stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Домашняя видеостудия

Артем Кравченко

      Стремительное развитие компьютерной техники за последние два-три года дало возможность создавать настольные студии нелинейного монтажа, которые действительно можно назвать "домашними". В подобных системах заинтересовано множество людей: режиссеры, студенты киновузов, любители, которые хотят монтировать свои работы с профессиональным качеством, не выходя из дома.
      Основным фактором, сделавшим возможным такое развитие событий, стало появление на рынке большого числа устройств, обеспечивающих в реальном времени оцифровку видеоматериала на жесткий диск компьютера.
      FAST, Miro, DPS, Canopus - названия этих фирм знакомы всем. Они производят прекрасные платы оцифровки и нелинейного монтажа, позволяющие получить настоящую "студию на столе". Широкое предложение примерно одинакового по качеству и возможностям оборудования ставит создателя домашней студии перед важным решением. Здесь очень важно правильно выбрать концепцию развития студии, чтобы через год не оказалось, что деньги были вложены во "вчерашний день".
      Советуем вам придерживаться следующих принципов (если позволяет бюджет):
      - выбирайте цифровой формат видеозаписи;
      - ищите вариант оцифровки материала с минимальными потерями при компрессии видеосигнала;
      - наконец, будьте уверены в себе. У вас не должно быть "комплекса незнания" при работе с техникой. И этот пункт, как нам кажется, стоит первых двух.
      Вы можете приобрести систему нелинейного монтажа "под ключ", а можете выстроить ее на базе своего домашнего компьютера - в любом случае на начальном этапе вы столкнетесь с множеством проблем.
      Машина будет отказываться "работать", всевозможные всплывающие окна с предупреждениями попытаются вывести вас из равновесия. Вас будет преследовать желание позвонить на фирму, продавшую вам оборудование, и устроить "разгон".
      Но не поддавайтесь. Подумайте: "А все ли я правильно сделал?" Практика показывает, что наилучших результатов достигают люди, попытавшиеся в этот критический момент разобраться во всем самостоятельно. Это действительно наиболее приемлемый путь решения всех проблем, причина которых зачастую невнимательное чтение User Manual.
      Кроме того, уверенность в себе, помноженная на хотя бы небольшой опыт общения с компьютером, позволит сэкономить довольно внушительную сумму на сборке оборудования.

