stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Как правильно выбрать осветительный комплект

Хороший комплект осветительной аппаратуры: каковы основные требования?

Джон Джекман

      Итак, вам нужно приобрести осветительный комплект. Что выбрать? Какой фирмы? Кварцевогалоненный или металлогалогенный (HMI)? Простого ответа на эти вопросы нет, потому что он зависит от вашего бюджета, вкусов, целей и задач. Если вы снимаете короткие репортажи и ограничены в средствах, то приобретать дорогие приборы с HMI-лампами вам, видимо, не следует. При съемке же хорошо оплачиваемого рекламного сюжета на кинопленку вас самих уже вряд ли устроят осветительные приборы Unomat. Так что давайте рассмотрим возможные варианты комплектов и оптимальные способы использования каждого конкретного прибора. Конечно, выбор вам в любом случае придется делать самостоятельно, но надеюсь, что настоящая статья поможет тому, чтобы ваше решение было обоснованным.

Основные виды осветительных приборов

      Все осветительное оборудование, используемое при видео- и киносъемке, можно разделить на пять основных видов: люминесцентные, HMI, источники мягкого освещения, линзовые и безлинзовые приборы. Посмотрим же, какие функции каждый вид оборудования выполняет лучше всего.

Люминесцентные устройства

      Люминесцентные осветительные приборы во многом подобны лампам, освещающим ваш офис, отличаясь лишь тем, что специально приспособлены для использования при видео- и киносъемке и снабжены регулируемыми креплениями и высокочастотными балластными блоками.
      Такие осветители сейчас очень популярны, так как они дают мягкий рассеянный свет, потребляют меньше энергии, чем светильники с лампами накаливания, и не нагреваются. Многие специалисты подчеркивают именно эту последнюю особенность, потому что при съемке под множеством ламп накаливания в помещении становится жарко, как в печке, у актеров возникают проблемы с гримом и для нормальной работы требуются мощные кондиционеры.
      Среди изготовителей люминесцентных устройств, вероятно, первое место занимает фирма Kino-Flo, которая начала делать специализированные приборы этого типа в конце 80-х годов, когда слово "люминесцентный" в киноиндустрии считалось чуть ли не ругательным. В то время для видеосъемки такие осветители не были приспособлены, кадры получались с нездоровым зеленоватым оттенком. Но для киносъемки они подходили еще меньше, так как при частоте 24 кадра в секунду медленное (50 Гц) мерцание ламп проявлялось в виде неприятных пульсаций. Фирма Kino-Flo решила эти проблемы, разработав цветосбалансированные лампы и специальные высокочастотные балластные блоки.
      Сегодня компания производит самые разные люминесцентные приборы - от огромных многоламповых блоков до крошечных трубок с вынесенным балластом, которые можно спрятать практически где угодно. Специальные цветосбалансированные лампы позволяет сочетать люминесцентные осветители с кварцевогалогенными или металлогалогенными без гелевой коррекции. Конечно, Kino-Flo - не единственный изготовитель. Сейчас люминесцентные приборы выпускают почти все производители осветительного оборудования, так что выбор достаточно широк. Lowel Light (США) предлагает на рынке портативный комплект люминесцентных осветителей Caselite, а De Sisti (Италия) и Videssence (США) производят широкую гамму люминесцентных студийных источников света, причем многие из них рассчитаны на стационарное использование и не являются переносными.
      Чаще всего люминесцентное освещение операторы применяют в сочетании с кварцевогалогенными приборами. Дело в том, что оно не очень подходит для некоторых задач, например, не позволяет получить узкий, яркий луч. Вообще случаев, когда старый добрый "бэбик" оказывается лучшим выбором, достаточно много, поэтому я не рекомендовал бы приобретать только люминесцентные источники. Если же ваши задачи сводятся исключительно к мягкой портретной съемке, люминесцентного света будет вполне достаточно.

