stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
Брюс А. Джонсон

Световой комплект для домашней студии


Проявив немного изобретательности, вы сможете собрать неплохой световой комплект для своей студии всего за $150.

Рекомендации, предлагаемые в данной статье , несомненно , должны заинтересовать тех наших читателей, которые, будучи ограничены в средствах, все-таки пытаются создать свою домашнюю студию. Правда, автор, собирая свой осветительный комплект, использует приборы и материалы, имеющиеся в американских магазинах. Но мы уверены, что, проявив немного находчивости, нечто подобное смогут сделать и наши читатели. Ведь главное — это понять, как можно решить ту или иную проблему.

     То, что качество съемки во многом зависит от освещения, знают и профессионалы, и любители. Но им также хорошо известно, что хороший световой комплект стоит либо дорого, либо очень дорого. Так, например, цена одной металлогалогенной лампы составляет более $2000, а базового набора из трех вольфрамовых ламп фирмы Lowel — более $1000. Что же в такой ситуации делать фотографу или кинооператору с ограниченными средствами ?

Не падайте духом! Из недорогих приспособлений можно собрать систему, которая, хотя и не будет такой же гибкой, компактной или удобной, как настоящий световой комплект для видео, но зато позволит значительно улучшить качество ваших кадров.

Regent WZT1000 -- лучший осветительный прибор для домашней студии: каждая лампа имеет свой переключатель мощности (250/500 Вт), он укомплектован длинным силовым кабелем со штепсельной вилкой, длину одной ножки его штатива-треноги можно регулировать. За свой Regent WZT1000 я заплатил $76.

 С чего начинать ?
    Некоторые принадлежности, такие как сетки или цветные гелевые фильтры, вам, все-таки придется покупать в магазинах, торгующих осветительной аппаратурой. И здесь я могу предложить только одно: собрать группу единомышленников и такие вещи, как, например, универсальный рассеивающий материал Toughspun покупать оптом, на всех - так вы сможете снизить затраты каждого из вас. Рулон размером 1,21 м на 7,62 м стоит порядка $ 120, в то время как отдельный лист размером 53,34х60,96 см — более $5, а для того чтобы сделать большой светорассеиватель, вам может понадобиться несколько таких листов. Я рекомендую также купить фирменную липкую крепежную ленту Gaffer: у нее матерчатая основа, ее можно легко отрывать руками, она великолепно клеится, когда это нужно, и не рвется, когда открепляешь ее от поверхности. Правда, стоит лента Gaffer не дешево ( $ 7 за рулон), но без нее вам все равно не обойтись. (Цены на материалы для осветительной аппаратуры взяты с сайта www.mole.com).
     Еще вы должны знать, что такое цветовая температура, а также то, что никакой свет не дает чистого белого цвета. Коротко поясню. Вольфрамовые источники света, такие, как бытовые лампы накаливания, кварцевые галогенные лампы, используемые в профессиональных приборах, дают довольно желтый цвет с цветовой температурой 3200К. Дневной свет, как правило, довольно голубой, и имеет цветовую температуру 5600К. Обычные флуоресцентные лампы попадают в диапазон от 3200К до 5600К и дают неприятный зеленый цвет с температурой порядка 4000К. Бесконтрольное смешивание источников с разными цветовыми температурами в кадре, может оказать ужасающее воздействие на цвета видеоматериала. Постарайтесь оставаться в пределах одного диапазона: либо 3200К, либо 5600К — видеокамеры оптимизированы для работы с одной из этих цветовых температур.

     Следующий не менее важный момент. Несмотря на то, что цепи автоматической балансировки по белому в камерах становятся все лучше, все же , если в сцене у вас используются источники света с разными цветовыми температурами, и вы снимаете с включенным автоматическим балансом по белому (ATW), ждите непредсказуемого смещения оттенков кожи у персонажей . В такой ситуации отключайте функцию ATW или подстраивайте цветовой баланс камеры по свету, падающему на лицо снимаемого, с помощью шаблона, который прилагается к вашей камере. Более подробно о цветовой температуре читайте в статье Джона Джекмана «Кино- и видеосъемка: осваиваем работу с контрастами и цветом» («ЦВ», 5 '2000, с. 35).
     И , наконец, если вы используете кварцевую галогенную лампу, то всегда укрывайте лампу металлической защитной сеткой или стеклянной крышкой. Корпус колбы сделан из кварца, который очень чувствителен к маслам и загрязняющим веществам, и если вставлять колбу голыми руками, лампа быстро выйдет из строя. Причем откажет она внезапно, и последствия будут катастрофическими: осколки расплавленного кварца разлетятся по всем сторонам. Ожог от расплавленного кварца вещь крайне неприятная, равно как и неизбежный судебный иск, если кварц попадет на объект съемки.

