stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Чарли Уайт

Итоги NAB 2002

В апреле состоялась одна из крупнейших выставок в области вещательного оборудования - NAB 2002. Все компании мира стараются продемонстрировать на ней свои последние разработки и новые продукты. В своем обзоре автор рассказывает, чем NAB этого года отличалась от предыдущей, что нового увидели посетители и какие тенденции наметились в развитии вещательного рынка.

В этом году выставка NAB в Лас-Вегасе хотя и была не так многолюдна как обычно, но зато как никогда интересна. Производители и разработчики продолжали “заигрывать” с HDTV, а специалисты в области кинопроизводства особое внимание уделяли видео. На многих стендах появились новые мощные продукты, которые будут способствовать быстрому развитию видео стандартного разрешения. Было очевидно, что даже в условиях экономического спада, который произошел в прошлом году, компании, специализирующиеся в сфере высоких технологий, с энтузиазмом продолжали работать и создали много новых решений.

Компания Discreet отмечена наградой за лучшее оформление стенда.

Найти что-то интересное смог каждый, кто занимается видеопроизводством. Профессионалы самого высокого уровня, как и в прошлом году, проявляли свою эрудицию, обсуждая различные системы, предназначенные для усовершенствования производственного процесса. Работая в студиях, где установлено самое совершенное и мощное оборудование для монтажа (например, Avid Symphony) или композитинга (типа Discreet Flame) они, конечно же, хотели бы иметь возможность обмена файлами между этими “монстрами”. И, кажется, предложенный формат AAF (Advanced Authoring Format) позволит это делать. Наконец, мечты об обмене метаданными с сохранением всей информации о переходах и векторно-ориентированных текстов в настоящее время выглядят как никогда реальными. Правда, многие пользователи выражали сомнения относительно любых обсуждаемых форматов, а некоторые даже призывали организовать специальную группу, подобную NAB (National Association of Broadcasters), для пересмотра существующих стандартов. Поэтому я считаю, что, в борьбе форматов для обмена файлами, вероятно, выявиться определенный лидер, но, саму идею совмещения форматов, учитывая ту высокую конкуренцию, которая сейчас присутствует на “поле боя” за видеотехнологии, я оцениваю как нереальную.

Интересной новинкой, обращенной в будущее, стала представленная компанией Panasonic первая цифровая любительская видеокамера формата 24р. Правда, эта камера, которая стоит $3000, имеет один, но очень существенный недостаток — захватывает видео с соотношением сторон кадра 4:3. О чем только думали в Panasonic? Для меня, очевидно, что видеокамера формата 24р должна быть ориентирована на “продвинутых” операторов, которые стремятся снимать цифровые фильмы хотя бы в широкоэкранном формате 16:9. Или я что-то не понимаю. Но, тем не менее, Panasonic сделала шаг в правильном направлении, и можно ожидать, что компании Sony или Canon подхватят эту идею и в ближайшее время выпустят на рынок собственные цифровые видеокамеры 24р и, даже возможно постараются “сбить” на пару тысяч долларов цены Panasonic.

Новыми ускорителями, показанными на выставке, я мог только восторгаться. Компания Media 100, которая объявила о выпуске 844/X всего несколько недель назад, на NAB торжественно пообещала в конце апреля начать продажи новой системы. DPS продемонстрировала свою наиболее многообещающую комбинацию программного и аппаратного обеспечения Velocity Q. Посетители могли увидеть, как с помощью этих новейших плат создают многослойное видео, объединяя четыре, пять, шесть и даже семь слоев видео и графики, которое воспроизводится в режиме реального времени! Процесс композитинга был достаточно прост и понятен для пользователя. А главное, плата Velocity Q компании DPS стоит относительно дешево — около $20 000 за систему “под ключ”. 844/X компании Media 100 стоит дороже, а по количеству реализуемых эффектов значительно уступает Velocity Q. К сожалению, к моменту написания этой статьи в продажу не поступила ни одна из этих систем, поэтому я не могу привести какие либо дополнительные их характеристики и оценить их реальные возможности мне не удалось.

Разработчики программного обеспечения, “вцепились” в закон Мура, как клещ в собачью лапу. Поэтому мощность компьютеров в ходе протекающей мировой за цены будут продолжать постоянно наращивать. Пользователи от данного сражения только выиграют, и в скором времени все сведется к тому, что если работу нельзя выполнить в реальном времени, то никому это уже будет неинтересно.

