stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Цифровые видеокамеры

Люк Хоунс

      Полевые и студийные испытания шести видеокамер стоимостью от $4000 до $31 000 показали, что прямой зависимости качества от цены нет.

DSR-130
Sony, $18 900
AJ-D810
Panasonic, $19 950
HL-V77
Ikegami, $31 000
AG-EZ30
Panasonic, $3995
DSR-200A
Sony, $5800
ENG-2910
JVC, $13 132

      Впервые я столкнулся с видео в 1985-м на занятиях по основам видеопроизводства в BAVC (Bay Area Video Coalition) в Сан-Франциско. У нас была ярко-оранжевая камера JVC KY-2000, и мы учились регулировать объектив для уменьшения цветовой аберрации. При манипуляциях с включенной камерой требовалось внимание, так как если слишком долго направлять ее на яркий источник света (или, упаси Боже, на солнце), то можно ее сжечь.
      Прошло 13 лет, теперь я руковожу студией постпроизводства в BAVC, и камеры не те, что прежде. Уже много лет я ни от кого не слышу: "Осторожно! На тебе свет!"
      Как и многие другие студии, для высококачественных выездных съемок мы используем камеры Betacam SP. Сейчас у нас только одна цифровая видеокамера - Sony VX1000, мы пользуемся ею сами и сдаем в аренду. Но, похоже, пришло время заменить наши камкордеры Betacam SP цифровыми видеокамерами более высокого качества.
      Дело в том, что студия быстро переходит на цифровое оборудование. Хотя наша аппаратная чистового монтажа Accom Axial и линейная, она имеет цифровую инфраструктуру, а материал в нее подается с двух цифровых видеодек Digital Betacam. У Avid Media Composer цифровой вход/выход SDI. Мы используем рабочие станции After Effects, которые производят рендеринг через Fast Ethernet на цифровой диск-рекордер Accom 2Xtreme, служащий источником при чистовом монтаже. Однажды я заметил, что один сотрудник использует наш FTP-сайт для обмена графическими материалами с другой студией.
      Для полноты картины нам осталось обзавестись лишь цифровыми видеокамерами. Мы работаем с видеопродюсерами, которые снимают документальные и художественные фильмы, причем только с независимыми продюсерами. Тем не менее наши сотрудники прошли техническую подготовку в National PBS (Служба общественного вещания), для того чтобы выпускаемые нами видеопроекты соответствовали вещательным стандартам. Нашу продукцию можно увидеть в сети PBS, в художественных музеях и даже в Смитсонианском музее. В общем, чтобы наши труды по созданию цифровой инфраструктуры постобработки не пропали напрасно, начало производственного процесса, а именно съемка, тоже должно быть цифровым.
      Все же цены на цифровые видеокамеры крутоваты, так что и решение дорогого стоит. Нужно учитывать не только качество получаемого изображения, но и имеющиеся у камеры функции, ее эргономику, надежность, простоту, совместимость с входящим в систему оборудованием, например деками, поддержку со стороны изготовителя, а также распространение формата камеры на рынке. Вещательная камера является солидным вложением капитала для компании, желающей выпускать продукцию высокого уровня и получать доход от сдачи этой камеры в аренду. Но учитывая неопределенную ситуацию с форматами, такая покупка может оказаться непростым решением.
      Выбирая цифровую видеокамеру, важно оценить разницу между вещательным и полупрофессиональным (prosumer) продуктом. У теперешних "pro" DV-форматов, вроде DVCAM, DVCPRO и Digital S, повышенные скорости протяжки и увеличенная ширина дорожки, что уменьшает вероятность выпадения сигнала, но отличия этих камер не  сводятся только к пленке. Профессиональные камеры обладают дополнительными свойствами, такими, как тайм-код, улучшенные объективы, управление изображением и улучшенная конструкция. Но и стоят они от $20 000 и выше.
      В этой статье мы рассмотрим шесть цифровых видеокамер. Их испытывал Вернон Като, оператор службы новостей, который таскает их на своем плече каждый день, и я, руководитель студии постпроизводства, потенциальный покупатель такой камеры. Для оценки качества изображения мы собрали группу экспертов-видеопрофессионалов. Короче, мы принимали решения с позиции большинства пользователей.

