stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Мультимедийные проекторы XGA со световыми потоками 1000-2100 лм

Валерий Самохин

      В обзоре, опубликованном в прошлом номере журнала ("ММ", № 6'98, с. 21), мы представили XGA-проекторы, отвечающие двум основным критериям - цена до 9 тыс. долл. и наличие высокоэффективных ламп UHP. Этим требованиям соответствуют проекторы, основанные на жидкокристаллической технологии. Вместе с тем на рынок мультимедийных проекторов все более активно выходят и другие технологии, в частности микрозеркальная.
      В очередной обзор включены мультимедийные проекторы со световым потоком не менее 1000 лм, в ценовом диапазоне до 19 тыс. долл. В эту категорию более дорогих устройств вошли и проекторы, основанные на микрозеркальной  и ILA-технологиях. Мы предлагаем читателям не только справочные данные по "ярким" проекторам XGA, но и некоторые сведения об особенностях их устройства, а также сущности и методах измерения светотехнических параметров.

Принципы работы проекторов

      Принципиальная схема оптической системы современного ЖК-проектора представлена на рис. 1.
      Cветовой поток, выходящий из конструктива лампы, пройдя оптический компенсатор естественного спада потока от центра кадра к его периферии, разделяется с помощью нормальных и дихроичных (отражающих один из первичных цветов R, G или B и пропускающих остальные) зеркал на три составляющие. Эти составляющие посредством зеркал и компонентов конденсорной оптики направляются на входные линейные поляризаторы и ЖК-панели, каждая из которых представляет собой "сэндвич" из оптических пластин, между которыми находится жидкокристаллическая среда, и выходного поляризатора-анализатора. Далее модулированные по интенсивности цветовые составляющие светового потока поступают на сложную призму, где собираются вместе, и направляются в проекционный объектив. В современных ЖК-проекторах применяются только активные ЖК-панели, каждый пиксель которых содержит тонкопленочный полевой транзистор TFT (Thin Film Transistor), управляющий вносимой пикселем дополнительной поляризацией, т. е. степенью прозрачности данного пикселя для выходного анализатора.
      Следует подчеркнуть принципиальную особенность всех ЖК-проекторов: их модулирующие оптические компоненты работают с проходящим через них световым потоком, поглощая (т. е. рассеивая в виде тепла) не пропускаемую его часть. Наиболее тяжелый для них температурный режим - показ проектором черного поля. Основная задача оптики проекторов - собрать световой поток, создаваемый лампой, и по возможности равномерно и с минимальными потерями направить его на экран. Успешность решения этой задачи во многом зависит от размеров ЖК-панелей. Чем они меньше, тем лучше, но тем большие требования предъявляются к термоустойчивости самих панелей и эффективности системы вентиляции проектора. С этой точки зрения просто разорительными выглядят 50-процентные потери на входных поляризаторах, пропускающих только полезную Р-поляризованную и поглощающих ортогональную S-поляризованную составляющую светового потока. Поэтому оптический узел компенсатора неравномерности в наиболее совершенных ЖК-проекторах дополняется конвертором поляризации, преобразующим S-составляющую в Р, как, например, PBS (Polarized Beam Splitter) в проекторах Sanyo или PCO (Polarizatrion Converter Optics) в проекторах Panasonic.
      В отличие от жидкокристаллических в проекторах ILA (Image Light Amplifier) или DLP (Digital Light Processing), базирующихся на микрозеркальной технологии, модулируется отраженный световой поток проекционной лампы, что является существенным преимуществом. Так, в проекторах DLP отраженный каждым микрозеркалом элементарный световой поток попадает или не попадает в проекционный объектив в зависимости от управляющего сигнала, поступающего на матрицу DMD (Digital Micromirror Device). В относительно дешевых DLP-проекторах, рассматриваемых в данном обзоре, используется только одна матрица DMD и вращающийся светофильтр, соотношение цветных секторов R, G и B которого выбирается по критерию баланса белого. Следовательно, воспринимаемая цветовая палитра экранных изображений во многом определяется здесь физиологическими способностями зрения к "вычислению" цветовых оттенков путем усреднения временных соотношений чередующихся первичных цветов, т. е. в большей степени субъективна, чем у ЖК-проекторов. Вместе с тем несомненным достоинством микрозеркальных проекторов является незаметность пиксельной структуры экранного изображения: расстояния между микрозеркалами процессора DMD (1 мкм) составляют лишь 6% их линейного размера (16 х 16 мкм), и чтобы их различить, нужно подойти чуть ли не вплотную к экрану. Подробные сведения об устройстве DLP-проекторов читатели смогут почерпнуть на web-сервере www.ti.com/dlp.