Элементы домашней видеостудии

      Сегодня для любителей и профессионалов фирмы выпускают десятки моделей видеокамер, плат оцифровки и компрессии видео разнообразных форматов и качества. Самым популярным для домашнего применения, бесспорно, является формат VHS - ведь по цене камеры этого формата сейчас самые доступные.
      Большинство современных камер VHS позволяют записывать и воспроизводить цветное изображение с разрешением 250 телевизионных линий по стандарту PAL и NTSC. В дальнейшем вы можете либо воспроизводить запись с камеры, либо переписать материал на бытовой видеомагнитофон. Помните, что при любой перезаписи или при воспроизведении записи, сделанной на другом VHS/S-VHS-магнитофоне (камере), качество материала ухудшается! В камерах этого формата используются кассеты двух типоразмеров - стандартная VHS и маленькая VHS-C (compact). Как и все остальные, аналоговые кассеты обладают довольно низкой степенью сохранности информации. При частой перезаписи информации и пользовании режимом паузы пленки VHS быстро приходят в негодность. В домашних условиях это с лихвой компенсируется низкой стоимостью кассет.
      Вторым наиболее распространенным бытовым форматом является HI8. Чаще всего любители пользуются камерами HI8, а вот видеомагнитофоны встречаются реже. Детальное описание возможностей формата займет немало места, но вкратце можно сказать, что этот формат занимает промежуточное по качеству/цене положение между VHS и S-VHS. При записи и воспроизведении с камеры материал даже визуально отличается от VHS в лучшую сторону, но это преимущество практически полностью теряется, если вы будете вводить/выводить и редактировать материал в компьютере через VHS-карту. Так что вам не удастся повысить качество вашей студии, купив камеру HI8 и используя ее с VHS-платой оцифровки видео.
      Далее хотелось бы сказать несколько слов о S-VHS. Техника этого формата позволяет воспроизводить и записывать изображение с разрешением 400 телевизионных линий. Существенным ограничением в использовании и распространении этого формата для домашнего применения является стоимость оборудования. Хорошие камера или видеомагнитофон S-VHS стоят почти в 1,5-2 раза дороже, чем VHS. Чаще всего S-VHS используют в небольших телестудиях и малобюджетных проектах. Большинство плат оцифровки видео имеют вход/выход S-VHS, но пользуются камерами, как правило, профессионалы.
      Самая интересная разработка последних лет - формат DV и его разновидность miniDV. Камеры этого формата появились на рынке сравнительно недавно, но уже успели завоевать большую популярность. Их отличают высокое качество записи - 500 телевизионных линий, а также небольшие габариты камер, возможность редактирования в компьютере и многократной перезаписи без потери качества, четкий стоп-кадр; разметка/маркировка отснятых сюжетов прямо на видеокамере, поддержка тайм-кодов, наложение звука после записи видео, запись четырех каналов звука, наличие в камере простых фильтров и др.
      Важнейшей особенностью этого формата является цифровая запись - процесс оцифровки происходит непосредственно в камере на ее процессоре, и далее на пленку записывается уже цифровой материал. При этом в систему кодирования заложена некоторая избыточность данных, что позволяет уменьшить потери качества даже при ошибках в считывании данных с пленки. Поток данных при перекачке DV составляет не более 4 Мбайт/с, и при этом данные занимают 1 Гбайт на 5 мин видео. Это немало, но уже сейчас доступны диски емкостью более 20 Гбайт, которые вполне подойдут для комплектации цифровой студии. Стандартная кассета miniDV вмещает 60 мин записи.
      Запись видео в компьютер с DV-камер осуществляется через разработанный фирмой Apple интерфейс IEEE 1394 (www.apple.com). Этот протокол приняли на вооружение практически все крупные производители видеотехники. Пионером в применении этой технологии стала фирма Sony. Именно она первой выпустила видеокамеру со встроенным портом FireWire. С этого момента началось завоевание любительского и профессионального рынков технологией DV/FireWire. Сегодня большинство крупных телестанций и компаний, связанных с производством кино- и видеоматериалов, все чаще приобретают DV-студии и оснащают своих мобильных журналистов DV-камерами. Так что, имея собственную DV-камеру, вы вполне можете снять интересный материал и отнести на студию DV-кассету.
      Sony, Panasonic, Canon, JVC и др. начали активную разработку и выпуск техники этого формата. Сравнительно недорогое, компактное и удобное оборудование формата DV вполне конкурентно с другими профессиональными форматами, что открывает хорошие перспективы любителям видеосъемки.
      Сегодня техника формата DV стремительно завоевывает рынок, и уже нет сомнений, что будущее видео только за цифровыми форматами записи.

Работа с цифровыми камерами

Платы FireWire

Adaptec AHA-8945 HotConnect
Adaptec (www.adaptec.com), $650-700

      Главными достоинствами этой платы являются возможность работы на Мac и РС, а также наличие встроенного контроллера UW-SCSI, что позволяет сэкономить деньги при комплектации видеостудии. Благодаря хорошему комплекту поставки эта плата является лучшим решением для создания домашней цифровой видеостудии. В пакет программного обеспечения, поставляемого с этой платой, входят утилиты управления UW-SCSI-контроллером и подключаемые модули для Adobe Premiere 4.2. Программный кодек конвертирует в реальном времени формат DV в формат AVI, далее файлы могут быть обработаны практически любой программой компьютерного монтажа. Для вывода видео через FireWire используется обратный процесс преобразования AVI в DV-формат. Модуль управления поддерживает стандартный интерфейс управления устройством через FireWire, а также позволяет осуществлять прямой ввод живого видео, проводить захват по тайм-коду и создавать последовательности для автоматического ввода материалов.
      На момент поступления этой платы в розничную продажу на рынке уже появился пакет Adobe Premiere 5.0, и для корректной работы платы с этим пакетом вам необходимо обновить драйверы (www.adaptec.com).