Затраты и приобретения

      Для начала не могу не выразить свои чувства по поводу форматов цифрового видео. Ну давайте же наконец договоримся об одном формате и будем в нем работать!
      Страшно подумать о тех суммах, которые были затрачены на деки Betamax и камеры MII. А в этой статье речь пойдет о камерах стоимостью от $4000 до $35 500.

Вопрос ценой в 20 000 долларов

      Если вы всерьез собрались потратить такие деньги на видеокамеру, то наверное вам нужно что-то большее, чем просто качественное изображение. Ведь вам самому придется с ней работать, она станет частью вашей рабочей среды. Иногда из этого следует, что вам хочется иметь самую дорогую камеру. Но вы будете удивлены, узнав, как часто цена не соответствует реальному качеству.
      Для съемки внестудийных новостийных репортажей мы возили камеры на объекты. Потом в студии мы прогоняли их через "полосу препятствий" в виде текстур, цветов и отражений. К тому же мы не пренебрегали слухами, которыми земля полнится, и узнавали, кто и что покупает.
      Изображение на выходе камеры оценивала группа, состоящая из профессиональных операторов, сотрудников видеостудий и ателье постпроизводства и их руководителей, а также редакторов видеомонтажа. Все эксперты высказывали свои мнения о том, что бы им хотелось получить за такие деньги.
      И вот что мы узнали.

Готовьсь! Пли!

      Мы тестировали камеры, в которых для получения изображения использовались три ПЗС-матрицы. Камеры с одной матрицей по качеству и цене находятся на ступень ниже.
      Большинство испытанных камер являются камкордерами, т. е. в них конструктивно объединены видеокамера и магнитофон. Две камеры (JVC KY-D29 и Sony DXC-30) имеют отделяемый магнитофон, это дает возможность пристыковывать к одной камере магнитофоны разных стандартов от разных производителей. За исключением самых дешевых (Panasonic AG-EZ30 и Sony DSR-200A), у всех камер сменные объективы. У многих камер есть программируемый (или регулируемый) тайм-код. Он остается основным средством управления данными для видеопроизводителей. Если съемка велась без тайм-кода, то потом его приходится вводить, перегоняя материал в такие форматы, как Betacam SP и Digital Betacam.
      В обзоре приведены основные технические характеристики от производителей. Сведения о функциях и свойствах можно найти по адресу: www.dv.com. За этими характеристиками мы стремились увидеть особенности, совместимость и качество изображения камер.

Тесты

      Мы подвергли камеры одинаковым испытаниям и получили подробные сведения о каждой из них. Мы не проверяли способность работать в широкоэкранном режиме и коррекцию развертки для съемок с экранов компьютерных мониторов.
      Учитывая разницу в качестве форматов 4:2:2 и 4:1:1 (см. врезку на с. 8), мы решили испытывать камеры только в форматах 4:1:1 DVCPRO, или DVCAM, или miniDV. Чтобы уравнять условия студийных испытаний, в камерах со сменными объективами мы использовали один и тот же объектив 18xCanon. Пленки проигрывались на студийных деках (Panasonic AJ-D750 и Sony DSR-60) от производителя камеры. Пленки от камеры DV JVC BR-DV10 воспроизводились на Sony DSR-60. Мы использовали студийные деки вместо встроенных магнитофонов, потому что производители камер предпочитают экономить деньги на воспроизводящей части видеомагнитофона, к которой предъявляются минимальные требования по разрешению и воспроизведению цвета. Для оценки качества изображения мы использовали аналоговый YUV-выход деки, сигнал с которого подавался на студийный монитор высокого разрешения.

Испытания в реальных условиях

      Вернон Като подверг каждую камеру тяготам ежедневных съемок новостей на улицах Сан-Франциско в районе Bay Area. Он обращал внимание не только на качество изображения и звука, но и на свойства камеры, ее эргономику и общую пригодность. Это было серьезное испытание, и каждая камера немало поработала в поле.
      Натурные съемки позволили нам оценить каждую камеру в условиях меняющихся освещения и контраста, при разном уровне звука и разной фокусировке. Все материалы, даже отснятые дешевыми камерами, выпускались в эфир.

