stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
Андрей Ряхин

Сложный выбор: DV500plus или RT2000 MegaPack



Конкурирующие решения от Pinnacle Systems и Matrox

     Неблагодарное это дело, сравнивать действительно хорошие продукты и пытаться выбрать из них лучшее. Особенно когда речь идет о конкурирующих изделиях двух лидеров, к каковым на рынке компьютерных плат видеомонтажа ,безусловно ,относятся компании Pinnacle Systems ( www.pinnaclesys.ru) и Matrox ( www.matroxvideo.ru). После последней публикации, посвященной сравнению DV500 и RT2000, прошел год (см. ЦВ №3’2000) ,за это время страсти должны были бы утихнуть, а лагери сторонников и противников каждого решения окончательно сформироваться. Но этой весной вопрос выбора неожиданно встал с новой остротой, так как произошли качественные изменения обоих изделий, ознаменовав их переход на следующую ступень развития. И дело не просто в комплектации этих продуктов новой версией программы Adobe Premiere 6.0, хотя последняя и сама по себе заслуживает высокой оценки, а в их насыщении новыми свойствами, которые расширяют реальные возможности и повышают производительность монтажа. Усиление своих продуктов производители отразили и в изменении их названий. Так что теперь мы противопоставляем DV500plus (Pinnacle Systems) и RT2000 MegaPack 3.0 (Matrox).

     Для начала напомним, что обе платы представляют собой эффективные решения для настольных систем нелинейного монтажа, т.е. предназначены для ввода/вывода и сложного редактирования цифрового видео на РС. Они основаны на одной и той же микросхеме-кодеке DVxpress-MX25 фирмы C-Cube. Этот кодек аппаратно может выполнять два вида компрессии: DV (используется в аппаратуре стандартов DV/DVCAM/DVCPRO, mini-DV и Digital8) и MPEG-2 (422P@ML I-frame only или MP@ML IBP), но в обоих случаях цифровые данные при захвате ограничены потоком в 25 Мбит/с, а при воспроизведении – двумя потокам c эффективной скоростью соответственно до 50 Мбит/с. Принципиальным отличием данных продуктов являются совмещение аналоговых (Composite/S-Video) и цифровых (IEEE-1394/iLink) входов/выходов, а также выполнение и отображение по аналоговым выходам в реальном времени различных эффектов и переходов, задаваемых в монтажной программе Adobe Premiere. Отметим, что выход по IEEE-1394 для записи на DV-устройство требует обязательного программного пересчета всех эффектов (в том числе и RealTime). В этом отношении они являются «младшими братьями» профессиональных двухпотоковых плат нелинейного монтажа Pinnacle Systems DC1000/DC2000 и ReelTime/NITRO, Matrox DigiSuite LE, LX и DTV (см. ЦВ №5’2000), но стоят в несколько раз меньше, что значительно расширяет круг потенциальных пользователей — от продвинутых любителей («редакторов» домашнего видео) до желающих сэкономить профессионалов.

     Несмотря на принципиальную близость, рассматриваемые решения Matrox и Pinnacle имеют и существенные различия. Главным образом ,это касается конкретных наборов и возможностей настройки Real Time-эффектов.
     Выполняемые в DV500plus эффекты технически сравнительно «просты», хотя весьма многообразны и привлекательны. Условно их можно разделить на следующие группы: шторки (wipes) между двумя слоями живого видео (в том числе более 300 градиентных переходов программы Hollywood FX Alpha Magic с возможностью создания пользователем собственных вариантов), cross-dissolves (равномерное по кадру растворение/проявление) и fade in/out, наложение на видео статичной страницы титров, а также фильтры по коррекции яркости/контрастности/насыщенности видео или его цветовой инвертации. При этом в каждый момент времени может выполняться только один эффект, так что, например, шторка с одновременной фильтрацией уже потребует программного просчета (рендеринга).
     Вышеперечисленные эффекты реального времени относятся к двухмерным. Что касается трехмерных, например, picture-in-picture (видео в окне, врезанном в кадр другого видео), slow-motion (замедленное или ускоренное движение) или page curls (листание страниц), — в DV500 все они требуют рендеринга. В то же время включенная в комплект поставки известная программа Hollywood FX Copper (plug-in в Adobe Premiere) предлагает богатый набор профессиональных 3D-эффектов, среди которых улетающий бумажный самолетик, взрывающаяся сфера, разбивающееся стекло, сворачивающийся шар, а также многие другие. Еще большее число красивых и сложных эффектов имеется в версиях программы Hollywood FX Bronze, Silver и Gold, на которые Pinnacle предлагает перейти с Copper в порядке upgrade.
     Касаясь отличий DV500plus от ее предшественника DV500 в первую очередь необходимо отметить полную поддержку новых функций Adobe Premiere 6.0. А это более широкие возможности по контролю процесса захвата с DV-устройств, управление аудиомикшированием в реальном времени с сохранением произведенных установок, создание галереи клипов (storyboard) и их автоматический перенос на временную линейку. Существенно улучшены драйверы платы (версия 2.0), что позволило заметно ускорить (до 4–5 раз) просчет эффектов. Более того, в двухпроцессорных системах под Windows NT/2000 DV-рендеринг выполняется с полноценным задействованием обоих процессоров. Особых похвал заслуживает модуль TitleDeko RT, точнее его возможность редактирования и просмотра создаваемых титров поверх видео (первого кадра). Тот, кто реально этим занимался, кто прочувствовал, как сложно и неудобно было работать «втемную», по достоинству оценит данное приобретение.
     Переходя к рассмотрению RT2000, необходимо признать, что она сохранила свои неоспоримые достоинства: возможность трехслойного композитинга и богатство выполняемых в реальном времени трехмерных эффектов и фильтров.

