stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Ранди Албертс

Аудиостанции на любой вкус

Обзор профессиональных автономных аудиосистем для постпроизводства и мастеринга.

     Несмотря на то, что появляются все новые форматы файлов, конфигурации аппаратных средств и процессоры, производители современных записывающих устройств стремятся обеспечить совместимость своих продуктов. Постоянно расширяются промышленные стандарты и альянсы производителей, поэтому, как правило, в любой рабочей станции реализованы возможности различных платформ. Таковыми являются и системы для создания музыки, постпроизводства и мастеринга, которые включены в данный обзор. В нем рассмотрим автономные системы «под ключ» — цифровые аудиостанции, оснащенные портами AES/EBU, VITC, SMPTE и 9-pin. В обзор не вошли чисто программные решения, а также станции Pro Tools фирмы Digidesign, R.Ed 24 фирмы Soundscape и SonicStudio Sonic фирмы Solutions, поскольку они не предлагаются в виде готовых систем с компьютерами Mac или PC. Исключены и компактные аппаратные рабочие станции типа AW4416 фирмы Yamaha, D-2424 фирмы Fostex или DPS24 фирмы Akai, так как они не позволяют отслеживать все процессы записи, монтажа, микширования, применения эффектов и мастеринга на мониторе SVGA.
     Таким образом, в обзор включены только полнофункциональные настольные системы, которые подойдут любому профессионалу в области записи, постпроизводства и мастеринга, какими бы средствами он не располагал, так как цены рассматриваемых аудиостанций лежат в широком диапазоне: от вполне умеренных $3000 до таких, по которым торговцы недвижимостью продают солидные дома!akai.jpg (34588 bytes)
     Система DD1500 фирмы Akai ($10 000 до $15 000) — представляет собой модульную конфигурируемую систему для различных студий постпроизводства. Ядро системы — процессор обработки сигналов DD1500m, который обслуживает несколько источников синхросигналов, все задачи синхронизации тайм-кода и цифровой ввод/вывод с четырьмя разъемами AES/EBU (число которых может быть увеличено до 12). Процессор 1500m поддерживает 32 аудиоканала и позволяет создавать плавные переходы (crossfades) в реальном времени сразу на 16 дорожках. Блок дистанционного управления DD1500 Remote Control Surface включает многочисленные специализированные кнопки для регулировки параметров и jog/shuttle для аудио и видео; позволяет управлять до 6 Akai DD8 Digital Dubbers и другим оборудованием для постобработки. В блок цифровой памяти можно поставить два съемных или несъемных жестких диска SCSI; магнитооптические диски, записанные на устройствах DD1000, DR8, DD8 и DR16, читаются и на DD1500.    Многоканальная система среднего уровня AudioCube 5, которую раньше предлагала фирма Sascom of Canada, а теперь продает новая компания Cube Technologies GmbH (Cube-Tec), стоит чуть более $30 000. Все разработки по-прежнему выполняет немецкая фирма HDA (Houpert Digital Audio).
     Интегрированная система AudioCube 5, которую Смитсоновский институт использовал в программах «Сохраним сокровища Америки» и «Смитсоновские фольклорные записи», поставляется с двумя процессорами (Pentium III, 1 ГГц), Windows 2000, съемным 36-гигабайтным аудиодиском IBM и 9-гигабайтным системным диском, CD-ROM 40х, пишущим CD 12х, двумя видеомониторами, 24-канальным (24 бит/96 кГц AES/EBU) цифровым вводом/выводом, VITC и LTC (56-канальная интерфейсная плата MADI должна быть выпущена этим летом и будет доступна как альтернатива сегодняшней плате AES/EBU). В систему AC 5 вскоре должны войти Virtual Precision Instruments (VPI) для работы с многоканальным DVD-A, что особенно порадует пользователей SurroundCube, и программа Wavelab 3.03 и NUENDO 1.5 фирмы Steinberg, они станут стандартным оснащением AC 5 наряду с PitchBandit, DeClicker, Surround-PAN, LFE Manager и другими модулями VPI.