Полоса препятствий для изображений

      Оператор из BAVC Дэвид Тейлор специально подготовил сцену, содержащую целый набор часто встречающихся трудностей.
      Сначала камера должна была точно воспроизвести цвет и текстуру коричневой кожаной куртки и ярко-красной вельветовой рубашки. Потом ее нацеливали на зеркальную вазу с разноцветными конфетами и на блестящую бутылку вина с замысловатой этикеткой.
      Затем надо было снимать плетеную корзину с молочно-белыми чашей и кувшином. В корзине находились зеленые и красные яблоки, рыжие апельсины и пушистые теннисные мячи. За корзиной стояла бутылка вина, она находилась внутри прозрачного (но текстурированного) кувшина для воды, что создавало сложную комбинацию отражений и разложений света.
      С другой стороны сцены стоял стакан для коктейлей в стиле 50-х, цвет его был едва различим, что создавало трудности для воспроизведения, в особенности при сложном заднике, которым служило шершавое пляжное полотенце с тонкой текстурой. Все это было расположено на покрывале с традиционным цветочным рисунком, на котором имелись тени различной глубины.
      Идеальная камера должна была показать рубчики вельвета в ярко-красном пятне рубашки и позволять читать этикетки на бутылках. А как насчет конфет?
      Вот как сработали камеры.

Sony DSR-130

(Камера DXC-30 и магнитофон DSR-1 формата DVCAM)
Sony, $18 900 (без объектива)

Описание:камкордер со съемным видеомагнитофоном и сменным объективом.
Формат:DVCAM.
Фотоприемник:три 2/3" ПЗС-матрицы с построчным переносом.
Тайм-код:регулируемый.
Дополнительные свойства:обработка изображения True Eye, покадровая индикация метража Clip Link, Skin Detail, электронная трансфокация EZ Focus (точная фокусировка).
Резюме:благодаря комбинации больших ПЗС-матриц, мощной цифровой обработки изображения и умеренной цены DSR-130 отлично смотрится в ряду продуктов, выпускаемых  Sony.

      У DSR-130 хорошая, компактная (для камер со съемным видеомагнитофоном) конструкция, а тем, кто ранее работал с Betacam, ощущение от камеры в руках покажется знакомым. Как видите, в испытаниях она набрала максимальное число очков - и вполне заслуженно. Камера выдает видео с традиционными для Sony яркими, насыщенными цветами. Все в камере солидно, надежно, разве что видоискатель менее надежен, чем у AJ-D810 от Panasonic. Важная информация, такая, как выдержка, заряд батареи и режим работы, выдается в видоискателе. Эта камера оказалась самой светочувствительной в полевых условиях. Хотя в технических данных всех лучших камер приводятся одинаковые значения диафрагмы при данной освещенности, но наш оператор Вернон установил, что при малых освещенностях DSR-130 на полщелчка лучше.
      Конечно, камера не идеальна. Работая с ней, следует оберегать находящиеся впереди органы управления (EZ Mode, автослежение и т. д.) от столкновения с окружающими предметами. Резиновая крышка разъема на задней стенке ничем не закреплена, и ее легко потерять. На нашей полосе препятствий DSR-130 была одной из лучших, постоянно получая первое или второе место. У камеры отличное разрешение и точное воспроизведение сюжета, рубчик вельвета и буквы на винной этикетке были хорошо видны. В продаже имеется вариант с переключением формата экрана 4:3/16:9 - DXC-D30WS стоимостью $21 905.

Panasonic AJ-D810

Panasonic, $19 950 (без объектива)

Описание:моноблочный камкордер DVCPRO со сменным объективом.
Формат:DVCPRO.
Фотоприемник:три 2/3" ПЗС-матрицы с построчным переносом.
Тайм-код:регулируемый.
Дополнительные характеристики:Synchro Scan (подстройка синхронизации при съемках с экрана компьютера), Setup-плата PCMCIA для хранения конфигураций и их использования при работе с несколькими камерами./td>
Резюме:рабочая лошадка от Panasonic; выдает все, что положено DVCPRO-камере с 2/3" матрицей./td>

      Не следует недооценивать эргономику. Первое, что мы заметили в AJ-D810, - наплечник не очень хорошо сидит на плече. К тому же камера перевешивалась вперед и поддерживать баланс было еще трудней. К положительным качествам можно отнести то, что AJ-D810 казалась более крепко сколоченной, чем камеры Panasonic, с которыми мы работали раньше.
      Видоискатель у AJ-D810 - один из лучших среди испытанных. Органы управления хорошо расположены, легко доступны и понятны. Однако мы столкнулись с одной проблемой: плотность нейтральных фильтров оказалась недостаточной. Это накладывало ограничения при натурных съемках, препятствуя съемкам с малой глубиной резкости (т. е. при сильно открытой диафрагме). Расположение Synchro Scan для съемок с экрана компьютера вполне удобное.
      В камере есть слот PCMCIA, аккуратно встроенный в конструкцию камеры. Setup-плата PCMCIA позволяет, выбрав установки одной камеры, настроить так же другие, обеспечивая одинаковые установки параметров при многокамерной съемке. AJ-D810 отлично справилась с полосой препятствий. Один эксперт даже посчитал ее лучшей среди камер 4:1:1.

