stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Чак Хинэйдж

Как построить небольшую студию

Рекомендации профессионального дизайнера

     Случалось ли вам, войдя в незнакомое здание, быстро определять, куда следует двигаться, чтобы попасть туда, куда нужно? Или же, зайдя в офис, сразу же находить удобное место для того, чтобы провести переговоры или поработать, оставить свои вещи или повесить пальто? Именно такие здания проектируют хорошие дизайнеры: продуманная внутренняя организация помещений должна, не отвлекая внимание, помогать сотрудникам максимально концентрироваться на реализации творческих задач.
     Организацией рабочего пространства для аудио- и видеостудий мы занимались многие годы, в течение которых приобрели необходимые для этого знания и мастерство. Мы научились сочетать основные эргономические требования с конкретными производственными условиями, разрабатывать такие планы для размещения оборудования, в которых предусмотрены все необходимые источники питания, а также возможность проведения ремонтных и профилактических работ, создавать условия, позволяющие использовать имеющееся оборудование для реализации самых разных задач. Ведь только, когда студия соответствует этим условиями, она станет полноценным инструментом для творчества, а имеющиеся возможности оборудования можно будет легко наращивать в соответствии с ростом ваших требований и адаптировать его под новые технологические решения и приемы работы.

Вам понадобится помощь профессионалов
    Когда при организации студии, стоит обратиться за советом к профессионалам? Сделать это следует как можно раньше. Начиная строительство нового помещения или модернизацию существующего, обговорите свои особые требования с архитектором, строителем и с владельцем здания. Если в процессе обсуждения возникли вопросы, на которые вы не смогли получить ответов, пригласите специалистов. Помните, что ваша профессиональная деятельность на долгие годы будет зависеть от того, насколько хорошо вы продумаете проект студии.
     Постарайтесь установить тесные деловые взаимоотношения с тем человеком, который возьмется за проектирование вашей студии. Если найденный вами специалист по промышленному дизайну готов поставить, установить и отладить оборудование, оговорите отдельно условия проектирования. Четко сформулируйте ваши требования и убедитесь, что в контракте или соглашении однозначно зафиксировано, что оплата будет произведена только после одобрения выполненной работа. Не пренебрегайте возможностью задавать интересующие вас вопросы и внимательно изучите все документы. Любые положения лучше обговорить и легче изменить при разработке проекта.
     Двадцать лет назад мы выполняли проект по переоборудованию корпоративной студии. Оценив запросы и возможности заказчика, я предложил ему комплект достаточно качественных и недорогих камер с полным набором необходимых аксессуаров. Заказчик попросил меня сравнить эти камеры с лучшими на то время моделями. Мы провели детальное сравнение всех параметров, и в результате, вместо предложенных мною трех хороших моделей со всеми аксессуарами, он остановил свой выбор на одной суперкамере без каких-либо аксессуаров. Дальнейшее развитие событий подтвердило правильность принятого решения. Тогда я сделал для себя два очень важных вывода: во-первых, никогда не следует идти на компромисс в отношении качества, во-вторых, меньшее количество высококачественного оборудования порой предпочтительнее, чем большее с качеством, удовлетворяющим сегодняшним требованиям. Поэтому я никогда не пытаюсь втиснуть заказчиков в какие-либо рамки и стараюсь подтолкнуть их к тому, чтобы они вышли за пределы сложившихся стереотипов.
     Важной задачей при проектировании студии является обеспечение ее отказоустойчивости. Любое устройство когда-нибудь может сломаться, поэтому постарайтесь предусмотреть как можно больше запасных и обходных вариантов. Заранее продумайте свои действия на тот случай, если какой-то аппарат выйдет из строя. Большинство видов оборудования, применяемого в студиях, может соединяться между собой по разным схемам. Правильная компоновка таких схем поможет в случае аварийных ситуаций: выпускающий редактор из аппаратной может переместиться на место оперативного редактора, а программа подготовки презентацийPowerPoint и сканирующий преобразователь позволят продолжать работу при отказавшей системе генерации знаков и т. п. Резервные панели управления и коммутаторы помогут мгновенно обойти возникшие «узкие места» в системе. Выбор тех или иных стратегических решений зависит от конфигурации конкретной системы. А еще здравый смысл подсказывает, что весь производственный цикл лучше разбить на отдельные модули. Тогда, чтобы компенсировать нехватку ресурсов, вы сможете докупить или одолжить на время необходимое оборудование. Заключение взаимовыгодного соглашения об экстренной помощи с коллегами, которые занимаются подобным бизнесом и расположены неподалеку, даст вамеще одну возможность для выхода из возможного затруднительного положения.

