stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Терренс Каррен

AVID|DS HD 4.0 и Discreet smoke HD 4.0: онлайновые системы для завершающей доводки проектов

Avid|DS HD 4.0


Достоинства
Позволяет импортировать порядка 60% информации об эффектах из Avid Media Composer в виде OMFI. Древовидная структура каталога значительно облегчает выполнение композитинга. Возможность сетевого доступа к Avid Unity MediaNet для обработки медиафайлов.
Недостатки
Слабые средства управления и отсутствие некоторых важнейших монтажных функций. Использование цветового пространства YUV 4:2:2 ограничивает возможности для управления цветами. Отсутствует система защиты данных RAID, что может привести к их полной потере.
Резюме
От продукта компании Avid можно было ожидать более серьезных возможностей для монтажа. Если Avid встроит в Avid|DS интерфейс Media Composer в Avid|DS, то получится мощный инструмент для завершающей доводки проектов с высоким разрешением.

Discreet smoke HD 4.0


Достоинства
По сравнению с Avid|DS обеспечивает более высокую скорость рендеринга и обеспечивает лучшее качество эффектов в цветовом пространстве RGB 4:4:4. Благодаря системе защиты RAID-3 возможно полное восстановление данных с поврежденного диска. Превосходные средства для управления медиафайлами. Очень удобный интерфейс для видеомонтажа.
Недостатки
Поддержка только одного монитора ограничивает возможности воспроизведения на экране различных составляющих, в процессе работы приходится очень часто переключать режимы и изображения на экране. Версия 4.0 поддерживает только импорт EDL и не может работать с OMFI. Предназначена для установки на платформу SGI, будущее которой весьма неопределенно.
Резюме
Превосходная система для композитинга большого числа высококачественных эффектов. Обеспечивает лучший конечный результат, чем Avid|DS. Если мне нужно было бы приобрести систему для монтажа и окончательной доводки проектов с высоким разрешением, я купил бы эту систему.

Моя работа в качестве старшего инженера видеомонтажа на студии Matchframe Video (г. Бэрбэнк, шт. Калифорния) значительно осложняется тем, что, по мнению окружающих, я должен знать все о новых монтажных системах и форматах. Поэтому, когда специалисты нашего коммерческого отдела обратили внимание на возросший спрос на продукцию постпроизводства в формате HD, они, естественно, обратились ко мне. В связи с предстоящим увеличением числа заказов на выполнение работ с высоким разрешением, мощности системы Avid Symphony, которая на нашей студии обычно использовалась для окончательной доводки проектов, могло не хватить. Поэтому мне пришлось отправиться на выставку NAB 2001, чтобы выбрать наиболее совершенную систему для работы в этом формате.

Сложности

Во-первых, мне нужно было ограничить поле поиска. Наша студия постпроизводства занимается главным образом достаточно большими проектами, длительность которых составляет более 30 минут. Обычно для наших клиентов мы выполняем “оффлайн” монтаж на Avid Media или Film Composers. И хотя в нашем распоряжении есть оборудование для проведения онлайнового монтажа, мы были не настолько уверены в радужных перспективах этого метода, чтобы приобретать для него HD версию. Но ситуация изменилась, и руководство пришло к выводу, что система для завершающей доводки с возможностью представления результата в формате HD все-таки необходима. Моя задача заключалась в том, чтобы найти такую, которую можно было так же, как системы для работы с проектами стандартного разрешения Avid Symphony и smoke SD, плавно встроить в производственный процесс.

Меня очень заинтересовала система Apple Final Cut Pro, предназначенная для монтажа в формате HD с помощью Pinnacle CineWave, главным образом, из-за относительно невысокой стоимости. Но у этой системы оказалось слишком много ограничений по скорости и качеству, которые оказались бы неприемлемыми для наших заказчиков. Огромное впечатление на меня произвели предполагаемые возможности системы Sony Xpri, но в том варианте, который я увидел, было много недоработок. Несколько производителей представили на выставке ряд решений среднего уровня, например, Boxx Technologies FusionBoxx HD, но они не соответствовали нашим критериям. Таким образом, список продуктов, из которых можно было выбирать, сократился до двух названий – Avid|DS HD 4.0 и Discreet smoke HD 4.0. Поэтому мы решили провести сравнительное тестирование этих двух систем в нашей студии, о чем и договорились с производителями.

