stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Скрытые возможности SADiE

Дэвид Меллор

Универсальную систему SADiE можно чрезвычайно продуктивно использовать не только в вещательных студиях, но и в постпроизводстве.

      В студиях звукозаписи SADiE увидишь редко, гораздо чаще там можно встретить систему Pro Tools фирмы DigiDesign, которая первой выпустила на рынок звуковую аппаратуру, не просто имеющую в своем названии "Pro", но действительно отвечающую требованиям "крутых" профессионалов. Тем не менее специалисты в области кино- и видеопроизводства рассматривают Pro Tools скорее как игрушку для юных богатых музыкантов и отдают предпочтение сверхпрофессиональным AudioFiles, AudioVisions и WaveFrames. Что же касается SADiE, то она стоит несколько наособицу в ряду других систем. В своей статье я постараюсь показать, что система фирмы Studio Audio может занять достойное место в студиях звукозаписи и профессионального постпроизводства самого высокого класса. Хотя некоторые пользователи это уже осознали, для большинства возможности SADiE до сих пор все же неизвестны.

Музыкальная SADiE

      На вопрос, как вы используете Pro Tools в своей студии звукозаписи, чаще всего отвечают: в качестве монтажной системы. Пишем на обычную многодорожечную ленту в аналоговой или цифровой форме и полученное переносим в Pro Tools, чтобы подмонтировать вокал или другую запись. Потом все перемещаем обратно на ленту и даем оператору следующее задание. Сегодня больше всего шума по поводу этой системы связано с модой на подключаемые модули (plug-in). Иметь широкий их набор престижно: считается, что пользоваться, например, Focusrite лучше, чем применять аналогичную функцию, реализованную на аппаратном уровне. Однако Pro Tools - не единственная система, способная делать все вышесказанное. SADiE тоже позволяет проводить многодорожечную запись и монтаж, содержит она и подключаемые модули. Правда, последних не так много, как в формате TDM, зато среди них есть такие, которых в TDM пока нет.
      Предположим, вам понадобилась система типа Pro Tools, а ваш заказчик о Pro Tools ничего не слышал и ему неважно, какую систему вы выберете, лишь бы она обеспечивала должный результат. Можно ли в этом случае рассматривать SADiE как приемлемый вариант? Если это модель SADiE 24·96 - безусловно да. Благодаря скоростному жесткому диску она надежно работает с 24 дорожками (с качеством CD), а при несложной записи - и с большим их числом. Типичную задачу компиляции вокала в аналоговой записи на SADiE можно выполнить с точностью до отдельных строк или фраз, а лента ADAT с помощью "умного" механизма кроссфединга поддерживает монтаж внутри строк. Ну а в дисковой монтажной системе вообще можно творить все что угодно. Хотите взять первый слог слова из первой записи, следующий из второй и последний - из третьей? Пожалуйста, можете смонтировать их вместе. Почти наверняка получится. Но давайте посмотрим, способна ли SADiE сделать все это не хуже, чем Pro Tools.
      На рис. 1 показан экран монтажного листа (EDL) системы SADiE в обычной графической форме. Я сделал две записи одной вокальной строки с тем, чтобы смонтировать из них одну, но более высокого качества. Конечно, выполнить это можно на любой приличной дисковой монтажной системе, но SADiE производит такую операцию проще и лучше остальных. На рис. 1,а представлены две записи в окне монтажного листа, а на рис. 1,б - результат перемещения мышью (в режиме редактирования сценария) конечной (1) и начальной (2) точек записи. К сожалению, на рисунке не видно, что сделать это было очень просто, а так бывает далеко не всегда. А теперь - самое интересное. Чтобы ввести или вывести звук, достаточно, нажав клавишу CTRL, потянуть мышью край области; при этом кнопки прослушивания позволяют контролировать результаты, которые вычисляются на проходе. Все это можно совершить в одном потоке (рис. 1,в), причем обе области будут по-прежнему легко доступны для вас и вы сможете смещать по времени начальные моменты и изменять их длительности. У меня сложилось впечатление, что по сравнению с другими системами SADiE намного удобнее в обращении: она позволяет быстро добиться хороших результатов и практически сразу получить то, для чего в иных случаях пришлось бы сделать не одну пробную попытку.
      Но что будет, если задача окажется чуть сложнее? Как вам известно, при компиляции вокала желательно, чтобы все записи были согласованы друг с другом по уровню и общему звучанию. Но часто за время сеанса голос исполнителя изменяется, да и положение певца перед микрофоном не всегда стабильно. Стандартными вариантами для решения таких проблем являются регулировка уровней и эквализация (конечно, можно и просто переписать область с измененным уровнем). В системе SADiE и то и другое делается очень просто. Правда, некоторые системы предусматривают автоматизированную регулировку уровня потока, но здесь есть риск, что она наложится на результаты коррекции, выполненной ранее.