Светотехнические параметры проекторов

      Основные светотехнические параметры проекторов - усредненная величина светового потока при проекции белого поля, равномерность распределения светового потока по площади изображения (отношение в процентах минимальной освещенности на периферии экранного изображения к освещенности в его центре), световая отдача (отношение светового потока к мощности проекционной лампы) и контрастность (отношение максимальной освещенности экрана к минимальной). Световые потоки проекторов усредняются и аттестуются в люменах по методике Американского института национальных стандартов (ANSI) как полусреднее значение освещенностей в люксах девяти зон, равномерно распределенных по контрольному экрану площадью 0,5 кв. м. Для проекторов, оснащенных объективом с изменяемым фокусным расстоянием, контрольный экран (0,816 х 0,612 м) должен быть получен на минимально возможной дистанции проекции, т. е. при широкоугольной проекции. Аттестация в ANSI-люменах принята всеми производителями проекторов, одинаково аттестуются проекторы также по параметрам равномерности распределения потока и световой отдачи в целом. К сожалению, этого нельзя сказать про контрастность, поскольку в паспортах проекторов лишь в единичных случаях встречаются ссылки на конкретные методики ее измерения. Даже ссылку на методику ANSI в данном случае нельзя считать корректной, ведь их как минимум две: ANSI Full on/off и ANSI Checkerboard. По первой из них контрастность измеряется как отношение освещенностей при проекциях полностью белого поля к черному в центре контрольного экрана. По второй измерения проводятся в 16 точках при проекции шахматного поля из восьми белых и восьми черных прямоугольников, а результат вычисляется как отношение средних освещенностей белых и черных прямоугольников. Разумеется, оценки контрастности по первой методике получаются существенно лучшими, поскольку по второй учитывается влияние светорассеивания от белых прямоугольников на освещенность черных. Следовательно, только одна паспортная цифра контрастности без конкретной ссылки на методику (а так чаще всего и бывает) способна ввести в заблуждение. Вот почему в данном обзоре показатели контрастности проекторов не приводятся. На практике "шахматная" контрастность 100:1 считается отличным показателем. По данным измерений в зарубежных лабораториях, она обычно находится в пределах (80-200):1 и у микрозеркальных проекторов, как правило, заметно лучше. Данные, указываемые иногда в рекламных проспектах и достигающие значений 400:1 (500:1 Full on/off), мягко говоря, преувеличены.

Что показывают мультимедийные проекторы

      Если речь идет о демонстрации компьютерной графики или цифровых фотографий, мультимедийный проектор показывает почти то же самое, что содержится во входном цифровом сигнале, при условии, что оптическое разрешение проектора ему соответствует.
      При просмотре же аналоговых или цифровых записей "живого" видео даже с улучшенным качеством изображения мы наталкиваемся на ограничение, обусловленное технологией. Дело в том, что молекулы жидкого кристалла, заполняющие пиксели ЖК-панелей, не являются достаточно быстродействующими и не могут изменять поляризацию проходящего через них света в реальном времени вдоль строк. Аналогичные ограничения характерны и для других технологий. Поэтому в мультимедийных проекторах есть кадровая память, содержание которой обновляется в момент прохождения кадровых гасящих импульсов не построчно, а сразу по группам строк и только потом отображается на большом экране. Получается как бы покадровый просмотр с номинальной или кратно увеличенной частотой (часто это называют умножением строк) готовых оптико-электронных слайдов, просвечиваемых проекционной лампой. Другими словами, при одинаковых входных сигналах проектор показывает вовсе не то же самое, что телевизор, а свою собственную (причем безопасную для зрения) интерпретацию видеосигнала с качеством, зависящим от совершенства элементной базы и интеллекта разработчика. Заметим, что наличие кадровой памяти позволяет повышать качество изображения путем использования ее для фильтрации, например, шумов цветности.
      Обратимся теперь к сводной таблице (табл. 1) параметров 12 моделей мультимедийных проекторов, отобранных по двум критериям: световой поток - не менее 1000 лм, стоимость - до 19 тыс. долл.
