stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

ДИАЛОГ БЕЗ ПРОВОДА

Дж. Джон Гарретт, Джей Роуз

Искусство обращения с беспроводным микрофоном

      На самом деле беспроводной микрофон - это две отдельные системы: микрофон, преобразующий звук в электричество, и радиоканал, по которому сигнал с микрофона попадает в камеру. Основная задача операторов сделать так, чтобы микрофон не был виден. Но для того чтобы получить устойчивый канал высокого качества, стоит уделить внимание и беспроводной части системы. Раньше беспроводная техника была весьма неудобной: передатчики быстро истощали батареи, а на приемники влияли различные помехи. Теперь же благодаря новым технологиям даже дешевые беспроводные системы стали работать гораздо надежнее.

Радиосигналы могут отражаться от металлических предметов, а при перемещении объектов картина отражения изменяется

Зачем нужны беспроводные микрофоны?

      Использование при записи диалогов подвесных микрофонов, или микрофонных удочек (см. "ЦВ", N3/2000), всегда предпочтительнее, так как они обеспечивают лучшее по сравнению с беспроводными устройствами качество, однако при подготовке видеоматериалов радиомикрофоны могут играть очень важную роль.
      - Во время широкоугольной съемки и при определенных условиях освещения микрофонную удочку приходится располагать слишком далеко от актера, что не позволяет хорошо записать звук. Тогда нужно применить петличный микрофон. Микрофон с кабелем может оказаться неудобным и в том случае, когда актер перемещается по сцене.
      - Часто по ходу действия актер, отвернувшись от камеры, подает реплику в дверной проход, открытое окно или в какое-то другое место, куда трудно дотянуться удочкой. Но достаточно подключить к радиопередатчику микрофон граничного слоя (PZM) или небольшой односторонне направленный микрофон, и вы получите устройство, которое легко можно спрятать на сцене специально для записи этой реплики.
      - К передатчику можно подключить и подвесной микрофон. Беспроводная подвеска (иногда с отдельным обратным каналом специально для оператора, чтобы он мог контролировать размещение и слышать указания звукорежиссера) сочетает высокое качество звука, свойственное большим конденсаторным микрофонам, с гибкостью радио.
      - Бывают ситуации, когда звук может быть записан только с помощью беспроводных микрофонов (например, при частых переходах из комнаты в комнату или вокруг громоздких декораций тянущийся кабель проводного микрофона будет только мешать).
      - Удочку часто невозможно использовать при документальной съемке. Беспроводной петличный микрофон на груди спортсмена или жениха на свадьбе позволит записать звук, который иначе был бы потерян.
      - Если на месте проведения съемки имеется много кабелей видеоаппаратуры либо компьютеров, а также если оно находится вблизи радио- или телепередатчика, то в микрофонном кабеле могут возникать наводки. В таких условиях беспроводное соединение может обеспечивать лучшее качество звука, чем проводное!
      Для записи сложных диалогов, во время которых актеры перемещаются по сцене, применение нескольких беспроводных микрофонов или сочетания беспроводного микрофона (для одного из действующих лиц) и подвесного (для других) часто оказывается единственно возможным решением. Актеры при этом получают дополнительную свободу для импровизации и живой беседы: если сигналы микрофонов записываются на отдельные дорожки, то важные реплики можно восстановить на этапе монтажа.
      Беспроводной микрофон - очень мобильное устройство, но он имеет и свои недостатки. Хорошего качества звука и высокой надежности передачи можно добиться лишь при надлежащей настройке передатчика и правильном размещении антенн. Бывают ситуации, когда все сделано правильно, а ужасные помехи все равно возникают. Но самой большой проблемой для тех, кто хочет иметь хорошую систему для беспроводной записи звука, является цена.

