stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Как создать непутевые заметки

Андрей Ряхин

Видеофильм на домашнем компьютере: выбираем Studio DV

      Вот и пролетели беззаботные дни отпуска. Вы вернулись к нормальной жизни со всеми ее проблемами и суетой, но воспоминания о чудесных мгновениях ушедшего лета продолжают приятно согревать душу, и хочется сохранить их как можно дольше. К счастью, у вас с собой была камера. Это полезное во всех отношениях приобретение вы сделали совсем недавно, причем, следуя совету нашего журнала (см. "Твой первый фильм", "ЦВ", №3'2000, с. 58), остановили выбор именно на цифровой модели. И вот отснято несколько кассет, но при просмотре оказалось, что из мозаики случайно выполненных съемок внимания заслуживает только половина (хотя вашему сердцу они дороги все). Да и те надо бы подрезать, переставить местами, дополнить отсканированными фрагментами фотографий, переозвучить и прокомментировать. Перед вами стоит задача создать свой собственный фильм-отчет с качеством не хуже, чем у Дмитрия Крылова в его "Непутевых заметках".
      Сегодня редактирование любого видео эффективнее всего производить на компьютере, установив в него соответствующую плату и программное обеспечение. Ну а в случае цифровых видеозаписей (любого формата - mini-DV или Digital8) превращение вашего домашнего компьютера в видеомонтажную студию - самое естественное решение. О целесообразности такого подхода написано немало статей, поэтому мы лишь перечислим основные его преимущества:
       задействовав мощные вычислительные возможности компьютера, вы сможете создавать удивительно красивые переходы и феерические эффекты - и в принципе будете ограничены только вашей фантазией (и временем, необходимым для ее воплощения);
       вы сможете в широких пределах варьировать параметры этих эффектов и переходов, добиваясь их наибольшей выразительности при максимальной точности монтажа - до отдельного кадра;
       используя компьютер для создания и предварительного просмотра многочисленных рабочих вариантов создаваемого фильма, вы заметно продлите жизнь своей камере и предотвратите излишний износ кассет;
       сохранив на компьютере исходные данные и установки вашего проекта, вы получите возможность переделывать фильм сколько угодно раз, изменять необходимые параметры и даже всю сюжетную линию;
       используя встроенное компьютерное управление цифровой камерой (через DV-кабель), вы сможете автоматически сбрасывать окончательный проект на ленту;
       наконец, на всех этапах создания фильма - при переносе исходных видеозаписей с камеры на компьютер (запись на диск), монтаже, обратной записи результата на камеру (или цифровой магнитофон) - вы сохраните высокое качество вашего видео.
      В общем, красивее - точнее - удобнее. Не говоря уж об открывающихся неожиданных возможностях по распространению вашего видео в цифровой форме через Интернет, на CD или даже DVD.
      Для реализации такого "цифрового подхода" существует множество "продвинутых" возможностей, которые способны удовлетворить потребности самых искушенных профессионалов, но они требуют вложений в тысячи долларов (см. "Платы оцифровки видео" и "Конкурирующие решения: DV500 или RT2000", "ЦВ", №3'2000). Поэтому мы остановимся на недорогой системе начального уровня, предназначенной для неискушенного любителя, делающего первые робкие шаги в загадочный мир видеомонтажа. Речь пойдет о комплекте Studio DV (рис. 1) за $199 фирмы Pinnacle Systems (www.pinnaclesys.ru). Собственно весь комплект состоит из компьютерной PCI-платы ввода/вывода DV-сигнала (рис. 2), DV-кабеля для соединения платы с цифровой камерой, CD-диска с программным обеспечением под Windows 98 и руководства пользователя (к сожалению, на английском языке). Минимальные требования к компьютеру весьма умеренны: процессор от Pentium II 233 МГц (или совместимый), 64 Мбайт оперативной памяти и сравнительно быстрый диск (поддерживаемая скорость передачи данных не ниже 3,6 Мбайт/с, свободное место около 10 Гбайт).
      Плата Studio DV, поддерживающая стандарт IEEE 1394 (нередко этот интерфейс еще называют i.LINK или FireWire), выполнена на базе набора микросхем компании Texas Instruments. Справедливости ради стоит отметить, что сейчас на Тайване налажено массовое производство и других аналогичных контроллеров на том же наборе микросхем. Выпущена даже материнская плата ASUSTeK P3B-1394 со встроенным контроллером. Будучи дополненными программой Ulead VideoStudio DV, они также дают неплохое решение для домашней работы с цифровым видео на PC. При этом средняя стоимость подобных комплектов составляет всего $130-150. Но по результатам проведенного тестирования, в котором Studio DV сравнивали с другими платами, эксперты различных журналов отдают предпочтение именно системе от Pinnacle Systems. Среди ее преимуществ в первую очередь отмечают простоту установки и легкость обучения, удобство использования и функциональность. Но поскольку все платы принципиально одинаковы, то существенную роль играет только предлагаемое программное обеспечение. Так вот, ПО Studio DV отличает интуитивно понятный интерфейс и богатый набор возможностей, в том числе уникальных, каких нет у конкурентов.
      Pinnacle Systems - мировой лидер в производстве компьютерных систем обработки видео для различных сегментов рынка - от вещательного до профессионального и домашнего. И она может себе позволить переносить эффективные решения, разработанные для профессиональных систем, на решения нижнего уровня. Так, в Studio DV использована технология miroInstant, в соответствии с которой при внесении любого изменения в проект (например, при добавлении перехода между клипами) пересчитывается только та его часть, которая затронута этим изменением. Это существенно экономит требуемое место на диске, а также уменьшает время просчета (рендеринга) проекта. В Studio DV включена очень сильная программа подготовки титров TitleDeko, позволяющая создавать действительно красивые, стильные подписи, в том числе с использованием полупрозрачности.