     Quadriga ($25 000 за среднюю систему) остается в семействе AudioCube в качестве рабочего средства для двухканального аудиоархивирования Cube-Tec, реставрации записей и автоматической станции захвата для качественного аналого-цифрового преобразования архивов звукозаписей в DAT, CD-R и системы массового хранения цифровых данных.DSP Postation II.jpg (14385 bytes)
     DSP Media предлагает для постпроизводства две рабочие станции высокого класса. Postation II (от $117) поражает блестящими поверхностями и специализированными элементами управления — она достойно смотрелась бы даже на командном мостике звездолета. Как стандартное оборудование предлагается система видеомонтажа с произвольным доступом и модульная 32?32 система цифрового микширования, число каналов может быть увеличено до 96 аудиоканалов. В эту 24-битную систему для записи и монтажа включены также выпускаемые фирмой модули Digital Mixing Processor и Non-Linear Video Recorder/Player, каждый со своим собственным сенсорным экраном SGI (1600Ч1024), и процессор MP-1 Surround Sound, последний позволяет выполнять одновременно многоформатное микширование, вывод и мониторинг. Postation II предлагается с новым ядром DMP (PX System) или же в конфигурации PY System, в которую вместо интерфейса DMP входят два цифровых микшера Yamaha 02R. Кроме того, DSP Media предлагает Desktop System ($70 000), урезанный вариант Postation, включающий в себя Digital Editing Processor, интерфейс Speed Console, клавиатуру, мышь и Non-Linear Video Processor.
     R-1 фирмы Euphonix, разработанный как отдельный инструмент для 24/48-дорожечной записи или используемый вместе с цифровой консолью System 5 фирмы TEC, неоднократно отмеченной призами, поддерживает все форматы до 24 бит/96 кГц и включает в себя маршрутизатор MADI 12Ч12 — по существу 768-канальную матрицу для маршрутизации в реальном времени на расстояния до 50 м. R-1 предлагается в различных версиях — с конвертерами и без них; 24-дорожечную систему легко нарастить до 48- дорожечной. Предлагается три сочетания управляющих средств в зависимости от того, требуется ли пользователю монитор/мышь/трекболл/клавиатура и т.п. В R-1 появилось программное обеспечение версии 3.0, интегрирующее систему в сетевую среду с другими рабочими станциями с обменом файлами формата Broadcast .WAV. В версии 4.0 Euphonix планируется поддерживать обмен файлами AES-31.prodigy.jpg (29244 bytes)
     Фирма Fairlight выпускает рабочие станции для цифрового звука уже давно. Системы FAME2 (от $116 000) и Prodigy2 (от $83 000), которые предлагаются вместо Prodigy (от $69 000), выполняют звукозапись с использованием разработанной Fairlight новой технологии QDC. Субнаносекундный джиттер обеспечивает отсчет времени, превосходящий требования AES для эталона измерений независимо от источника синхронизации, и, по заявлению компании, команды монтажа и записи действуют без заметных задержек.
     Merlin, выпускаемая теперь в 48-дорожечной версии — автономная 24-битная (до 96 кГц) система для записи и монтажа с выводом синхронизованных форм сигналов, обладающая всеми монтажными средствами. Пользователи могут выбирать между аналоговым или цифровым (AES/EBU) выводом; через MediaLink система может связываться с различными рабочими станциями MFX3plus, FAME и Prodigy, записывающими устройствами Merlin, внешними файл-серверами и рабочими станциями цифрового звука на основе Windows или Mac.