      В SADiE реализован лучший из возможных вариантов (хотя два других тоже вполне допустимы, причем их можно применять одновременно). Настройка уровней по отдельным сегментам очень удобна (этот инструмент особенно хорошо организован в WaveFrame); правда, по ходу работы вам придется пройти через диалоговое окно (оно позволяет регулировать и затухание), зато вы решите задачу, не затронув последующие операции, а новые значения уровней при необходимости можно перемещать вместе со своим сегментом. Однако в такой настройке есть один недостаток: изменение уровней не отражается в графическом представлении области. Надеюсь, что в одном из очередных бесплатных обновлений программы это будет исправлено.
      SADiE позволяет в реальном времени изменять уровни, выполнять кроссфединги и динамические операции. Ее преимущество перед большинством систем заключается в том, что все изменения происходят мгновенно. В таком режиме можно работать при компиляции.
      С помощью опции "отправить на диск" (Bounce) можно создавать новые записи на диске. Далеко не во всех системах звукозаписи пересылка на диск является простой операцией. В SADiE для выбора Bounce служит пиктограмма, изображающая нечто вроде мяча с желтыми пятнами. При нажатии на ней открывается диалоговое окно, на котором нужно лишь пару раз щелкнуть мышью, чтобы выбрать область для пересылки, пропустить все остальные потоки и через микшер с эквалайзером переписать данные в ту точку монтажного листа, откуда они были взяты.
      Конечно же при необходимости можно воспользоваться и другими функциями микшера, выполняемыми в реальном времени, например, компрессией. Попробуйте, вам наверняка понравится. Правда, сеансы компиляции от этого не станут короче, так как у вас наверняка появится соблазн попробовать разные варианты. Но при определенной самодисциплине конечный результат будет лучше, и от такой работы вы получите большое удовлетворение.
      В музыкальной звукозаписи система SADiE может использоваться и в качестве основного многодорожечного рекордера. В настоящее время для этой цели компьютерные дисковые системы применяются редко, так как многие испытывают недоверие к продуктам, где есть Windows 95/98 или MacOS. Однако следует помнить, что для SADiE компьютер является не более чем "ящиком", куда вставляется ее плата, и местом хранения программы. Конечно, и у Windows 95, и у Windows 98 есть свои "заморочки", но в целом они вполне способны управлять экраном и отслеживать то, что пользователь делает с помощью клавиш и мыши, а в случае SADiE от этих OC ничего другого практически и не требуется. И все же я думаю, что без хорошего средства архивирования дорогостоящий сеанс музыкальной звукозаписи компьютерной системе доверять нельзя. Именно с такой оговоркой можно считать, что SADiE обеспечивает многодорожечную запись музыки. Одна плата позволяет записывать не менее чем на 24 дорожки, точнее, до 32 - в зависимости от объемов монтажа и обработки, а если использовать несколько плат, то и число физических входов и выходов можно увеличить до 32. При этом системы, продаваемые с несколькими платами, уже полностью настроены на работу ("под ключ"). Поэтому многоплатную систему SADiE вы можете подсоединить к обычному пульту и применять ее для организации дорожек. В таком случае все операции микширования, обработки и наложения эффектов будут выполняться с пульта, а монтаж, перекомпоновку или компиляцию вокалов вы сделаете с помощью SADiE, что значительно облегчит работу и поможет развернуться вашему творческому таланту.
      У SADiE очень хороший встроенный микшер (рис. 2) с эквалайзером, динамическими обработками, aux-посылами до и после микшера, группировкой каналов и автоматизацией.
      Нужно признать, что одной из слабых сторон SADiE являются подключаемые модули (рис. 3). Мы уже говорили, что их не так много, как в формате TDM. Однако aux-посылы из SADiE можно направить в предпочитаемое вами устройство эффектов. Если аппаратные эффекты вам больше по душе, чем программные, то такая схема будет вполне работоспособна. Я считаю, что при определенной настойчивости SADiE можно использовать в качестве студийного комплекса. Попробуйте подключить к ней аппаратную микшерную панель управления, и вполне вероятно, что с ее помощью вы будете выполнять все работы по многодорожечной записи и микшированию.