Ikegami HL-V77

Ikegami, $31 000

Описание:моноблочный камкордер со сменным объективом.
Формат:DVCPRO.
Фотоприемник:три 2/3" ПЗС-матрицы с построчным переносом.
Тайм-код:регулируемый.
Дополнительные свойства:Diaginal Detail, Skin Detail.
Резюме:великолепная камера классического вида в стиле Ikegami. Во время полевых испытаний она была одним из наших фаворитов, хотя по цене и дороговата.

      Это прекрасная камера, выдающая прекрасное изображение, по стилю несколько отличающееся от камер других производителей. По сравнению с яркими красками, получаемыми при съемках камерами Sony, краски видео, выполненного камерой Ikegamy, несколько смягчены. Один из экспертов сравнил их с кинопленками Fuji и Kodak: отснятый на них материал различен, но ни один нельзя признать лучшим.
      В конструкции HL-V77 преобладает металл (за исключением области органа регулировки усиления), что делает камеру очень прочной.
      У Ikegami отличный видоискатель байонетного типа, напоминающий видоискатель Panasonic AJ-D810. Его сдвоенный диск с фильтрами позволяет регулировать как цветовой баланс, так и плотность нейтрального фильтра. К тому же в набор фильтров цветового баланса добавлен фильтр дневного света (с цветовой температурой 4300 К), чего нет ни у одной другой камеры. Это дает дополнительную гибкость при натурных съемках.
      Ikegami великолепно сидит на плече - лучше всех других камер. В отличной системе звука есть два набора разъемов - мини и XLR. В задней части корпуса камеры имеется ниша для приемников радиомикрофонов.
      Ikegami - компания со странностями. Когда у нас возник вопрос о загадочном наборе ручек подмотки (jog-wheel), промаркированных как Camera Set 1, 2 и 3, мы обнаружили, что у компании нет не только электронной почты, но похоже и телефона. Инструкция по эксплуатации напоминает плохой перевод с иностранного языка. Тем не менее, HL-V77 - хорошо сконструированная камера, ее приятно держать в руках, и она выдает классическое изображение.
      На полосе препятствий Ikegami по некоторым пунктам была наравне с Sony DSR-130, а по одному - с Panasonic AJ-D810. Она стала одним из фаворитов по качеству изображения.
      Широкоэкранный вариант HD-V77W (переключаемый) стоит $35 500.

PANASONIC AG-EZ30

Panasonic, $3995

Описание:моноблочный камкордер со встроенным объективом.
Формат:miniDV.
Фотоприемник:три 1/4" ПЗС-матрицы.
Тайм-код:нерегулируемый.
Дополнительные свойства:интерфейс IEEE-1394.
Резюме:этот восхитительный отпрыск Panasonic очень нас удивил. AG-EZ30 с успехом состязался с большими вещательными камерами и заслужил всеобщее уважение.

      Камера очень мала, согласно утверждениям Panasonic, это самая маленькая в мире камера с тремя ПЗС-матрицами. Но мал золотник, да дорог. Запустить в дело и пользоваться ею оказалось проще простого. Смотреть в описание почти не пришлось. Такой легкости мы даже не ожидали, захотелось просто взять камеру и начать снимать (однако, когда я вздумал посмотреть меню, то легко запутался: например, jog-wheel - не только ручка подмотки, но и кнопка).
      AG-EZ30 обеспечивает плавную фокусировку, режим изображения легко определить и выдерживать, а батареи, похоже, могут работать вечно. На одной из пресс-конференций мы установили эту камеру сверху на вещательную камеру. При просмотре режиссер новостей с трудом мог отличить материал, полученный на AG-EZ30, от снятого более дорогой камерой.
      AG-EZ30 выпускается с отдельным блоком видео (docking station) и звуковых выходов, что уменьшает ее размеры и вес.
      На полосе препятствий мы обнаружили у AG-EZ30 отличное разрешение для камер с несменными объективами. Действительно, среди камер ценой менее $10 000 AG-EZ30 дает наилучшее изображение.
      Эта камера была самым приятным сюрпризом на наших испытаниях. Хотя она и не заменит большие профессиональные камеры со сменными объективами, но послужит к ним хорошим дополнением.