Металлогалогенные лампы

      Металлогалогенные лампы, или HMI (Hydrargyrum Medium-arc Iodine), представляют собой современный компактный вариант электрической дуги. Их ценят за то, что они дают очень яркий свет с той же цветовой температурой, какой обладает солнечный. С каждым годом популярность этих ламп все больше растет.
      Фактически HMI - это дуга, заключенная в герметичную капсулу. Те, кому приходилось иметь дело с обычной электрической дугой, знают, какой капризной она бывает. Так вот, уже не валяется белый пепел повсюду, и не нужно постоянно менять электроды - без всяких таких сложностей вы получаете прекрасный, чистый белый свет от компактного прибора. Правда, необходимо очень высокое напряжение, поэтому таскать за собой тяжелый источник питания все равно приходится, хотя и эти источники теперь стали гораздо меньше и легче, а некоторые даже работают от аккумуляторов.
      Достоинством HMI является то, что их свет, как мы уже сказали, очень похож на солнечный. Они бывают самого разного размера и мощности - от крошечной Joker-Bug 150 до таких гигантов, как осветитель LTM Super в 12 или 18 кВт с 24-дюймовой линзой Френеля. Существуют конструкции с параболическим отражателем и сменными линзами (например, De Sisti Remington) или с обычными френелевыми линзами (Mole HMI Solarspot). Портативный комплект HMI обычно состоит из одного осветительного прибора, источника питания, штатива и принадлежностей.

Источники мягкого освещения

      Эти устройства предназначены давать мягкий, рассеянный свет. Существуют самые различные их конструкции, от обычного осветительного прибора, оснащенного софт-боксом (такого, как Chimera Softbank), до специально спроектированных устройств (Lowel Rifa-lite или De Sisti Wyeth). Диапазон технических решений также очень велик. Как и люминесцентные светильники, эти обычно применяются вместе с линзовыми или безлинзовыми приборами. Некоторые фирмы выпускают комплекты, в которые входят софт-бокс или специальный осветитель, а также обычный прибор (безлинзовый или с линзой Френеля).

Линзовые приборы

      В приборах этого типа перед лампой установлена специальная линза, формирующая пучок света. Основные их группы составляют приборы с френелевой линзой и параболическим отражателем (PAR). Линза Френеля имеет ступенчатую поверхность, которая обеспечивает эффективную фокусировку луча. Такие линзы бывают самыми разными по размерам и стоимости - от миниатюрных 100-ваттных моделей до 5-киловаттной Mole Senior Solarspot.
      Благодаря универсальности осветители с френелевыми линзами в видео- и киносъемке применяются наиболее часто. Их можно настроить и так, чтобы получить широкий затопляющий луч, и так, чтобы сформировать узкий и яркий пучок света. Свое семейство френелевых осветителей есть почти у каждого производителя осветительного оборудования; в качестве примеров можно назвать модели Lowel Fren-L 650 и популярные LTM Pepper.
      Многие комплекты, выпускаемые разными фирмами, состоят из двух-трех френелевых осветителей и одного источника мягкого света. Очень часто сцену освещают три источника: два мощных и один послабее - для фоновой подсветки.
      Осветители типа PAR (parabolic aluminized reflector - параболический алюминированный рефлектор) представляют собой довольно простые конструкции, состоящие из лампы и отражателя. В качестве примера можно назвать старомодную автомобильную фару, а также лампы, применяемые для уличного освещения. Тип линзы на передней стороне лампы определяет форму луча, которая не регулируется. Многие современные модели PAR снабжаются отдельными сменными линзами.

Безлинзовые приборы

      Такие приборы состоят из лампы и отражателя, обеспечивающего фокусировку луча. Среди них есть как недорогие модели (например, фотографические Smith-Victor), так и более сложные (ArriLite). К этому типу относится   большинство моделей фирмы Lowel - от V-light и Tota-light до Omni-light и Lowel DP Lite. Некоторые из них имеют настройку фокуса, оснащаются шторками и другими подобными средствами управления светом, другие же почти не регулируются.
      С помощью недорогих осветительных устройств вроде Lowel Tota-light легко освещать большие площади. Модели Lowel Omni-light и Lowel DP Lite имеют средства фокусировки и оригинальные многостворчатые шторки для управления светом собственной разработки фирмы. Приборы открытого типа обычно гораздо дешевле своих линзовых аналогов.