Miro DV300
Pinnacle Systems (www.pinnaclesys.com), $850-900

      Хороший выбор для тех, кто готов платить за дополнительные удобства в работе, - плата DV300 от Pinnacle Systems. Miro DV300, хотя и основана на  плате разработки Adaptec, но в отличие от нее  поставляется с более продвинутым программным обеспечением DV Tools. В комплект поставки входит тот же большой набор переходников и кабелей и хорошо продуманная инструкция по установке и началу работы.
      Пакет DV Tools позволяет выбрать не только тип камеры, но и тип программного кодека - Sony или Adaptec. В программу встроены такие удобные функции, как сканирование DV-кассеты, создание библиотек отсканированных кассет, создание библиотек клипов для последующей обработки. В настройках DV Tools вы можете выбрать программу редактирования введенных клипов и вызывать ее для работы путем нажатия кнопки на панели. Но самое главное достоинство этой программы - удобная организация работы при вводе и выводе клипов через интерфейс FireWire. Разработчики не забыли и про модули для работы с Adobe Premiere, они также включены в комплект поставки.
      Эта плата при тех же характеристиках, что и Adaptec HotConnect, имеет более качественный программный пакет, но и более высокую цену.

Radius Foto/MotoDV
Radius (www.radius.com), $450-500

      Продукция фирмы Radius в области цифрового видео давно знакома и профессионалам, и любителям. Хорошим решением для любителей и профессионалов (при небольших объемах работ) является плата Radius MotoDV. Эта плата поставляется в комплекте с системой редактирования видео EditDV, которая имеет интерфейс, несколько отличный от Adobe Premiere, но позволяет выполнять стандартные операции с видеорядом. FotoDV - это та же карта, но она поставляется без программы редактирования видео и позволяет захватывать только статичные кадры. В комплект обеих плат включена хорошо продуманная инструкция, позволяющая безошибочно провести инсталляцию и начать работу.
      Необходимым дополнением к этой плате является быстрый AV-диск или дисковый массив, без которого вы не получите требуемой скорости для работы с видео. Эта плата появилась одной из самых первых и успела себя хорошо зарекомендовать среди любителей DV.

Fast DV Master, DV Studio
Fast (www.fastmultim.com), $2800-3500

      Хорошее решение для профессиональных студий предлагает компания Fast Multimedia. Под названием Fast DV Master реализуется вариант для Windows 95/NT, а для платформы Macintosh эта плата продается как DV Studio.
      На плате установлен аппаратный DV-кодек, что дает возможность намного ускорить процесс работы. Предусмотренная технология позволяет записывать непрерывную последовательность файлов, не ограничиваясь размером в 2 Гбайт. С ограничением в 2 Гбайт вы столкнетесь при необходимости компиляции смонтированного фильма в один файл для дальнейшего сжатия и записи на CD-ROM в формате VideoCD или DVD. За дополнительную плату Fast DV Master может поставляться с внутренним DV-приводом для просмотра и ввода видео.
Будьте бдительны!
      При покупке цифровой видеокамеры формата DV обратите особое внимание на возможность камеры записывать видеопоток через порт FireWire! Дело в том, что некоторые производители видеокамер выпускают камеры для Европы без записи по FireWire!
      Если вы собираетесь только снимать видеокамерой, а монтировать на другом оборудовании, то это нормально. Но в случае комплектации домашней студии ваш бюджет вряд ли выдержит покупку двух DV-устройств.

Особенности ввода изображений

      При вводе видео с DV-камеры помните, что необходимо правильно указывать размер экрана и параметры звука для ввода, иначе вы будете получать сообщения об ошибке. Диск, на который будет проводиться запись видео, должен давать постоянный поток данных при чтении/записи не менее 4 Мбайт/с. Лучше всего, если это будет UW-SCSI-диск, работающий на 7200 об/мин или более. Также вы можете воспользоваться и IDE-диском, если он сертифицирован как AV-диск, т. е. позволяет производить аудио- и видеозапись.
      Все карты FireWire, в комплект которых входят модули для Adobe Premiere, поставляются с готовыми файлами настроек, их только необходимо поместить в папку Settings в разделе Adobe Premiere. Просмотреть введенный материал можно на экране телевизора или S-VHS-монитора, используя при этом DV-камеру как преобразователь из DV в VHS/S-VHS.

