stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

QuickTime: «Всемирная паутина» оживает

Нельс Джонсон

С портативного компьютера материалы съемок в реальном времени передаются по радиоканалу на сервер QuickTime       Настало время поговорить о прямой Web-трансляции на базе QuickTime и о различных "макинтошевских" технологиях, которые делают такую трансляцию возможной и достаточно эффективной. Чтобы увидеть аппаратные и программные средства в действии, я принял участие в конференции PlanetWork, проходившей в г. Сан-Франциско в клубе Presidio Golden Gate, на которой шла речь о мировом экологическом кризисе и использовании цифровых технологий для сохранения окружающей среды. Доклады ведущих ученых, художников, писателей и общественных деятелей записывались и успешно транслировались в Web через сайт www.planetworkers.com. Таким образом были продемонстрированы возможности инструментальных средств, явившихся темой настоящей статьи. Я искренне благодарен Джеймсу Кейлину, Юргену Шаубу из Bitmovers Networks (www.bitmovers.net) и Кейт Гейбл из Axioun Communications за то, что они помогли мне понять различные технологии, использовавшиеся на конференции.

Динамичное трио

      Прямая Web-трансляция обеспечивалась тремя базовыми элементами: сетью радиодоступа AirPort компании Apple, вещательной программой Sorenson Broadcaster и сервером QuickTime. Сегодня каждый из них представляет собой вполне устоявшуюся систему, надежно взаимодействующую с остальными. Большая часть возникавших в ходе трансляции проблем была связана с аналоговой аппаратурой A/V, электрической сетью здания (в первый же день произошел скачок напряжения, который "поджарил" одну из машин G4), а также с вездесущим Мерфи и его законами. Среди положительных моментов нужно отметить, что клуб Golden Gate имел выделенный канал T1 и хорошую 10-мегабитную ЛВС.
      Трансляцию Кейлин и его режиссеры организовывали по двум различным сценариям. В соответствии с первым аналоговую съемку на профессиональном уровне проводили в главном зале во время выступления докладчиков. Аналоговые видео- и аудиосигналы с нескольких камер и микрофонов микшировались, и полученный сигнал оцифровывался в системе Sorensen Broadcaster. Цифровой поток от системы Sorenson направлялся через ЛВС здания в канал T1 и далее - на серверы QuickTime компании Bitmovers в Ванкувере для передачи в общедоступный Интернет.
      Второй сценарий был несколько сложнее, но он оказался на редкость эффективным. Для проведения семинаров и интервью в разных местах создавались небольшие импровизированные сценические площадки, которые оснащались видеокамерами и портативными компьютерами Powerbook. Получаемые в ходе съемки материалы передавались с помощью клиентских программ сети AirPort (встроенных или работавших через PCMCIA). На каждом компьютере была установлена система Sorenson Broadcaster. Передаваемые по радио потоки принимались одной из двух базовых станций сети AirPort, подключенных к ЛВС и имевших выход на канал T1. Таким образом, отснятые материалы преобразовывались в цифровую форму на портативных компьютерах и в конечном счете доставлялись на серверы QuickTime компании Bitmovers, расположенные в канадской провинции Британская Колумбия. Опасения, что в сети возникнут проблемы с маршрутизаторами и выделением статических IP-адресов, не оправдались. Несомненно, большую роль в этом сыграла хорошая организация трансляции, хотя и не был обеспечен привычный для телепередач в живом эфире уровень резервирования (по персоналу и технике).

Как это делалось

      Как уже отмечалось, съемку в главном зале проводили обычным способом. Три камеры DVCAM фирмы Sony снимали сцену, оборудованную на профессиональном уровне осветительными приборами и микрофонами. С помощью стандартных кабелей камеры были подключены к устройству Videonics, где выполнялись микширование и коммутация сигналов. Полученный мастер-сигнал вводился в 400-МГц компьютер G4 PowerMac (ОЗУ 256 Мбайт) через вход S-Video (на плате ATI XClaim VR), подвергался компрессии и выводился через систему Sorenson Broadcaster. Закодированный поток в виде последовательности IP-пакетов из G4 поступал в ЛВС, имеющую скорость передачи 10 Мбит/с, проходил через концентратор и маршрутизатор и выводился из здания по каналу T1.
      Помещения для интервью и семинаров были оборудованы профессиональными камерами и осветительными приборами, а также портативными компьютерами с выходом в сеть AirPort. В рамках конференции был проведен телемост с участием ученых, художников и писателей, которые в живом эфире отвечали на вопросы аудитории, собравшейся в Венеции. Вопросы итальянских зрителей приходили в реальном масштабе времени через чат-систему IRC и зачитывались участникам конференции. Бригада, состоявшая из видеорежиссера, оператора и инженера по звуку, все это записывала с помощью камеры DVCAM фирмы Sony и звукового микшера. Сигналы A/V поступали на 500-МГц компьютер Powerbook (ОЗУ 128 Мбайт). Видеосигнал с порта S-Video камеры через адаптер XLR8 InterView шел на порт USB портативного компьютера. Компьютер, используя программу Sorenson Broadcaster преобразовывал аналоговый входной сигнал в поток данных со скоростью 56 кбит/с и посылал его по радиоканалу на ближайшую базовую станцию сети AirPort; оттуда он попадал в ЛВС, а затем - в канал T1. Все настройки TCP/IP в основном определялись автоматически (т. е. не возникала необходимость вручную проводить маршрутизацию и назначение статических IP-адресов компьютеров и маршрутизаторов с помощью специальных программ конфигурирования сети).
      Все видеопотоки для Web-трансляции принимались комплексом фирмы Bitmovers в Ванкувере на скорости 56 кбит/с (фактически же, конечно, 34 кбит/с). Широкополосные соединения для данной конференции не предусматривались. Комплекс Bitmovers состоял из нескольких выделенных машин под управлением ОС Linux с установленной на них программой Darwin Streaming Server (Linux-версия пакета QuickTime Streaming Server). Он обеспечивал передачу этих потоков всем, кто интересовался конференцией PlanetWorks, через общедоступный Интернет. С помощью отдельных портативных компьютеров в клубе Golden Gate за Web-трансляцией в реальном времени следили Кейлин и Шауб: в их задачу входило обеспечение сквозного функционирования всей системы.
      Зайдя на сайт, я убедился в том, что качество видеопередач из отдельных точек и работы системы в целом было великолепным, особенно это касалось звука, контролировать который крайне сложно при трансляции в прямом эфире. В периоды пиковой нагрузки серверный массив Bitmovers единовременно пропускал 60 потоков. Все отметили неоценимую роль администратора Web-сайта, следившего во время конференции за бесперебойной работой самого сайта.
      Я лишний раз мог удостовериться, насколько важен профессионализм. Несмотря на все технические трудности и неожиданную простоту интеграции систем AirPort, Sorenson Broadcaster и сервера QuickTime, именно опыт и настойчивость Кейлина, Шауба и их коллег обеспечили успех Web-трансляции конференции PlanetWork. Клуб Golden Gate прекрасно оснащен, располагает хорошими ЛВС и линиями T1, но без столь профессиональной организации все могло бы быть гораздо сложнее. И, конечно, очень приятно было видеть, что вся работа выполнялась на Macintosh.