stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Андрей Ряхин

Заметки с CeBIT 2003

Любая выставка отражает состояние индустрии, поэтому и CeBIT 2003, которая состоялась в марте в г. Ганновере (Германия), имела меньшую, чем в предыдущие годы экспозицию, как по площади, так и по числу экспонатов, была не столь яркой и шумной как обычно, а более "приземленной" и практичной. Многие фирмы, пережидая затянувшийся мировой спад в компьютерной индустрии, либо отказались от участия (например, Adobe, Matrox, Pioneer), либо сократили свое присутствие до минимальных площадей (Ulead, Canopus), ограничившись демонстрацией действительно актуальных новинок. Однако на фоне оглушительного провала прошлой осенью Comdex Fall в США (ее экспозиция была вдвое меньше обычной), значимость CeBIT в качестве ведущей выставки информационных технологий только возросла. Она остается одним из самых ярких событий, отражающим направление развития компьютерной индустрии, на котором традиционно демонстрируются новые технологий и продукты. О некоторых новинках и тенденциях, наиболее интересных с точки зрения цифрового видео, мне и хотелось бы рассказать.

Начнем с теперь уже очевидного изменения технологии компьютерной обработки и редактирования видео. Если ранее эти задачи в основном возлагались на специализированные и дорогостоящие компьютерные платы, оснащенные мощными видеопроцессорами эффектов, то сегодня их все более успешно решают компьютерные процессоры общего назначения. Так, Pentium IV 2 ГГц с памятью 512 Мбайт уже может справляться с большинством операций с видео в реальном времени. На аппаратном уровне реализуются только запись исходного видео на РС в цифровом виде и обратный вывод после обработки. Впрочем, оснащение компьютера картой IEEE 1394, которая позволит осуществлять прием-передачу цифрового видео с цифровой камеры на компьютер в стандарте DV, сегодня обойдется всего в $50. А завтра, когда общепринятыми станут компьютеры на 3 ГГц с гигабайтной памятью, необходимость в использовании для выполнения в реальном времени (real-time) над несколькими слоями видео некоторого заданного набора 2D/3D-эффектов таких плат как Pinnacle DV500 и Matrox RT.X10 окончательно отпадет. Таким образом, на первый план выдвигаются не специализированные платы, а программы, обеспечивающие обработку нескольких слоев видео, графики и титров в стандарте native-DV. При этом большая часть наиболее востребованных операций над видео будет выполняться в реальном времени, но для многих сложных эффектов даже на P-IV 3 ГГЦ все-таки понадобится программный просчет (рендеринг). Особенно это касается феерически красивых 3D-эффектов, многослойного композитинга, сложных операций с 3D-объектами и цветом. Поэтому для профессиональной работы видеоплаты уровня Pinnacle Pro-ONE RTDV, Matrox RT.X100, Canopus DVStorm 2 (и выше) останутся востребованы. Но общая тенденция очевидна - наступило время мощных и высокопроизводительных программных пакетов для монтажа видео. Причем наиболее ценным в них будет не столько интегрированность различных функций редактирования и вариантов создания продукции для различных приложений, сколько эффективность использования вычислительных ресурсов компьютера (т. е. сколько они смогут "выжать" из него без поддержки специализированного видеопроцессора). И на CeBIT 2003 было продемонстрировано несколько достойных примеров практической реализации данного подхода.

Ulead MediaStudio Pro 7Вполне заслуженно первое место среди них принад- лежит Ulead MediaStudio Pro 7. Долгое время на рынке видеомонтажных программ среднего (полупрофес- сионального) сегмента лидировала Adobe Premiere. До недавнего времени подавляющее большинство решений для нелинейного монтажа поставлялось в комплекте именно с этой программой (Pinnacle Systems - DC20/DC30, DV200/DV300/DV500, Pro-ONE, DC1000/DC2000, ReelTime и даже Targa 3000; Matrox - RT2000/2500, RT.X10/100, DigiSuite LE/LX; Dazzle - DV.now/DV.now AV). Даже если она не входила в стандартное решение и в комплекте с видеоплатой предлагалась другая монтажная программа, то нередко дополнительно писалась специальная программа-утилита (plug-in), позволяющая использовать видеоплату из-под Adobe Premiere (Canopus DVStorm, DPS Velocity). Подобное положение дел не устраивало многих. В первую очередь, монополия данной программы приводила к высокой стоимости соответствующих комплектов (недаром последнее время появились специальные предложения видеоплат без Adobe Premiere: Pinnacle Pro-ONE RTDV SE, Matrox RT.X10, Dazzle DV.now AV Basic). Кроме того, развитие Adobe Premiere стало заметно отставать от требований времени, ее версии 6.0 и 6.5 с поддержкой давно назревших функций (среди них ввод/вывод по DV type I/II и MPEG-2 импорт/экспорт с тайм-линии) появились на полгода позже, чем соответствующие версии ближайшего конкурента - программы MediaStudio Pro фирмы Ulead Systems. На CeBIT 2003 Ulead продемонстрировала уже новую версию 7, а стенда Adobe на этой выставке просто не было (по слухам Premiere 7 появится только осенью). MediaStudio Pro 7 - это чисто программное real-time-редактирование и вывод по DV (на Pentium 4 3.0 ГГц - до 5 DV потоков). Кроме того, конечно, захват в MPEG-2 и автоматическое разбиение захваченных фрагментов на отдельные клипы на основании разрыва временного кода (timecode detection) или резкого изменения содержания сцены (content detection). А также новые эффекты, улучшенный редактор аудио, встроенный модуль создания DVD, генератор анимированной графики и титров. Наконец, поддержка 2-процессорных систем и новейшей технологии Intel Hyper-Threading. Учитывая все перечисленное, надо признать, что MediaStudio Pro 7 - это эффективное по возможностям и гибкое по ресурсам (программно масштабируемое) решение, позволяющее пользователю действительно сконцентрироваться на творчестве и выполнить весь цикл работ - от DV до DVD - в рамках одного интегрированного программного пакета. Его рекомендованная розничная цена составляет 499,95 евро.