Ввод видео с DV-камеры через Adobe Premiere 5.0

      1. Запустите программу.
      2. В меню настроек проекта сделайте все необходимые установки для захвата видео или воспользуйтесь готовыми из комплекта поставки карты FireWire (экраны I-V). При необходимости сохраните настройки с помощью команды "Save".
      3. Выберите из меню "File" установки диска "Preferences-Scratch Disks/ Device Control..." (экран VI).
      Установите в качестве диска для сохранения введенного материала AV-диск. Включите управление DV-устройством через FireWire (Device Control) (экран VII).
      4. Из меню "File" выберите "Capture-Movie" (экран VIII).
      Теперь с помощью кнопок управления камерой вы можете выбрать нужный вам фрагмент и ввести его.
      5. Для осуществления последовательного автоматического ввода выбранных фрагментов воспользуйтесь кнопкой "Log In/Out". Установите точки начала и окончания ввода для сюжетов и нажмите "Capture" (экран IX).
      Программа автоматически введет и запишет на диск выбранные вами сюжеты.

Запись готового фильма на DV-кассету

      Для записи смонтированного фильма на DV-камеру нет необходимости делать экспорт фильма из Adobe Premiere. После просчета "Preview" активизируйте "Time Line". Затем выберите из меню "File" команду "Export-DVPlay/Print to Video" (экран X).
      При необходимости сделайте установки. Обязательно включите функцию "Activate recording deck", иначе на камере не включится режим записи. Вы можете предварительно просмотреть фильм, готовый к записи на пленку. Для записи нажмите кнопку "Print". После этого ваша камера автоматически перейдет в режим записи и запишет ваш фильм.
      Установив точное значение тайм-кода, вы можете записать сюжет на строго определенное место на кассете.

Работа с аналоговыми камерами

Платы оцифровки видео

Miro DC30/DC30plus
Pinnacle Systems (www.pinnaclesys.com), $670/970

      Платы Miro DC30/DС30plus позволяют вполне профессионально работать с видео даже в домашних условиях. Их пропускная способность через шину PCI составляет до 7 Мбайт/c, что позволяет работать с коэффициентом сжатия 3:1. На платах установлен M-JPEG-кодек реального времени, который может захватывать и выводить видео 25 кадров/с по стандартам PAL/NTSC. DC30/DC30plus имеют встроенный звуковой адаптер для синхронной работы с цифровым аудио CD-качества. Вместе с ними можно использовать плату DV300/AHA-8945 для работы с видео в формате DV.
      Главное отличие платы DC30plus от DC30 заключается в поставке этой платы с полной, а не укороченной версией Adobe Premiere и дополнительным программным модулем "Instant Video". Этот модуль позволяет сократить время пересчета клипов и сэкономить место на жестком диске.

Fast AV Master
Fast (www.2fast4u.com), $950

      Монтажная плата компании Fast AV Master является основным конкурентом Miro DC30/DC30plus. Она позволяет оцифровывать на жесткий диск видео и звук в режиме реального времени с качеством S-Video. Может работать в режиме PCI Bus Master с прямым доступом к оперативной памяти для обеспечения максимального качества. Степень сжатия видеоданных 4:1 при разрешении 640 х 480 (NTSC) или 6:1 при разрешении 768 х 576 (PAL/SECAM), кодировка выборкой 4:2:2, 60 полей/с. Возможна оцифровка одиночных кадров без сжатия с 24-битным кодированием True Color (16 млн цветов). Плата  полностью совместима со стандартами Wave, AVI и VFW; имеет S-VHS- и VHS-входы/ выходы, звуковой стереовход (оцифровка с частотой квантования до 44,1 кГц), а также встроенный видеофильтр для улучшения частотной характеристики.

* * *

      Описание плат ввода/вывода видео можно продолжать очень долго, но здесь следует пояснить, что все вышеперечисленные платы попадают в ценовую категорию до $1000. Платы ввода аналогового видео стоимостью до $500 практически никогда не дают хороших результатов, и их можно посоветовать только для ввода отдельных неподвижных изображений. Чаще всего любители приобретают именно платы стоимостью $500-1000, поэтому здесь мы только упомянем такие платы, как Media100qx, DPS Perception, Targa 1000/2000/Pro/RTX, отметим высокое качество их работы и, учитывая их высокую цену, возможность применения лишь в профессиональных целях.