      ASK A10 Impression. Этот ЖК-проектор является лучшим из выпускаемых норвежской компанией ASK. Он характеризуется максимальной в данной группе световой отдачей по отношению к массогабаритным показателям, наиболее широкополосным интерфейсом поддержки компьютерной графики и минимальным уровнем вентиляционного шума. Являясь самым компактным среди рассматриваемых в обзоре, он почти удовлетворяет критериям так называемых персональных проекторов (масса до 5 кг при объеме до 10 л).
      Достоинствами проектора ASK A10 также являются больший по сравнению с типовым срок службы лампы (2500 ч при снижении светового потока лишь на 25%), функция цифрового увеличения фрагмента изображения, способность к показу со сжатием компьютерной графики UXGA (1600 х 1200).
      EPSON EMP-7300. Проектор впервые был представлен российской аудитории 14 января 1998 г. на совместной пресс-конференции, проведенной московским представительством корпорации Seiko EPSON и сотрудничающей с ней московской компанией Delight 2000. Эта модель вобрала все самые последние достижения в ЖК-технологии (например, высокоэффективный конвертер поляризации) и укомплектована более светосильным по сравнению с предыдущими моделями вариообъективом. Как следует из результатов испытаний, выполненных американской фирмой Extron Electronics (www.icia.org), проектор EMP-7300 показал абсолютно лучшую из всех исследованных устройств отдачу светотехнической системы в целом (более 12 лм на 1 Вт мощности лампы). Проектор оснащен цифровыми функциями Zoom, Strobe и Preview, первая из которых позволяет в четыре раза увеличить выбранную пользователем область изображения, а вторая - досконально изучить динамику процессов (при этом на экране одновременно воспроизводится 16 стоп-кадров, соответствующих фазам движения). Благодаря функции Preview можно одновременно отображать на экране информацию всех трех подключенных к проектору источников. Есть в проекторе и возможность с помощью курсора "рисовать" поверх экранного изображения.
      HITACHI CP-X955W. Фирма Hitachi одна из первых начала разрабатывать конвертеры поляризации, позволяющие существенно увеличить световой поток ЖК-проекторов без замены ламп. Традиционными признаками ЖК-проекторов Hitachi являются также возможность одновременного подключения двух видео- и двух компьютерных источников информации; утопленный внутрь корпуса моторизованный объектив, который в нерабочем состоянии дополнительно защищается встроенной шторкой; фронтальный (от объектива) вывод воздушного потока системы вентиляции; удобная откидная ручка для переноски проектора, не выступающая при работе проектора за габариты фронтальной панели. Пожалуй, единственный недостаток известных ранее ЖК-проекторов Hitachi (четыре модели с потоками от 400 до 650 лм и разрешением от VGA до XGA) - сравнительно низкая светотехническая отдача, не превышающая 2,5 лм/Вт. В проекторе CP-X955W этот недостаток устранен, в частности, благодаря новой лампе UHB-150 и светосильному вариообъективу. Кроме того, он оснащен новой системой Fine Re-Sizing, обеспечивающей минимальные искажения информации при расширениях или сжатиях компьютерной графики. Проектор CP-X955W впервые демонстрировался в ноябре минувшего года на выставке Comdex в Лас-Вегасе (США).
      HUGHES JVC DLA-G10. Этот проектор, лучший по разрешающей способности в данной группе, реализован по технологии D-ILA, разработанной корпорацией Hughes JVC Technology на основе достижений американской фирмы Hughes Aircraft Corp. и японской JVC Professional Products. Здесь тоже есть три ЖК-панели, но они работают на отражение мощного светового потока проекционной лампы, поляризуя его в соответствии с воздействующими на них потенциальными рельефами цветовых составляющих изображения. Каждый из потенциальных рельефов, создаваемый на фоторезистивном слое с помощью миниатюрного проекционного ИК-кинескопа (CRT), непрерывен вдоль строк. Первичные и отраженные ЖК-панелями световые потоки проходят через зеркальные оптические компоненты, выполняющие функции первичных поляризаторов и анализаторов, после чего смешиваются и поступают в проекционный объектив. Принципиальным отличием ILA-проекторов является отсутствие пиксельной дискретизации изображения. Четкость изображения в данном случае определяется в основном исходным кодированием (разверткой) изображения и может быть очень высокой. Кроме того, в ILA-модуляторах света нет компонентов, поглощающих световую энергию, т. е. они способны работать с мощными световыми потоками. К недостаткам кроме сравнительно высокой цены можно отнести довольно низкую, обычно не более 3 лм/Вт, светотехническую эффективность, характерную для всех ILA-проекторов.