Обе системы достаточно сложны и многогранны, поэтому я старался оценивать их возможности с точки зрения профессионала в области постпроизводства.

Первые впечатления

Рис. 1. smoke 4.0 обладает более мощными, чем Avid|DS 4.0 средствами управления медиафайлами. Хотя левый список выглядит как обычный лист монтажный решений (EDL), редактируя его, мы можете выполнить монтаж проекта.

И Avid|DS HD, и Discreet smoke HD позиционируются, как онлайновые системы для окончательной доводки проектов и в качестве таковых должны реализовать любую задачу, необходимую для завершения любого клипа. Чтобы определить, как они будут выглядеть на фоне друг, мы прогнали через системы все имеющиеся у нас материалы, которые подходили для этой цели. Мы представили, что работаем над проектом, подготовленным в системе Avid. Для smoke был создан EDL 24 кадр/с для каждого видеослоя, который затем и был импортирован в систему. Таким образом, передавалась только информация, касающаяся монтажа и эффектов движения, а все прочие эффекты и титры предстояло создавать заново. Для Avid|DS в Avid Film Composer мы создали последовательность 24 кадр/с и импортировали ее в систему в виде OMFI. Файлы OMFI содержат всю информацию о последовательностях Avid Film Composer, поэтому я полагал, что Avid|DS HD продемонстрирует явное преимущество в отношении поддержки EDL. Однако оказалось, что только около 60% информации об эффектах было передано успешно, а титры, трехмерные изображения и эффекты сторонних производителей оказались утеряны. И хотя OMFI, импортированный в Avid|DS, содержал описание утраченных эффектов, их пришлось восстанавливать, так же, как в smoke. Однако в Avid|DS удалось перенести информацию о вложенных слоях, а при переносе EDL в smoke она была утеряна. Здесь следует отметить, что пятая версия системы smoke поддерживает работу с OMFI.

EDL и оцифровка

Первой проблемой, с которой мы столкнулись, была невозможность импорта в Avid|DS OMFI с последовательностью 24 кадр/с. Специалистам компании Avid потребовалось три дня для устранения этого сбоя. Поэтому свое потенциальное преимущество в этом сравнительном тестировании система Avid|DS потеряла сразу же. Затем мы заставили обе системы работать с импортируемыми EDL. Система smoke настолько мягко “смешала” информацию различных EDL, что даже не потребовалось проводить повторную оцифровку данных, которые содержались в многочисленных слоях. В Avid|DS каждый EDL приходилось загружать отдельно, что существенно тормозило работу. Одна функция, реализованная в smoke для оцифровки, мне понравилась особенно: система распознает место остановки кассеты, проводит оцифровку клипа вблизи этой точки, а затем, не останавливаясь, продолжает работать дальше. И в Avid|DS, и в smoke предусмотрена возможность обработки разделенных аудио/видео за один проход, и если интервал между клипами составляет менее пяти секунд, процесс выполняется без остановки.

Рис.2 Поддержка двух мониторов существенно улучшает условия для выполнения монтажа. Avid|DS позволяет одновременно отслеживать на мониторах клипы, тайм-линию, а также исходный и конечный материалы.

Самое главное

Система smoke 4.0 обладает более мощными, чем Avid|DS 4.0 средствами управления медиафайлами (рис. 1). В какой-то степени это оказалось неожиданностью, поскольку в Avid Media Composer подобные функции были значительно улучшены. Например, в smoke, если вам необходимо изменить название кассеты, то достаточно сделать это для одного эпизода, и оно будет распространено на остальные, входящие в этот проект. В системе Avid|DS вы должны изменять название каждого эпизода отдельно. А вот то, что smoke поддерживает работу только с одним монитором, означает, что придется постоянно переключаться между изображениями, выводимыми на экран. Те из операторов, кто привык работать с одним монитором, на это не обратят никакого внимания, а у тех, которые ранее занимались монтажом на Avid, могут возникнуть затруднения. Поддержка двух мониторов, реализованная в Avid|DS, позволяет одновременно отслеживать на мониторах клипы, тайм-линию, а также исходный и конечный материалы (рис. 2).