Приобретаем беспроводной микрофон

      Группы звукозаписи в Голливуде используют беспроводные системы высшего класса, состоящие из передатчика и приемника (например, серии Audio Ltd TXU), которые стоят от $3000 до $5000. Такие деньги они платят за надежность, за возможность передавать сигнал в сложных условиях, но прежде всего - за качество звука: при правильном обращении эти устройства обеспечивают звук не хуже, чем при передаче через микрофонный кабель. Фирма Lectrosonics выпускает беспроводные системы стоимостью от $3000 до $4000 почти такого же качества. Именно их целесообразно использовать при съемке на 35-миллиметровую пленку для демонстрации фильма в кинотеатрах.
      Но если профессионалы не жалеют таких сумм за то же качество звука, какое дает 30-долларовый микрофонный кабель, чего же ждать видеооператору от системы, которая стоит гораздо дешевле? Компании Sony, AKG, Sennheiser, Shure и Audio-Technica предлагают за $1000 комплекты беспроводной аппаратуры, куда кроме всего прочего входит микрофон достаточно хорошего качества для целей телепроизводства. У фирм Azden, Nady и Samson есть комплекты стоимостью от $300 до $500, вполне пригодные для корпоративных и репортажных съемок. Но приобретая их, вы жертвуете естественностью звучания голоса: чем ниже цена, тем меньше полоса пропускания и динамический диапазон, в результате чего диалог звучит суше. Если ваша задача - сделать учебный или рекламный ролик, который будет воспроизводиться через небольшие динамики телевизора, то различие не будет критичным.
      Если же вы предпочитаете слышать разницу в звучании своими ушами (или не желаете платить за микрофон больше, чем за камеру), подумайте об аренде. В крупном городе можно взять напрокат систему самого высокого класса еньше чем за $80 в сутки, а просто хорошую - примерно за $25. В большой прокатной фирме вам к тому же помогут правильно выбрать частоту, чтобы избежать помех при съемке.
      Как при покупке, так и при аренде аппаратуры постарайтесь найти для себя такие модели, в которых имеются рассмотренные ниже функции. Они обойдутся несколько дороже, но эти затраты вполне окупятся.

Ультравысокие частоты

      Раньше беспроводные микрофоны работали в верхней части телевизионного ОВЧ-диапазона стандартных вещательных каналов (с 7-го по 13-й). Сделать компактную и надежную аппаратуру для более высоких частот тогда было очень сложно. Чтобы по телевизионному каналу (даже если на нем же ведутся местные телепрограммы) передать сигнал беспроводного микрофона, его нужно "втиснуть" в зазор между диапазонами обычных аудио- и видеосигналов. Частоты ОВЧ-диапазона используют и многие другие службы, так что взаимные помехи в нем часто составляют немалую проблему.
      Но теперь современная техника позволяет без труда работать в УВЧ-диапазоне - выше 14-го телевизионного канала. Оборудование для этой части спектра несколько дороже в изготовлении, зато в нем гораздо просторнее - во всяком случае пока, и в каждом канале можно разместить большее количество отдельных сигналов беспроводных микрофонов. Благодаря более высоким частотам звуковой канал можно расширить, получив тем самым звук лучшего качества. А поскольку диапазон УВЧ требует антенны небольшого размера, то укрепить микрофон на одежде актера, установить на камеру приемники, создать специальную направленную антенну для трудных случаев приема становится гораздо проще.
      Недостатком УВЧ является то, что у них очень "нежный" сигнал: он может быть отражен от осветительных штативов и настенной арматуры, поглощен декорациями и людьми, находящимися на сцене. Если люди во время записи перемещаются, возможно кратковременное пропадание звука.

Разнесенный прием

      Такая проблема может возникнуть даже в очень простой сцене. Красная пунктирная линия соответствует основному пути прохождения сигнала между передатчиком, находящимся у актера, и приемником камеры. Зеленая линия показывает другой возможный путь, на котором сигнал отражается от находящегося поблизости осветителя, - этот сигнал почти так же силен. В зависимости от соотношения длины путей "зеленый" сигнал может либо усиливать "красный", либо частично гасить его. Если в сцене что-нибудь или кто-нибудь двигается, эта длина все время меняется, поэтому изменяется и эффект гашения. Изменения произойдут и в том случае, если человек, обозначенный зеленым цветом, шагнет вперед, - тогда его тело поглотит часть сигнала. Желтые линии показывают, насколько сложной может стать ситуация при съемке: в случае чьих-то перемещений сигнал будет то ослабевать, то усиливаться.
      Хорошей защитой здесь является разнесенный прием сигнала. Такой приемник имеет две антенны, установленные в разных местах и имеющие свои радиочастотные каналы, - он все время сравнивает оба принимаемых сигнала и использует тот из них, который мощнее. Так как на практике пути прохождения сигналов совершенно случайны, весьма маловероятно, что оба сигнала будут ослабляться одновременно. Разнесенный прием можно применять в диапазонах ОВЧ и УВЧ, но в последнем благодаря более высоким частотам нет необходимости разносить антенны далеко друг от друга, а приемник можно сделать меньше.