Когда цемент затвердеет, такие конструкции из простых недорогих предметов превратятся во вполне функциональные, хотя и тяжелые штативы для света.

Делаем штативы для света
    Так как хорошие штативы для света стоят дорого, вам придется сделать их своими руками. Основание, на котором стоит штатив, обязательно должно быть тяжелым и устойчивым. Поэтому возьмите 20-литровое ведро для краски, насыпьте в него примерно 13,6 кг сухой смеси Redimix и налейте немного воды. На конец полуметровой трубы из темно-серого чугуна или оцинкованного железа приверните фланец, и размешайте цемент в ведре этим концом трубы. После того, как вы перемешали цемент до состояния однородной массы, поставьте трубу перпендикулярно в центр ведра и подождите, пока цемент затвердеет. Вот и все — у вас уже есть удобный штатив для света. А если привернуть на конец этой трубы соединительную муфту, то можно сделать даже штатив с грубой регулировкой высоты. Нужна высота 2,5 метра? Нарастите двухметровой трубкой. С помощью ответвительной муфты и нескольких коротких трубок вы можно сделать Т-образное разветвление на верхней части штатива, только не забывайте о том, что такая конструкция не обладает большой устойчивостью и легко накреняется, поэтому стремитесь к тому, чтобы нагрузка все-таки размещалась по центру. Дальше все будет зависеть от вашей фантазии. Например, на конструкцию из пары штативов и пары ответвительных муфт, скрепленных соединительной трубкой, можно повесить задники (из бумаги или ткани) или хромакеи.

Эти недорогие штативы имеют большой вес и способны выдержать много осветительной аппаратуры, в том числе свет мощностью 250 и 100 Вт

Выбираем осветительные приборы
    Все вы когда-нибудь видели этот осветительный прибор с вольфрамовой нитью. Продается он со штативом и стоит порядка $75. Такой прибор дает достаточно яркий свет, но при работе очень сильно разогревается, и его цветовую температуру практически невозможно контролировать. Поэтому его надо отражать с помощью листа материала фирмы Фоамкор (в этом трехслойном отражающем материале верхний и нижний слои — бумага, средний — пенопласт). А вот отраженный и, соответственно, более мягкий свет уже можно направить туда, куда нужно. Для управления рассеиванием света прикрепите с помощью прищепок к вашему рабочему свету стопку листов фольги. Другой вариант: для регулировки яркости можно просто прикрепить прищепками листы рассеивающего материала или гелевый фильтр к защитной сетке, которая всегда стоит на рабочем свете. Regent WZT1000 — лучший осветительный прибор такого типа: каждая лампа имеет свой переключатель мощности (250/500 Вт), он укомплектован длинным силовым кабелем со штепсельной вилкой, длину одной ножки его штатива-треноги можно регулировать. За свой прибор Regent WZT1000 я заплатил $76.

Нельзя использовать рабочий свет в качестве основного, направляемого непосредственно на объект съемки, его надо отражать с помощью листа материала Фоамкор

