stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Бэрри Брейверман

Видеокамера AG-DVX100: DV + 24p

До недавнего времени одновременная поддержка камерой форматов DV и 24p воспринималась как нечто нереальное. Но компании Panasonic удалось создать видеокамеру, в которой реализованы эти и множество других потрясающих возможностей. Появление этой модели привлекло большое внимание специалистов, хотя пока Panasonic предлагает только версию NTSC. Учитывая желание наших читателей побольше узнать о новой камере, мы публикуем обзор, посвященный ее характеристикам, не дожидаясь выхода варианта PAL, который должен появиться в скором времени.

Среди профессиональных видеооператоров, занимающихся производством художественных фильмов, только Джордж Лукас со своей командой смогли воспользоваться возможностями формата 24р. Отныне же, благодаря модели AG-DVX100 стоимостью $3800, которую выпустила компания Panasonic, эти возможности стали доступными не только для избранных.

В середине сентября прошлого года у меня появилась возможность поработать с опытным образцом видеокамеры DVX100, и я был просто поражен ее рабочими характеристиками.

В техническом центре Tiffen Technical Center мне удалось снять несколько сцен, освещенных лампами накаливания и дневного света, в которых были задействованы как мужчины, так и женщины. В одной сцене я поместил объект съемки перед большим нарисованным окном, освещенном двумя приборами Gyoury, которые обеспечивали необходимый мягкий дневной свет и заполняли тени. Для освещения другой сцены, чтобы лицо персонажа в кадре выглядело привлекательнее, я использовал различные приборы с линзами Френеля.

И разрешение, и воспроизведение тонов в режимах с прогрессивной и традиционной непрогрессивной разверткой были значительно лучше, чем у камер этого ценового сегмента, с которые мне довелось работать прежде. Конечно, во многом это обусловлено ПЗС последнего поколения 1/3 дюйма на 410 тысяч пикселей и оптикой выше среднего уровня качества, которыми оснащена видеокамера AG-DVX100. В режиме 24р очень четко воспроизводились все детали затененного изображения, правда, иногда наблюдалось очень незначительное искажение цвета объектов, окрашенных в яркие насыщенные тона. С подобными искажениями, которые особенно часто проявляются в красном участке спектра, хорошо знакомы всем операторам цифрового видео.

Начиная с того момента, когда видеокамера DVX100 была представлена на выставке NAB 2002, она продолжает вызывать необычайный интерес. Уже к 1 октября 2002 года --официальному дню начала продаж, в компанию поступило несколько тысяч заказов!

Для многих операторов, работающих в формате DV, преимущества, которые дает съемка в формате 24р, все еще остаются загадкой. Ведь для мониторов и дисплеев стандарта NTSC характерно неизменное количество чересстрочных полей - 60i, а системы нелинейного монтажа пока либо имеют очень ограниченную поддержку формата 24р или не имеют ее вовсе. Запись же на пленку в видеокамере DVX100 осуществляется со скоростью 30 чересстрочных кадров в секунду. Так, какие же новые возможности открывает формат 24р?

Дело в том, что в формате 24р (на самом деле 480р) разрешение выше, чем в традиционном стандарте NTSC. При захвате каждого кадра изображения происходит его полное сканирование. Это радикальным образом отличается от традиционного сканирования каждого кадра дважды, которое используется для получения четных и нечетных полей при формировании чересстрочного изображения.

Прогрессивное сканирование предотвращает появление тех артефактов, которые могут возникать между полями, подавление подобных артефактов существенно сказывается на качестве изображения. Хотя относительно высокая степень сжатия 5:1, характерная для формата DV, все еще отталкивает многих операторов, компании Panasonic удалось не просто ликвидировать зубцы, присущие чересстрочному NTSC-изображению, а значительно расширить возможности камер этого типа. К своей первой видеокамере, поддерживающей форматы 24р и DV, специалисты компании Panasonic относятся как к стартовой модели, возможности которой еще предстоит оценить пользователям, поэтому в DVX100 был включен ряд интересных альтернативных опций.

Так, оператору предлагается возможность выбора режима записи: традиционный чересстрочный формат 60i или один из трех прогрессивных режимов. В режиме 60i видеокамера DVX100 работает как обычная традиционная цифровая видеокамера, но обеспечивает более высокое разрешение и повышенную контрастность.

Оператор также может выбрать и прогрессивный режим 30 кадров/с (30p), в котором видеокамера будет производить качественный захват неподвижных кадров, без присущих NTSC чересстрочных артефактов.

В режиме 24р происходят вещи более интересные. Специалисты компании Panasonic отдали предпочтение двум вариантам этого режима: стандартному и расширенному.

В стандартном режиме 24р захват изображения происходит со скоростью 24 кадра в секунду. Затем поток видеоданных преобразуется в 60-польный чересстрочный сигнал по обычной схеме вычитания и прибавления кадров 3:2 (см. врезку). Полученное видео записывается на пленку в стандарте miniDV и может обрабатываться на стандартных системах монтажа, поддерживающих режим 30 кадров в секунду. При этом качество изображения, несмотря на неизбежные артефакты (смещения, зубцы и др.), возникающие при преобразовании в формат 3:2 60i, очень близко к тому, которое характерно для киносъемки со скоростью 24 кадра в секунду.