Подготовка мастера

СЕКРЕТЫ SADiE

      Меню Bounce обеспечивает запись на CD-R в формате Orange Book. Пересылаемый звуковой фрагмент можно направить прямо в устройство записи CD в виде новой дорожки.
      Меню Trim. Пользователи, узнавшие систему в версии 3.0, о существовании такого меню могут и не знать. Но его обязательно стоит найти и ознакомиться с ним, так как в нем содержатся очень полезные функции. Нажатие правой кнопки мыши почти в любом месте этого меню отображает скрытые возможности SADiE.
      Чтобы сделать поток неактивным, щелкните на его имени при нажатой клавише ALT - сигнальный процессор не будет загружаться.
      Чтобы клип из одного EDL скопировать в другой без потери синхронизации, выберите клип, откройте меню Trim, вызовите EDL, в который нужно копировать, и выберите опцию Copy to Active EDL.
      Устройства Genex 8000 и 8500 можно подключить к SADiE через шину SCSI, что позволит воспроизводить записи непосредственно с диска Genex.
      С помощью правой кнопки мыши из выпадающего списка можно выбрать клипы с одинаковым тайм-кодом, например один из нескольких дублей. При нажатой клавише ALT можно мышью переместить клип на другую дорожку, не изменяя его стартового времени, а при нажатой клавише CTRL - скопировать его. При одновременно нажатых CTRL и ALT осуществляется копирование на новую дорожку с тем же стартовым временем.
      При двойном щелчке на номере записи в текстовом EDL выбранный клип воспроизводится от начала.
      Запись на CD-R непосредственно с ленты DDP: изображение звукового CD перетаскиваем мышью из библиотеки клипов в EDL, а затем пишем на CD-R (этот режим возможен не для всех приводов CD-R).
      Клипы, между которыми сохраняется синхронизация, можно объединить с помощью функции glue, даже если между ними есть зазор или перекрытие.
      У SADiE есть еще много секретов. Возможно, фирме Studio Audio следует организовать на своем Web-сайте раздел «Советы текущего дня»!

      Но отвлечемся от задач музыкальной записи и зададимся вопросом: чем вы сегодня пользуетесь при подготовке мастеров? Наверняка это магнитофон DAT, или полудюймовая аналоговая лента, или CD-R, а может быть, и что-то поинтереснее. Комбинация 24/96 сейчас считается магическим числом, а SADiE 24·96 обеспечивает 24-битное квантование при частоте дискретизации 96 кГц (или 88,2 кГц, если вы предпочитаете число, кратное 44,1). Конечно, потребуются соответствующие конвертеры, но их можно приобрести отдельно. Скорость потока данных в формате 24-96/88,2 гораздо выше, чем в стандартном 16-48/44,1, поэтому и диск будет переполняться быстрее, и число дорожек получится меньшим. Но высокое качество, обеспечиваемое данным форматом, делает SADiE системой, очень привлекательной для мастеринга, особенно если учесть, что в ней в качестве штатной опции есть еще и программа контроля CD в соответствии со стандартом Red Book. Таким образом, SADiE позволяет получать высококачественные записи с оригиналов и создавать мастер-диски потребительского качества, готовые для передачи в производство. Выполнить переход от формата 24-96/88,2 к формату 16-44,1 помогут конвертер частоты дискретизации и факультативный подключаемый модуль кодера Apogee UV22 Super CD. Микширование непосредственно в SADiE - очень удобный вариант работы, особенно если учесть, что в ряде специализированных мастеринг-студий применяется именно эта система:  можно просто отправить туда диск, не переписывая.