     Для создания светового комплекта только из галогенных источников света очень выгодной покупкой будет дешевый источник света Designer's Edge L-878-2N1 мощностью 250 Вт, который стоит $11. Как следует из данных приведенных в таблице «Яркость профессиональных и дешевых источников света», это яркий, маленький источник с довольно-таки равномерной дисперсией. Лампа этой модели имеет как зажим, так и стойку, чтобы ставить ее прямо на грунт, что может оказаться полезным для съемок вне помещения.
     Из этой таблицы следует, что дешевые бытовые источники света не отличаются высоким КПД, но хочу обратить ваше внимание на то, что два источника фирмы Pepper с фокусировкой луча, оснащенные линзами Френеля, разработаны как раз для решения стоящей перед нами задачи. Но, так как они обеспечивают более низкую, чем профессиональные приборы, яркость, при работе их придется ставить ближе к объекту съемки.
     Одним из самых удобных и универсальных источников света является лампа на зажиме, его луч легко фокусировать с помощью кругового отражателя из полированного алюминия. В такой прибор можно ставить разнообразные стандартные колбы с винтовым цоколем, в том числе маленькие лампы накаливания в шарообразном корпусе фирмы Philips, которые гораздо ярче обычных ламп накаливания равной мощности.
     Огромное преимущество света на зажиме заключается в том, что его можно прикрепить практически куда угодно. Подпружиненный зажим может проскальзывать, но он станет держаться значительно лучше, если крепко затянуть его несколькими фиксаторами для кабелей. Конечно, у этой лампы нет шторок и других элементов, о которых я буду рассказывать в этой статье. Однако это легко исправить, но для этого придется снова заглянуть в супермаркет.
     Вместо шторок можно использовать алюминиевую фольгу, дополнительное преимущество которой заключается в том, что ей легко можно придать любую нестандартную форму и так же просто нарезать из нее нестандартные шаблоны для заднего плана. Если ваш бюджет позволяет, то я настоятельно рекомендую купить материал BlackWrap (простая толстая алюминиевая фольга с черным анодированием), рулон которого стоит порядка $25. Но с другой стороны, для большинства из тех задач, которые можно решить с помощью этого материала, великолепно подойдет и обычная толстая алюминиевая фольга (правда, придется гасить лишние отражения), а стоит она обычно менее $2 за рулон.
     Там же, в супермаркете загляните в отдел, где торгуют принадлежностями для стирки белья, и возьмите большую упаковку деревянных прищепок с пружинками. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что они должны быть деревянные, а не пластиковые. Заплатив за них $2, вы приобретете самое универсальное приспособление для осветительной аппаратуры.

Мягкий заполняющий свет можно получить от галогенного источника мощностью 250 Вт, отраженного от листа Фоамкор. К штативу лист крепится с помощью крепежной липкой ленты Gaffer

     В магазине, в котором продают художественные принадлежности, купите белую доску материала Фоамкор размером 60х 1 20 см. Ее можно использовать в качестве рассеивающего отражателя. Возьмите несколько листов фольги , на четверть длиннее доски Фоамкор, сомните их таким образом, чтобы получился довольно плотный мячик, потом расправьте его по поверхности доски, но не до конца, а так, чтобы поверхность фольги оставалась немного неровной. Прикрепите эти листы к доске с помощью крепежной липкой ленты. Вот вам и отражатель!
     И когда придется снимать на улице в солнечный день, а на единственно красивом заднем плане позади вашего персонажа будет яркое солнце, подсветите его лицо этим отражателем (серебряной или белой стороной), солнце в этой сцене будет играть роль заднего света (подсветки). Немного практики, и вы научитесь снимать великолепные кадры. Только будьте терпимы к людям, которых снимаете: отражатель может сильно слепить глаза, а персонаж со скошенным взглядом, далеко не всегда радует глаз.
     В магазине, в котором торгуют электрооборудование, купите большую упаковку нейлоновых фиксаторов для кабелей. Они совсем недорогие, а пригодятся вам в самых разных случаях.
     На телестудиях в последнее время все чаще вместо ламп с вольфрамовой нитью накаливания используют флуоресцентные цветосбалансированные приборы. Они генерирует приятный мягкий свет, потребляют электроэнергии и нагреваются гораздо меньше, чем любые другие лампы. Но для того, чтобы иметь возможность сочетать их с другими имеющими источниками, вам следует выбирать лампы только с цветовой температурой 3200К. И не забудьте о защитных колбах, иначе, если такая лампа разобьется, вам потом долго придется собирать осколки по всей студии. К недостаткам этих ламп относятся следующие: они хрупкие, большие и достаточно громко гудят. Для написания этой статьи я купил один прибор с такой лампой, но оказалось, что его довольно сложно устанавливать и контролировать. Если все же флуоресцентные лампы для вас представляют интерес, пожалуйста, покупайте, но об их недостатках я рассказал.

Основы электротехники

     Теория электротехники может усыпить любого. Но все же чуть-чуть напрягитесь.

А = Вт / V.

     Уравнение, приведенное выше, является одним из вариантов закона Ома. Для нас оно важно потому, что поможет определить максимальную мощность источника света, который можно подключить к электросети (при ее превышении полетят автоматы на электрощите). В США номинальное напряжение бытовой электросети составляет при токе 15 А 120 V. Подставив эти значения, в приведенное выше уравнение, получаем:

15 А = х Вт / 120 V.