      Несомненным достоинством Studio DV является функция SmartCapture, автоматически разбивающая видеозапись на независимые клипы (видеофрагменты) с различным содержанием сцен (анализируется не только время записи, но и время перемещения объекта в кадре, резкие изменения композиции или цвета). Тот, кто хоть однажды делал эту рутинную операцию вручную, многократно просматривая отснятый материал и делая необходимые пометки на листе бумаги, поймет, насколько автодетектирование сцен облегчает и ускоряет весь процесс. Заслуживает похвал и предоставляемая возможность предварительной записи всего отснятого видео и монтажа результирующего фильма с уменьшенным разрешением (preview quality). Если в исходном разрешении 720 х 576 каждый час видео требует 12 960 Мбайт, то в черновом варианте тот же час вы сможете уместить всего на 150 Мбайт (в 86 раз меньше!). Безусловно, вы не сможете различать мелкие детали отдельных кадров, но для построения общей сюжетной линии, выделения требуемых клипов и задания переходов между ними этого вполне достаточно. Но зато все эффекты будут просчитываться практически мгновенно, так что в поиске оптимальной композиции вы сможете без задержек оценивать различные варианты. А закончив работу, просто дадите программе команду, и она автоматически построит фильм уже в чистовом варианте - с полным разрешением.
      В Studio DV есть и другие достоинства (богатая библиотека звуковых эффектов, хороший набор предлагаемых переходов и др.), однако она не лишена и некоторых недостатков. Например, для корректной работы SmartCapture необходим непрерывный тайм-код на видеоленте. На практике это условие нередко не выполняется (между различными записями при полном отключении камеры могут появляться "пробелы" - программа будет их воспринимать как конец кассеты и потребует вмешательства оператора для установки на начало первой записи "новой кассеты"). Впрочем, для устранения подобных проблем достаточно на чистой кассете предварительно прописать непрерывный тайм-код (например, по "черному" сигналу, включив камеру на запись при закрытой крышке объектива). В противном случае придется переносить ваши записи на диск и осуществлять монтаж с полным разрешением. Однако при современной производительности компьютеров и достаточном свободном пространстве на диске это не слишком обременительно. Порой Studio DV критикуют за очень простые переходы, отсутствие, например, 3D-эффектов. Но для начинающих пользователей сложные эффекты не нужны. По единодушному мнению экспертов сравнительно простые, но качественно выполненные переходы смотрятся более профессионально, чем "накрученные", но безвкусные эффекты, - чрезмерная сложность только утомляет зрителя.
      Для того чтобы понять, насколько действительно легко создать собственный фильм в Studio DV, кратко рассмотрим основные этапы этого процесса. Он начинается с захвата видео (команда Capture), т. е. переноса цифрового содержимого с ленты на диск. В появляющемся при этом экранном меню (рис. 3) окно Player отображает исходное видео, Album заполняется иконками (первыми кадрами) клипов (сцен), а Diskometer отслеживает оставшееся место на диске (как в мегабайтах, так и в минутах и секундах видео). При переходе к этапу редактирования Edit (рис. 4) кроме окна Player, теперь используемого для показа содержимого текущего клипа, и Album, содержащего полученные библиотеки клипов (Video Scenes), переходов (Transitions), графики (Graphics) и звуковых эффектов (Sound Effects), появляется дополнительное окно Movie, собственно и используемое при построении проекта вашего фильма. Movie предлагает три основных варианта представления проекта: Storyboard - для задания порядка следования клипов и переходов, Timeline - для их точного расположения на временной линейке, Text - для отображения в простом текстовом виде информации о длительности каждого клипа и перехода. Редактирование начинается с компоновки - расположения клипов в желаемом логическом порядке путем их простого перетаскивания из Album на линейку Storyboard (рис. 5). Затем клипы подрезают, избавляясь от неинтересных фрагментов, и устанавливают между ними разнообразные переходы (рис. 6), добиваясь плавности течения видеоряда. Теперь наступает время создания заголовков и поясняющих титров, которые вы сможете наложить поверх движущегося видео (рис. 7). Наконец, надо поработать над звуковым оформлением: добавьте закадровые комментарии, а при необходимости - полностью замените исходный звук более соответствующей содержанию музыкой (зачем нужен гул толпы при показе витражей католического собора?). Для этого можно использовать имеющуюся библиотеку эффектов, аудиотреки звуковых CD или подготовленные заранее WAV-файлы. После предварительного просмотра созданного фильма на экране и корректировки его отдельных фрагментов переходим к завершающему этапу чистового монтажа фильма (Make Movie). Это достаточно длительный этап, на котором производится точный просчет (Create) всего проекта (рис. 8), но по его завершении вы можете сбрасывать готовый фильм на ленту.
      Вот и все. Просто? Конечно, не очень. На первых порах у вас неизбежно будут возникать неожиданные вопросы, ответы на большинство из них вы найдете в подробном руководстве пользователя. На освоение программы уйдут часы (а может быть, и пара дней). Но зато потом вы будете тратить время только на творческий поиск наиболее выразительного варианта создаваемого шедевра. Успехов!