Особенности ввода изображений

      При оцифровке видео с камер формата VHS особое внимание следует уделять настройке системы. С большинством плат захвата поставляются специальные программы, позволяющие протестировать вашу систему и определить оптимальные параметры для ввода видео - какой выбрать поток данных, в который PCI-слот поставить плату захвата и т. п. Если в вашем комплекте поставки отсутствует такая программа, то вам следует очень внимательно прочитать инструкцию к плате или попытаться найти нужную информацию в других источниках. Изменяя количество кадров в секунду, степень сжатия и размер захватываемого изображения, вы можете добиться более качественного захвата на вашей системе. При захвате видео отключите все расширения системы, которые не используются при работе. Помните, что в настройках Adobe Premiere есть возможность выбрать диск, на который будет вестись запись видео. Если вы выберете медленный диск, то получите сообщение о потерянных во время захвата кадрах. После открытия нового проекта создайте для него новую папку, в которую и помещайте все его файлы, так как Adobe Premiere всегда начинает присваивать номера файлов по порядку и может записать новые файлы поверх ваших старых работ, что приведет к их потере. Также не забывайте после окончания работы находить и удалять ненужные видеофайлы, так как они занимают много места на диске.

Варианты рабочих станций

      Все карты FireWire, а также платы оцифровки видео выполнены на шине PCI и соответствуют спецификации plug&play. Большинство из них занимают один слот в вашем компьютере за исключением нескольких профессиональных плат, занимающих двойное пространство в корпусе. Установка плат не требует каких-либо специальных навыков и может проводиться самостоятельно без помощи профессионалов. Проще всего инсталляция проходит на машинах Apple Macintosh, а вот на некоторых PC могут возникнуть конфликты с уже установленными в машину платами. Иногда возникают проблемы на РС-машинах, собранных из комплектующих различных производителей. В таких случаях вам следует обращаться к поставщику вашего компьютера. Лучшим вариантом для построения станции обработки видео по-прежнему являются компьютеры от производителей brand name - Apple Macintosh, Compaq, IBM, Toshiba и др.

Вариант 1
Компьютер - Power Macintosh G3 233 МГц (A/V-комплектация)/Pentium 166MMX
RAM - 64 Мбайт
VRAM - 6 Мбайт
HDD - SCSI 4/6 Гбайт
Монитор - 17"
Возможности: простой вариант для работы с аналоговым видео (максимальное разрешение 320 x 240 - 15 кадр/с, стерео) и разработки мультимедиа-контента. Презентации и небольшие фильмы. Захват аудио/видео происходит через карту, входящую в стандартную комплектацию G3 для Mac, или через карту стоимостью до $300 для PC.
Вариант 2
Компьютер - Power Macintosh G3 266 МГц (A/V-комплектация)/Pentium 266MMX
RAM - 96-256 Мбайт
VRAM - 6 Мбайт (возможна дополнительная видеокарта и второй монитор)
HDD - 6/12 Гбайт UW-SCSI
Накопитель Zip (100 Мбайт/1 Гбайт)
CD recorder
Плата FireWire (Radius Foto/MotoDV, Miro DV300, Adaptec HotConnect 8945)
Монитор - 17-19"
Возможности: подготовка сложных мультимедиа-презентаций, нелинейный монтаж видео. Создание фильмов QuickTime/MPEG, запись VideoCD.
Вариант 3
Компьютер - Power Macintosh G3 300 МГц (возможна A/V-комплектация)/Pentium II266
RAM - 384 Мбайт
VRAM - 6 Мбайт + дополнительная видеокарта 8-16 Мбайт и второй монитор
HDD - UW-SCSI 20/50 Гбайт или RAID-массив дисков
CD recorder (возможна установка DVD-RAM)
Плата FireWire - Fast DV Studio, Adaptec HotConnect, Miro DV300
Монитор - 21"
Возможности: нелинейный монтаж 720 x 576, 25 кадров/с, стерео; создание фильмов и презентаций высокого уровня сложности; запись VideoCD, DVD.

Артем Кравченко
В 1997 г. окончил Харьковский институт радиоэлектроники по специальности ЭВМ. В настоящее время работает в компании Power Line в качестве консультанта по цифровым видеосистемам.
Тел.: (095) 124-85-24
www.powerline.ru