      MITSUBISHI LVP-X200E. Это один из двух ЖК-проекторов корпорации Mitsubishi Electronics появившихся на нашем рынке лишь в прошлом году.
      Основной его особенностью является наличие разъемов для двух карт памяти (ATA Flash Card) с интерфейсом PCMCIA (тип II). Это очень удобно для мобильных презентаций, так как позволяет демонстрировать компьютерную графику непосредственно с проектора (без компьютера), заранее переписав ее на карты памяти в форматах JPEG или BMP.
      Удобны интерфейсные решения в сочетании с функцией PIP (картинка в картинке). В частности, кроме возможности одновременного показа двух равновеликих изображений, одно из которых "живое", экран можно разбить крестообразно на четыре части и одновременно с основным показывать в любой четверти экрана дополнительное изображение с видеомагнитофона или карты памяти. Масштаб дополнительного изображения может выбираться заданием его пиксельного разложения 320 х 240, 384 х 288 или 448 х 336.
      Другие достоинства проектора: моторизованный объектив с возможностью оперативной коррекции трапецеидальных искажений в широких пределах, функции указки, рисования и стирания на демонстрируемом изображении с возможностью его "замораживания".
      NEC MT-1035. Корпорация NEC Technologies за истекший год значительно усилила свою активность на рынке проекционного оборудования. Сегодня известны уже около двадцати мультимедийных проекторов этой фирмы CRT, жидкокристаллической и микрозеркальной технологий в диапазоне световых потоков от 200 до 3500 лм разрешением от VGA до XGA. Проектор MT-1035 пришел на смену проектору MT-1030 (900 лм, XGA, 7,3 кг), который даже не успел появиться на нашем рынке. Достоинствами MT-1035 являются возможности оперативного выбора и запоминания нужной коррекции трапецеидальных искажений (кнопкой-коромыслом Keystone с пульта ДУ и опцией экранного меню), функции Pointer и Magnify. Первая с помощью координатной кнопки пульта позволяет пометить интересующий фрагмент изображения, а вторая - перенести его в центр экрана с четырехкратным увеличением. Кроме того, предусмотрены возможности независимой регулировки уровней черного и белого, цветового оттенка (отдельно по составляющим первичных цветов), временного "замораживания" или отключения изображения. Комбинированный пульт ИК и проводного ДУ содержит встроенную лазерную указку с дальностью нормальной работы до 10 м. Проектор может быть дооснащен приемным контейнером для карты памяти с интерфейсом PCMCIA (оплачивается дополнительно).
      PLUS UP-1100. Основанная около 40 лет назад в Японии корпорация PLUS  имеет сегодня отделения в США и Тайване, выпускающие, в частности, проекционную аппаратуру. Микрозеркальные проекторы с разрешающей способностью XGA появились в ее ассортименте осенью минувшего года. Их основой является оптико-электронный блок Optical Engine с одним микрозеркальным модулятором света DMD, содержащий почти все необходимое для проектора DLP. Ранее такой блок производился только фирмой Texas Instruments  и по соглашению с ней устанавливался в микрозеркальные проекторы других фирм. Но сравнительно недавно корпорации PLUS, затратив несколько миллионов долларов, удалось сделать свой Optical Engine, который теперь тоже можно встретить в проекторах других фирм. На мой взгляд,  этот факт лучше других свидетельствует о том, что DLP-проекторы получили мировое признание. Проектор оснащен вариообъективами с невысокой кратностью масштабирования, кадровой памятью с возможностью цифрового увеличения в четыре раза помечаемого фрагмента изображения (Digital Zoom) и функцией Freeze "замораживания" изображения. В комплект проекторов входит комбинированный пульт проводного и ИК дистанционного управления с встроенной лазерной  указкой. Проекторы  Plus UP-1100, NEC LT100 и Proxima DX1 аналогичны по устройству. Достоинствами проектора NEC LT100 является наличие слота для флэш-карты PCMCIA, нормированный вентиляционный шум (44 дБ) и круговая чувствительность к сигналам ИКДУ. К недостаткам микрозеркальных проекторов этой серии можно отнести сравнительно небольшой срок службы лампы (1000 ч).