каждый раз, когда я заглядывал на стенд, где проходили демонстрационные представления системы Final Cut Pro, разработанной в компании Apple, он оказывался заполненным претендующими на некую артистичность личностями. Все в Лас-Вегасе (и производители, и рядовые пользователи) отзывались об этой компании как о фирме, которая точно знает, чего хочет добиться. С появлением новых и недорогих средств ускорения для Final Cut Pro, таких как карты Voodoo, AJA, а также плагинов, созданных в Apple для облегчения работы создателей фильмов, Final Cut Pro настолько вырвалась вперед, что конкурировать с ней чрезвычайно сложно. Многие из тех, кто бродил по выставке, отмечали, что неоспоримое преимущество Apple, заключается в том, что она занимается производством и аппаратной платформы, благодаря чему добивается оптимального функционирования на этом оборудовании созданного программного обеспечения. И компания будет стремиться к успешной продаже аппаратной платформы, даже если для этого придется пожертвовать программным обеспечением. Но, на мой взгляд, большое значение в успехе FCP имеет то, что и программа, и платформа выполнены на высочайшем уровне. И здесь обогнать Apple практически невозможно!

Многие на выставке говорили, что Avid, Discreet и SGI уже “умерли” или “издают последние вздохи”. Но, когда я зашел на стенд компании Avid, то был приятно удивлен: все разработки были представлены в новейших версиях, оборудование для передачи новостей успешно продается и пользуется спросом, новейшая версия XPress DV под OS X готовится к выпуску на рынок и работает прекрасно. Мне также удалось побывать на демонстрации новой системы для монтажа и композитинга, созданной Discreet, с рабочим названием strata. Ее появление для кое-кого будет серьезным потрясением. А после того, как до меня дошли слухи об ее предполагаемой цене (которая составит порядка $100 000), сердце совсем замерло. Но потом я узнал, что SGI успешно продавала тоннами очень мощные и чрезвычайно дорогие компьютеры, а ее склады были забиты этими “большими железяками”. Поэтому, как говорил Марк Твен, слухи о смерти “были несколько преувеличены”. Правда, непонятно как долго еще сможет просуществовать система стоимостью $100 000 при появлении таких разработок, как Final Cut Pro и Vegas Video, которые совершили глубокое вторжение на территорию продуктов с шестизначной ценой.

Последняя разработка компании Discreet c рабочим названием strata.

Я хотел бы отметить, что эта выставка NAB заметно отличалась от той, что проходила два года назад. В те дни, которые сейчас кажутся такими далекими, все говорили только о потоковой передаче данных и Интернет. А в этом году никто об этом даже и не вспоминал. Разговаривали только о DVD, которое завоевывает все большую популярность. Значительная часть владельцев телевизоров имеют приводы DVD, а для видео стандартного разрешения качество воспроизводимого с помощью D VD изображения приближается к идеальному. Вероятно, в следующем году на выставке уже будут представлены пишущие приводы DVD-R для HDTV. Повторный всплеск интереса к широкополосной передачи данных, особенно в ближайшем будущем, вряд ли произойдет. Люди интересуется тем, что может их хотя бы на время развлечь, этим и объясняется их повышенное внимание к различным приводам DVD. И я с ними солидарен.

Я уже упоминал, что можно массу интересных продуктов было увидеть на стендах многих компаний. Но поскольку рассказать обо всех просто невозможно, я остановлюсь лишь на тех, которые оставили у меня самые яркие впечатления.

Discreet

Известная своими изысканными и неординарными приемами, организуемыми для прессы, компания Discreet арендовала подземное здание, построенное в 60-ти годах эксцентричным миллиардером, и устроила в нем праздник для журналистов. Какой это был вечер! Везде стояли искусственные деревья, на потолке мерцали звезды, имитируя ночное небо. Все было похоже на оборудованный по последней моде спортивный подземный городок, который стал идеальным местом для представления последних новинок. Генеральный директор Discreet господин Поль Липажевски представил модернизированные версии почти всех продуктов, разрабатываемых в Discreet, а затем познакомил публику с некоторыми из наиболее выдающихся своих сотрудников.

Генеральный директор Discreet господин Поль Липажевски провел пресс-конференцию компании под землей

Программы с рабочими названиями strata и mezzo, находящиеся сейчас в процессе разработки, предназначены для монтажа, композитинга и создания трехмерных объектов, а также для объединения возможностей систем при работе по сети. Предполагается, что они появятся на рынке в апреле 2003 года. В этих приложениях данные и метаданные смогут сосуществовать на одном уровне. Это означает, что несколько человек смогут работать в сети с одним и тем же файлом. А strata, как утверждают в Discreet, сможет делать вообще поразительные вещи на программном уровне — правда, не совсем непонятно, что они хотят сказать, когда говорят, что это “будет совершенно иной, более высокий уровень воспроизведения в режиме реального времени без аппаратного обеспечения”? Хотя высокий уровень сомнений не вызывает: пять потоков видеоконтента 4:4:4:4 в режиме реального времени с 16-тью каналами аудио! На это хотелось бы взглянуть.

