artist. А ведь умением что-то сделать и потом это "что-то" оживить дело не заканчивается! Для моделирования профессионалы весьма часто используют специальные устройства: трехмерные сканеры, скрайберы, трехмерные мышки. А движения задаются устройствами motion capture или Monkey. Иными словами, специалист компьютерной графики, незнакомый с технологиями современной анимации, имеет минимальную ценность и может быть отнесен к подсобным рабочим. Правда, для этого есть оправдательные аргументы - высокая стоимость вспомогательных устройств, с одной стороны, и убогое техническое оснащение студий или индивидуалов вследствие "кривой" экономики страны, с другой...

Музыкальные клипы

      Я склоняюсь к мысли, что клипы можно сделать для кого угодно и из чего угодно. Достаточно соблюдать правила клипосложения - по аналогии со стихосложением. Кстати, по аналогии с тем же поэтическим трудом в клипмейкерстве есть свои "графоманы". Как бы их назвать? Клиптоманы, что ли? (Только не путайте с клептоманами, хотя в этом фонетическом сходстве что-то есть...)
      Несмотря на то что всю свою жизнь я зарабатывал на хлеб как художник, я не приобрел черт искусствоведа. Поэтому мои заметки о клипах заведомо будут однобокими. На чем-то задержался глаз, что-то обескуражило или, наоборот, обрадовало - о том и напишу.
      Клип киевской студии "Santa Graphics" я отметил на прошлом фестивале. Тогда запомнилась странная работа со светом, которая лицо певицы превращала в блин с припухлостями. Зря я волновался. Просто после "Не питай чому" Т. Повалия стало ясно: на весь Киев есть один осветительный прибор с прикованным к нему осветителем. И помнит это "светило" только один ракурс - анфас.
      Остальное, что делает "Santa Graphics", в меру съедобно, так как украинские клипы редко бывают агрессивными и лиричные песенки легко превращаются в маленькие фильмы. В студиях компьютерной графики операторы, "сидящие" на компоузерах, от таких клипов тихо млеют. Не нужно делать сотни склеек по два десятка слоев. О-один-н-н ракурс ме-е-едленно-о-о сменяет дру-у-у-го-о-ой...
      Не то что в клипе студии "Мосфильм-ЭММИ" "Ветер пел" с Т. Булановой. Специальные фильтры "мусорят" съемочный материал, вместо живота у певицы зияет дырень с лампочкой. Кафель, голые стены. Типичный, продвинутый во многом трудами "Rolling Stones", сортирный стиль. Однако просмотр иных клипов "Мосфильма-ЭММИ" показывает, что мастерство профи компьютерной графики позволяет им создать любой по сложности ролик.
      Порой так хочется показать свою крутизну или набор спецэффектов, "которых у других нет"! Однако важной чертой работы профессионалов является умение удержать клип в стилевых рамках. И ребята из "ЭММИ" это умеют. Достаточно посмотреть ролик "Цветы" группы "Танцы минус", чтобы понять то, о чем я только что написал.
      Студия "ИН-АРТ" решила помочь группе "Ногу свело" внести свою лепту в программу Green Peace. "Ноги" давно прославились как мастера стёба по любому поводу. А тут повстречалась им речка Клязьма. Название которой созвучно малопривлекательному медицинскому прибору. Ну отчего ж не оттянуться? Сказано - сделано! Из клипа стало ясно, что в бедную речку сливают через трубы младенцев, которые, окрепнув в подмосковных водах, начинают вытаптывать подмосковный же урожай. Так, а компьютерная графика здесь при чем? Да есть такой приемчик, который называется "клонирование персонажей". Это когда при наличии сотни статистов вам нужно воспроизвести куликовскую битву. "ИН-АРТ" с помощью этого спецэффекта пустил в поход казенных трехмерных кукол. Но сделал всего две фазы. Впечатление тоскливое...
      Пошли дальше.

      Так... Опять "Муха". Из той же Уфы. С кучей клипов. И звонких имен исполнителей. А что? Халява и есть халява. Не про нас рассказы по MTV о многомиллионных клипах. "Это они там с жиру бесятся!.." - комментируют наши клипмейкеры. С жиру ли? Вот вам коротенький список стоимости того, что входит потом в смету (см. таблицу).
      Есть еще и продолжение этого перечня, который увидел свет в 1998 г. стараниями Кита Лэйбурна (Kit Laybourne).
      Примерившись к этому списку, и заказчики, и "Мухи" могут понять, на что сели одни и где оказались другие. Конечно, указанных финансовых высот нам не достичь, но и студии приличной не создать. Наскрести на иномарку на клипах "Solo" - Алсу, "Небеса" - М.Капуро или "Сарделька" от "Красной плесени" можно. Но даю сто пудов против одного, что гордость ILM, Pixar, PDI и прочих не пылится под окном, но крутится на экранах всего мира.
      Общее замечание по работам "Мухи" осталось прежним - от слишком конкретной трехмерной графики (М. Капуро, "Небеса") и выпадения из видового ряда хроникальных кадров до плохого света в клипе Алсу.
      BS Graphics дала три работы, но с точки зрения специалиста компьютерной графики серьезного анализа достоин клип группы "Парк Горького" "Я боюсь".
      Вот ведь какая заковыка! С одной стороны, все сделано классно. Но с другой - не совсем правильно. Иными словами, в клипе очень точно и грамотно использован почти весь аппаратно-программный арсенал BS. Но его не всегда хватает даже богатым студиям. Поэтому мощные голливудские компании держат при себе "наукообразных", которые пишут дополнительное программное обеспечение. Ни BS, ни тем более другие студии не имеют таких традиций и людей. Именно поэтому моя оценка сдержанна. Эффекты, связанные с воспроизведением пыли, состояния атмосферы, водной стихии и прочих природных явлений не могут быть достигнуты стандартным набором даже самых навороченных программ. В таких "казенных" решениях отсутствует колдовство, гениальный обман. Но в этом не вина BS, а беда всей нашей компьютерной графики. Догнать на карачках мировые высокие технологии невозможно.

Финал

      День незаметно перешел в вечер, и наше жюри устало до такой степени, что на обмен мнениями едва хватило сил. Отчего появилась эта усталость? Вроде камней не ворочали, сидели себе в удобных креслах. Что-то чиркали в бумажках.
      Усталость была от монотонности зрелища и скрытого чувства deja vue. В прошлом году было почти то же самое. Повторюсь: «Аниграф» - это зеркало, которое показывает лицо нашей компьютерной графики.
      Становится ясно, что ресурсы аппаратных средств стоимостью $2000-3000 исчерпаны, программы используются "в лоб", без создания того, что уже два десятка лет на всех международных форумах сверкает маленькими бриллиантиками в титрах - двумя словами рядом с software - "in house".
      Что нужно для того, чтобы хотя бы вектор наших устремлений совпал с мировым? Да малость вообще-то. Начать мыслить технологически и перестать работать "за обед" (машину, подачку). Научиться ценить свой труд. И тогда сбудутся слова из известной рекламы: "Все у нас получится!".
      В компьютерной графике наступают времена, когда в разряд ценностей попадает не только глубина знаний, но и их широта. Иными словами, пора от тактики переходить к стратегии.