Осветительные комплекты

      Теперь рассмотрим некоторые комплекты для освещения, предлагаемые на рынке. Хочу сразу предупредить, что изготовители, как правило, выпускают широкую гамму различных комплектов, так что наш список не будет исчерпывающим. В качестве примеров я выбрал по одному хорошему универсальному продукту от каждой фирмы, поэтому прежде чем принимать решение о покупке, вам следует познакомиться с различными вариантами и конфигурациями.
      Начну с общей рекомендации: если вы хотите иметь единый комплект осветительного оборудования, то постарайтесь выбрать наиболее универсальный. В большинстве случаев это означает, что в него обязательно должен входить какой-нибудь прибор мягкого света. Например, можно приобрести урезанный комплект кварцевогалогенных осветителей и отдельно - портативный люминесцентный прибор для их совместного использования.

Arri Softbank 1 ($3225)

      Тем, кто не особенно стеснен в средствах, я советовал бы обратить внимание на комплект Arri Softbank 1. В нем имеется два френелевых источника на 650 Вт и один на 300 Вт, а также один источник ArriLite мощностью 1000 Вт с рассеивающим устройством Chimera Softbank. В комплект входят штативы и все необходимые принадлежности, в том числе целый набор рассеивателей и пара красивых кожаных перчаток с эмблемой Arri. Френелевы линзы Arri очень хороши, они обеспечивают ровное освещение и плавную регулировку света. Это надежный, профессиональный комплект оборудования, который не боится тяжелых условий эксплуатации.

De Sisti DLK301 ($2405)

      Этот продукт фирмы De Sisti представляет собой солидный базовый набор, включающий источники как жесткого, так и мягкого света и пригодный практически для любых целей. Он содержит два 650-ваттных френелевых источника Magi и один 1000-ваттный Wyeth. Последний похож на приборы фирмы Mole: в нем используется утопленный шар с текстурированным отражателем; вместе они образуют компактную конструкцию, которая дает мягкий направленный свет. Кроме того, фирма De Sisti производит ряд люминесцентных комплектов, например CineMagic 2-Bank 2 Kit (1262 долл.), а также HMI-комплекты.

K5600 Joker-Bug 200/400 ($10 375)

      Если вы остановили свой выбор на HMI-приборах, то вам должны быть знакомы модели K5600 Joker и более компактные Joker-Bug. Они невелики по размерам и высокоэффективны, но при этом и стоят немало. Зато у них высокий световой выход и низкое потребление тока: у модели Joker-Bug 200 световой выход такой же, как у 1000-ваттной кварцевой лампы, а ток - всего три ампера. Она может работать и от батарей - что вряд ли возможно для 1000-ваттного кварцевого осветителя с френелевой линзой!
      Комплект 200/400 - хороший вариант для многоцелевого использования, потому что в него входят 200-ваттный Joker-Bug, 400-ваттный Joker, переходные кольца и рассеивающий блок Chimera. Крепление Beamer позволяет устанавливать перед отражательной сборкой различные линзы для управления формой и дальностью освещения.

Kino-Flo Diva-Lite 400 ($1399)

      Недавно фирма Kino-Flo выпустила компактный люминесцентный комплект для видеосъемки. В отличие от некоторых более крупных аналогов, которые нужно собирать, Diva-Lite сконструирован в виде единого устройства, куда можно установить четыре U-образные 55-ваттные лампы. Вы вытаскиваете его из футляра, ставите на подставку и сразу получаете мягкий свет.
      Балласт имеет встроенный регулятор яркости, прибор снабжен серебристой корзиной и диффузионным полотном (flozier diffusion fabric). Устройство собрано на шарнирной консоли (на жаргоне Kino она называется Lollipop), устанавливаемой на обычный осветительный штатив.
      Комплект Diva-Lite 200 с двумя 55-ваттными лампами лучше использовать на небольшом расстоянии от объекта (так как яркость освещения быстро спадает) в сочетании с френелевым комплектом. Люминесцентные источники вкупе с более жестким дополнительным освещением и фоновой подсветкой служат основным или заполняющим светом. Фирма Kino-Flo предлагает много других комплектов, и ознакомиться с ними тоже было бы небесполезно.