Page Roll

Distortion

3D DVE

    В MegaPack 3.0 набор эффектов заметно расширен (добавились «рассыпание на частицы», «взрывы», искажения границ). Появился даже slow-motion, хотя и с грубым исполнением (специалисты фирмы Matrox определили его как черновой — preview). Безусловно ,удачным маркетинговым шагом стала реализация в реальном времени более 60 «родных» переходов из комплекта Adobe Premiere.

Distorion Filter

Particles

    Но главное достижение Matrox в MegaPack — это обеспечение возможности управления эффектами через ключевые кадры. Регулировке в основном подлежат соответствующие геометрические параметры (положение, размер, поворот), но и это уже очень много. Если раньше, например, для picture-in-picture допускалось только несколько фиксированных сценариев, то теперь можно задавать конкретное положение окна с живым видео и даже определять траекторию его движения. Управлению через ключевые кадры подлежат не все эффекты, но подавляющее их большинство (в том числе 3D DVE, page curl, particles, distortion и др .).Более того, через ключевые кадры в реальном времени можно варьировать степень «обрезки» кадра (cropping, она особенно важно при наличии в кадре характерных черных вертикальных границ) и даже изменять цветорегулировку. Здесь надо оговориться, что данная регулировка, так же как и у DV500plus, не является цветокоррекцией (столь востребованной профессионалами), а только одним из возможных «художественных» приемов. Тем, кто ищет полноценную цветокоррекцию или качественный хромакей, придется обратиться к профессиональным платам из семейств, например, Pinnacle ReelTime или Matrox DigiSuite.

     По сравнению с предыдущей версией теперь в RT2000 за счет специального модуля MediaTools наконец-то в основном решена проблема управления DV-устройствами (хотя отдельные недочеты еще остались). А включение в комплект Inscriber TitleExpress существенно продвинуло возможности по созданию и редактированию титров. Привлекает богатая библиотека подготовленных шаблонов текстовых страниц, особенно удобная для быстрой подготовки новостей (и, пожалуй, только для них), но разочаровывают ограничения по размещению текста, а именно отсутствие опций вращения, наклона и других необходимых возможностей. В DV500plus вместо этого предлагается широкий набор стилей для оформления красивых титров и более разнообразных текстовых заставок. Это отличие хотелось бы прокомментировать подробнее. Дело в том, что 3D-эффекты, несмотря на очевидную их привлекательность, на практике в основном используются только для оформления коротких информационных сюжетов или красочных заставок. А при монтаже более длительных репортажей и видеофильмов, когда главная задача заключается в удержании внимания зрителя к повествовательному видеоряду, на стыках различных сюжетов чаще применяются красивые плавные 2D-переходы, которые не отвлекают от основного содержания фильма. Для решения этих задач возможностей более дешевой DV500plus (и к тому же существенно более простой в установке и менее требовательной к компьютерной системе) вполне достаточно.

     Напомним, что при подготовке видеоматериалов для вывода в формате DV для обеих плат, мы вынуждены забыть о реальном времени и мириться с программным просчетом всех эффектов, в том числе выполняемых в RealTime для аналоговых выходов. А вот здесь DV500plus превосходит RT2000. Дело в том, что сильная команда разработчиков Pinnacle Systems всегда уделяла большое внимание продуманности и эффективности программных драйверов. Многие технологии, ставшие сегодня фактически стандартом для компьютерных плат нелинейного монтажа, впервые были применены именно в изделиях Pinnacle Systems. Достаточно вспомнить появление miroInstant в DC30plus, DVTools в DV200/300, MPEG-2 IBP редактирования в DC1000/DC2000. Сегодня эти примеры продолжает быстрый DV2 кодек DV500plus. Как уже отмечалось, при рендеринге он задействует всю вычислительную мощь двухпроцессорных систем. Но даже для “стандартных” однопроцессорных компьютеров данный кодек обеспечивает непревзойденную скорость вычислений. Результаты рендеринга одного из стандартных переходов Adobe Premiere на обоих сравниваемых платах приведены ниже (Pentium III 800Мгц, 128 Мбайт, Asus P3B-F).

Эффект/длительность Pinnacle DV500plus Matrox RT2000 MegaPack
Center Peel, 40 кадров 13с
Center Peel, 10с 48с 55с
AVI в MPEG2 IBP, 1мин 2 мин 15 с 3 мин 05 с

     Их этих данных видно, что DV500plus считает почти в полтора раза быстрее, чем RT2000. Аналогичные соотношения сохраняются и для других эффектов.
     Основные характеристики и отличия DV500plus и RT2000 указаны в таблице.
     Конечно, в ней отмечены не все различия этих плат, так, например, не рассмотрены их возможности по DVD-авторингу (что для российского пользователя не очень актуально), по многослойному композитингу (что в рамках Adobe Premiere не имеет большого практического смысла из-за накопления ошибок), по совместимости с другими платами в отношении AVI-файлов, захваченных видеоклипов (не очень принципиально). К сожалению, даже опираясь на все эти данные, сформулировать однозначные рекомендации крайне сложно. DV500plus добротна, надежна, непритязательна и эффективна. RT2000 более капризна, но в умелых и опытных руках может выдавать воистину феерические результаты, которые ранее были доступны только на профессиональных платах стоимостью в несколько тысяч долларов. Но при этом и DV500plus, и RT2000 по совокупности параметров все же являются полупрофессиональными платами одного класса, предназначенными для продвинутых пользователей из корпоративных студий ограниченного бюджета. Поэтому при выборе DV500plus или RT2000 решающую роль будут играть не только особенности этих плат, но и ваши личные потребности и пристрастия.

Андрей Ряхин, фирма Стоик
Тел.: +7 (095) 366-9006

www.stoik.ru
stoik@stoik.ru