SONY DSR-200A

Sony, $5800

Описание:моноблочный камкордер со встроенным объективом.
Формат:DVCAM.
Фотоприемник:три 1/3" ПЗС-матрицы с построчным переносом.
Тайм-код:нерегулируемый.
Дополнительные свойства:интерфейс iLINK (IEEE-1394), улучшенная подсветка, разъем LANC.
Резюме:у DSR-200A есть все функции, присущие полупрофессиональным камкордерам Sony, в частности интерфейс IEEE-1394, и к ним добавлены симметричный звук и кое-что еще. Но продюсерам, которые хотят заменить менее дорогие камеры, вроде Sony VX1000, на более качественные, это может показаться недостаточным.

      Хотя у DSR-200A много свойств, присущих профессиональным камерам - регулируемый трансфокатор, звуковые разъемы XLR, прочная пластина для крепления штатива и крепкий чехол, камера нас не увлекла.
      Проблемы начались с конструкции камеры: у нее тяжелая передняя часть, ее трудно долго держать. Мы ожидали лучшей сбалансированности от камеры с несменным объективом. Разъем выхода композитного видео утоплен в корпусе, что затрудняет присоединение BNC-кабеля.
      К достоинствам относится то, что приготовление к долгим съемкам стоит недорого: вспомогательный набор Accessory Kit 201 ($1117) включает три аккумуляторных батареи, трехместное зарядное устройство и трехместный держатель батарей на камере - вполне выгодное приобретение.
      На полосе препятствий DSR-200A была хуже всех. Рубашка выглядела как сплошное красное пятно без малейшего намека на вельвет. Очертания стакана в стиле 50-х были еле различимы, а цвета не было вовсе. Все, особенно шершавый задник, выглядело менее четким, чем при съемках другими камерами. Материалы, снятые DSR-200A, все эксперты признали наихудшими.

JVC ENG-2910

(Камера KY-D29 и видеомагнитофон BR-DV10)
JVC, $13 132

Описание:камера с присоединяемым сзади магнитофоном и со сменным объективом.
Формат:DV.
Фотоприемник:три 2/3" ПЗС-матрица с построчным переносом.
Тайм-код:нерегулируемый.
Дополнительные свойства:V.Scan - подстройка развертки при съемке с экрана компьютера, растяжение/сжатие черного, Super LOLUX (усиление при малых освещенностях), ACCU-FOCUS (точная фокусировка), 3D-цифровое уменьшение шумов.
Резюме:видеомагнитофон BR-DV10 не соответствует впечатляющей видеокамере. Сама камера вполне жизнеспособна и привлекательна, если к ней присоединить магнитофон Digital S (см. врезку о формате 4:2:2 на с. 8).

      Система в целом есть сумма входящих в нее частей. В комплекте ENG-2910 магнитофон BR-DV10 портит впечатление от хорошей видеокамеры. При сравнительно легкой задней части, где расположен магнитофон, передняя часть перевешивает. При работе в поле мы обнаружили, что кнопок и переключателей слишком много для управления на ощупь. Две кнопки пуска магнитофона, расположенные слишком близко друг к другу, - это уже перебор. Один-единственный нейтральный фильтр ограничивает выбор диафрагм, особенно при натурныхсъемках. Видоискатель, пожалуй, самый главный посредник между камерой и оператором, вполне надежен, но его крепление грубо обработано.
      Магнитофон питается от разработанного JVC гибридного батарейного блока. В нем могут быть установлены плоские батареи от JVC или Panasonic, батареи типа NP-1 или ионно-литиевые батареи от IDX. ENG-2910 потребляет 30 Вт, в то время как большинство остальных испытывавшихся камер - 22 Вт.
      Дверца кассетного отсека, расположенная на левой стороне камеры, задевает ухо оператора. Но самый большой недостаток - отсутствие измерителей уровня звука. В случае с BR-DV10 приходилось полагаться целиком на автоматический регулятор уровня записи. В нем можно использовать только кассеты малого габарита, что ограничивает рабочие возможности тех, кому нужно снимать долгое время или на более широкую пленку.
      Не лучшим образом выглядел материал, полученный от BR-DV10 на полосе препятствий, по сравнению с другими съемками 4:1:1. Красный вельвет был сильно смазанным, этикетки на винных бутылках почти не читались, а когда мы взглянули на видеосигнал при включенной одной синей пушке, то обнаружили, что шумов там было гораздо больше, чем в видеосигналах от камер "pro"-форматов. Эксперты дали этой камере предпоследнее место по качеству изображения. Видеомагнитофон не позволил видеокамере KY-D29 проявить свои возможности в полной мере. Об этой же камере с подключенным магнитофоном Digital S рассказано во врезке на с. 8.

