stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Чарли Уайт

Adobe Premier 6.0: многоканальный звуковой монтаж

Опровергая распространенное мнение о весьма ограниченных возможностях Adobe Premier 6.0 для работы со звуком, автор статьи утверждает, что, проявив определенную изобретательность, с помощью этой программы можно создать вполне профессиональную звукозапись.

Я хочу рассказать одну забавную историю, которая произошла со мной достаточно давно, еще во время Рождественских каникул, но мне все не удавалось выкроить время написать об этом. А сейчас, во время летнего отпуска, я вновь вспомнил о ней и хочу поделиться своим опытом выполнения многоканального звукового монтажа с помощью программы Adobe Premier 6.0.

На Рождество у меня выдались несколько свободных дней, и я решил съездить отдохнуть загород. Всю дорогу я напевал один из Рождественских гимнов и никак не мог избавиться от этой уже изрядно надоевшей мелодии. Вдруг я подумал, а как бы он прозвучал, если бы одновременно исполнить все четыре его партии? Можно спеть каждую отдельно, а затем попытаться свести их вместе. Ведь у меня с собой цифровая видеокамера, которой я собирался снимать Рождественские гуляния и вполне приличный компьютер с картой /вывода сигнала DV и программой Adobe Premiere! Интересно, удастся ли мне записать несколько звуковых дорожек и смикшировать их на этом примитивном оборудовании, и насколько результат будет отличаться от профессиональной работы? И так, давайте посмотрим, что у меня получилось.

Правда, должен предупредить, что певец из меня никудышный, но достаточно долгое время я играл на саксофоне, знаю ноты и могу по ним петь. Этому меня научили еще в музыкальной школе.

Я решил попробовать спеть мою любимую Рождественскую песню, написанную более четырех веков тому назад, которая называется "Посмотри, как прекрасна цветущая роза" (Lo, How a Rose E'er Blooming). На сайте Google мне удалось достаточно быстро найти выбранную песню. Здесь были ноты для каждой партии и midi-файлы с музыкальным сопровождением для всех четырех партий. (Если в вашем компьютере нет специальных программ, позволяющих проигрывать ноты или воспроизводить midi-файлы, можно воспользоваться файлом mp3 и слушать музыкальное сопровождение, отслеживая звучание по записанным нотам).

Я надел наушники и переключил цифровую видеокамеру на запись 16-ти битного звука. Прочитав ноты еще раз, щелкнул мышью на кнопке перезагрузки в окне просмотра и запустил воспроизведение midi-файла. Слушая в наушниках ритм и изменение высоты звука (что служило своего рода простейшей метрономной дорожкой), я исполнил последовательно партии сопрано, альта, тенора и баса. После каждого удачного дубля запоминал его тайм-код, чтобы облегчить дальнейшую работу. Прослушав записи (все фрагменты были подготовлены в двух экземплярах), я решил, что все партии, спетые высокими голосами, необходимо переписать, поскольку они напоминали рулады, выводимые четырьмя изрядно пьяными мужиками, возле фонарного столба на перекрестке. Слава Богу, эту часть эксперимента мне удалось завершить с приемлемым результатом.

Щелкните мышью, чтобы увеличить изображение. Так должен выглядеть экран компьютера для проведения многоканального монтажа в Premiere 6.

Настало время приступить к более серьезному делу - монтажу и сведению фонограмм. Удастся ли превратить эту ужасную какофонию во что-то приятно звучащее? Premiere без труда справился с возложенной на него задачей  захвата  аудио   и  видео с  цифровой  видеока-
меры. Каждому клипу я присвоил свое название - Soprano 1, Soprano 2, Alto 1, Alto 2 и т. д. Теперь все восемь частей были готовы к сведению. Щелкнув правой кнопкой мыши на заголовке тайм-линии, выбрал строку Timeline Preferences и сделал все фрагменты максимально большими. Затем растянул тайм-линию по вертикали, чтобы для каждой дорожки было много место. Перетаскивая каждый клип на тайм-линию, удалял его видеосоставляющую. Ведь мне были нужны лишь аудиодорожки! Чтобы сделать это без особых усилий в Premiere, необходимо найти иконку Unlink, которая располагается внизу тайм-линии, и щелкнуть на ней.  После чего можно легко  удалить видеосоставляю-
щую часть файла с расширением .avi сразу же после его размещения на тайм-линии.