Составление проекта: практические советы
    Определите, сколько человек будет работать в студии и какое оборудование необходимо приобрести для производства. И для людей, и для оборудования потребуется определенное оперативное пространство. Обеспечение энергопитания, освещение, вентиляция и шумоизоляция —основные условия, без которых не смогут работать ни персонал, ни техника. В простых студиях каждое рабочее место может представлять собой полностью изолированную систему, отвечающую приведенным выше соображениям. Оборудование следует размещать таким образом, чтобы легко доступными были не только все средства управления и настройки, расположенные на лицевой панели, но и тыльная сторона всех устройств (для проведения профилактических и ремонтных работ).
     Часто в студиях бывает несколько рабочих мест. Даже если вначале вы считаете, что объединять их в локальную сеть незачем, в будущем вам это понадобится, ведь на самом деле, все вместе они представляют одну рабочую площадку. Организация сети — достаточно сложная задача, для решения которой необходим подробный анализ. Как правило, сеть состоит из коммутатора, связывающего аудио- и видеоканалы, резервных пультов управления и выходных усилителей, обычных средств локальных и глобальных сетей и их комбинаций. При организации сети обязательно следует учитывать, какие форматы будут использоваться и сколько предполагается источников и пунктов назначения? Основным звеном сети является коммутатор. Однако часто его не включают в перечень основного оборудования, так как найти средства на производство, запись и воспроизведение звука и изображения проще, чем на то, чтобы объединить эти устройства. Но порой отсутствие соединения между оборудованием приводит к задержкам в производстве. Даже при наличии всех необходимых ресурсов для работы, вам придется в ряде случаев или дублировать оборудование, или ждать, когда оно освободится, если они не объединены в сеть каким-либо из разумных способов. Поэтому, с моей точки зрения, начинать все-таки следует с организации сети.

Я принимал участие в переоснащении и перепланировке студии Университета Дьюк. Оборудование, закупленное двадцать лет назад, состояло из системы линейного монтажа, нескольких систем нелинейного монтажа, объединенных в единую сеть, коммутатора волоконно-оптической сети, оборудования для дублирования (перезаписи), автоматического воспроизведения и поддержки видеоконференций. Существовавшие комнаты были перепланированы так, чтобы получились удобные для творческой работы помещения. О том, что новая планировка оказалась удачной, свидетельствует тот факт, что ряд работ сотрудников студии был отмечен наградами.

     Формат, который будет использоваться матрицей или сетью, определяется оборудованием и количеством средств. Если ваше оборудование поддерживает Y/C или компонентный видеосигнал, то вы получите более качественное изображение, чем в случае композитного сигнала, но для этого придется прокладывать в два—три раза больше проводов. У компонентного оборудованияс последовательным цифровым интерфейсом(SDI)есть важные преимущества — некодированный видеосигнал; как в аналоговом оборудовании; простая однопроводная схема, как в компонентном видео, возможность одновременной передачи по коаксиальному кабелю встроенных аудио и массивов данных; получение качественной копии оригинала с цифровым качеством. Таким образом, последовательный цифровой интерфейс(SDI) выступает в качестве «наименьшего общего кратного». Практически все виды ТВ-сигналов со стандартным разрешением могут быть конвертированы в SDI или из него без потерь.
     SDI не только совместим с традиционными сетями для композитного видео, но и легко конвертируется в сигнал для передачи по волоконно-оптическим линиям на большие расстояния. Цифровой сигнал, который передается по коаксиальному кабелю, может быть конвертирован в сигнал для передачипо волоконно-оптическим линиям без какой-либо дополнительной обработки. Аналоговые видео- и аудиосигналы для передачи по таким линиям должны быть предварительно конвертированы, и этот процесс может быть достаточно сложным и дорогостоящим. Обычно передача аналогового видеосигнала по коаксиальному кабелю ограничена расстоянием от 9 до 30,5 м. Сигнал SDI можно передавать до 90 м по коаксиальному и более чем на 50 км по волоконно-оптическому. Применение волоконных линий исключает проблему несоответствия электрических потенциалов между отдаленными точками соединения. Прокладка кабелей для SDI идентична по конфигурации и требует таких же затрат, как прокладка кабелей для композитного видео (включая коммутатор). Если все источники и пункты назначения сети имеют интерфейс SDI, то коммутатор SDI будет стоить почти столько же, сколько и композитный коммутатор NTSC такого жеобъема, но в первом случае отпадает необходимость в отдельных матрицах для аудио. Конвертация всех аналоговых источников и пунктов назначения в SDI и внедрение аудиосигнала могут стоить столько же или быть чуть дешевле, чем передача этих сигналов в их первоначальном виде. Конвертация в цифровой вид определенно предпочтительнее в тех случаях, когда требуется объединить в сеть много отдельных помещений.