Поскольку я уже был знаком с продуктами компании Avid, чтобы приступить к самостоятельной работе, мне потребовалось всего несколько разъяснений. Avid|DS позволяет оператору настроить клавиатуру в соответствии с Avid Media Composer, что значительно облегчает процесс переноса информации. Видеомонтажный интерфейс smoke показался менее удобным (рис.3), так как периодически приходилось переключаться между исходным и записываемым материалами, что создавало определенные трудности. Обе системы позволяют выполнять подгонку склеек на тайм-линии, но в smoke для этого нужно переключаться в другой режим, что несколько осложняет процедуру.

Рис. 3. Поддержка только одного монитора системе smoke, не позволяет одновременно просматривать исходные и смонтированные материалы.

Замена фрагментов

Замена фрагментов оказалась трудной задачей для обеих систем. В smoke, которая поддерживает работу с одним монитором, приходилось, переключаясь вперед-назад, долго искать точку согласования или вырезать заменяемый фрагмент на более высокий слой, затем создавать расщепленный экран, чтобы сравнить вырезанный фрагмент с треком, расположенным ниже, и аккуратно вставлять подстановочные кадры в отведенное для него место. Поскольку в Avid|DS на мониторы можно одновременно вывести исходные и монтируемые материалы, то точки согласования на обоих фрагментах нашлись очень быстро. Я уже собирался щелкнуть по клавише Replace Edit, как это делал неоднократно в Media Composer, и перейти к следующему этапу, но к своему удивлению обнаружил, что в Avid|DS не предусмотрена функция синхронизации по монтажным точкам. На практике это означает, что вам необходимо самостоятельно просчитать и определить то место, куда следует вставлять начало фрагмента.

Монтаж на тайм-линии

И Avid|DS, и smoke HD 4.0 позволяют перетаскивать фрагменты на тайм-линию, а для эффектов движения можно пользоваться функцией Fit to Fill. В обеих системах можно заблокировать начало или конец эффекта движения и перетаскивать другой конец мышью. В обеих системах реализовано управление скоростью воспроизведения по ключевым кадрам (в smoke эта функция называется time warping), предусмотрена возможность блокировки на тайм-линии нескольких групп треков. Но меня очень удивило, что ни Avid|DS, ни smoke не допускают обратного переноса подгоняемого кадра с тайм-линии в исходный материал.

Рис. 4. smoke позволяет точнее и быстрее отслеживать различные монтажные точки, чем Avid|DS.

Аудио

Тестированию функций, связанных с обработкой звука, мы не уделяли много времени, поскольку, как правило, очистку и окончательную отладку аудиотреков проводим в специальных студиях. Но обе системы имеют эти функции и обеспечивают возможность проведения многоканального микширования, в том числе 5.1 Surround Sound.

Эффекты

Еще одной задачей, которая вызвала ряд осложнений, оказалось сведение эффектов. Повторю еще раз, что, если бы в системе Avid|DS надлежащим образом осуществлялся импорт OMFI, то более половины эффектов импортировались бы в том виде, в каком они были созданы. Но в нашей ситуации на обеих системах пришлось воссоздавать все эффекты заново. Мы не фиксировали время, затраченное на эту часть работы, так как уровень мастерства монтажеров был разным

Возможности систем по созданию эффектов оказались одинаковыми. Каждая из них позволяет воспользоваться преимуществами, которые дают плагины, разработанные сторонними производителями. Расширить поддержку Avid|DS подобных плагинов, можно с помощью программы Boris, которая, в свою очередь, открывает доступ к прочим плагинам, совместимым с Adobe After Effects. Возможности каждой из системы для работы с титрами можно оценить, как очень хорошие: правда, Avid|DS позволяет осуществлять замысловатые анимации титров, а в smoke они более ограничены. Компания Avid позиционирует Avid|DS, как решение для создания эффектов, а Discreet предлагает использовать для этой цели ее мощные профессиональные системы flame или inferno.