     Вспомнив школьный курс алгебры, находим, что х = 1800 Вт. Такова предельная мощность всех электрических устройств, которые можно включить в цепь, по которой протекает ток 15 А. И учтите, что диаметр кабеля, подключаемого к удлинителю, должен быть меньше диаметра провода удлинителя. Удлинитель на три розетки с индикаторной лампочкой — очень удобная вещь, которую стоит купить. А вот дешевые удлинители ни покупать, ни использовать не рекомендую.

Яркость источников света
    Я протестировал шесть галогенных ламп и ламп накаливания разной мощности (35 — 1000 Вт). Некоторые из них оказались удобными, с некоторые было просто невозможно работать. По результатам моих измерений цветовая температура всех испытанных ламп находилась в пределах 2700 К, что вполне приемлемо для того, чтобы сбалансировать по белому современные камеры. Для сравнения я использовал комплект LTM фирмы Pepper, а измерения проводил с помощью люксметра Gossen в фут-канделах на расстоянии 2,44 м.

В некоторых ситуациях с помощью дешевых источников света вы можете добиться хороших результатов. При съемке этого кадра я использовал осветительное оборудование, которое сделал для этой статьи

Готовим освещение
    Хорошо организованное освещение позволяет контролировать независимо передний и задний планы. При съемке интервью на больших пространствах, таких как арена или авиационный ангар, установите рабочий свет с двумя лампами: одна будет служить в качестве заполняющего света для заднего плана, а вторая — для подсветки объекта съемки. В качестве мягкого основного света поставьте меньший по размеру галогенный рабочий источник на штатив и рассеивайте его свет с помощью отражающей панели.
     Для создания заполняющего света можно взять лампу с зажимом и прикрепить ее на штангу, к ножке стола или к книжной полке. Постарайтесь добиться, чтобы световой блик падал на глаза человека, которого вы снимаете, только не переборщите. Но помните, что освещение во многом сродни монтажу: как только зрители замечают вульгарные приемы, они перестают думать о том, что хотел сказать автор своим сюжетом.
      В ограниченном пространстве удобно пользоваться приборами меньшего размера, но прибор с двумя лампами можно применять и здесь — для создания иллюзии света, льющего из окна (для этого вам надо будет поставить гелевые фильтры дневного света). Только не используйте его в качестве основного света: сделайте из него фальш-подсветку. Китайский фонарик будет удачным вариантом для мягкого основного или заполняющего света, а галогенный свет мощностью 250 Вт можно либо смягчить рассеивателем и поставить, как основной свет, либо использовать для подсветки.
     Конечно, созданный нами комплект осветительной аппаратуры не будет таким же удобным, как настоящий световой комплект. Ведь, создавая его своими руками, вы от многого отказываетесь, но зато экономите приблизительно $2000. Потратив часть сэкономленных средств на высококачественные толстые удлинители и материалы для рассеивающих гелей и гелей цветовой коррекции, вы сможете значительно расширить возможности своего осветительного оборудования.

Общая стоимость, созданного светового комплекта, составила $150

Смета расходов

Для каждого из двух штативов для света:
—   ведро                                                                  $2,92
—   27 кг сухой смеси Redimix                                 $1,65
—   дюймовая трубка из оцинкованой                  $15,28
—   стали длиной приблизительно 3,66 м
       и разнообразные соединительные звенья

Свет

—   рабочий свет с двумя лампами на штативе        $75,95
—   галогенная лампа с зажимом                                $10,97
—   мощностью 250 Вт
—   маленький круговой прибор с зажимом               $5,87
—   каждая из двух галогенных ламп Philips             $3,97
—   лампа большого кругового света c зажимом       У меня уже была;

—   Два листа материала Фоамкор                              $5
—   Алюминиевая фольга                                             $2
—   Прищепки для белья                                              $2
—   Фиксаторы для кабелей                                        $8
       (их количества хватит на всю жизнь)

 Брюс А. Джонсон занимается съемками и видеомонтажом более десятка лет, и , как и всякий, он не прочь сэкономить доллар, другой, но в то же время он прекрасно понимает ограничения светового комплекта сверхмалой стоимости.

Bruce A. Johnson.Lighting on the Cheap/ DV, 2001, апрель.