    Стандарт FireWire обладает всеми преимуществами SDI, но дополнительно обеспечивает передачу в двух направлениях. Но, с другой стороны, стандарт DV в действительности не является сетевым. Он разрабатывался для двухточечного соединения (соединения «точка—точка»), в соответствии с правилами и ограничениями расстояний, применяемых в отношении принтеров, подсоединяемых к параллельным портам. На рынке есть коммутирующие и распределительные устройства для FireWire, но они работают совсем по-другому, хотя и отвечают основной идеи FireWire. Таким образом, в настоящее время назвать единый открытый стандарт, на основе которого можно было бы построить сеть всей студии, нельзя.
     Для SDI применяется коаксиальный кабель, который немного отличается от того, который используется в обычном аналоговом видео. Соединительные звенья (типа BNC) и резервные панели должны соединяться обычным 75-омным кабелем для прохождения цифрового сигнала. Специальные кабели для передачи цифрового сигнала и соединительные звенья обычно болеекачественные и стоят дешевле, чем традиционные прецизионные кабели, применяемые для высококачественной передачи аналоговых данных. С SDI прецизионные кабели использовать тоже можно, но их длина ограничена. Широко применяемые 50-омные соединительные звенья BNC не подходят для работы с SDI (за исключением кабелей минимальной длины). На сегодняшний день наиболее приемлемо и экономически оправдано для всех соединений в студии применять специальные кабели для передачи цифрового сигнала и соединительные звенья(даже для аналоговых мониторов).
     Следует отметить, что из-за наличия большого количества несовместимых между собой стандартов цифрового аудио, во многих известных мне студиях, производство осуществляется в водеостандарте SDI при аналоговом аудио. В случае возможного отказа или поломки, смонтированное в единый блок цифровое видеооборудование, которое подключено к одному коаксиальному кабелю, способно поддерживать до 18 разделенных внедренных каналов передачи аудио и массивов данных. В этом случае прокладкакабелей, объединяющих аппаратуру, и сама сеть значительно упрощаются.

