Скрытые возможности SADiE
Дэвид Меллор
Универсальную систему SADiE можно чрезвычайно продуктивно использовать не только в вещательных студиях, но и в постпроизводстве.
В студиях звукозаписи SADiE увидишь редко, гораздо чаще
там можно встретить систему Pro Tools фирмы DigiDesign, которая первой выпустила
на рынок звуковую аппаратуру, не просто имеющую в своем названии "Pro",
но действительно отвечающую требованиям "крутых" профессионалов. Тем
не менее специалисты в области кино- и видеопроизводства рассматривают Pro Tools
скорее как игрушку для юных богатых музыкантов и отдают предпочтение сверхпрофессиональным
AudioFiles, AudioVisions и WaveFrames. Что же касается SADiE, то она стоит несколько
наособицу в ряду других систем. В своей статье я постараюсь показать, что система
фирмы Studio Audio может занять достойное место в студиях звукозаписи и профессионального
постпроизводства самого высокого класса. Хотя некоторые пользователи это уже
осознали, для большинства возможности SADiE до сих пор все же неизвестны.
Музыкальная SADiE
На вопрос, как вы используете Pro Tools в своей студии звукозаписи,
чаще всего отвечают: в качестве монтажной системы. Пишем на обычную многодорожечную
ленту в аналоговой или цифровой форме и полученное переносим в Pro Tools, чтобы
подмонтировать вокал или другую запись. Потом все перемещаем обратно на ленту
и даем оператору следующее задание. Сегодня больше всего шума по поводу этой
системы связано с модой на подключаемые модули (plug-in). Иметь широкий их набор
престижно: считается, что пользоваться, например, Focusrite лучше, чем применять
аналогичную функцию, реализованную на аппаратном уровне. Однако Pro Tools -
не единственная система, способная делать все вышесказанное. SADiE тоже позволяет
проводить многодорожечную запись и монтаж, содержит она и подключаемые модули.
Правда, последних не так много, как в формате TDM, зато среди них есть такие,
которых в TDM пока нет.
Предположим, вам понадобилась система типа Pro Tools, а
ваш заказчик о Pro Tools ничего не слышал и ему неважно, какую систему вы выберете,
лишь бы она обеспечивала должный результат. Можно ли в этом случае рассматривать
SADiE как приемлемый вариант? Если это модель SADiE 24·96 - безусловно да. Благодаря
скоростному жесткому диску она надежно работает с 24 дорожками (с качеством
CD), а при несложной записи - и с большим их числом. Типичную задачу компиляции
вокала в аналоговой записи на SADiE можно выполнить с точностью до отдельных
строк или фраз, а лента ADAT с помощью "умного" механизма кроссфединга
поддерживает монтаж внутри строк. Ну а в дисковой монтажной системе вообще можно
творить все что угодно. Хотите взять первый слог слова из первой записи, следующий
из второй и последний - из третьей? Пожалуйста, можете смонтировать их вместе.
Почти наверняка получится. Но давайте посмотрим, способна ли SADiE сделать все
это не хуже, чем Pro Tools.
На рис. 1 показан экран монтажного листа (EDL) системы SADiE
в обычной графической форме. Я сделал две записи одной вокальной строки с тем,
чтобы смонтировать из них одну, но более высокого качества. Конечно, выполнить
это можно на любой приличной дисковой монтажной системе, но SADiE производит
такую операцию проще и лучше остальных. На рис. 1,а представлены две записи
в окне монтажного листа, а на рис. 1,б - результат перемещения мышью (в режиме
редактирования сценария) конечной (1) и начальной (2) точек записи. К сожалению,
на рисунке не видно, что сделать это было очень просто, а так бывает далеко
не всегда. А теперь - самое интересное. Чтобы ввести или вывести звук, достаточно,
нажав клавишу CTRL, потянуть мышью край области; при этом кнопки прослушивания
позволяют контролировать результаты, которые вычисляются на проходе. Все это
можно совершить в одном потоке (рис. 1,в), причем обе области будут по-прежнему
легко доступны для вас и вы сможете смещать по времени начальные моменты и изменять
их длительности. У меня сложилось впечатление, что по сравнению с другими системами
SADiE намного удобнее в обращении: она позволяет быстро добиться хороших результатов
и практически сразу получить то, для чего в иных случаях пришлось бы сделать
не одну пробную попытку.
Но что будет, если задача окажется чуть сложнее? Как вам
известно, при компиляции вокала желательно, чтобы все записи были согласованы
друг с другом по уровню и общему звучанию. Но часто за время сеанса голос исполнителя
изменяется, да и положение певца перед микрофоном не всегда стабильно. Стандартными
вариантами для решения таких проблем являются регулировка уровней и эквализация
(конечно, можно и просто переписать область с измененным уровнем). В системе
SADiE и то и другое делается очень просто. Правда, некоторые системы предусматривают
автоматизированную регулировку уровня потока, но здесь есть риск, что она наложится
на результаты коррекции, выполненной ранее.