Глас народа

      Познакомившись с камерами, стоит прислушаться к тому, что о них говорят. Например, я работаю в Сан-Франциско в ателье по обработке видеоматериалов. Мои клиенты снимают только в форматах DV и DVCAM. Однако на телевизионных станциях в районе Сан-Франциско используется DVCPRO. Не знаю, есть ли в нашем районе пользователи Digital S, но специалисты местных телестанций изо всех сил стараются заставить нас перейти на Digital S, так как у него лучше качество изображения, шире пленка и лентопротяжка и больше время записи (124 мин).
      Самым неприятным в испытаниях всех этих камер было то, что приходилось работать с разными форматами пленки и разными цифровыми форматами. Невозможно было воспроизвести все пленки на одном магнитофоне.
      Хотя наши студийные видеомагнитофоны DVCPRO могли воспроизводить пленки DVCAM, для оптимальной совместимости мы использовали Sony DVCAM.

Какую камеру купить?

      Выбор нужной камеры требует баланса между параметрами камеры, состоянием рынка сбыта и наличия клиентуры - и конечно платежеспособности.
      Что касается меня, то я купил бы:
      Panasonic AG-EZ30, если бы мне нужна была хорошая камера для внутреннего использования - производства мультимедиа в формате DV или малобюджетных видеопроектов. При стоимости в $3995, что намного меньше, чем у любой другой камеры, финансовый риск невелик, а работает AG-EZ30 очень хорошо.
      Я не стал бы покупать ее для предприятия по обработке сторонних видеоматериалов или сдачи в аренду, где при использовании с нею будут обращаться безжалостно. Кроме того, для применения в этих целях нужен тайм-код;
      Sony DSR-130, если бы у меня было ателье постпроизводства, а мои клиенты работали в основном в форматах DV и DVCAM. У этой камеры есть тайм-код. Она сконструирована аналогично камере Sony Betacam SP, и большинство моих арендаторов легко бы с ней разобрались. На испытаниях она работала отлично, несмотря на свой формат 4:1:1. Конечно, это не 4:2:2, но можно жить и с этим. Эту камеру я бы купил;
      JVC KY-D29/BR-D40, если бы меня беспокоила эксплуатация этих крошечных DV-лентопротяжек, или мне требовалось улучшенное качество, или оператором у меня был здоровенный детина. Я не стал бы покупать систему Digital S, если бы она была единственной в городе и если бы этот формат невозможно было обрабатывать в местных студиях постпроизводства.
      Однако я не стал бы навсегда вычеркивать Digital S. Когда BAVC понадобились два надежных камкордера, способных работать при малых освещенностях, для съемок танцевальных репетиций, мы отказались от Hi8 (фаворита наших продюсеров) и стали работать с камерами JVC XB2 S-VHS. Они отвечали нашему бюджету, а более крупный размер S-VHS был удобнее в постобработке. Все наши любители Hi8 были удивлены и довольны. Если вы уверены, что найдете магнитофон Digital S для воспроизведения полученных материалов, то JVC KY-D29 - камера для вас;
      Panasonic AJ-D810, если бы много работал с телестанциями. Я руководствовался бы теми же мотивами,  по  которым  купил  бы  Sony DSR-130: если бы DV или DVCAM были основными форматами на моем рынке. Для рынка с форматом DVCPRO наиболее подходящим будет Panasonic AJ-D810;
      Ikegami HL-V77. По сравнению с другими камера за $31 000 дороговата. Если бы я работал в телевещательной компании или мне ужасно нравился характер изображения Ikegami, я был бы счастлив обладать такой камерой.

Что случилось с FireWire?