Качество материалов и документация
    Очень важно подобрать для всех соединений высококачественные материалы. Успешная работа любой студии во многом зависит от подбора подходящих кабелей, соединителей и от правильно выполненной, помеченной и документированной разводки. Последующие работы по добавлению, отключению или диагностики на корректно помеченных и надежных линиях существенно облегчаются! Начинать следует с правильной прокладки кабелей с цветной кодировкой, с размещения легко читаемых меток и составления хорошей диаграммы или схемы. На всех кабелях должны быть метки одного типа, прикрепленные на одинаковом расстоянии от узла соединения. Аудиокабели (не микрофонные — они отличаются) должны быть с экранированной оплеткой и указанием толщины жил и допустимого тока.
     При прокладке кабеля следует обязательно предусмотреть, так называемые «абонентские ответвления», которые позволят отодвигать оборудование для профилактических работ и обеспечат доступ к задним панелям. Проложенные провода не должны иметь временных скруток. допускается сматывать в бухты силовые кабели, для которых предусмотрена возможность отсоединения. Во всех других случаях каким-либо образом сматывать или связывать силовые кабели запрещается, они должны свободно тянуться за аппаратом.
     Монтаж оборудования на вертикальной стойке рядом с пультом управления стал обычным способом размещения оконечных устройств (видеорекордеров, коммутаторов и т. п.). Если многочисленные отсеки с оборудованием расположены вокруг пульта управления и при этом находятся не на фальшполу, то разумнее их объединить. Это поможет устранить ряд промежуточных боковых панелей и обеспечит доступ к кабелям, размещенным горизонтально между отсеками. Если стойки сделаны из дерева или материалов на основе древесины, то для этого может понадобиться вырезать отверстия. У профессионалов есть свои секреты, и они знают, как при размещении оборудования в стойках использовать свободное пространство между стенками и задними панелями или соседними отсеками для прокладки вертикальных кабелей и вентиляции. Это очень важные моменты, которые часто упускают из виду при размещении аппаратов в стеллажах, выполненных «под мебель».

Коренная перестройка студии Догвуд Продакшнс (г. Кэри, шт. Северная каролина), была проведена для того, чтобы максимально использовать преимущества цифрового постпроизводства. Студийный пульт управления и большая часть оборудования размещены на передвижных платформах, что позволяет работникам приспосабливать студию для самых разнообразных задач и даже проводить в помещении многокамерную съемку. Благодаря сделанной разводке электропитания, монитор и звукозаписывающая аппаратура легко могут быть перемещены, поэтому изменение конфигурации обычно занимает не более 10 минут.

     При сборке аппаратуры на стеллажах особое внимание следует уделить обеспечению вентиляции, подводке энергопитании, распределению веса, доступу к органам управления и обзорности. Устройства, чувствительные к повышению температуры, следует размещать внизу, видеомониторы должны устанавливаться на высоте между уровнем глаз сидящего и стоящего человека, органы управления должны быть доступны и сидя, и стоя. Существуют стойки, с такими же монтажными отверстиями, как и на большинстве современных стоек с зубчатыми рельсами, но в которых можно изменять высоту полки (с интервалом порядка 40 мм). По возможности следует оставлять свободное пространство для вентиляции и проведения сервисных работ сверху и снизу любых крупных и тяжелых устройств. Салазки и монтажные приспособления, на которых оборудование закрепляется на стойках, занимают значительно меньше места, чем выдвижные ящики и поддоны. Но иногда, исходя из особенностей оборудования, несмотря на то, что производителем стоек были предусмотрены салазки или крепеж, лучше воспользоваться выдвижным ящиком или поддоном.
    Не могу еще раз не обратить ваше внимание на значимость предварительного планирования, подготовки документации и прикрепления ярлыков. Вы можете знать оборудование как свои пять пальцев. Но если нет документации, проблемы все равно могут возникнуть. Вам понадобятся эти документы, чтобы разобраться в том, как оборудование соединено между собой. Чтобы прочитать блок-схему не нужно быть инженером, а польза от нее в случае возникновения неприятностей очевидна. Менее очевидна полезность знаний, полученных в процессе контроля над сборкой системы, а они потребуются не только в случаях отказа оборудования, но и позволят открыть новые возможности для творчества. Часто, когда возникают проблемы или неполадки, работа останавливается или замирает. Схемы помогут не только точно определить место, где произошел затор, но и обойти его с помощью резервных путей или устранить неисправности. До того, как возникнет необходимость в разрешении проблемы, вы можете пребывать в уверенности, что во всех этих схемах нет никакого толку. Но в случае аварии вы сразу же разберетесь в значении всех этих линий и стрелочек.