Lowel Tota-Omni Core Kit ($1540)

      Пользователям с ограниченным бюджетом следовало бы обратить внимание на семейство комплектов фирмы Lowel. Оно содержит множество самых разных конфигураций как с обычными приборами, так и с френелевыми источниками и софт-боксами. Хорошим базовым комплектом может служить Tota-Omni Core Kit, состоящий из двух приборов Tota-light, двух Omni-llight и одного Rifa-Lite. Последний представляет собой софт-бокс фирмы Lowel оригинальной конструкции, который открывается и закрывается, как зонтик. Он имеет встроенную арматуру, выпускаемую с различной мощностью: 500, 750 и 1000 Вт.
      Каждый, кто занимается съемками, - какими бы ни располагал он средствами - должен достать каталог Lowel и потратить какое-то время на его изучение. Фирма Lowel предлагает широкую гамму доступной по цене оснастки для самых разных целей - от крепления источников света в неудобных местах до создания "пугливых" теней. Она специализируется на разработке оригинальных способов решения различных задач недорогими средствами. Даже тем, кто снимает дешевые фильмы, стоит познакомиться с такими "штучками", как Hollywood-strip и Blip-set. Я не буду вам рассказывать, что это такое, посмотрите на них сами. Компания выпускает и HVI-комплекты.

LTM Blue Pepper Pak ($1968)

      Если основным направлением вашей работы является съемка интервью на видео, когда нужно освещать небольшую область, или если вы ищете комплект с лампами накаливания, чтобы использовать их вместе с люминесцентным освещением, то вам стоит познакомиться с приборами Pepper. Фирма LTM предлагает эти популярные френелевы приборы самых разных размеров. Комплекты из Pepper разной мощности почему-то "окрашены" в разные цвета.
      Набор Blue Pepper Pak состоит из двух 100-ваттных и одного 300-ваттного френелева прибора со всеми принадлежностями и оснасткой. Это отличный вариант для съемки интервью, но в комбинации с люминесцентным основным источником его можно использовать и для фонового и заливающего освещения. Bronze Pepper Pak ($2080), состоящий из 100-ваттного и 300-ваттного френелевых приборов, а также 650-ваттного прибора открытого типа представляет собой хороший базовый комплект для освещения большей площади.

Mole-Richardson 58211 Video ($2700)

      Новый продукт фирмы Mole - превосходный универсальный комплект с френелевыми источниками типа "Tweenie" на 300 и 650 Вт, а также 650-ваттным прибором Mini-Soft. Последний представляет собой компактный портативный блок с утопленным шаром и изогнутым отражателем, имеющим текстурированную поверхность. При небольших размерах он дает очень мягкий, ровный свет.
      В Голливуде осветители Mole-Richardson применяются чаще других: они очень надежны и прочны. Один мой знакомый сказал, что они сделаны, как "шевроле" 1957 года, и с ним нельзя не согласиться: многие изделия фирмы Mole эксплуатируются с этого времени, а то и дольше. Но это не значит, что они устарели. Mole собирается выпустить новое семейство самых современных и более дешевых HMI-приборов.

Smith-Victor SV-1800 ($409)

      Начинающим и тем, кто сильно ограничен в средствах, стоит познакомиться с экономичными осветителями фирмы Smith-Victor. Они не столь универсальны, как приборы Lowel, но с комплектом SV-1800, для которого можно дополнительно заказать шторки ($64,49), вы сможете начать работу, затратив намного меньше $500. Он состоит из трех штативов и функциональных кварцевых осветителей.

Videssence Koolkit ($2795)

      Как и рассмотренные выше комплекты, это хороший универсальный набор, неплохо работающий при съемке интервью, особенно если вам нравится мягкий свет. Он содержит светильники ICElite 117 (с лампами мощностью от 3 до 32 Вт) и ICElite 220 (мощность ламп от 4 до 55 Вт), а также 100-ваттный кварцевогалогенный осветитель ShadowCaster. Приборы ICElite представляют собой компактные люминесцентные светильники в металлическом корпусе размерами 36 x 46 см (модель 117) и 46 x 61 см (модель 220). По световому выходу они примерно соответствуют Kino Diva-Lite. Наличие в комплекте кварцевогалогенного прибора делает его более универсальным по сравнению с просто люминесцентным набором, хотя лично я предпочитаю более мощный (выше 100 Вт) источник жесткого света.

 * * *
      Надеюсь, моя статья дала вам общее представление об имеющихся вариантах осветительного оборудования, но не забывайте, что описанные устройства - это только верхушка айсберга. Вам придется рассмотреть и другие варианты, предлагаемые изготовителями, чтобы найти тот, который лучше всего подойдет для ваших задач и будет соответствовать вашему бюджету. Удачного вам освещения!