Вторая половина этой целостной среды называется mezzo. Она предназначена для передачи файлов и способна надежно работать даже при очень большом числе активных запросов. Представители Discreet заявляют, что эта система сможет обеспечить передачу трех потоков мультимедийного контента в формате HDTV многочисленным потребителям или15 потоков несжатого видео стандартного разрешения в режиме реального времени! Она позволит пользователю продолжать передачу данных с того места, на котором произошел сбой связи, запомнит каждое его действие и, что бы ни случилось, восстановит все данные. Система обладает высоким быстродействием, имеет набор опций для выполнения простых манипуляций с трехмерными объектами монтажа на тайм-линии. Если компания выпустит это решение к следующему году, то конкурентов у нее просто не будет. Правда, мне так и не удалось выяснить у представителей Discreet цены на эти продукты, вероятно, они просто не хотели омрачать праздник, упоминанием о $100 000.

Sonic Foundry

На выставке NAB произошло еще одно событие — установление новых партнерских отношений между двумя компаниями Sonic Foundry и BOXX. Это именно тот союз, про который говорят, что он заключен на небесах. Не знаю, решится ли кто-нибудь недооценить сочетание программного обеспечения Vegas Video 3 компании Sonic Foundry с мощнейшими персональными компьютерами производства BOXX. Вклад BOXX выражается в разработке компьютера с двумя процессорами Athlon 2000+ с оперативной памятью в один гигабайт и с колоссальным по объему жестким диском, спроектированным под спецификации Sonic Foundry с очень серьезными требованиями к памяти. Подобный комплект за каких-то 4000 долларов вы не найдете нигде. Надеюсь, что уже в ближайшем будущем мы еще увидим новые результаты совместной работы этих замечательных компаний.

Pinnacle


Аджай Чопра - председатель правления компании Pinnacle Systems

На стенде компании Pinnacle мне удалось побеседовать с ее председателем господином Аджаем Чопрой. Он рассказал о завершении работ по адаптации CineWave к платформе OS X и о том, что продажи CineWave HD идут значительно активнее, чем можно было ожидать. Я видел демонстрацию этого продукта и могу подтвердить, что его возможности поразили посетителей. Система должна поступить в продажу в начале июля. Компания предложит и более дешевую (всего за $5500) версию Cinewave, которая будет называться Cinewave Classic и предназначена для тех, кто имеет Final Cut Pro и обходится без Commotion. Компании Pinnacle уже удалось занять лидирующее положение в качестве разработчика средств для проведения монтажа контента в формате HD, но она стремиться стать и ведущим поставщиком оборудования для монтажа фильмов в формате HD.

Затем господин Чопра стал расхваливать 50 новых программных кодировщиков, приобретенных у немецкой фирмы FAST несколько месяцев назад. Благодаря этой сделке удалось возродить к жизни три системы для нелинейного монтажа - Silver, Purple и Blue. Теперь в них появились дополнительные функции и возможности, а к их названиям добавлено слово “Liquid”. Эти системы разрабатывались в течение многих лет и теперь активно продаются. А реализованный в них подход - “все заложено, ничего не упущено” — уверено вписывается в новейшую стратегию компании Pinnacle, которая называется “Архитектура Palladium” и строится таким образом, что все оборудование студии (от объектива до экрана), задействованное в подготовке передачи, может быть соединено цифровыми линиями связи.

Matrox

На стенде компании Matrox посетители выставки смогли увидеть много нового. В качестве аперитива были предложены различные плагины для пользующейся огромной популярностью платы захвата цифрового видео в реальном времени RT-2500. Правда, она и так поддерживает порядка 1000 эффектов, но, вероятно, для кого-то этого недостаточно. Среди новинок, поданных на закуску, присутствовали эффекты, которые ранее можно было получить только в After Effects: разрывающийся снаряд, производящий ошеломляющее впечатление, деформация сетчатых структур, вихри, и пользующейся большой популярностью “вращающийся куб”. Но основное внимание на выставке сотрудники компании уделяли популяризации студии сетевого вещания Networked Broadcast Studio (NBS), в которой задействовано аппаратное обеспечение Matrox DigiSuite и умело использованы преимущества оптико-волоконных сетей для соединения самого современного сетевого оборудования и устройств различных компаний. Представители Matrox утверждали, что студии NBS способны вести трансляцию с центрального блока памяти, позволяют включать видеофрагменты, обрабатывать их, монтировать сразу на нескольких рабочих станциях, которые соединены с центральным сервером, память которого составляет несколько терабайт. Все это стало возможным благодаря совместимости файловых форматов. Matrox удалось реализовать на практике то, вокруг чего в эти дни идет ожесточенная борьба, — идеальную производственную среду для сетевой работы и нелинейного монтажа. Это напоминает попытку собрать воедино все фрагменты сложной головоломки с помощью одного устройства, и компании Matrox она удалась.