Быстрая перестройка частоты

      До последнего времени беспроводная аппаратура работала на фиксированных частотах. При этом частота передатчика задается стабилизированным кварцевым генератором. В приемнике используются аналогичный генератор и тщательно настроенные резонансные схемы. Чтобы изменить частоту, нужно отнести прибор в мастерскую, но такая необходимость возникает редко.
      Но чем больше появлялось съемочных групп, пользующихся радиоаппаратурой, и чем чаще им требовались частоты для нескольких микрофонов, тем становилось теснее. Самые разные события привлекали репортеров по всей стране, а количество беспроводных микрофонов в городе за одну только ночь могло увеличиться на несколько сотен. Но хотя Общество инженеров радио- и телевещания (Society of Broadcast Engineers) пыталось разработать рекомендации, чтобы как-то упорядочить использование радиоаппаратуры на местах, пока в этой области нет никаких "правил дорожного движения", и FCC (Federal Communications Commission) не выделяет частоты отдельным продюсерам. Поэтому радиопомехи, заключающиеся в том, что в запись таинственным образом попадают посторонние голоса, стали обычным делом.
      Радиосистемы с быстрой перестройкой частоты способны гибко настраиваться на любую конкретную ситуацию. Вместо кварцевого такая система имеет генератор с прецизионным управлением, который можно настраивать на несколько разных рабочих частот. В хороших системах их несколько десятков, а в самых лучших - более ста, причем распределены они по разным каналам УВЧ. Когда поблизости работают другие съемочные группы, подобная система просто спасает положение. Возможно, в скором времени данный тип беспроводных микрофонов останется единственно приемлемым для использования в цифровом телевидении.

Компандирование

      У всех беспроводных микрофонов есть ограничитель, который не допускает полного искажения очень громких звуков и предотвращает создание помех передатчиком для близлежащих частот. Перед ограничителем стоит регулятор громкости, так что передатчик можно подстроить под определенный микрофон и стиль игры актеров. В более же дорогой беспроводной аппаратуре применяют систему компандирования - сжатие амплитуды сигнала в передатчике с последующим точно таким же его растяжением в приемнике. Это позволяет передать более широкий динамический диапазон при меньшем уровне шума, что в целом улучшает качество звука.

Физические параметры

      Беспроводной передатчик, используемый в диалогах, обычно представляет собой коробочку размером с небольшой бумажник. В ней имеется разъем для подключения микрофона, через него же подается питание для встроенного в микрофон предусилителя (см. "ЦВ", №5/2000, с. 47). Профессиональные системы часто поставляются без микрофона: пользователи предпочитают заказывать микрофоны у других фирм, оснащая их таким разъемом, который требуется для подключения к передатчику. Недорогие системы часто комплектуются дешевым петличным микрофоном, который может быть связан с передатчиком неразъемным соединением.
      Передатчик иногда встраивается в небольшой металлический корпус с полноразмерным разъемом типа XLR. Это удобно, если его нужно подключить к кабелю остронаправленного или подвесного микрофона либо соединить с ним обычный микрофон для скрытой установки на сцене. Ручные беспроводные микрофоны с передатчиком, встроенным в корпус, предназначены для вокальных выступлений и редко применяются в кино- и видеосъемке.
      Беспроводные приемники, прежде довольно громоздкие, уменьшились до размера пачки сигарет. Устройства с разнесенным приемом обычно несколько больше, так как в них приходится размещать дополнительные схемы и разнесенные антенны, но и они достаточно компактны для установки на камере. Бывают системы с несколькими микрофонами, имеющие четыре приемника в одном корпусе размером с обувную коробку с общими антеннами и источником питания. Такие устройства называются "quad box" и чаще всего встречаются на звуковых тележках в художественных киностудиях.

Дальность действия

      Беспроводной передатчик в зависимости от модели излучает энергию мощностью от 10 до 250 мВт. Эти цифры позволяют определить, как скоро разрядится батарея, но не очень много говорят о том, хорошо ли будет вести себя система на натурной съемке. Некоторые модели лучших профессиональных систем имеют мощность излучения меньше 100 мВт. На указываемое изготовителем значение "дальности действия" можно не обращать внимания, особенно если оно определено только по мощности. Фактическая дальность нормальной работы зависит от качества приемника, частоты, от того, какие отражающие и поглощающие поверхности имеются на сцене, а также от размещения антенн. Вот почему так важно научиться правильно использовать беспроводной микрофон.

