stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Адам Уилт

Выбираем систему нелинейного монтажа. Часть 1

При выборе системы нелинейного монтажа всегда следует исходить из конкретных задач, стоящих перед вами. Тогда вы сможете правильно оценить те или иные возможности системы и выбрать ту, которая станет вам надежным помощником в работе.

     Хотя системы нелинейного монтажа, ориентированные на рендеринг в реальном времени, мы рассматривали не раз, на вопрос, какую систему выбрать, нельзя дать однозначного ответа. Я постараюсь рассказать о ряде важных для принятия решения моментах, которые не находят должного отражения в глянцевых рекламных проспектах.

Реальное время — понятие относительное
Вам наверняка покажутся странными два приведенных ниже положения, однако, они не являются абсурдными:

1. Самые простые программные системы нелинейного монтажа iMovie 2 (www.apple.com/imovie/) и IntroDV (www.digitalorigin.media100.com/products/introdv/default.html) являются системами реального времени;
2. Система Accom Affinity (www.accom.com) с многоканальными эффектами стоимостью $60 000 не является системой реального времени.

Premiere 5.1 RT с платой Matrox DigiSuite DTV. Здесь есть переходы и эффекты в реальном времени. Но те ли это переходы и эффекты, которые вам необходимы ?

     Все будет определяться тем, как вы работаете и что делаете. Если вы монтируете фильм из отдельных фрагментов без переходов, цветокоррекции, композитных слоев или эффектов, любая система нелинейного монтажа будет системой реального времени. Так как в этом случае вы просто переносите фрагменты на тайм-линию, откуда их можно воспроизводить без рендеринга. А вот когда вы строите 27-слойную композицию с альфа-каналами, тонкими фильтрами и управлением движением для каждого слоя, даже Affinity не сможет справиться со всеми вашими слоями в реальном времени. И хотя рендеринг может выполняться достаточно быстро, все же процессом, протекающим в реальном времени, он не будет.
     Большинство проектов, с которыми приходиться иметь дело, занимают промежуточное положение между двумя приведенными выше примерами. Поэтому главное — найти такую систему, которая будет проводить в реальном времени рендеринг именно того, что вам требуется. Почти все системы нелинейного монтажа «реального времени» могут принимать два потока видео с жесткого диска и строить переходы между ними. Многие из них позволяют накладывать статичную графику, например, субтитры. Разобраться с другими возможностями различных систем гораздо сложнее. Поэтому я приведу вопросы, которые следует, в первую очередь, задать себе (чтобы определить, нужно ли вам это), а затем уже -- потенциальным поставщикам (чтобы узнать, имеет ли система такие возможности).

  • Можно ли изменять, перемещать или анимировать графические слои, если используется два видеослоя? Ряд систем реального времени это делать умеют, ряд – нет. Некоторые позволяют даже анимировать несколько графических слоев. Однако для каждой системы существуют свои более или менее очевидные ограничения, которые сказываются на ее функциональности или сложности многослойного композитинга, доступного без рендеринга.
  • Доступны ли одновременно переходы и эффекты? В системе нелинейного монтажа может быть реализована возможность применения 2 D DVE-цифровых эффектов с отбрасыванием тени на слой видео. Она также может выполнять альфа-вытеснение ( alpha wipe) между двумя слоями видео в реальном времени. Однако это вовсе не означает, что данная система сможет выполнить альфа-вытеснение между двумя слоями видео, к каждому из которых применен DVE-эффект, поскольку для обработки слоев и для перемещения цифрового эффекта в системе может использоваться одно и то же оборудование .
  • А можно ли увеличить число видеослоев? Некоторые системы могут работать только с двумя слоями видео, другие способны обрабатывать большее число слоев. Но с возрастанием числа потоков реального времени вам придется увеличивать производительность дисков (скажем, заменить единственный диск на RAID или медленный RAID на быстрый), так что, если хотите играть в высшей лиге, придется платить. Если ваше производство требует создания сложных, многослойных композиций, стоит потратить деньги, чтобы получить возможность работать с большим числом слоев.
  • Какую коррекцию цветов можно выполнять в реальном времени? Некоторые системы предлагают управление в реальном времени только уровнем черного, уровнем видеосигнала, насыщенностью цветов и оттенков. Другие позволяют управлять оканалами R, G и B и/или проводить поканальную гамма-коррекцию. Если все ваши материалы отсняты правильно, серьезная коррекция цветов вам вряд ли понадобится. Но так как камерами, управляет человек и ему свойственно ошибаться, коррекция цветов вам может понадобиться чаще, чем любые другие эффекты.
  • Какие переходы и эффекты ускоряются аппаратно? Любая система нелинейного монтажа выполняет в реальном времени обычные монтажные стыки. Если в системе используется аппаратное ускорение, то затухание и вытеснения различного рода также будут выполняться в режиме реального времени. Эффекты переворачивания страниц, вытеснения, сжатия, динамические 3D DVE-эффекты и им подобные рассчитать сложнее; обычно для плат реального времени они в большей или меньшей степени недоступны. А если вам нужны в реальном времени эффекты блюра или дефокусировки, ради них придется приобрести систему Affinity за $60 000.