Другим лидером в разработке программ нового поколения для real-time-редактирования видео, безусловно, является компания Pinnacle Systems (PS). Дж. Ким Феннел - президент PS, сообщил, что, несмотря на продолжающийся спад в мировой компьютерной индустрии, во II квартале общий объем продаж компании по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года вырос на 43%. Столь значительные финансовые успехи позволили Pinnacle Systems продолжить агрессивную политику укрепления положения на рынке за счет приобретения новых компаний и, соответственно, интеграции новых продуктов. Так, в октябре 2002 г. была приобретена VOB Computersystems GmbH, поэтому популярная программа записи и копирования CD и DVD дисков InstantCD/DVD на CeBIT демонстрировалась на стенде PS уже как Pinnacle InstantCD/DVD. А в январе 2003 состоялась покупка Steinberg Media Technologies AG, которая с 1984 г. специализировалась на разработке и производстве программных решений для цифрового звука, предназначенных для профессиональных музыкантов и продюсеров аудиопродукции. Данное приобретение позволит PS существенно укрепить свои позиции на рынке цифрового аудио и предлагать своим пользователям полный спектр профессиональных решений, как для видео, так и для аудио.

Среди действительно значимых новинок от PS, показанных на CeBIT, в первую очередь, необходимо отметить новую версию профессиональной программы видеомонтажа Edition 5. Напомним, что программа Edition появилась в арсенале PS в результате приобретения в 2001 г. подразделения профессиональных продуктов немецкой компании FAST Multimedia, которая в свое время была одним из пионеров и лидеров на рынке решений для цифрового редактирования видео, ее продукты ценились за эффективность программной реализации. В конце прошлого десятилетия FAST решила сконцентрироваться только на профессиональном сегменте рынка, вложив значительные ресурсы в разработку принципиально нового семейства продуктов Blue, Silver и Purple, ключевым элементом которых была мощная программа редактирования. Но, предельно затянув цикл разработки и не получив адекватного коммерческого результата, FAST оказалась на гране банкротства и была распродана по частям. Pinnacle достался лакомый кусок в виде наработанного уникального программного обеспечения, которое вскоре с небольшими доработками появилось в таких продуктах PS, как Liquid Blue/Silver/Purple (в подразделении Broadcast & Professional) и Edition (в подразделении Consumer & Business). Отличительной чертой Edition (и, конечно, Liquid) является фоновый рендеринг, позволяющий пользователю, отправив законченный фрагмент на просчет, продолжать редактирование на тайм-линии. Весьма симптоматично, что на стенде Pinnacle Systems на CeBIT 2003 не было представлено ни одного продукта на базе Adobe Premiere. Более того, если еще в прошлом году активно продвигались и Edition DV (комплект программы Edition со стандартной DV-платой), и Edition DV500 (Edition с поддержкой аппаратных возможностей платы DV500), то теперь не демонстрировалась ни одна из специализированных видеомонтажных плат (ни DV500, ни Pro-ONE/RTDV).Pinnacle Edition Pro Взамен была предложена Pinnacle Edition 5! Главное ее преимущество - опора на вычислительные ресурсы самого компьютера: центрального процессора и графической карты AGP. Около тысячи real-time 2D/3D-эффектов Hollywood FX при трех-пяти потоках DV-видео с наложением графики. Кроме того, многочисленные real-time-фильтры (move, scale, rotate, borders, shadows, crop, blur, chromakey, lumakey, YUV color correction и др.). А в перспективе - дальнейшее увеличение real-time-возможностей по мере роста производительности компьютера. И при этом уникальные фоновый рендеринг и DVD-авторинг непосредственно с time-line, неограниченное число треков видео/аудио/графики и субпиксельная точность просчета видеоэффектов, а также уже почти стандартная в настоящее время функция автоматического разделения фрагментов на клипы (по тайм-коду и по содержанию). Edition 5 должна поступить в продажу в мае этого года и при рекомендованной цене 799 евро включает в себя собственно программу и стандартную DV-плату для real-time ввода/вывода видео в цифровом формате. Но существует еще и "усиленный" вариант Edition Pro стоимостью 999 евро - вместо DV платы он включает специализированную AGP графическую карту (совместная разработка Pinnacle и ATI), оснащенную как DV, так и аналоговыми входами/выходами, которые могут работать параллельно. Использование 3D-процессора этой графической карты позволяет добавить еще сотни real-time-эффектов и фильтров (page peel/curl, wipes, iris, lens flare, magnify, PiP и др.). Выпуском Edition 5 Pinnacle Systems завершает стратегическую переориентацию от разработки уникальных специализированных видеопроцессоров/плат к разработке и поставке законченных программных решений.