    В процессе пометки кабелей следует соблюдать одно золотое правило, про которое часто забывают: всегда помечать оба конца одного провода одинаковыми метками! Не попадитесь в ловушку, когда на одном конце провода ставятся метки того контакта, который предполагается подсоединить. Он может поменяться, и это приведет к ошибкам. Использование разноцветных проводов или цветовых меток позволит ускорить процесс подсоединения и проверки цепей. Выработка привычки помечать концы одного кабеля одинаковыми метками сродни навыкам вождения по соответствующей стороне дороги.
     Несколько слов об использовании бытового (любительского) оборудования в студии. Иногда возникает необходимость подключить бытовую аппаратуру к профессиональным системам. Делая это, имейте в виду, что такое оборудование не обладает таким же уровнем защиты электрических цепей от пробоя. Если на него попадут жидкости или треснет корпус, возникнет угроза поражения током высокого напряжения. Бытовая аппаратура, как правило, не имеет отсоединяемых силовых шнуров, у нее может отсутствовать необходимое экранирование сигнала, поэтому могут возникнуть помехи от источников питания, от мест соединений и наведенные другим оборудованием.

Компоновка помещений, строительные системы
    В первую очередь следует обратить внимание на производственные площади, высоту потолка и подходы (проходы). Надо согласовать нанесение звукопоглощающего покрытия на механические системы здания. Для организации студийного пространства необходимы потолки специальной высоты, подводка энергопитания, нагревание, вентиляция и кондиционирование воздуха, а также внешний выход с погрузочной платформой. Как правило, на студии отдельное помещение выделяется под режиссерскую аппаратную, а саму студию планируют таким образом, чтобы текущие задачи выполнялись минимальным количеством персонала. Но пространства должно быть достаточным для работы всей команды, даже если на каждой основной рабочей станции будут работать разные люди. Централизованные ресурсы, включая совместно используемое оборудование и коммутатор, логично разместить в центральной части. То, сколько шагов надо сделать и сколько дверей открыть/закрыть, чтобы пройти от этого центра до каждой рабочей станции—очень важный показатель. Если студия занимает более одного этажа, то соединительные провода, должны быть сгруппированы так, чтобы обеспечить самое короткое соединение между наиболее отдаленными помещениями. Вертикальную разводку кабелей следует проводитьпо шахте, проходящей между этажами и выходящей к центру студии.
     Производство видео в формате 16:9 диктует особые условия в отношении студийного пространства. Для обычного изображения необходима зона обзора, высота которого равна ширине. Если вы хотите снять сюжет шириной около пяти метров, то вам потребуется свободное пространство высотой почти 4 метра. Для съемки объекта шириной около пяти метров, если вы только не собираетесь приклеить его на задней стенке павильона, вам потребуется решетка высотой около пяти метров. Таким образом, высота помещения определяет максимальную ширину объекта съемки и требования к объективам камер. При съемке в формате 16:9 вы можете захватить гораздо более широкое поле при той же высоте потолка. Для съемки пятиметрового по ширине сюжета вам потребуется лишь 2,7 метра вертикального пространства. В примере со студией с пятиметровой решеткой поле съемки будет иметь ширину около шести метров.
     В студии необходимо наличие низкоомного технологического заземления. Для подключения оборудование применяются изолированные заземленные отводы или специальные наконечники, рейки или шины. Это связано с тем, что заземление разных устройств производится по-разному. При планировании следует учитывать возможность отключения и восстановления подачи электроэнергии. Поэтому необходимость в сетевых фильтрах и источниках бесперебойного питания очевидна. Менее очевидна необходимость защиты от разрушительного воздействия перепадов электроснабжения (когда напряжение падает, затем мгновенно нарастает и падает снова). самый простой способ защиты от них — установка самоблокирующегося реле с возможностью ручного восстановления энергопитания. Если предусматривается централизованная система аварийного энергопитания, то его надо провести во все помещения и пометить, чтобы предотвратить случайное включение.
     При монтаже вентиляции может потребоваться прокладка дополнительных трубопроводов для обеспечения охлаждения зон с повышенным выделением тепла. Перегрев — это общая проблема, он может серьезно повлиять на работоспособность оборудования. Составной частью мероприятий по контролю климата является недопущение установки большого количества оборудования в загороженных местах, где нет свободного воздухообмена. Старайтесь не размещать оборудования и рабочие места вплотную к стенкам.