      До сих пор, рассуждая о цифровом видео, я ни слова не сказал о IEEE-1394 (FireWire или iLink). Пора это сделать, потому что FireWire или аналогичные  технологии чрезвычайно упрощают повседневную работу по управлению предприятием.
      Будет ли это отклонением от темы в статье "Цифровые камеры"? И да и нет. Как я уже говорил, в BAVC все студийные деки связаны аналоговым интерфейсом YUV. Если бы студия была оборудована интерфейсом SDI, пришлось бы подавать сигнал SDI и сигналы управления передачей материалов по отдельным кабелям, а установки аппаратуры проверять местно. Поскольку все данные цифровые, мне это кажется слишком трудоемким. Вот я снимаю и монтирую в цифре, а все мои деки и прочие устройства по входу/выходу и вообще вся студия сконструированы наподобие аналоговых.
      Чем плодить новые форматы, лучше бы производители и потребители договорились о недорогом сетевом протоколе для DV (включая видео, аудио, передачу данных и управление передачей). Поставили бы на задней панели деки high-end разъем для этой сети, подав на него ввод/вывод видео, аудио, RS-422 и Ethernet, как это сделали в моем DDR Accom Xtreme2. Пусть дека будет подключена к высокоскоростной магистрали, подобно принтеру. Это позволит нам дистанционно конфигурировать деку. И пусть это будет дешевле, чем SDTI.
      Давайте наконец выйдем из переходного периода, когда задние панели компьютеров похожи на задние панели видеодек и пойдем по другому пути развития. Пора использовать одно из главных преимуществ цифровой технологии - простоту конструкции.

4:2:2 против 4:1:1 - что дают Digital S и DVCPRO?

      DVCPRO, DVCAM и miniDV - компонентные форматы 4:1:1, и мы их сравнивали на этом общем основании. Digital S, DVCPRO50, Digital Betacam, D5 и D1 - форматы 4:2:2. В чем разница между ними?
      Три цифры кода, например 4:2:2, показывают, как получаются три цветовых сигнала. Код несложен: 4 обозначает наивысшую частоту дискретизации, а 1 - низшую. Если бы для получения цифрового сигнала дискретизировали полное RGB-изображение, то мы описали бы код как 4:4:4 - каждым четырем выборкам красного соответствовали бы четыре выборки зеленого и четыре выборки синего.
      Но в видеосигнале закодирован не сигнал RGB, так как это требует слишком большой скорости передачи данных. Для ее уменьшения записывается компонентный видеосигнал, состоящий из одного полного яркостного сигнала Y (так как для глаза при различении мелких деталей главную роль играет их яркость) и двух цветоразностных сигналов (R-Y, B-Y), частота дискретизации которых в два раза ниже яркостного сигнала. Благодаря этому ширина полосы частот, используемых при передаче, составляет 2/3 требуемой для передачи сигнала RGB.
      В цифровой среде первым типом компонентного видеосигнала был 4:2:2, когда на четыре выборки яркостного сигнала приходится по две выборки R-Y и B-Y. В формате Digital S это требует скорости записи данных 50 Мбит/с. JVC уже объявила о создании формата со скоростью записи 100 Мбит/с для обеспечения возросших требований по ширине полосы при внедрении HDTV.
      В форматах DVC (DVCPRO, DVCAM, miniDV) на четыре выборки Y приходится только по одной выборке R-Y и B-Y (4:1:1). Скорость записи при этом составляет 25 Мбит/с. У второго поколения цифрового формата от Panasonic, DVCPRO50, выборка идет по формуле 4:2:2 (так же как и в Digital S), а скорость записи - 50 Мбит/с.
      Насколько же важна информация, которая содержится в формате 4:2:2 и отсутствует в 4:1:1?
      Все зависит от того, что снимать. Формат 4:1:1 великолепно подходит для съемок новостей, иначе вещатели не стали бы так торопиться с его принятием.
      Однако некоторые продюсеры-документалисты снимают видео, а затем переводят его на кинопленку, для того чтобы представить свои материалы на кинофестивали и, возможно, получить награды Академии. Им нужно видео наилучшего качества - ведь они и так частично поступились качеством, снимая на видео, а не на пленку.
      Другой проблемой является выбор формата в случаях повышенных требований к цвету, например, при хромакеинге. Одно из решений - снимать на зеленом фоне, так как яркостный сигнал состоит из трех частей красного, шести частей зеленого и одной части синего. Выбор зеленого для хромакеинга дает продюсеру гораздо большую рабочую полосу частот.