Представление списка доступных эффектов в виде древовидного каталога (рис. 5) служит существенным подспорьем для выполнения композитинга. “дерево эффектов” позволяет оператору “выкладывать” необходимые эффекты в соответствии с последовательностью технологических операций. Чтобы изменить порядок эффектов или удалить один из них достаточно просто обвести их курсором. “дерево эффектов” доступно только в Avid|DS. Компания Discreet реализовала разработанное ими “дерево эффектов” в своих профессиональных системах для создания эффектов. Если в процессе предварительной обработки компонентов в smoke вы используете несколько инструментов (тайм-линия, рисование, плагины, цифровые видеоэффекты и др.) то, чтобы иметь возможность изменить какой-либо шаг, вам необходимо помнить всю последовательность процесса. В smoke число существует ограничение на использование цифровых эффектов (DVE) - не более шести (правда, пятая версия будет поддерживать уже 100 DVE), а Avid|DS поддерживает неограниченное количества DVE. Еще одно преимущество Avid|DS перед smoke обусловлено тем, что реализованный в ней древовидный каталог эффектов обеспечивает доступ к плагинам сторонних производителей. Однако следует отметить, что цифровые видеоэффекты в smoke выглядят значительно лучше и скорость их создания значительно выше, что еще раз подтверждает тот факт, что системы, разрабатываемые компанией Discreet, отличаются высокой устойчивостью.

Рис.5. Древовидный каталог эффектов Avid|DS предоставляет расширенные возможности для управления, когда вы создаете или модифицируете эффекты.

Цветокоррекция

В обеих системах реализован хороший набор инструментов для цветокоррекции, но ни в одной из них невозможно без особых усилий провести выравнивание цветов в разных сценах. В каждой системе можно выполнить корректировку цвета в отдельном фрагменте и применить ее к другим фрагментам этой же сцены, но для этого необходимо сначала отыскать их на тайм-линии. Avid Symphony, на которой я привык работать, такого рода коррекцию выполняет автоматически. И в smoke, и в Avid|DS предусмотрены исчерпывающие функции для обработки канала RGB через разнообразные интерфейсы, в том числе посредством кривых.

Трекинг и исправление мелких огрехов

Трекинг в обеих системах осуществляется одинаково, но smoke он выполняется значительно быстрее (рис. 6). А вот наборы инструментов для исправления мелких огрехов в обеих системах проработаны недостаточно, в них должно быть больше функций, выполняемых автоматически. И smoke, и в Avid|DS позволяют выбирать в отснятом материале любое необходимое количество кадров и раскрашивать их. Но было бы значительно удобнее, если бы одной командой можно было бы переместиться в режим рисования, где фрагмент стал бы полупрозрачным, что позволило бы свободно его перемещать при подгонке.

Рис.6. Мощные средства визуализации трехмерных объектов, характерные для smoke, позволяют просматривать и перемещать слои независимо друг от друга. Блок ввода трехмерных титров в smoke значительно мощнее, чем в Avid|DS.

Поддержка разнообразных файловых форматов

Каждая из систем способна импортировать и экспортировать файлы со всеми стандартными графическими расширениями, а Avid|DS - еще и видеофайлы QuickTime. Файлы Adobe Photoshop с включенными слоями импортируются в Avid|DS таким образом, что каждый слой можно использовать независимо, а в файлах Adobe Illustrator после импорта сохраняется вся векторная и цветовая информация, что позволяет изменять размер элементов без потери качества изображений. Чтобы реализовать эти функции в системе smoke, необходимо приобрести плагины сторонних производителей.

Но из этих двух систем только smoke поддерживает импорт трехмерных моделей и файлов 3ds max (см. рис. 6), в нее можно также перенести информацию о движении камеры, что очень важно при работе с совершенными трехмерными моделями и сложном комбинировании эффектов.

Работа в сети

Здесь у Avid|DS есть явное преимущество за счет реализованного сетевого доступа к Avid Unity MediaNet, а значит к файлам стандартного телевизионного формата 601. Например, если в процессе подготовки видео стандартного разрешения на Media Composer, который подсоединен к Avid Unity MediaShare, мне понадобится создать несколько сложных эффектов, то я могу продолжать свою работу, а эффекты подготовит оператор Avid|DS, имеющий доступ к моим медиафайлам. Такая организация не только повышает эффективность, но и позволяет пересылать для обработки аудиотреки из Avid|DS на профессиональные станции ProTools. В том случае, если какой то рабочий материал нужно передать по Сети, то с помощью Avid Pro-Encode в фоновом режиме вы сможете закодировать его в любой из потоковых форматов. Компания Discreet предлагает свое решение Jobnet для организации единого сетевого пространства видеоданных, но мы не могли им воспользоваться, так как черновой и чистовой монтаж, а также обработка аудиотреков в нашей студии выполняются на системах Avid.