Canopus

В этом году компания Canopus представила сразу несколько очень интересных продуктов. Вероятно, это результат реализации ее новой программы. После того, как в Японии в июле прошлого года получили огласку финансовые проблемы, испытываемые компанией, было принято мудрое решение нарастить и без того внушительную “мускулатуру” и принять на работу 100 новых инженеров. Замечательный ход! Им удалось быстро разработать и предложить пользователям обновление для DV Storm, позволяющее увеличивать число потоков видео реального времени до пяти.
Программный кодировщик ProCoder
Это именно то, что мне нравиться — загружаемые серьезные улучшения. Но самый интересный продукт, представленный на стенде Canopus, относился не к оборудованию. Это был программный кодировщик ProCoder. Некоторые из посетителей, которые присутствовали на демонстрации, называли его “киллером Cleaner”. Я не думаю, что дело обернется таким образом, но Canopus предложила отличное приложение! Заплатив те же деньги, что и за Cleaner ($699) вы получаете возможность конвертировать исходный файл во множество разных форматов одновременно или, загрузив несколько клипов, отправить их в одном файле и даже добавить к нему некоторые из предлагаемых Canopus фильтров. У меня установлена такая же “машинка”, что была на демонстрации, поэтому могу подтвердить, что с файлами формата QuickTime она работает значительно быстрее, чем Cleaner. Единственный недостаток ProCoder - это отсутствие возможности для приведения конечного перекодированного файла к определенному размеру, которая была бы очень полезна, когда необходимо дописывать видео, чтобы заполнить оставшееся на CD место. Я также обратил внимание на отсутствие версий для Mac (хотя для OS 9x и OS X они предлагаются), но поскольку компания Canopus никогда прежде не занималась разработкой программного обеспечения для Mac, это и не удивительно. Тем не менее, это демонстрация ProCoder была одна из самых ярких и впечатляющих из всех увиденных на NAB. Новый ProCoder должен был появиться в продаже в начале мая!

DPS

Самоотверженная работа компании DPS по созданию плат и программных продуктов принесла просто волшебные результаты. Демонстрацию их возможностей я могу назвать самой яркой из всех, состоявшихся в этом году Лас-Вегасе. DPS Velocity Q — новый пакет, который обеспечивает связь между платой, коммутационным блоком и программой, позволяет вывести в режиме реального времени такое количество эффектов, которое практически нереально превысить. Система, которая поступит в продажу в середине лета, способна в режиме реального времени обрабатывать четыре движущихся трехмерных цифровых эффекта с включенной графикой. Эти возможности распространяются и на несжатое видео. Компания еще не готова к продажам этого продукта, но его демонстрация стала исключительным событием на NAB. Специалисты DPS утверждают, что Velocity Q обеспечивает более высокую скорость работы и широкие возможности, чем Media 100 и 844/X. Они же сообщили, что рабочая плата с программным пакетом будут стоить порядка $10 000, а система “под ключ” - $20 000. Среди возможностей - огромное количество эффектов, переходов, трехмерных движущихся объектов, смешение сжатого и несжатого видео на одной тайм-линии и многие другие. Если DPS удастся совладать с этим “зверем”, возникнет потребность в новых мощных ускорителях. Лидеры этой гонки - компании Media 100 и DPS, уже приблизились к последнему горящему барьеру и готовы предложить аппаратные средства ускорения нового поколения для монтажа цифрового видео. Но их уже начинают догонять и другие соперники, которые уже близки к выходу на финишную прямую.

Macrosystem

Свою необычную домашнюю систему монтажа Kron компания Macrosystem представила в дорогом многокомнатном номере отеля “Мираж”. Она стоит $5500 и настолько проста в освоении, что пользоваться ее смогла бы даже моя бабушка. Kron позволяет импортировать файлы, загружать огромное количество эффектов в режиме реального времени, а также создавать элегантные DVD. Компания Macrosystem предложила совершенно неординарное решение для монтажа цифрового видео. Очень простой и понятный интерфейс Kron, разительным образом отличается от тех, что присутствуют в ряде профессиональных систем нелинейного монтажа, для полного освоения которых оператору необходимо учиться целых четыре года. Эта разработка является самым сложным продуктом компании Macrosystems и может служить образцом того, как надо делать домашние системы. Конкурировать с Kron и Avio, предлагаемыми Macrosystem, может Applied Magic со своим мощным домашним редактором ScreenPlay, 120-гигабайтная модель которого была представлена на этой выставке. Мне очень нравятся подобные системы, предназначенные для тех, кто не стремится к качеству профессионального видео и не желает возиться с компьютерами и сложными программами.

Charlie White. NAB 2002 Wrap-Up/Digital Video Editing, апрель.