Digital S

      В наших испытаниях единственным представителем семейства 4:2:2 была камера JVC KY-D29 с магнитофоном BR-D40. В настоящее время Panasonic выпускает оборудование формата 4:2:2 DVCPRO50 - DVCPRO AJ-D900W ($39 900) с переключением формата 16:9/4:3, и деку AJ-D950 ($26 500), но мы ничего не получили для тестирования в формате DVCPRO50.
      Так как мы не могли сравнивать JVC Digital S на равных с камерами формата 4:1:1, мы покажем разницу в качестве изображений, полученных одной и той же камерой с тем же самым объективом, но с разными магнитофонами (см. рис. А и В). Достаточно сказать, что в тестах на качество изображения Digital S был бесспорным лидером.


ENG-2940

(Камера KY-D29 и магнитофон BR-D40)
JVC, $16 445

Описание:камера со сменным видеомагнитофоном и сменным объективом.
Формат:Digital S (максимальное время записи - 124 мин).
Фотоприемник:три 2/3" ПЗС-матрицы с построчным переносом.
Тайм-код:регулируемый, есть выход тайм-кода для многокамерных съемок.
Дополнительные свойства:V.Scan (регулировка развертки для съемок с экрана компьютера), сжатие/растяжение черного, Super LOLUX (усиление при малых освещенностях), ACCU-FOCUS (точная фокусировка), цифровое уменьшение шумов.

      У ENG-2940 с ENG-2910 общее - только камера. С присоединенным магнитофоном Digital S система стала тяжелее, но теперь она хорошо сбалансирована и, что наиболее важно, дает прекрасное изображение.
      Приятной особенностью BR-D40 является возможность добавлять к видеосигналу, подаваемому на гнездо осциллографического контроля, информацию о конфигурации. К недостаткам относится чрезмерное потребление по питанию (40 Вт) и шумная лентопротяжка. Хотя система громоздкая и тяжелая, качество формата Digital S заметно и при реальных съемках, и на полосе препятствий. Красная рубашка была просто великолепна, вельветовые рубчики выглядели отлично, конфеты были четко очерчены, а винные этикетки сверкали и отлично читались. Мы смогли даже различить цвет стакана. На полосе препятствий ENG-2940 стала абсолютным победителем.

Усовершенствование камкордера*

      Если вы решите не тратиться на покупку дорогого камкордера, то вы можете модернизировать VX1000 или Canon XL-1, добавив некоторые профессиональные свойства.
      Есть несколько причин для работы полупрофессиональным камкордером. Прежде всего, с ним меньше хлопот. Проход через таможню вызывает меньше затруднений, с вас реже требуют разрешение на съемку, и публика, не привыкшая к съемкам, чувствует себя спокойнее. С таким камкордером можно быстро все отснять и смотаться. Кроме того, он может оказаться полезным дополнением при съемке официальных событий, когда ограничено время. Вы можете установить второй камкордер где-то рядышком, и пусть он себе снимает.
      Первое, что нужно заменить, так это объектив. У Sony VX1000 объектив не меняется. Сменность объектива у Canon XL-1 дает ему преимущество перед конкурентами.
      Canon производит объективы XL Extra Wide-angle 3X-Zoom с разрешением 600 линий (www. canondv.com).
      Sony выпускает широкоугольные адаптеры, это же делают и другие фирмы. Century Optics производит адаптеры к объективам для VX1000, DSR-200 и к некоторым продуктам Panasonic.
      Цены - от $250 (www.centuryoptics.com).


      Что же касается звука, Сanon выпускает для XL-1 дополнение МА100, обеспечивающее симметричный XLR-выход и служащее как наплечник. Beach Тek тоже делает XLR-адаптеры, устанавливаемые непосредственно на VX1000, XL-1 и другие полупрофессиональные камкордеры. Предлагаются также адаптеры Elite Video XLR (www.elitevideo.com) и XLR PRO, который вы найдете в Studio 1 Productions (www.studio1productions.com).
      Если вы снимаете полупрофессиональным камкордером, то у вас нет регулируемого тайм-кода. Во избежание будущей путаницы непременно перегоните материал в формат с тайм-кодом, например DVCAM, DVCPRO Betacam SP или Digital Betacam.
      Более подробную информацию о камере Canon XL-1 читайте в статье «Нелинейный монтаж на PC с эффектами в реальном времени».

      * См.: Тим Талли "Профессиональные дополнения к DV-камкордерам"/"ММ", № 3'98, с. 101.