Рис. 7. Avid|DS позволяет пересылать проекты на другие компьютеры для выполнения рендегинга

Поддержка формата высокого разрешения

Обе системы поддерживают форматы 1080 24p, 23.976p и 1080 60i, а также 720p. Для smoke HD придется дополнительно приобретать трехстандартный синхрогенератор, а в Avid|DS HD он встроен. Avid|DS может импортировать фильмы с разрешением 4К, в то время как максимальные показатели для smoke составляют 2К. Однако smoke, как это ни удивительно, может воспроизводить материал с разрешением 2K 24p, а в случае Avid|DS оно не может быть выше 1080. В режиме HD обе системы просчитывают каждый эффект, но скорость просчета у smoke, в среднем, была в три раза, а для отдельных эффектов в девять раз выше, чем у Avid|DS! Правда, для проведения рендеринга можно задействовать другие рабочие станции Avid|DS.

Цветовое пространство

Между цветовыми пространствами RGB и YUV существуют весьма существенные отличия, поэтому при преобразованиях одного формата в другой появляются ошибки, которые могут сказаться на качестве композиции, особенно в тех случаях, если они будут накапливаться в процессе работы. В Avid|DS используется цветовое пространство YUV 4:2:2 с глубиной цвета 8 бит, и только для ряда эффектов - пространство RGB, в пакете предусмотрены средства для преобразования этих форматов. В smoke входящая информация перекодируется в RGB 4:4:4 с глубиной 8 бит и вся работа, вплоть до вывода окончательного продукта, происходит в этом пространстве. Поэтому в smoke можно использовать более широкую цветовую палитру, а возникающие в процессе преобразований ошибки, исключаются.

Сохранение информации

При работе в формате HD требуется сохранять большой объем данных. Основное различие между тестируемыми системами заключается в уровне защиты сохраненных данных RAID. В smoke обеспечивается полная защита данных на уровне RAID 3, это означает, что при повреждении диска система самостоятельно проведет его восстановление, и информация не будет утеряна. На установленной в нашей студии системе smoke SD в процессе тестирования нам пришлось несколько раз пользоваться этой функцией. В Avid|DS используется уровень защиты RAID 0, и в случае отказа или поломки диска вы теряете все подготовленные медиаданные.

Платформы

smoke HD работает под UNIX, поэтому необходимо, чтобы в студии был специалист, хорошо разбирающийся в этой операционной системе. Высокое быстродействие smoke определяется мощностью процессора Silicon Graphics Octane 2, но насколько устойчиво он работает, мне неизвестно. Avid|DS функционирует под Windows 2000 на рабочей станции IBM Intellistation ZPro с двумя процессорами Xeon Pentium и акселератором OpenGL Wildcat. Пользоваться операционной системой Windows проще, а постоянное наращивание быстродействия процессора Intel, может привести к росту популярности этой системы.

Заключение

Определить, какая же из систем больше подходит для наших производственных задач, оказалось не так просто. Обе системы отличаются высокой мощностью и позволяют выполнять завершающую онлайновую доводку проектов в формате HD. Поддержка Avid|DS HD импорта OMFI могла бы дать этой системе явное преимущество, но в пятой версии smoke такая поддержка тоже реализована. Поэтому мы присудили победу smoke. Определяющими факторами в принятии именно такого решения стали превосходные средства управления медиафайлами, быстрая оцифровка и возможность воспроизведения материала с более высоким разрешением. Но если в Avid|DS HD будет встроен монтажный интерфейс Media Composer, то эта система станет прекрасным инструментов для тех, кто занимается окончательной доводкой проектов, подготовленных в Media Composer.

Terence Curren. Online Finishing Sestems/DV,2002, март, с. 18.