stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Final Cut Pro на G3 PowerBook

Новый PowerBook фирмы Apple - прекрасная портативная система монтажа

Майкл Стоун

      Компьютер PowerBook спроектирован как нельзя более удачно. Помимо процессора G3 500 МГц компания Apple использовала в этом ноутбуке системную шину 100 МГц. При желании можно установить в него до 512 Мбайт памяти SDRAM (используются 144-контактные модули, также рассчитанные на частоту 100 МГц).
      Белый прозрачный логотип Apple на крышке освещается активно-матричным дисплеем, причем индикатор питания виден независимо от того, открыта  ли крышка: в "спящем" режиме он пульсирует. Покрытие плавно вогнутого корпуса "резиновое" на ощупь, что позволяет крепко держать PowerBook в руках, когда это нужно. Адаптер для питания от сети выглядит так же, как у iBook. Дизайн интересный, но несколько коротковаты кабели. Хотелось бы, чтобы и здесь был простой светодиодный индикатор питания: на iBook при подключении к сети светится кольцо вокруг разъема питания.
      С левой стороны PowerBook находится отсек, куда вставляется модуль батарей. Тут есть четыре светодиодных индикатора и кнопка, позволяющие проверить батареи, не вынимая их из компьютера. Длительность работы компьютера от батарей впечатляет: она может составлять до 10 ч, однако при постоянном использовании диска DVD это время значительно сокращается. В правом отсеке компьютера располагается DVD-модуль, который при желании можно заменить на второй модуль батарей. Контрольная полоска показывает, что находится в каждом из отсеков и каков уровень батарейной зарядки.
      Дисковод DVD воспроизводит аудиодиски и CD-ROM. При перетаскивании значка диска в мусорную корзину он выдвигает лоток. Apple предлагает удачную утилиту для проигрывания на Power Book фильмов DVD. Интерфейс содержит все кнопки управления, информацию о времени воспроизведения и другие функции; при необходимости все это убирается командой с клавиатуры или через меню. Power Book легко воспроизводит DVD на полном экране, а 14-дюймовый дисплей дает очень четкое изображение. Не часто можно встретить такое сочетание мощности с мобильностью.

Порты, порты...

      Одно из качеств PowerBook, которое вам наверняка понравится, это количество портов. Вы получаете два встроенных порта FireWire, один порт S-Video, аудиовход и аудиовыход, разъем Ethernet 10/100Base-T, вывод для внешнего монитора, два порта USB и телефонный разъем для встроенного модема 56 Кбит/c. Все это защищено от пыли легко открывающейся крышкой. Отдельно расположен порт питания (большое гнездо, похожее на разъем RCA, но с другой формой центрального штыря). Единственный недостаток мультимедийных средств PowerBook - очень маленькие встроенные динамики. У iBook только один динамик, и его монозвук просто не может соперничать с другими моделями. От Apple можно было бы ожидать большего.
      Дисковод DVD при воспроизведении дисков слегка вибрирует, а PowerBook при этом сильно нагревается снизу. Я старался ставить компьютер на твердую поверхность, чтобы вокруг него по крайней мере мог циркулировать воздух.
      Разъем для наушников Apple поместила за задней крышкой, рядом с остальными разъемами. Лучше бы он был спереди или сбоку, чтобы не приходилось искать его на ощупь. А при такой конфигурации постоянно приходится гадать, куда же ты воткнул провод - в гнездо для микрофона или для наушников. Для настройки изображения и звука Apple использует обычные функциональные клавиши в верхней части клавиатуры. Пара защелок позволяет быстро поднять клавиатуру и отсоединить ее, чтобы получить доступ к внутренним компонентам PowerBook или добавить память.
      При всей своей мощности весит PowerBook вместе с дисководом DVD и батареей всего 2,8 кг. Емкость жесткого диска Ultra ATA/66 - 18 Гбайт. Он работает тихо и безупречно.
      К использованию панели trackpad при монтаже надо привыкнуть. Поскольку часто приходится перетаскивать объекты и щелкать на них, вы, может быть, захотите поставить PowerBook на стол и подключить мышь. Полагаю, в этом случае работать будет удобнее, особенно если вы просиживаете за компьютером всю ночь. Размеры дисплея - 1024 x 768, и для Final Cut Pro дорог буквально каждый пиксель. Контрастность активного матричного дисплея можно повысить, наклоняя его так, чтобы темные места выглядели еще темнее.