     Рабочая станция FAME2 (Fairlight Audio Mixer/Editor) поддерживает до 48 дорожек записи/микширования и 48 автоматизированных фейдеров, до 32 выходных шин, вывод с частотой синхронизации 96 кГц и 48 аналоговых и цифровых (AES/EBU) аудиовходов и выходов. Prodigy2 обеспечивает ту же частоту, до 32 дорожек записи/микширования и 32 канала ввода/вывода (AES/EBU и аналогового), а также имеет пульт управления с 16 фейдерами. Исходная система Prodigy поддерживает 24 дорожек записи/микширования (с возможностью наращивания до 32), 12-шинный микшер (наращивается до 24) и 16 автоматизированных фейдеров. Каждая система Fairlight поставляется с вводом/выводом LTC, 4-полосным экавалайзером и динамической обработкой на каждом канале, компрессорами/ограничителями для всех шин микширования, встроенным мониторингом стерео- и объемного звучания и множеством дополнительных средств для каждого канала.iZ Radar 24.jpg (25092 bytes)
     Компания iZ Technology, разработчик отмеченной премией TEC системы цифровой звукозаписи RADAR II, которую ранее предлагала фирма Otari, теперь сама вышла на рынок. Новая базовая система RADAR 24 ($4995) содержит монтируемое на стойке звуковое ядро, поддерживающее 24-битную запись 48, 96 и 192 кГц, программную основу под управлением системы BeOS и управляющую клавиатуру типа обычной QWERTY. 24 канала TDIF и два канала цифрового ввода/вывода AES/EBU и S/PDIF входят в стандартное оборудование, как и 9-гигабайтный съемный дисковод SCSI, интегрированный адаптер 100-BaseT Ethernet; формат файлов совместим с используемым в системах RADAR I и II. Любой стандартный SVGA-монитор можно подключить прямо к разъему на задней панели базового блока RADAR 24; стойкой RADAR можно управлять с любого Mac или PC через MIDI-интерфейс.
     Дополнительный контроллер фирмы iZl (Session Controller, $1195) содержит средства управления, jog/shuttle, специальные клавиши для монтажа и макрокоманд; к нему можно добавить 24-канальный измерительный мостик ($495). Предлагается также 24-канальная плата AES/EBU (96 кГц, $995); можно, как и в ранних моделях RADAR, использовать 48-килогерцевые аналоговые входы/выходы в виде дополнительной карты ($1695). Компания предлагает также систему RADAR 48 (цена пока не установлена), которая позволяет использовать в базовом блоке либо два сменных диска по 9 Гбайт, либо один дисковод SCSI 18 Гбайт, а также дополнительную 48-канальную плату цифрового интерфейса AES/EBU для обработки 48 каналов ввода/вывода TDIF.Mackie HDR24-96.jpg (33206 bytes)
      HDR24/96 фирмы Mackie ($4999) — 24-битное 24-дорожечное устройство для записи и монтажа, которое можно использовать как автономно, так и вместе со стандартным монитором S-VGA, клавиатурой PC и мышью для расширения возможностей управления. В стандартной конфигурации устанавливается внутренний 20-гигабайтный диск; во второй отсек можно помещать сменные носители, такие как выпускемые той же фирмой сменные диски M90 (22 Гбайт) или картриджи PROJECT (2,2 Гбайт). Дополнительные платы ввода/вывода ($99) поддерживают интерфейсы ADAT, TDIF, AES и аналоговый. Устройство поддерживает 12-дорожечную запись 96 кГц в двухканальном режиме при работе с АЦП 96 кГц других производителей. В стандартную конфигурацию входят синхронизация MIDI/SMPTE и встроенный порт 100BaseT Ethernet для обмена данными с другими устройствами.
     Фирма Otari продолжает совершенствовать и расширять возможности своей 24-битной 24-дорожечной системы для записи и монтажа RADAR II. Система строится вокруг стойки основного блока RE-8 II — 48-дорожечного дистанционного контроллера, клавиатуры и измерительного мостика. В стандартный комплект входит 9-гигабайтный диск (дополнительные диски можно подключить через разъем SCSI на задней панели) и синхронизатор для всех скоростей и форматов SMPTE/EBU, композитное видео (NTSC и PAL) и Word Clock. В последней версии программного обеспечения V2.12 добавлены вывод волновых форм и поддержка DVD-RAM. Прежним пользователям для доступа к новым возможностям может потребоваться обновление оборудования. Фирма Otari планирует дальнейшее усовершенствование системы, в частности, вкючение платы 24-канального ввода/вывода AES/EBU, MADI, 96-килогерцовую платы Turbo и дискоого массива RAID.