В расширенном режиме 24р изображения также последовательно сканируются со скоростью 24 кадра в секунду, но преобразование кадров в формат 60i происходит несколько по-другому (см. врезку). В этом случае кадры с высоким разрешением, записанные первоначально в формате 24р, восстанавливаются в системе нелинейного монтажа (или иной среде, пригодной для композитинга) за счет удаления излишних кадров, которые были добавлены в процессе телекинопреобразования.

В настоящее время только очень ограниченное число систем нелинейного монтажа поддерживают расширенный режим 24р, но представители корпорации Apple и компании Panasonic обещали, что в ближайшем будущем все необходимые функции для реализации преимуществ формата 24р функции будут включены в систему Final Cut Pro 3. Тогда с помощью этой программы можно будет точно восстанавливать оригинальную последовательность кадров, подготовленных в расширенном режиме 24р.

Мне кажется, что одно из достоинств видеокамеры DVX100, которая поддерживает формат 24р, заключается в том, что созданный в формате DV шедевр, можно перенести не только на 35-миллиметровую пленку, но и записать на DVD. Дело в том, что любой DVD-плеер может воспроизводить видео формата 24р!

Для распространения художественных фильмов, снятых со скоростью 24 кадра в секунду, на DVD, проводят необходимые для NTSC преобразования в режиме вычитания и прибавления кадров 3:2. При скорости кодировании 24 кадра в секунду устраняются артефакты, возникшие при сжатии избыточных полей, которые были добавлены в процессе телекинопреобразования. Кодирование при скорости 24 кадра в секунду уменьшает объем файла на 20%, что не так уж и мало, учитывая постоянные требования производителей DVD, уменьшить объем и проводить перекодировку на наибольшей из возможных скоростей передачи данных.

Следует признать, что существующие кодеры и транскодеры MPEG-2 не обладают должными возможностями для правильной идентификации потоков видеоданных формата 24р. Но разработчики оборудования и программного обеспечения (в том числе и Apple) уже предпринимают необходимые меры для обеспечения неограниченной поддержки этого формата.

Появление видеокамеры Panasonic AG-DVX100 -- лишь первый вестник того, в недалеком будущем произойдет значительный прорыв на рынке устройств 24p/DV. Помимо заложенной возможности последовательного прогрессивного сканирования, видеокамерам этого типа присущи и другие важные функций, характерные для профессионального оборудования. Одна из них -- Cinelook, позволяющая имитировать качество изображения, свойственное кинопленке. Хотелось бы отметить и прекрасный объектив 10х, производства Leica (f1,6; 4.5 - 45 мм), который обеспечивает оператору на удивление хорошее представление о снимаемом объекте, особенно, если сравнивать его с сомнительной оптикой, которая обычно входит в комплект поставки оборудования этой ценовой категории.

В камере предусмотрены два входных разъема для аудио типа XLR и возможность ручной установки уровня сигнала. Пользователь может выбирать нужный тайм-код (покадровый или временной), включать встроенный компенсатор дрожания видеокамеры, а также воспользоваться разветвленным меню для задания самых различных функций -- от переключателя шаблона "зебры" и сглаживания мелких дефектов кожи до регулировки спектральной чувствительности матриц.

Мне довелось работать только с опытным образцом камеры, поэтому я не могу дать справедливую оценку его механике (это слабое место большинства цифровых видеокамер). Но надеюсь, что у промышленных образцов DVX100 кольца, которыми осуществляют ручную наводку на резкость и изменение режима трансфокации, будут работать эффективнее и надежнее. Хотя следует отметить, объектив и встроенный сервопривод функционируют значительно лучше, чем у какой-либо иной камеры этого ценового диапазона.


Среди того, что мне не понравилось в этой видеокамере, следует назвать очень чувствительный переключатель меню (но возможно эта недоработка присуща лишь данному опытному образцу), а также неожиданное расположение некоторых органов управления, в том числе и ручное управление диафрагмой. Размещение его рядом с переключателем баланса белого противоречит всякой логике! В тупик меня поставили и открывающиеся назад шторки объектива.

Преобразование изображения в видеокамере AG-DVX100

Изображения, снятые со скоростью 30 кадров в секунду, преобразуются в 60-польные чересстрочные сигналы, которые можно вывести на экран в стандарте NTSC или записать на пленку в формате DV. В неподвижных изображениях практически отсутствуют артефакты, вызванные дрожанием камеры и преобразованием по обычной схеме вычитания и прибавления кадров 3:2.

Ао - А_нечетный
Ае - А_четный


Изображения, снятые в стандартном режиме 24р, преобразуются в 60-польные чересстрочные сигналы по обычной схеме вычитания и прибавления кадров 3:2, полученные сигналы можно вывести на экран в стандарте NTSC или записать на пленку.

Ао - А_нечетный
Ае - А_четный


Изображение, снятое в расширенном режиме 24р, преобразуются в 60-польные чересстрочные сигналы по расширенной схеме, полученные сигналы можно вывести на экран в стандарте NTSC или записать на пленку в формате DV.

Ао - А_нечетный
Ае - А_четный

При использовании стандартного режима 24р изображения различных кадров растягиваются по следующей схеме: [B_нечетный, C_четный], [C_ нечетный, D_ четный] и [G_ нечетный, H_ четный].

При использовании расширенного режима 24р достигаются минимальные потери качества изображения за счет вырезания следующих кадров: [B_ нечетный C_ четный] и [F_ нечетный, G_ четный].