Как же Final Cut Pro работает на PowerBook и что нового появилось в версии 1.2?

      Я загрузил программу, которая заняла более 100 Мбайт дискового пространства. Серийный номер оказался таким длинным, что его можно было бы использовать для доступа к золотым хранилищам... но вот наконец программа ожила.
      У меня есть две цифровые видеокамеры: телевещательная Sony DSR-130 с объективом Fujinon 18X и Sony miniDV марки TCR-TRV-7 с откидным видоискателем. Поскольку у большой камеры (как и почти у всего цифрового телевещательного оборудования) нет порта FireWire, я использовал TRV-7. При запуске Final Cut Pro немедленно проверяет соединение FireWire и камеры и автоматически инициализирует связь.
      Очень редко системы монтажа, которые я использовал, начинали работать с первого запуска, однако эта конфигурация с PowerBook, камерой Sony и Final Cut Pro оказалась приятным сюрпризом. Я сразу же мог управлять камерой с компьютера, а открытый видоискатель давал достаточные для портативной системы возможности наблюдения через объектив. Начал я с оцифровки некоторых снятых на TRV-7 материалов через Final Cut Pro.
      Вы можете либо записывать фрагменты, либо оцифровывать их на лету. Окно оцифровки Final Cut Pro показалось мне чересчур усложненным для такой задачи, однако работало оно хорошо. Довольно странно было слышать слабый звук маленького встроенного жесткого диска при захвате полноэкранного miniDV-изображения. Я с усмешкой вспоминал то время, когда огромные специализированные диски с меньшей емкостью с трудом справлялись с захватом видео вещательного качества без пропуска кадров. Теперь я без проблем делал то же самое на трехкилограммовом ноутбуке. И это под силу каждому. Надо всего лишь подключить один кабель, и Apple сделала эту задачу совсем простой.
      Только один раз система зависла в момент оцифровки, но здесь была моя вина. DVD-плейер, запущенный в фоновом режиме, оказался в режиме паузы, и программе Final Cut Pro это не понравилось.
      После оцифровки я воспроизводил материал на откидном видоискателе, одновременно просматривая его на экране. Трудно было сказать, что воспроизводится с ленты, а что приходит с компьютера. И при просмотре через камеру я действительно не нашел никакой разницы. В этом и состоит преимущество видео IEEE-1394. Хотя это и не DigiBeta, такого качества достаточно для многих видеопроектов, и оно не теряется при оцифровке.
      Я продолжал монтировать, просматривать и добавлять фрагменты на тайм-линию. Каждый воспроизводился гладко и без рендеринга, если я не добавлял титры или переходы. Процессор G3 500 МГц оказывает здесь существенную помощь, однако Final Cut Pro при работе с рендерингом титров или эффектов второго слоя все же теряет в быстродействии. Но я полагаю, что вы будете использовать PowerBook для нелинейного монтажа при выполнении проектов небольшой длительности. Работа с титрами в Final Cut Pro в последнее время улучшилась, но не намного. Хотелось бы видеть в программе хотя бы элементарные средства рисования.
      Скорость воспроизведения в окнах Final Cut Pro на мониторе Apple составляет 15 кадров в секунду, а цвета на PowerBook смотрятся довольно блекло. Но вы же всегда смотрите изображение через камеру, что, как правило, выглядит просто ужасно.
      В Final Cut Pro 1.2 есть несколько нововведений. Одно из них - оптимизация DV-кодека для ядра Velocity Engine PowerPC G4. Предполагается, что это повысит производительность на G4, но я сомневаюсь, принесло ли это какую-то пользу для PowerBook.
      Я мог послать готовую последовательность обратно на ленту или же записать ее в формате потокового видео. Для формата Sorenson на сжатие по-прежнему требуется целая вечность, но есть и более быстродействующие варианты. Сжатие в формат потокового видео все еще нельзя назвать скорым делом, хотя процессор G3 облегчает ситуацию.
      Если не касаться медленного рендеринга, то с обычным процессом монтажа система справлялась даже лучше, чем я ожидал. Думаю, что она будет полезной для производства новостных программ, когда авторы смогут проверять свои идеи по дороге в студию, а также для тех, кто хочет создавать потоковое видео для Интернета. Возможность иметь под рукой такую мощность, где бы вы ни находились, дает огромную свободу.