     К предложениям в категории компактных аппаратных рабочих станций известных фирм Akai и Yamaha присоединилась фирма Roland со своей новой системой VS-2480 ($4495). Эта система, объявленная на зимней выставке NAMM 2001 года, является самой мощной в семействе VS фирмы Roland и первой автономной рабочей станцией, обрабатывающей 24 дорожки 24-битного звука 96 кГц в сочетании с 64-канальным цифровым микшером, встроенной обработкой эффектов и дополнительным устройством записи CD. К задней панели станции VS-2480 можно подключить любой монитор VGA и входящую в состав системы мышь (без дополнительных плат), что в комплекте с 17 автоматизированными фейдерами позволит сотворить маленькое чудо эргономики. Список достоинств дополняют входы SMPTE и Word Clock, двойные процессоры стереоэффектов (могут быть расширены до восьми), 8 сбалансированных входов XLR и 16 сбалансированных входов TRS.SADiE ARTEMiS.jpg (49905 bytes)
     Новая версия 4.0 программного обеспечения SADiE теперь поддерживает все операционные системы Microsoft Windows и полностью совместима с аудиодисками Mac и собственными форматами EDL, что позволяет обходиться без преобразования файлов. Она используется в автономных системах «под ключ» ARTEMiS ($15 495), 24-96 ($12 995) и RADiA ($7495) — приведены цены базовых конфигураций. Новое программное обеспечение поддерживает также дополнительные модули SADiE и DirectX, частоты дискретизации 96 и 192 кГц на любом оборудовании SADiE, микширование для объемного звучания 5.1 и 32-битное звуковое разрешение для каждой системы.
     Системы 24-96 и ARTEMiS можно дополнить монтируемым на стойке компьютером PC с процессором Pentium III 667 МГц, 10-гигабайтным жестким диском, 17-дюймовым монитором, дисководом CD-ROM 40х, клавиатурой и мышью. В систему также включены четырехканальная плата RS422, плата тайм-кода, дисководы Rorke data, внешний SCSI-интерфейс и программное обеспечение SADiE 4.0. Система 24-96 поддерживает до 32 аудиовходов/выходов, LTC/VITC и 8 каналов аналоговых входов/выходов с дополнительным коммутационным блоком XLR. Портативный вариант системы с Pentium III стоит $16 495. Система ARTEMiS превосходит «рабочую лошадку» 24-96 по мощности процессора цифровой обработки сигналов втрое; в ней реализована возможность многозадачности для записи и обработки в фоновом режиме; в стандартную комплектацию входят два сменных 9-гигабайтных диска SCSI. Развитием автономных рабочих станций SADiE является система RADiA с процессором Pentium III, основанная на рабочей станции SADiE Classic. RADiA может записывать 24 дорожки несжатого 24-битного звука 48 кГц на сменные диски SCSI через 4 сбалансированных аналоговых входа/выхода, AES/EBU и цифровые S/PDIF; она предлагается также как единая плата PCI для существующих систем SADiE.Tascam MX-2424.jpg (20475 bytes)
     Система Tascam MX-2424 ($3999) — дисковое 24-битное устройство для записи и монтажа с 24 дорожками при частоте 44,1/48 кГц или 12 дорожками для 96 кГц (для записи большего числа дорожек можно объединить несколько устройств). Tascam MX-2424 имеет встроенную синхронизацию MIDI и LTC SMPTE и стандартные цифровые входы/выходы S/PDIF и AES/EBU. Планируемое обновление программного обеспечения MX-View для PC или Mac добавит полнофункциональные возможности для монтажа с просмотром формы волн и экранным управлением несколькими MX-2424. Слоты для плат позволяют пользователям добавлять различные дополнительные платы ввода/вывода ADAT/TDIF/аналоговые/AES и др. Другие возможности — jog/shuttle, встроенный 9,1-гигабайтный диск (45 минут 24-битной записи), гнездо для второго внутреннего диска, порт SCSI для добавления внешних устройств и флэш-карта Smart Media для загрузки обновлений системы.