      PROXIMA DP-9300. Располагая проектором со столь большим световым потоком (1600 лм), можно уже всерьез оценивать его применимость для оснащения малых кинозалов, исходя из критериев, давно сложившихся в кинематографе. Так, в кинозале типовой планировки расстояния от экрана до первого и последнего ряда зрителей соответственно в 1,5 и 4 раза больше ширины экрана. Ширина зала составляет 2/3 его длины, а яркость экрана при демонстрации белого поля должна быть не менее 80 асб (приблизительно 25 кд/м2). Частное от деления светового потока проектора на 80 дает максимально допустимую площадь экрана со 100%-ной отражающей способностью, что для проектора DP-9300 составляет 20 м2. Эта площадь соответствует ширине экрана чуть более 5 м, длине кинозала 21 м, его ширине 14 м и площади для зрительских мест и проходов к ним около 180 м2. В зависимости от желаемой вместимости зала и умения договариваться с пожарными на одно зрительское место приходится выделять от 0,7 до 0,9 м2. Да, уважаемый читатель, зрелищный зал это не трамвай или телефонная будка легендарной вместимости. Такой зал можно официально зарегистрировать, только согласовав план эвакуации в чрезвычайных ситуациях. В итоге получается, что один проектор DP-9300 в состоянии обслуживать кинозалы вместимостью порядка 200 зрителей.
      Для проектора DP-9300 предусмотрен выбор любого из четырех вариантов оснащения оптикой: два вариообъектива (стандартной комплектации или длиннофокусный) и два объектива с фиксированным фокусным расстоянием (длиннофокусный или широкоугольный). Достоинством проектора DP-9300 является разветвленный, универсальный системный интерфейс, поддерживающий практически все возможные варианты коммуникаций с современной аудиовизуальной техникой и допускающий модификацию по желанию заказчика. Функция Shift вертикального смещения изображения с автоматической коррекцией трапецеидальных искажений позволяет совмещать изображения от двух поставленных друг на друга проекторов на одном экране с удвоением яркости изображения.
      Проектор DP-9300 оснащен также функциями занавеса (появления изображения из-за раздвигающихся черных шторок), голубого экрана и укомплектован двумя пультами ИКДУ, один из которых обеспечивает и проводное управление проектором.
      SANYO PLC-XP10E. Проектор PLC-XP10E является новинкой Sanyo в секторе ЖК-проекторов с потоками 1000-1500 лм. Во многом он похож на проектор PLC-8800, о котором рассказывалось в прошлом номере журнала, но есть и существенные отличия. Главное из них - вдвое больший световой поток при почти таких же массогабаритных показателях. Достигнуто это за счет радикальной переработки светотехнической части с использованием новой металлогалоидной лампы постоянного тока и существенно более светосильной оптики. В проекторе PLC-XP10E сосредоточены все достижения Sanyo в области ЖК-технологии. К ним относятся эффективный конвертер поляризации PBS, интегральный оптический компенсатор неравномерности распределения светового потока по экрану (Integral Lens), самый широкополосный интерфейс DRIT (Digital Realized Interpolation Technology) поддержки компьютерной графики, полная мультисистемность по цветности и втягивающийся при выключении проектора объектив. Кроме того, все проецируемое изображение находится выше уровня объектива, что делает проектор удобным для эксплуатации в низких помещениях. Проектор PLC-XP10E впервые демонстрировался в ноябре минувшего года на выставке Comdex в Лас-Вегасе (США).
      SANYO PLC-9000E. Проектор PLS900EA впервые демонстрировался в ноябре прошлого года на Московской международной выставке TRBE'98 фирмой CTC Capital, эксклюзивным дистрибьютором проекционной техники корпорации Sanyo в России. Проекторы этой серии, сохраняя все достоинства PLC-8800, благодаря использованию новой лампы UHP-400 обеспечивают максимальный в данной группе световой поток (2100 лм) и в настоящее время начинают успешно конкурировать с проекционной техникой профессионального пленочного кинематографа. Действительно, один проектор серии обеспечивает высококачественное обслуживание до 300 зрителей, что соответствует вместимости малых залов типовых кинотеатров. Проекторы серии PLC-9000E поставляются в разных модификациях и со сменной оптикой.
      Модификация PLC-9000EA комплектуется только стандартным моторизованным объективом с изменяемым фокусным расстоянием, который обеспечивает проекцию на экран шириной в 1,8-2,9 раза меньше дистанции проекции (данные этого объектива приведены в сводной таблице параметров проекторов). Этот вариант удобен для кинозалов с "нависающей" над зрителями аппаратной или при использовании проектора непосредственно в зале, например в концертном.