В SADiE реализован лучший из возможных вариантов (хотя два
других тоже вполне допустимы, причем их можно применять одновременно). Настройка
уровней по отдельным сегментам очень удобна (этот инструмент особенно хорошо
организован в WaveFrame); правда, по ходу работы вам придется пройти через диалоговое
окно (оно позволяет регулировать и затухание), зато вы решите задачу, не затронув
последующие операции, а новые значения уровней при необходимости можно перемещать
вместе со своим сегментом. Однако в такой настройке есть один недостаток: изменение
уровней не отражается в графическом представлении области. Надеюсь, что в одном
из очередных бесплатных обновлений программы это будет исправлено.
SADiE позволяет в реальном времени изменять уровни, выполнять
кроссфединги и динамические операции. Ее преимущество перед большинством систем
заключается в том, что все изменения происходят мгновенно. В таком режиме можно
работать при компиляции.
С помощью опции "отправить на диск" (Bounce) можно
создавать новые записи на диске. Далеко не во всех системах звукозаписи пересылка
на диск является простой операцией. В SADiE для выбора Bounce служит пиктограмма,
изображающая нечто вроде мяча с желтыми пятнами. При нажатии на ней открывается
диалоговое окно, на котором нужно лишь пару раз щелкнуть мышью, чтобы выбрать
область для пересылки, пропустить все остальные потоки и через микшер с эквалайзером
переписать данные в ту точку монтажного листа, откуда они были взяты.
Конечно же при необходимости можно воспользоваться и другими
функциями микшера, выполняемыми в реальном времени, например, компрессией. Попробуйте,
вам наверняка понравится. Правда, сеансы компиляции от этого не станут короче,
так как у вас наверняка появится соблазн попробовать разные варианты. Но при
определенной самодисциплине конечный результат будет лучше, и от такой работы
вы получите большое удовлетворение.
В музыкальной звукозаписи система SADiE может использоваться
и в качестве основного многодорожечного рекордера. В настоящее время для этой
цели компьютерные дисковые системы применяются редко, так как многие испытывают
недоверие к продуктам, где есть Windows 95/98 или MacOS. Однако следует помнить,
что для SADiE компьютер является не более чем "ящиком", куда вставляется
ее плата, и местом хранения программы. Конечно, и у Windows 95, и у Windows
98 есть свои "заморочки", но в целом они вполне способны управлять
экраном и отслеживать то, что пользователь делает с помощью клавиш и мыши, а
в случае SADiE от этих OC ничего другого практически и не требуется. И все же
я думаю, что без хорошего средства архивирования дорогостоящий сеанс музыкальной
звукозаписи компьютерной системе доверять нельзя. Именно с такой оговоркой можно
считать, что SADiE обеспечивает многодорожечную запись музыки. Одна плата позволяет
записывать не менее чем на 24 дорожки, точнее, до 32 - в зависимости от объемов
монтажа и обработки, а если использовать несколько плат, то и число физических
входов и выходов можно увеличить до 32. При этом системы, продаваемые с несколькими
платами, уже полностью настроены на работу ("под ключ"). Поэтому многоплатную
систему SADiE вы можете подсоединить к обычному пульту и применять ее для организации
дорожек. В таком случае все операции микширования, обработки и наложения эффектов
будут выполняться с пульта, а монтаж, перекомпоновку или компиляцию вокалов
вы сделаете с помощью SADiE, что значительно облегчит работу и поможет развернуться
вашему творческому таланту.
У SADiE очень хороший встроенный микшер (рис. 2) с эквалайзером,
динамическими обработками, aux-посылами до и после микшера, группировкой каналов
и автоматизацией.
Нужно признать, что одной из слабых сторон SADiE являются
подключаемые модули (рис. 3). Мы уже говорили, что их не так много, как в формате
TDM. Однако aux-посылы из SADiE можно направить в предпочитаемое вами устройство
эффектов. Если аппаратные эффекты вам больше по душе, чем программные, то такая
схема будет вполне работоспособна. Я считаю, что при определенной настойчивости
SADiE можно использовать в качестве студийного комплекса. Попробуйте подключить
к ней аппаратную микшерную панель управления, и вполне вероятно, что с ее помощью
вы будете выполнять все работы по многодорожечной записи и микшированию.
Подготовка мастера
СЕКРЕТЫ SADiE
Меню Bounce обеспечивает запись на CD-R в формате Orange Book. Пересылаемый звуковой фрагмент можно направить прямо в устройство записи CD в виде новой дорожки.