PS MovieboxНельзя не отметить и два новых решения компании Pinnacle, ориентированных на домашних пользователей - Studio MovieBox DV и Studio MovieBox USB. Это внешние боксы весьма оригинального дизайна, который разработан FA Porsche подсоединяются к компьютеру по интерфейсу DV и USB 2.0 и поставляются с популярной программой Pinnacle Studio 8. MovieBox DV (рекомендованная цена 299 евро) представляет собой обычный конвертер DV"Composite/S-video+Audio и позволяет вводить/выводить и редактировать как цифровое, так и аналоговое видео в стандарте native DV. Второй продукт MovieBox USB (рекомендованная цена 249 евро) предназначен для захвата и редактирования только аналогового видео в стандарте MPEG-1 или MPEG-2 (1-12 Мбит/с). После обработки готовый фильм может быть сохранен в виде DVD или записан обратно на ленту через аналоговый выход. Правда, справедливости ради нужно отметить, что подобные решения хорошо известны и были представлены на рынке еще в прошлом году. Так, например, MovieBox USB является аналогом Dazzle DVC 150, а MovieBox DV - аналогом Dazzle Hollywood DV-Bridge, причем продукты Dazzle уже давно не являются новинками.

Hollywood USB 2.0

Real-Time Video Producer (RTVP)На CeBIT 2003 компания Dazzle продемонстрировала свои новые достижения в этом направлении. Среди них Hollywood USB 2.0 (рекомендованная цена 349 евро), которое, как и DVC 150, основано на аппаратной компрессии MPEG-2 и позволяет вводить/выводить оцифрованное видео по интерфейсу USB 2.0, но в отличие от предшественника, может захватывать видео не только с аналогового, но и с цифрового выхода камеры. Впрочем, концептуально самым интересным продуктом на стенде Dazzle был Real-Time Video Producer (RTVP) . Его основная задача - предоставить многочисленным пользователям и сторонникам Adobe Premiere 6.5 расширенные возможности real-time-редактирования одновременно нескольких потоков DV-видео за счет интеллектуального программного обеспечения (plug-in) . И это команде Dazzle вполне удалось! Уже на 2.4 ГГц Pentium 4 RTVP обеспечивает возможность одновременного проигрывания в реальном времени трех потоков видео с тремя фильтрами цветокоррекции, переходами, эффектом PiP с движением и наложением нескольких слоев титров!
Dazzle screen shot RTVP
Dazzle RTVP Smart BoxВ основе такой высокой производительности - обработка видео в "естественном" YUV 4:2:2 представлении в течение всего процесса его редактирования (а не в типичном для компьютерной графики тяжеловесном для вычислений представлении RGB 4:4:4). RTVP поставляется с внешним коммутационным блоком DV/Analog (DV"Composite/S-Video + Stereo Audio конвертор), соединяемым с компьютером по интерфейсу IEEE 1394 . Передача и обработка видео в РС производится в формате native DV. В Европе данный продукт уже доступен с середины марта по цене 629 евро (комплект с полной версией Adobe Premiere 6.5, программами эффектов Boris FX и DVD-авторинга DVD.Complete Deluxe). В России этим летом должна появиться специальная "облегченная" версия RTVP (без Premiere и Boris FX) по более доступной цене.

Таким образом, в создании новых продуктов для монтажа и редактирования видео акцент теперь делается на "умные" программные решения. А какая из рассмотренных программ станет лидером, покажет время. Возможно, это будет Ulead MediaStudio Pro с ее независимой линией развития, либо Edition Pinnacle Systems, в которой реализован огромный опыт многочисленных аппаратных решений и интеллектуальный потенциал поглощенных софтверных фирм, либо все же Adobe Premiere, имеющая многомиллионную армию активных пользователей, мощную команду разработчиков и поддерживаемая многочисленными партнерами. Но в любом случае в проигрыше мы с вами не останемся.