Постпроизводство

      SADiE широко используется на радио в качестве звукового комплекса. Но она имеет и полный набор функций для постпроизводства, и не использовать их было бы обидно. Залогом успешного применения системы в постпроизводстве служат два фактора: гибкость и эффективность. Под гибкостью мы подразумеваем способность обрабатывать все, что ни принесут в студию, а эффективность означает возможность быстро сделать работу и переключиться на следующий проект. SADiE читает звуковые файлы практически в любом профессиональном формате, а система версии 3.7 - даже диски Macintosh. Начиная с версии 3.6 SADiE может работать с форматами SADiE3, .WAV, FilmWAV и Lightworks, а также .BWF, .AIFF, .AIFC и .SDII. Более того, она позволяет без всякой конверсии объединять в одном монтажном листе звукозаписи с разной разрядностью. В SADiE предусмотрена возможность чтения EDL в Lightworks и других распространенных форматах, а  если монтажный лист представлен в формате OMF, то в ней есть дополнительная опция, позволяющая читать диски, записанные в системе AVID.
      Многие пользователи, работающие только со звуком, не подозревают о том, что SADiE оснащена девятиконтактными разъемами для управления несколькими (до четырех) видеомагнитофонами. Введите в систему монтажный лист в CMX или в каком-нибудь другом формате, вручите оператору полную коробку пронумерованных кассет Betacam, и SADiE возьмет на себя управление процессом автоконформинга (autoconforming). Она загрузит указанные в EDL звуковые отрывки в виде фантомных материалов, поскольку их положение в монтажном листе известно, но сами аудиоданные еще отсутствуют. Теперь выберите кассету и поставьте ее в видеомагнитофон. SADiE перемотает запись до нужного места, осуществит синхронизацию, выдаст команды начала и окончания записи для каждого звукового фрагмента, затем перемотает ленту к следующему фрагменту - и так до тех пор, пока на диск не будут скопированы с ленты все нужные фрагменты и их указатели (handles). Когда материалы будут скопированы, фантомные записи превратятся в настоящие (или не превратятся, если каких-то данных вдруг не окажется). По желанию пользователя копирование может выполняться в фоновом режиме.
      В режиме автоконформинга SADiE загрузит отмеченные в EDL фрагменты даже при отсутствии тайм-кода, а если последний указан, то присвоит материалу соответствующую метку времени.
      При замедленной перемотке ленты на видеомагнитофоне в процессе постпроизводства возможно возникновение шума. Поэтому лучше не тратить время на перемотку и поиск нужного места в записи, а сразу переписать видео на диск. В качестве дополнительной опции SADiE оснащается motion JPEG-платой фирмы Portia, которая позволяет записывать на диск и воспроизводить компонентное видео в форматах 625/25 и 525/29,97, обеспечивая мгновенный доступ к отдельным кадрам и полям. Оцифрованное видео можно загрузить в EDL-поток, а при необходимости даже выполнить его обрезку и монтаж, чтобы сохранить последние изменения.
      Еще один довод в пользу применения SADiE в работе с видео состоит в том, что она поддерживает разные стереофонические форматы - от обычного двухканального до многоканальных LCRS и LCRSS. И хотя кодирование в системе не предусмотрено, в ней есть специальные микшерные каналы, обеспечивающие необходимое панорамирование потоков на несколько выходов.

Выводы

      SADiE уже заслужила репутацию хорошей системы для вещательных студий. Но на самом деле она достаточно универсальна, и ее можно использовать для решения самых разных задач звукозаписи.

Комментарий специалиста

Андрей Кудрявцев - главный звукорежиссер телеканала "Муз-ТВ"

      e-mail: muzzic@muz-tv.ru
      Система SADiE имеет хорошее соотношение цена/качество и занимает достойное место среди профессиональных систем звукозаписи. Среди ее основных преимуществ я бы в первую очередь отметил следующие.
      Редактирование записанного звука производится очень быстро благодаря предложенной фирмой Studio Audio функции масштабирования, выведенной на колесо внешней панели управления. Масштабирование происходит раза в три быстрее, чем в других звуковых монтажных системах, что чрезвычайно удобно и существенно облегчает работу.
      Другое неоспоримое достоинство системы - возможность редактировать материал, не останавливая процесс записи. Первичное редактирование своей телевизионной программы на SADiE я заканчиваю к моменту завершения оцифровки исходных материалов. А делать это позволяют далеко не все звуковые монтажные системы.
      Еще одной отличительной особенностью является быстрая синхронизация SADiE c ведущим видеоустройством, например Betacam SP. Устойчивая синхронизация обеспечивается даже при перемотке кассеты Betacam (откате) всего на 50 кадров (две секунды). И это просто замечательно! Многие звуковые системы даже достаточно известных фирм способны работать уверенно и безошибочно только при перемотке кассеты ведущего видеомагнитофона на 350 кадров (семь секунд!), что создает большие неудобства в работе.


Словарь терминов

Autoconforming - автоконформинг.
Automation - автоматизированная регулировка по тайм-коду уровня и обработок звука.
Auxiliary sends (pre-fade, post-fade) - Aux-посылы до и после микшера.
Balanced input/out - симметричный вход/выход.
Comping - компиляция (тип склеивания двух звуковых фрагментов с наложением).
Crossfading - кроссфединг.
Digital audio workstation (DAW) - цифровая станция звукозаписи.
Drop in, drop out - начало, окончание режима записи.
Dynamics - динамические обработки.
Fader group - промежуточный микшер (между входными и мастер-микшерами).
Ghost - фантомный.
Handle - указатель.
Panning LCRS, LCRSS - панорамирование в формате Dolby Pro-Logeg, Dolby Digital.
Mastering - мастеринг (подготовка мастер CD-дисков).
Mixing room - микшерная.
Panning - панорамирование.
Playlist (EDL) - монтажный лист.
Plug-in - подключаемый модуль.
Red Book - стандарт мастеринга CD-дисков.
Reverb (reverberation) chamber - эхо-камера.
Take (take 1, take 2,...) - дубль.
Backup regime - режим архивирования.