     FrameWorks/DX фирмы WaveFrame — мощная 24-битная рабочая станция с частотой дискретизации до 96 кГц, 64 дисковыми каналами, которая предлагается в нескольких конфигурациях «под ключ». Эту монтируемая на стойке система на основе Pentium III стоит от $9495 (блок с 16 каналами цифрового оптического ввода/вывода). Предлагаются также платы ввода/вывода MADI (64 канала на одном оптическом или коаксиальном кабале) и AES/EBU (до 34 каналов 96 кГц). В число дополнительных модулей входят Reverb, TimeStretch, Dolby Digital AC-3 и DTS 5.1 Surround encoding and Denoising/Declicking. Двухмониторный дисплей, 18-гигибайтный диск Ultra 160 SCSI и 128 Мбайт памяти входят в стандартную конфигурацию, которую можно дополнить двухпроцессорным PC и съемными аудиодисками Kingston. Система позволяет выполнять микширование по всем параметрам в автоматическом режиме, монтаж в классическом стиле WaveFrame, имеет 10-полосный и параметрический эквалайзер, а также многополосные динамические процессоры, мастеринг CD, объемное звучание 5.1 и конфигурируемый цифровой микшер; открытая архитектура обеспечивает поддержку модулей DirectX. Новая система WaveFrame/7 (от $11495) на основе станции для постпроизводства WaveFrame 408+, базируется на тех же монтируемых на стойке процессорах и поддерживает 24-битный звук до 96 кГц, имеет такие же мощные средства (базу данных WaveFrame Sound Selector, экспорт/импорт монтажного листа и др.).Xytar ADMS 32HD.jpg (17363 bytes)
     Фирма Xytar, предлагая несколько готовых систем типа «студия в коробке» на основе процессоров Cyrix (400 МГц), Duron (900 МГц) и Thunderbird (1,4 ГГц), включает в них микрофоны, кабели, модем и даже сконфигурированный Web-сайт. Ряд систем ADMS 32HD (32 дорожки, 96 кГц) начинается с 20-битного варианта с 8 аналоговым входами/выходами и 9-гигабайтныи диском Jaz ($8999) и заканчивается 24-битной системой с 32 входами/выходами и 37-гигабайтным диском ($17499). Каждая система ADMS 32HD содержит один процессор, 17-дюймовый монитор высокого разрешения, клавиатуру/мышь, аналоговые и цифровые S/PDIF входы/выходы и 32-канальную консоль микширования микрофонов Xytar. В систему включаются также дополнительный 2-гигабайтный съемный диск Jaz, пишущий CD-дисковод и пакет Music Webcaster с возможностью кодирования MP3, Netscape Communicator, внутренний модем 56k и готовый пакет для музыкального Web-сайта, упрощающий создание ссылок на существующие музыкальные сайты.
     Новая ориентированная на музыкантов рабочая станция IBMS32 ($2499) имеет два аналоговых разъема ввода/вывода, 16-дорожечную консоль и ту же базовую систему, что и линия ADMS, но без пакета Music Webcaster. Кроме того, фирма Xytar выпустила 48-канальную систему DMS4848 CDR ($29 499 за 20-битный вариант), которая обеспечивает одновременную запись 48 дорожек, с 48-канальной консолью и 48-гигабайтным съемным жестким диском Winchester SCSI. Для тех же, кто не может себе позволить такую дорогую систему, компания предлагает Sight-Impaired Users Option — программно-аппаратный пакет за $2000 с голосовыми командами и технологией обратного чтения (read back technology).

Ренди Албертс — музыкант и инженер, а также автор многих статей;
новые технологии в музыке и звукозаписи он исследует
в своей студии «Пасифик» (шт. Калифорния, США).

Randy Alberts. An All-In-One Audio Workstation In Every Room / MIX, April 2001, p. 48.