Ранди Албертс
Akai DSP16 Digital Studio: компактная цифровая звуковая рабочая станция для малобюджетных студий пост-производства
Akai DSP16
Digital Studio -- недорогая и простая в использования
16-дорожечная компактная цифровая звуковая
рабочая станция
со встроенным микшером, процессором эффектов,
позволяющая производить запись в формате 24 бит/96
кГц
В настоящее время на рынке
представлено достаточно много компактных
цифровых звуковых рабочих станций с дисководами
CD-R, автоматическим динамическим микшированием и
даже со встроенными разъемами для подключения
мыши и компьютерного монитора, но среди всех
устройств этого класса только Akai DPS16
поддерживает разрешение 24 бит/96 кГц.
Хотя DPS16 весит
всего 7 кг, она обеспечивает высокое качество
звука. Ее верхняя панель имеет размер 52х36 см, а
эргономичная форма боковых панелей позволяет
легко переносить устройство из одной студии в
другую. Правда, темно-коричневый цвет боковых
панелей рядом с гладкой серебристой рабочей
поверхностью и светящимся жидкокристаллическим
дисплеем смотрится несколько странно, но в целом
станция DPS16 сконструирована хорошо, и научиться
работать на ней можно, не заглядывая в
руководство пользователя.
На лицевой панели DPS16 удобно
расположены 75 кнопок, 32 ручки, 17 фейдеров, 8
входных разъемов, 4 кнопки для управления
курсором и большое колесо jog/shuttle. Каждый из
органов управления выполняет только одну
функцию, что значительно облегчает работу.
Фейдеры, кнопки и поворотные переключатели
выполнены очень аккуратно, жидкокристаллический
дисплей (320x240 точек) может быть расположен под
любым углом (от 15 до почти 90 градусов).
DPS16 поддерживает MTC (MIDI-timecode),
поэтому может работать с большинством из
студийных программ, однако все-таки эта цифровая
персональная студия больше подходит для
автономной работы. В DPS16 есть восемь аналоговых
входов: к двум из них можно подключать не только
стандартные 1/4-дюймовые штекеры, но и разъемы XLR, а
один из оставшихся входов можно перевести в
режим работы с высокоомным источником (для
подключения электрогитары). Микрофонные
предусилители позволяют получать качественные
записи отдельных инструментов или вокала, хотя,
безусловно, хотелось бы иметь не два входа XLR, а
больше. Полученный мастер можно без особого
труда вывести на DAT через RCA-выход или же записать
на CD-R, подключив к SCSI-порту DPS16 внешний дисковод
CD-R, поддерживающий MMC (Multi-Media Commands — команды
мультимедиа).
Создать новый трек в DPS16 совсем
несложно: открыв окно проекта, нажмите клавишу «NEW»
(одну из шести функциональных клавиш), введите
имя песни, выберите разрешение (16 или 24 бит) и
частоту сэмплирования (32, 44,1, 48 или 96 кГц), а затем
нажмите клавишу «DO IT» — вот и все, станция готова
к записи. Между окнами на дисплее перемещаться
очень легко, а контрастность дисплея можно
настраивать. Рядом с дисплеем расположены шесть
ручек Q-Link, каждая из которых управляет одним из
параметров экранного эффекта, эффекта микшера
или параметрического эквалайзера (в зависимости
от нажатой функциональной клавиши).
В типовом режиме 16 бит/44,1 кГц можно
одновременно воспроизводить 16 дорожек и
записывать 10 дорожек, а в режиме 24 бит/96 кГц —
записывать и воспроизводить 6 дорожек. В число
стандартных компонентов DPS16 входят: встроенный
26-канальный цифровой микшер, внутренний
20-гигабайтный жесткий диск IDE, SCSI-порт, к которому
можно подключать до шести соединенных
последовательно внешних SCSI-устройств,
встроенный процессор эффектов и отключаемое
фантомное питание +48V для XLR-входов первого и
второго каналов. Для каждого из каналов
предусмотрены фейдер, четыре дополнительных
подключения для внутренних и внешних
процессоров эффектов, переключатели входной
чувствительности и панорамы, кнопки входа,
выбора и записи, а также трехполосный
параметрический эквалайзер. На передней панели
рядом с гнездом для подключения наушников
расположен регулятор громкости. И хотя
динамическая обработка отдельных каналов не
предусмотрена, блоки эффектов DPS16 содержат
компрессоры/лимитеры, экспандеры и энхансеры.
Параметрические эквалайзеры DPS16 звучат вполне
музыкально и не вносят во входные сигналы
ненужной окраски, поэтому можно легко записать
правильное звучание на жесткий диск.
Среди последних
усовершенствований станции DPS16 следует отметить
функцию метронома и поддержку программы M.E.S.A.
фирмы Akai, а также синхронизацию в режиме
подчиненного устройства MTC. Эффект коррекции
высоты звука (pitch-corrector) прекрасно работает с
другими эффектами. Чтобы услышать, как будет
звучать конкретный эффект, пользователь должен
выбрать его из списка эффектов и загрузить в один
из четырех доступных каналов эффектов. Это не
очень удобно, однако сами алгоритмы эффектов
звучат хорошо и вносят очень мало шума. Даже
фазовращатели и флэнжеры, которые шумят даже в
лучших аппаратных и программных процессорах, в
DPS16 работают практически бесшумно.
Устройство позволяет запоминать и
затем автоматически восстанавливать до 16
конфигураций микшера (сцен) для каждой песни. Это
удобно для запоминания в сохраненном проекте
различных вариантов уровня, панорамы и выбора
дорожек, однако все возможности автоматического
динамического микширования доступны только при
использовании MIDI. С помощью работающей в Windows 98/ME
программы Akai M.E.S.A. пользователи смогут теперь
получать, изменять и сохранять данные для
автоматического динамического управления всеми
основными конфигурациями DPS, органами управления
записью/воспроизведением, текущей конфигурацией
микшера и параметрами карты ритма/карты темпа, а
также контролировать все параметры цифрового
микшера этой станции.
Akai DPS16 — это первая компактная
цифровая звуковая рабочая станция,
поддерживающая формат 24 бит/96 кГц, которая во
всех режимах оцифровки (при различном разрешении
и частотах сэмплирования) дает очень хорошие
результаты. Несмотря на ограниченное число
входов, отсутствие автоматического
динамического микширования и поддержки Wordclock,
что реализовано на более дорогих компактных
цифровых звуковых рабочих станциях, Akai DPS16
благодаря чрезвычайной простоте использования,
качеству звука класса high-end и хорошей
эргономичности является превосходным
инструментом, работающим в формате 24 бит/96 кГц.
Ренди Албертс — музыкант и
звукоинженер, работает в студии «Пасифик»,
расположенной в шт. Калифорнии.
|