Использование беспроводного микрофона

      Спрятать микрофон в одежде актера - это только полдела. Нужно еще настроить передатчик, чтобы он не мешал работе микрофона.
      У большинства передатчиков имеется небольшой винт регулировки громкости со светодиодом или стрелочным индикатором, который сигнализирует о включении ограничителя. Установив микрофон на место, попросите актера произнести несколько фраз тем же голосом, каким он будет читать роль. Отрегулируйте громкость так, чтобы ограничитель включался только при самых громких звуках речи. Если при этом сигнал на камере получается слишком слабым, проверьте, надежно ли приемник подключен к камере, или увеличьте усиление на микшерной плате. Поднимать усиление передатчика не стоит, громкость от этого не увеличится, зато усилятся искажения.
      На передатчике обычно имеется ремешок, с помощью которого его можно закрепить на спине актера, если он в пиджаке или если он не будет отворачиваться от камеры. Передатчик можно поместить и в кармане пиджака или брюк, но в этом случае придется в ткани сделать небольшую дырочку для кабеля. В магазинах звуковых принадлежностей продаются небольшие сумочки с эластичным или липким креплением. В них передатчики и прячутся на уровне пояса, бедра или щиколотки. Наконец, передатчик можно закрепить на ноге эластичной повязкой.
      Кабель микрофона поглощает излучение, поэтому он должен находиться как можно дальше от провода антенны. Если эти два провода окажутся рядом, часть энергии радиоизлучения будет попадать обратно в систему и вызывать сильные искажения.
      Передатчик ОВЧ имеет длинную проволочную антенну, которую нужно растянуть насколько возможно по прямой линии. Хотя антенну можно замаскировать под поясом актера, лучше, чтобы она свисала вниз под одеждой или в штанине. Можно использовать длинную резиновую ленту, скрепленную на конце с антенной и пришпиленную к чулку. Антенна остается вытянутой и в то же время не создает большой нагрузки, обеспечивая свободу движений. Некоторые звукооператоры для этой цели делают специальные антенные растяжки из небольшого зажима типа "крокодил" и длинной эластичной ленты. Зажим оттягивает конец антенны, а лента обвязывается вокруг ноги.
      Антенны УВЧ - короткие и жесткие, поэтому их закреплять гораздо легче. Только держите их подальше от микрофонного кабеля.
      Если антенна УВЧ торчит и ее видно, когда актер поворачивается, нужно прикрепить ее бумажной лентой к костюму так, чтобы она была незаметна. Прикреплять лучше к одежде, а не к коже. Человеческое тело поглощает радиоволны, а от пота поглощение усиливается. Крошечная мощность беспроводного передатчика не представляет вреда для здоровья, но она так мала, что терять даже часть ее не следует. Если значительная доля сигнала поглощается телом актера, то оставшейся части не хватит, чтобы обеспечить нормальный прием.
      В некоторых передатчиках никакой антенны вообще не заметишь. Ее роль в них играет микрофонный кабель (с дополнительными схемами, которые не дают радиосигналу просачиваться в звуковой канал). Это ограничивает выбор, поскольку провод антенны должен быть прямым, провод же микрофона часто приходится прокладывать по извилистому пути от того места, где спрятан микрофон. Применяя систему такого типа, кладите микрофонный кабель длинными отрезками без резких поворотов и никогда не сворачивайте его в кольца.
      Если же разнесенный прием не используется, единственную антенну приемника нужно ориентировать в том же направлении, что и антенну передатчика (например, разместив передающую антенну вдоль ноги стоящего актера, приемную вы тоже должны расположить вертикально). Одиночные антенны лучше всего работают, когда они параллельны друг другу. При разнесенном приеме две антенны желательно установить под углом 90 градусов одна к другой, чтобы они компенсировали отраженные сигналы. Скажем, одну антенну можно поставить горизонтально, а другую вертикально или закрепить их буквой V.
      Качество приема всегда будет выше, если передатчик и приемник находятся в прямой видимости и близко друг к другу. Первое условие можно выполнить, установив приемник на камере, но при съемке издалека расстояние может оказаться слишком большим. Ситуацию могут усугубить находящиеся рядом предметы, которые отражают или поглощают радиоволны. В большинстве случаев хорошего качества приема можно добиться, если снять приемник с камеры и положить его на пол сразу за границей ее поля зрения. Можно также подвесить приемник высоко на лестнице или на штативе вблизи актера - чем выше, тем лучше, потому что так обычно получается хорошая трасса сигнала с прямой видимостью и с минимальными отражениями. При этом приемник нужно переносить следом за актером, перемещающимся по сцене.
      В недорогих приемниках часто используются короткие кабели с несимметричным выходом типа "мини-вилка", который должен включаться непосредственно в камеру полупрофессионального класса. При наращивании такого кабеля возможно появление шума и гудения. Если такой приемник нужно пододвинуть ближе, включите его в расположенный поблизости микшер, а выход микшера соедините симметричным кабелем с адаптером, имеющим трансформаторный вход (например, BeachTek или Studio 1). Однако цена микшера вместе с адаптером может оказаться выше того, что вы сэкономили на дешевой беспроводной системе.
      В УВЧ-приемниках профессионального класса часто применяют короткие съемные антенны из металла или резины со стандартными радиочастотными разъемами. Для улучшения качества приема их можно снять и заменить более мощной антенной.

