stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Фрэнк Каприа

Системы нелинейного монтажа: этапы развития и перспективы

На рынке постпроизводства начинают вырисовываться тенденции, которые неизбежно повлекут за собой появление нового поколения инструментальных средств. Своими мыслями о том, какие изменения произойдут в системах нелинейного монтажа в ближайшее десятилетие, я попросил рассказать Тома Охаяна.

Он был одним из членов той команды, благодаря усилиям которой, в 1989 г. на рынке появилась система Avid/1. В дальнейшем деятельность Тома была связана с разработкой различного оборудования для постпроизводства. Он принимал участие в создании Media Composer, Film Composer и разработке функций многокамерной съемки в Avid, ему посчастливилось расшифровать код к Apple IIe, который управлял проигрывателем лазерных дисков. Оханян написал несколько книг о системах нелинейного монтажа. На протяжении многих лет он осуществлял в компании Avid контроль над исследованиями.

Немного истории

DV: Почему Вы занялись цифровым нелинейным монтажом?

Том Оханян: Когда в декабре 1988 г. мне удалось увидеть опытный образец такой системы, я работал в качестве инженера по монтажу в г. Бостоне и руководил многокамерными съемками различных шоу, которые проводились в шт. Род-Айленд. В это же время в колледже этого штата я пытался научить преподавателей применять современные технологии для повышения эффективности образовательного процесса. У меня был опыт в монтаже фильмов, снятых на 16-ти и 35-ти миллиметровые пленки, я умел выполнять онлайновый монтаж и обращаться с компьютером, поэтому цифровой нелинейный монтаж, со всеми сопутствующими ему проблемами, не мог меня не увлечь.

DV: Вы говорили о том, что сейчас наступило время пятого поколения систем нелинейного монтажа. Что вы подразумевали под этим? Можете ли вы охарактеризовать предыдущие этапы?

Т.О.: На первом этапе появились сложные линейные монтажные станции, которые позволяли управлять одновременно несколькими магнитофонами, такие как Ediflex или Montage. Отличительным признаком второго этапа стало создание проигрывателей лазерных дисков Epix или CMX 6000, которые обеспечивали произвольный доступ к информации и качество, характерное для нелинейных систем. Третья этап ознаменовался появлением цифровых систем с высоким качеством сжатого изображения. Четвертый этап был связан с широким распространением цифровых систем нелинейного монтажа. Основная задача, которую ставили разработчики систем четвертого поколения, заключалась в достижении высокого результирующего качества изображения и обеспечения возможностей для его окончательной доработки непосредственно с диска.

На пятом этапе были существенно расширены возможности внутрикадрового монтажа, а на шестом - будет создан исчерпывающий набор цифровых инструментов для управления медиаконтентом. Одновременно будет достигнута большая совместимость между цифровыми метаданными, а процессы обмена и доставки медиаконтента станут гораздо проще. На шестом этапе такие совместимые системы позволят пользователям осуществлять качественный поиск и передачу медиаданных по сетям.

С появлением систем седьмого поколения произойдет их дальнейшее разделение на те, что оснащаются фирменными патентованными встраиваемыми модулями и те, которым требуется лишь программное обеспечение, обострится противостояние между разработчиками программного и аппаратного обеспечения.

И, наконец, на восьмом этапе появятся системы, которые обеспечат полную свободу для творчества, в том числе и за счет того, что ввод материала и монтаж можно будет проводить одновременно.

Том Оханян - один из разработчиков Avid Media Composer и Film Composer, а также функций многокамерной съемки в Avid.

Новые системы

DV: Современные системы нелинейного монтажа позволяют выполнять практически все, и создается впечатление, что процесс их совершенствования несколько замедлился. В каком направлении будут расширяться возможности систем нелинейного монтажа?

Т.О.: Современные системы нелинейного монтажа включают самые разнообразные инструменты, с помощью которых пользователи могут откорректировать отснятый материал, добавить фильтры, применить тысячи дополнительных эффектов, в том числе встраиваемых (плагинов), и выполнить еще много других операций. Но просты ли они в работе? Их инструментальные наборы включают различные эффекты, но процесс согласования видеоматериала эпизода или вырезание его части при монтаже все еще остается достаточно сложным.