Выводить ли на DV?
     Многие из недорогих систем реального времени используют в качестве родного формата хранения DV, DVCAM или D-7/DVCPRO, но не выводят DV через порт FireWire в реальном времени. Базовое (несжатое) видео может воспроизводиться с тайм-линии, однако для вывода на видеомагнитофон DV через разъем 1394 (FireWire) требуется рендеринг. Сказанное выше звучит как серьезный недостаток, но опять же все определяется вашими потребностями.
     Для предварительного просмотра вывод через FireWire не обязателен. У всех систем есть аналоговые выходы, поэтому для просмотра вам не потребуется посылать видео через DV-устройство. Если вы принимаете материал в формате DV, но выводите его на видеосервер на основе Betacam SP, Digital Betacam MPEG, наличие порта FireWire вам не даст никаких дополнительных преимуществ. Возможности реального времени для эффектов и воспроизведения с тайм-линии на сервер стоит иметь при монтаже новостей. Однако большинство серверов принимать сжатое видео в формате DV через FireWire не могут, так что вывод несжатого видео — в любом случае единственная возможность.
     Однако если ваша работа базируется на DV, отсутствие вывода в формате DV в реальном времени может оказаться существенным недостатком. При монтаже фильма вы можете использовать функцию воспроизведения в реальном времени системы нелинейного монтажа, однако для записи на ленту потребуется либо длительный рендеринг, либо вывод на DV-устройство через аналоговые разъемы. Первый вариант – займет много времени; второй приведет к заметной потере качества.

Ваш главный инструмент
     Я уже говорил, что сначала следует выбирать программную систему нелинейного монтажа и только потом — оборудование для нее. Обычно так поступают в отношении платформ (PC или Mac), однако при выборе оборудования ускорения нелинейного монтажа также следует соблюдать это правило.
     На первый взгляд, все системы предлагают в основном одни и те же действия над содержанием. Большинство систем поддерживают монтажные стыки, затухания, подгонку и прочие монтажные приемы. Они позволяют организовывать фрагменты в бины, папки или полки, применять фильтры и эффекты, добавлять титры и переходы. А вот способы работы с инструментами в системах отличаются, и это следует учитывать, чтобы сделать правильный выбор.
     Например, образ мыслей, который позволяет эффективно работать с IMC Incite, существенно отличается от тех, которые нужны для Apple Final Cut Pro. Какая модель лучше? Которая работает так, как вы думаете, независимо от спектра возможностей и платформы.
     Никакие эффекты в реальном времени не помогут, если ваш творческий процесс будет прерываться каждый раз, из-за того, что вы не можете вспомнить нужное клавишное сочетание. Самый «крутой» переход в реальном времени не даст вам никаких временных преимуществ, если разработчики засунули его в то меню, где вы его никак не ожидали найти или назначили для него клавишное сочетание, которое не имеет для вас никакого смысла. О том, как организована работа с инструментами в различных системах, я расскажу в следующей части статьи.

Адам Уилт -- инженер по прикладным программам фирмы Omneon Video Networks ( www.omneon.com ),
видеограф, режиссер и ведущий FAQ по DV на www.adamwilt.com/DV.html .

Adam Wilt. NLE: Practical Perspectives, Part 1/ DV, 2002, may, p. 96.