К сожалению, не без проблем

      Если находясь в таком месте, где не очень много помех, вы будете следовать нашим советам, беспроводная аппаратура обеспечит вам вполне качественную запись. И все же это более сложная система, чем кусок провода, а значит, могут возникнуть проблемы.
      При появлении в звуке каких бы то ни было аномалий прежде всего проверьте батареи. В зависимости от модели устройства и от конкретной ситуации плохие батареи могут стать причиной искажений, недостаточной громкости, перемежающихся помех, шума или других дефектов. Заранее предсказать симптомы невозможно, поэтому замените батарею в передатчике сразу, как только заметите какую-либо проблему в системе, до этого работавшей нормально. Если это не поможет, поменяйте батарею и в приемнике. Используйте только высококачественные, свежие щелочные или литиевые батареи.
      Поняв, что с батареями все в порядке, обратите внимание на саму систему. Даже у профессионалов случаются такие казусы, как неправильная настройка выхода приемника при подключении к камере, нечаянно выдернутый микрофонный кабель или сбитая актером настройка передатчика. Затем проверьте радиочастотный канал. У многих приемников имеется индикатор уровня сигнала. Если он внезапно падает и вы знаете, что это не из-за батарей, нужно посмотреть, не завернулся ли микрофонный кабель вокруг антенны, не появился ли рядом со сценой крупный отражающий предмет и не намокла ли одежда исполнителя.
      Иногда две беспроводные системы плохо работают там, где одна работает нормально. Разные устройства для разных действующих лиц должны функционировать на разной частоте. Но помните, что каждый приемник излучает собственный очень слабый сигнал, который может создавать помехи в других расположенных рядом приемниках, - попробуйте разнести их на метр-другой.
      Самой деликатной частью беспроводной системы является микрофон. Хотя некоторые микрофоны считаются водостойкими, все они вырабатывают сигнал от очень маленького электрического заряда. На него может повлиять повышенная влажность, не говоря уже о прямом попадании воды. Присутствие влаги около передающей или приемной антенны тоже может вызвать проблемы. Большинство передатчиков и приемников не боится обычных ударов, которые неизбежны при записи на сцене, но при сильном ударе вы рискуете повредить кварцевый кристалл в одночастотном устройстве, а в приемнике высокого класса - сбить настройку резонансных схем.
      Беспроводные системы прошли большой путь от боящихся помех, пожирающих батареи, дающих некачественный звук устройств десятилетней давности до надежных современных приборов. Голливудские группы используют эту технику для записи высококачественного диалога в сложных условиях. А видеооператору, особенно если он работает без звукооператора или снимает неотрепетированные сцены, только это оборудование позволит получить приемлемую запись.