С моей точки зрения, системы нелинейного монтажа пока не способны делать многое из того, что хотелось бы, и еще далеки от совершенства. В первую очередь, это касается работы в режиме реального времени. Нынешнее состояние дел здесь даже не приближается к тому, что можно было бы назвать "работой в режиме реального времени". Мне кажется, что необходим кардинальный пересмотр самого понятия реального времени. Мы уже почти восемь лет опираемся на концепцию режима реального времени "два + один": два потока видео в режиме реального времени плюс один слой графики. Но почему бы нам ни работать на системах, способных обрабатывать множество потоков несжатого видео с независимым кеингом, которые были бы гибкими в приоритетах размещения слоев, а их стоимость выражались бы не шестизначными, а пятизначными числами? Я уверен, концепция "режим реального времени" в ближайшем будущем будет пересмотрена.

Возрастающая роль инженеров видеомонтажа

DV: Изменятся ли роль и функции инженера видеомонтажа?

Т.О.: Что касается их основных функций, то они останутся прежними, а вот то, что произойдет с изображением в кадре во многом будет определяться мастерством инженеров видеомонтажа. Именно от них будет зависеть, как медиаконтент поступит в системы и в каком виде он будет выводиться из них, как и каким образом он попадет на следующую рабочую станцию или в другие приложения, как будет осуществляться совместная работа различных подразделений. Сейчас у монтажеров имеется гораздо больше средств, чем когда-либо ранее. Поэтому, при наличии достаточного времени, они способны значительно качественнее выполнить любой вид работы, использовать более совершенные аудиоинструменты, средства для создания специальных визуальных эффектов и другие возможности. Инженер по видеомонтажу может довести любой эпизод до совершенства, что будет способствовать лучшему восприятию фильма. Я глубоко убежден, что ответственность, которая возлагается на инженеров видеомонтажа, в будущем возрастет.

DV: Сейчас много говорят о так называемой "совместной работе" над проектами. Что Вы думаете по этому поводу?

Т.О.: Понятие "совместная работа" -- очень емкое. Это может касаться использования медиаконтента и метаданных, когда необходимо контактировать со звукорежиссером. Это может быть сотрудничество в режиме реального времени, когда все могут просматривать, обрабатывать и высказывать свои замечания по какому то фрагменту медиаконтента. Мне кажется, что здесь главное не технология, а на то, как добиться более эффективного и экономически выгодного способа реализации задачи.

Конечно, хорошо иметь наборы инструментальных средств, которые позволяют пользователям совместно использовать медиаконтент или метаданные и обмениваться мнениями относительно выполняемой работы. Если на то, чтобы отправить режиссеру фрагмент медиаконтента и получить его ответ, потребуется меньше времени, чем на запись на пленку и отправку срочной почтой, сэкономленное время можно будет потратить на внесение изменений и совершенствование фрагмента.

Но, мне кажется, что, говоря о совместной работе, не стоит зацикливаться на реальном времени. Это более широкое понятие, которое подразумевает создание средств, способных обеспечить эффективную работу, быстрый обмен результатами и своевременное получение замечаний.

DV: Какие изменения произойдут в способах распространения видеоконтента?

Т.О.: Сейчас наблюдается резкое сокращение количества производимых кассет, предназначенных для розничной продажи. Доля продаж и распределения контента по электронным каналам будет возрастать. Основные проблемы режиссера и команды, которая занимается постпроизводством, будут связаны с тем, чтобы уложиться в эфирное время.

***

Сейчас все уже устали от необходимости изучения новых инструментальных средств и овладения более совершенными технологиями. Но порой мы отказываемся от новинок слишком быстро. В 1990 г. более двадцати видеоинженерам из WGBH предоставили возможность научиться проводить монтаж на оборудовании Avid. Система была установлена в аппаратной и каждый, кто хотел, мог "покрутить" ее и поработать на ней. Однако сделали это всего четыре человека! Остальные были уверены, что на этом оборудовании монтаж никто и никогда проводить не будет. Именно этот случай я вспоминаю всякий раз, когда демонстрируется новое технологическое решение и думаю: "Что передо мной: новый Avid или очередной Edsel?"

Frank Capria. Where Do We Go from Here?/DV, 2002, май.