Меню Trim. Пользователи, узнавшие систему в версии 3.0,
о существовании такого меню могут и не знать. Но его обязательно стоит найти
и ознакомиться с ним, так как в нем содержатся очень полезные функции. Нажатие
правой кнопки мыши почти в любом месте этого меню отображает скрытые возможности SADiE.
Чтобы сделать поток неактивным, щелкните на его имени при нажатой клавише ALT - сигнальный процессор не будет загружаться.
Чтобы клип из одного EDL скопировать в другой без потери синхронизации, выберите клип, откройте меню Trim, вызовите EDL, в который нужно копировать, и выберите опцию Copy to Active EDL.
Устройства Genex 8000 и 8500 можно подключить к SADiE через шину SCSI, что позволит воспроизводить записи непосредственно с диска Genex.
С помощью правой кнопки мыши из выпадающего списка можно
выбрать клипы с одинаковым тайм-кодом, например один из нескольких дублей. При
нажатой клавише ALT можно мышью переместить клип на другую дорожку, не изменяя
его стартового времени, а при нажатой клавише CTRL - скопировать его. При одновременно
нажатых CTRL и ALT осуществляется копирование на новую дорожку с тем же стартовым временем.
При двойном щелчке на номере записи в текстовом EDL выбранный клип воспроизводится от начала.
Запись на CD-R непосредственно с ленты DDP: изображение звукового CD перетаскиваем мышью из библиотеки клипов в EDL, а затем пишем на CD-R (этот режим возможен не для всех приводов CD-R).
Клипы, между которыми сохраняется синхронизация, можно объединить с помощью функции glue, даже если между ними есть зазор или перекрытие.
У SADiE есть еще много секретов. Возможно, фирме Studio Audio следует организовать на своем Web-сайте раздел «Советы текущего дня»!
|
Но отвлечемся от задач музыкальной записи и зададимся вопросом:
чем вы сегодня пользуетесь при подготовке мастеров? Наверняка это магнитофон
DAT, или полудюймовая аналоговая лента, или CD-R, а может быть, и что-то поинтереснее.
Комбинация 24/96 сейчас считается магическим числом, а SADiE 24·96 обеспечивает
24-битное квантование при частоте дискретизации 96 кГц (или 88,2 кГц, если вы
предпочитаете число, кратное 44,1). Конечно, потребуются соответствующие конвертеры,
но их можно приобрести отдельно. Скорость потока данных в формате 24-96/88,2
гораздо выше, чем в стандартном 16-48/44,1, поэтому и диск будет переполняться
быстрее, и число дорожек получится меньшим. Но высокое качество, обеспечиваемое
данным форматом, делает SADiE системой, очень привлекательной для мастеринга,
особенно если учесть, что в ней в качестве штатной опции есть еще и программа
контроля CD в соответствии со стандартом Red Book. Таким образом, SADiE позволяет
получать высококачественные записи с оригиналов и создавать мастер-диски потребительского
качества, готовые для передачи в производство. Выполнить переход от формата
24-96/88,2 к формату 16-44,1 помогут конвертер частоты дискретизации и факультативный
подключаемый модуль кодера Apogee UV22 Super CD. Микширование непосредственно
в SADiE - очень удобный вариант работы, особенно если учесть, что в ряде специализированных
мастеринг-студий применяется именно эта система: можно просто отправить туда
диск, не переписывая.
Постпроизводство
SADiE широко используется на радио в качестве звукового
комплекса. Но она имеет и полный набор функций для постпроизводства, и не использовать
их было бы обидно. Залогом успешного применения системы в постпроизводстве служат
два фактора: гибкость и эффективность. Под гибкостью мы подразумеваем способность
обрабатывать все, что ни принесут в студию, а эффективность означает возможность
быстро сделать работу и переключиться на следующий проект. SADiE читает звуковые
файлы практически в любом профессиональном формате, а система версии 3.7 - даже
диски Macintosh. Начиная с версии 3.6 SADiE может работать с форматами SADiE3,
.WAV, FilmWAV и Lightworks, а также .BWF, .AIFF, .AIFC и .SDII. Более того,
она позволяет без всякой конверсии объединять в одном монтажном листе звукозаписи
с разной разрядностью. В SADiE предусмотрена возможность чтения EDL в Lightworks
и других распространенных форматах, а если монтажный лист представлен в формате
OMF, то в ней есть дополнительная опция, позволяющая читать диски, записанные
в системе AVID.