Комментарий специалиста

Алексей Черноскулов,
технический специалист отдела профессионального звукового оборудования TBS

      В поисках этих порой до смешного простых истин было наломано немало дров: до них доходили путем собственных проб и многочисленных ошибок, оставляя в студиях тысячи и тысячи часов испорченных записей. Так что этот талантливо подготовленный обзор будет крайне полезен начинающим звукооператорам. Однако есть в нем и спорные моменты. Например, утверждение о том, что микрофон на удочке для записи на съемочной площадке предпочтительнее проводного, нельзя считать верным. На микрофонной удочке обычно стоит узконаправленный микрофон-пушка, а частотная характеристика большинства из них все-таки нелинейна. Это связано с тем, что акустические свойства пространства, в котором производится запись, подчас неблагоприятно влияют на качество записи речи. Запись, сделанная даже с не очень большого расстояния, характеризуется не совсем естественным тембром и нередко сопровождается высоким уровнем интершумов. Вести пушку - это настоящее искусство, поскольку здесь приходится отслеживать малейшее перемещение актера по площадке. Всегда остается риск, с одной стороны, попасть в кадр или испортить дубль тенью от микрофона, а с другой - не поймать звук в момент, когда актер отвернулся или подал реплику в сторону, например, в открытое окно.
      Беспроводной микрофон от этих проблем избавляет. И хотя еще нет микрофонов-петличек с идеальными частотными характеристиками, в сравнении с пушкой они все равно выигрывают, так как эти характеристики у них более стабильны и в ходе записи не нужно корректировать уровень сигнала. В статье говорится о высокой стоимости микрофонов фирмы Auduo Ltd., но более $4000 приходится платить за 32-частотную двухантенную систему, в которой предусмотрены компьютерное тестирование доступных частот на степень зашумления, выбор оптимальной комбинации частот для нескольких одновременно работающих радиосистем, дистанционный контроль степени разрядки батареи в передатчиках и многое другое. Конечно, иметь все эти возможности замечательно, но при ограниченном бюджете от такого сервиса можно и отказаться. Audio Ltd. выпускает целый ряд очень добротных и гораздо более дешевых двухчастотных систем (комплект индивидуальной сборки с петличкой TRAM или SANKEN стоит порядка $2600, что даже дешевле, чем некоторые рекомендованные в статье поточные изделия). Если при покупке правильно выбрать частоту и впоследствии грамотно пользоваться такими системами (внимательно читайте обзор Д. Гарретта и Д. Роуза), можно получить столь же высокое качество записи, как в случае дорогих устройств с богатым набором сервисных функций. Надеюсь, мне удалось убедить вас, что беспроводной микрофон намного лучше, чем микрофон на удочке.
      А теперь попытаюсь доказать обратное: во-первых, хорошая радиосистема все равно стоит дороже микрофона-пушки; во-вторых, в случае радиомикрофонов всегда существует риск записать эфирные шумы; в-третьих, при съемках на ветру использовать нормальную ветрозащиту на петличке невозможно, так как она будет бросаться в глаза (на пушку же можно повесить ворсовую ветрозащиту любого разумного размера);    в-четвертых, если в массовке занято более 100 человек, то на ее оснащение радиосистемами не хватит никакого бюджета, а главное, зачем потом в студии работать над правильным балансом звука. Наконец, самое важное: ограниченная чувствительность петличного микрофона не позволяет передавать все многообразие шумов, которое окружают героев фильма. Появление петличных микрофонов с очень высокой чувствительностью не решит эту проблему, так как на окружающие шумы ("воздух") будут налагаться шорохи от одежды актера, которые испортят запись. Использование PZM-микрофона с радиосистемой редко бывает оправданным: его все равно придется маскировать, чтобы он не был виден в кадре, поэтому проще протянуть кабель, что избавит от всех "прелестей" эфира.
      Из всего сказанного можно сделать вывод, что наилучшее качество записи на съемках обеспечивается только при совместном использовании проводных и радиомикрофонов, причем такое решение будет оптимальным и с финансовой точки зрения. Данное сочетание имеет ряд преимуществ. Записывая сигналы на разные дорожки, при монтаже мы сможем подобрать правильный баланс между естественными шумами, окружающими героев, и диалогами: речь качественно запишет радиомикрофон, а "атмосферу" - микрофон на проводе. В нашем распоряжении будут треки со взаимно продублированными репликами (иногда это просто спасает в ситуации, когда радиомикрофоны дали явный брак). Слава Богу, виртуозы с удочкой и пультом еще не перевелись в России, их бесценные творческие находки, рожденные на съемочных площадках, оживят любую систему записи. Торопиться не стоит ни поклонникам петличных радиосистем, предсказывающим скорую кончину удочки, ни бескомпромиссным приверженцам удочки, отрицающим радиомикрофоны. И беспроводные, и подвесные микрофоны гармонично сочетаются на съемочной площадке, и так будет еще очень долго.