Обнаружив фальшиво ноту, я отмечал четыре точки на "резиновой ленте", где можно было снизить уровень дорожки, чтобы "вырезать" ее.

При достаточно сильном увеличении или установке более высокого разрешения для тайм-линии на волновой диаграмме становится четко видно, где начинается и заканчивается каждая музыкальная фраза. Перетащив край каждой дорожки, я подрезал их так, чтобы они начинались с первой ноты, а затем "пристыковал" их к передней кромке тайм-линии. Так как в процессе записи каждой партии я пел под midi-файл, синхронизация всех частей оказалась удовлетворительной. Надо было только выровнять все части. Наконец, настало время первого прослушивания. Увы, это было нечто ужасное! Произошла перемодуляция: при микшировании всех дорожек уровень сигнала превысил 0 дБ. Мне пришлось снизить громкость на каждой дорожке минимум на половину. Наконец то, получилось нечто вполне удобоваримое.

Затем я решил "вырезать" некоторые фальшиво звучащие ноты. Функции поиска и уничтожения работали четко. Перемещаясь по тайм-линии, я останавливал указатель на ноте, вызывающей сомнение, и щелкал на иконке с небольшим громкоговорителем, которая позволяла вырезать эту часть дорожки. При повторном воспроизведении, звучание, как правило, улучшалось. Если этого не происходило, я снова возвращался к нужному фрагменту. Обнаружив фальшивую ноту, я выбирал рядом еще четыре точки, где можно было снизить уровень сигнала, чтобы "вырезать" эту ноту, а затем увеличивал громкость до нормального уровня. Так как все фрагменты были подготовлены в двух экземплярах, такой способ оказался вполне эффективным.

Затем я решил почистить фонограмму от множества мелких шумов и добавить звучное эхо. Щелкнув на дорожке soprano 1, а затем на ярлыке Audio Filters, я нашел фильтр реверберации Reverb filter.

Я перетащил его на дорожку soprano 1 и прослушал ее звучание отдельно. Чтобы отключить все остальные дорожки, достаточно щелкнуть мышью на значке в виде маленького громкоговорителя, расположенном в конце каждой дорожки. Когда сила полученной реверберации (эха) меня устроила, я скопировал эту дорожку, нажав кнопки CTRL+C, и выбрал на тайм-линии следующую дорожку.

Затем я выбрал строку Paste Attributes в меню Edit и в открывшемся диалоговом окне щелкнул на Settings и Filters.

Аналогичное по силе эхо было назначено и этой дорожке. Затем я просто выбирал необходимую дорожку, щелкал мышью на строке Paste Attributes Again в меню Edit и получал эффект раскатистого эха.


Затем мне захотелось создать стереозапись выступления хора. Для этого басы следовало разместить слева, теноры - слева, но ближе к центру, альты - справа ближе к центру, а сопрано - справа. Щелкнув на иконке Pan на каждой дорожке (она напоминает небольшую голубую коробочку, через которую проходит линия), я мог размещать каждую дорожку там, где считал целесообразным.

Щелкните мышью на одну из иконок, чтобы прослушать звуковую    иллюс-
трацию.

Для усиления  вы-
разительности на-
чало   каждой  му-
зыкальной фразы должно звучать более энергично, а певцы начинать и заканчивать пение одновременно. Я без труда усиливал или уменьшал звучание, чтобы создавалось впечатление согласованного исполнения. В окончательном варианте, благодаря точному монтажу, вырезанным фальшивым нотам и перекатывающемуся эху, моя песня зазвучала совсем неплохо. Вы можете послушать ее первую фразу.

От проделанной работы я получил огромное удовольствие. Я советую всем попробовать сделать нечто подобное, вдруг удастся создать что-то удивительное. Ведь даже в программе Premiere 6, с ее ограниченными возможностями для работы со звуком, можно попытаться выполнить многоканальный звуковой монтаж. А ведь всего двадцать лет назад, чтобы проделать описанные выше операции, пришлось бы арендовать студию и платить за нее порядка $300 в час!

Charlie White. Audio? In Premiere? Multitracking on Shoestring/ DV Format, 2002, январь.