На фотографиях показаны стойки и монтажная станция, установленные на студии Dogwood Productions. Для рационального дизайна студии необходимо продумывать размещение каждой единицы оборудования и принадлежностей

     Системы нагревания, вентиляции и кондиционирования воздуха с цикличным характером работы, которые всасывают и выпускают наружу воздух, не очень подходят для большинства электронных устройств и запоминающих устройств на магнитных носителях, электромеханических систем. Такие устройства и системы чувствительны к большим колебаниям относительной влажности. Для большинства типов оборудования обычная температура окружающей среды от 15°С до 25°С и относительная влажность от 45 до 75 процентов благоприятны. в течение суток температура и относительная влажность не должны изменяться более чем на 4—5 градусов и 10%. Это касается всех семи дней в неделю, а не только рабочих! В некоторых случаях необходимо установить дополнительную охлаждающую систему, чтобы восполнить недостаток холодного воздуха в часы пик.
     В помещениях, где производится запись звука, должна быть смонтирована специальная вентиляционная система, которая позволяет заменять большие объемы воздуха с маленькой скоростью, чтобы уменьшить создаваемые при этом шумы. На практике это означает, что надо просто установить воздуховоды и заслонки большего размера. Часто требуется провести акустическую разводку подающих воздуховодов. Чтобы шумы от нагнетающих вентиляторов и компрессоров не проникали через воздуховоды, следует использовать экраны-дефлекторы, неметаллические муфты, U-образные петли и прочее. Система кондиционирования и вытяжки, размещенная под потолком, как правило, нежелательна, и от нее лучше отказаться. Такие системы — популярный и недорогой способ для обеспечения контроля климата в торговых залах. Но они не очень полезны для здоровья, к тому же для них часто требуется укладывать провода и кабели в трубопроводах или пожароустойчивых конструкциях, что очень дорого, затрудняет работу и не обеспечивает надежность соединений.
     Носители с записанными материалами должны храниться в тех же климатических условиях, в которых их будут использовать. Небольшое повышение атмосферного давления в помещениях с цифровым оборудованием высокого разрешения сократит количество пыли. Как правило, лучше устанавливать безводные противопожарные системы, так как системы с разбрызгиванием воды, в случае срабатывания могут повредить оборудование. Но многие производственные процессы не отвечают минимальным требованиям для применения безводных систем, и использование систем с разбрызгиванием воды становится неизбежным. Поэтому, если вы производите уникальные бесценные материалы, храните записи в архиве, расположенном вне студии.
     По возможности следует оставлять, по крайней мере, около одного метра свободного пространства с передней стороны пультов управления и стеллажей (чтобы персоналу было удобно работать) и 60 см с тыльной (для вентиляции и обслуживания). Рабочее место для одного человека должно быть такой же ширины, как одна секция стеллажа, т. е. составлять 55—63 см, а его минимальная глубина — 75 см.С учетом рекомендуемых проходов, ширинапомещения, где установлен пульт управления, должна быть около трех метров. Если вы согласны работать в тесноте, то ее можно уменьшить до 2,5 метров.
     Важной задачей при проектировании является обеспечение правильного освещения не только для рабочих мест, но и для проведения профилактических и ремонтных работ. В большинстве случаев решить ее помогают люминесцентные лампы. Рабочее освещение должно быть направленным и настраиваемым, высвечивать наиболее важные участки рабочих поверхностей. Защитить мониторы и дисплеи от такого света можно с помощью шторок и жалюзи. Для освещения рабочих мест хорошо подходят и низковольтные кварцевые лампы. Если необходимо создать приглушенное освещение, то для этого следует выделить особый контур в электрической схеме (разделенный с основным силовым контуром).
     Безусловно, мы рассмотрели далеко не все аспекты и секреты, относящиеся к проектированию небольших студий. Рассказать обо всем просто невозможно. Но я надеюсь, что изложенное поможет вам в главном — выработать правильный подход, который позволит достаточно легко решить все возникающие в процессе работы проблемы.

Чак Хинейдж — независимый дизайнер из Нью-Йорка.
В течение 21 года он руководит отделом в компании NC,
которая оказывает консалтинговые услуги по конструированию,
монтажу и строительству аудио/видеостудий.

Chuck Henage. Building a Small Studio /DV,март, 2001.