Многие пользователи, работающие только со звуком, не подозревают
о том, что SADiE оснащена девятиконтактными разъемами для управления несколькими
(до четырех) видеомагнитофонами. Введите в систему монтажный лист в CMX или
в каком-нибудь другом формате, вручите оператору полную коробку пронумерованных
кассет Betacam, и SADiE возьмет на себя управление процессом автоконформинга
(autoconforming). Она загрузит указанные в EDL звуковые отрывки в виде фантомных
материалов, поскольку их положение в монтажном листе известно, но сами аудиоданные
еще отсутствуют. Теперь выберите кассету и поставьте ее в видеомагнитофон. SADiE
перемотает запись до нужного места, осуществит синхронизацию, выдаст команды
начала и окончания записи для каждого звукового фрагмента, затем перемотает
ленту к следующему фрагменту - и так до тех пор, пока на диск не будут скопированы
с ленты все нужные фрагменты и их указатели (handles). Когда материалы будут
скопированы, фантомные записи превратятся в настоящие (или не превратятся, если
каких-то данных вдруг не окажется). По желанию пользователя копирование может
выполняться в фоновом режиме.
В режиме автоконформинга SADiE загрузит отмеченные в EDL
фрагменты даже при отсутствии тайм-кода, а если последний указан, то присвоит
материалу соответствующую метку времени.
При замедленной перемотке ленты на видеомагнитофоне в процессе
постпроизводства возможно возникновение шума. Поэтому лучше не тратить время
на перемотку и поиск нужного места в записи, а сразу переписать видео на диск.
В качестве дополнительной опции SADiE оснащается motion JPEG-платой фирмы Portia,
которая позволяет записывать на диск и воспроизводить компонентное видео в форматах
625/25 и 525/29,97, обеспечивая мгновенный доступ к отдельным кадрам и полям.
Оцифрованное видео можно загрузить в EDL-поток, а при необходимости даже выполнить
его обрезку и монтаж, чтобы сохранить последние изменения.
Еще один довод в пользу применения SADiE в работе с видео
состоит в том, что она поддерживает разные стереофонические форматы - от обычного
двухканального до многоканальных LCRS и LCRSS. И хотя кодирование в системе
не предусмотрено, в ней есть специальные микшерные каналы, обеспечивающие необходимое
панорамирование потоков на несколько выходов.
Выводы
SADiE уже заслужила репутацию хорошей системы для вещательных
студий. Но на самом деле она достаточно универсальна, и ее можно использовать
для решения самых разных задач звукозаписи.
Комментарий специалиста
Андрей Кудрявцев - главный звукорежиссер телеканала "Муз-ТВ"
e-mail: muzzic@muz-tv.ru
Система SADiE имеет хорошее соотношение цена/качество и
занимает достойное место среди профессиональных систем звукозаписи. Среди ее
основных преимуществ я бы в первую очередь отметил следующие.
Редактирование записанного звука производится очень быстро
благодаря предложенной фирмой Studio Audio функции масштабирования, выведенной
на колесо внешней панели управления. Масштабирование происходит раза в три быстрее,
чем в других звуковых монтажных системах, что чрезвычайно удобно и существенно
облегчает работу.
Другое неоспоримое достоинство системы - возможность редактировать
материал, не останавливая процесс записи. Первичное редактирование своей телевизионной
программы на SADiE я заканчиваю к моменту завершения оцифровки исходных материалов.
А делать это позволяют далеко не все звуковые монтажные системы.
Еще одной отличительной особенностью является быстрая синхронизация
SADiE c ведущим видеоустройством, например Betacam SP. Устойчивая синхронизация
обеспечивается даже при перемотке кассеты Betacam (откате) всего на 50 кадров
(две секунды). И это просто замечательно! Многие звуковые системы даже достаточно
известных фирм способны работать уверенно и безошибочно только при перемотке
кассеты ведущего видеомагнитофона на 350 кадров (семь секунд!), что создает
большие неудобства в работе.
|
Словарь терминов
Autoconforming - автоконформинг.
Automation - автоматизированная регулировка по тайм-коду уровня и обработок звука.
Auxiliary sends (pre-fade, post-fade) - Aux-посылы до и после микшера.
Balanced input/out - симметричный вход/выход.
Comping - компиляция (тип склеивания двух звуковых фрагментов с наложением).
Crossfading - кроссфединг.
Digital audio workstation (DAW) - цифровая станция звукозаписи.
Drop in, drop out - начало, окончание режима записи.
Dynamics - динамические обработки.
Fader group - промежуточный микшер (между входными и мастер-микшерами).
Ghost - фантомный.
Handle - указатель.
Panning LCRS, LCRSS - панорамирование в формате Dolby Pro-Logeg, Dolby Digital.
Mastering - мастеринг (подготовка мастер CD-дисков).
Mixing room - микшерная.
Panning - панорамирование.
Playlist (EDL) - монтажный лист.
Plug-in - подключаемый модуль.
Red Book - стандарт мастеринга CD-дисков.
Reverb (reverberation) chamber - эхо-камера.
Take (take 1, take 2,...) - дубль.
Backup regime - режим архивирования.
|
|