      Модификация PLC-9000EL может быть укомплектована другими объективами (рис. 2), наиболее удобным из которых для кинозалов стандартной планировки является моторизованный вариообъектив PLC-LNS06, как это следует из таблицы параметров сменной оптики (см. табл. 2).
      Действительно, фокусное расстояние объектива для таких залов с аппаратной, расположенной непосредственно за пределами зала, должно быть приблизительно в четыре раза больше ширины проецируемого кадра, в нашем случае 36,5 х 4 = 146 мм, что обеспечивает объектив PLC-LNS06. Длиннофокусный объектив PLC-LNS03 удобен, например, для создания эффектов в различных шоу на экранах небольших по сравнению со сценической площадкой размеров. Широкоугольный объектив PLC-LNS02 может оказаться самым удобным для мобильных презентаций в небольших помещениях. Проекторы предусматривают возможность установки двух одинаковых модификаций друг на друга с точным, дистанционно управляемым совмещением изображений на общем экране (функция смещения Shift).
      SHARP VR-702. Проектор VR-702 оснащен расширенным интерфейсом, допускающим подключение компьютера и любого источника аналогового сигнала с возможностями выбора, подстройки и сохранения в памяти программ наилучшего воспроизведения.
      По данным компании Activision, в проекторе используется конвертер поляризации PBS и оптический компенсатор неравномерности светового потока по экрану типа "глаз стрекозы" (Fly-eye). Достоинствами проектора являются моторизованный объектив, обладающий функцией смещения изображения по вертикали, с автоматической коррекцией трапецеидальных искажений. Это позволяет использовать два (четыре для видеоизображения) проектора на общий экран. Имеется комбинированный пульт ИК и проводного управления с координатной кнопкой-джойстиком и встроенной лазерной указкой. Проектор оснащен группой из пяти разъемов BNC (для входных сигналов R, G, B, кадровой и строчной синхронизации), что удобно и надежно при работе с профессиональной аппаратурой. Также имеются две группы видеовходов с возможностью подключения композитных и S-Video-сигналов.
      TOSHIBA TLP-710 (711). Продолжая свою традицию, корпорация Toshiba разработала новую модель ЖК-проектора в модификациях TLP-710 и TLP-711 (с документ-камерой). Последняя оснащена ПЗС с высоким разрешением (810 000 пикселей), которое соответствует оптическому разрешению проектора. За счет новейшей технологии MLA (Micro Lens Array) в проекторе достигнута самая высокая из объявленных в данной группе эффективность светотехнической системы проектора (11,7 лм/Вт).
      Новшества прослеживаются также в обработке видеосигналов и компьютерной графики. Для первых реализован адаптивный алгоритм, изменяющий программу заполнения пикселей ЖК-панелей в зависимости от динамики отображаемых событий. Алгоритм основан на вычислении текущей функции корреляции по результатам повторных прогрессивных сканирований. Интерфейсная обработка компьютерной графики осуществляется по алгоритму T-ForcMK2 вплоть до разрешения UXGA (1600 х 1200). Из других особенностей проектора отметим функцию цифрового увеличения выбираемого пользователем фрагмента изображения, удобные для докладчика откидывающуюся панель управления проектора и пульт ИКДУ со встроенной лазерной указкой.
      Рассмотренными моделями далеко не исчерпывается номенклатура продаваемых у нас проекторов. Около двух десятков проекторов не попали в данный обзор, так как не удовлетворяют критериям разрешающей способности (XGA и лучше), величины светового потока (не менее 400 лм) или не работают с компьютерной графикой. Сегодня ощущается повышенная активность фирм-изготовителей в секторе персональных проекторов, отличающихся минимальными массогабаритными параметрами при разрешении не хуже SVGA и световом потоке не менее 500 лм. Обзор по таким проекторам готовится и будет опубликован после того, как определятся их цены на нашем рынке.

Валерий Самохин
Выпускник МФТИ, кандидат технических наук, ведущий разработчик оптико-электронных приборов и системы ВМЦ-31 СКТБ "Видео" (32 изобретения). С 1993-го доцент МГТУ им. Н. Э. Баумана; автор 60 публикаций по итогам тестирования видеотехники.
E-mail: svp@iu3.bmstu.ru