stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Формат DV: как он используется сегодня в России?

      На вопрос главного редактора журнала "Мультимедиа. Цифровое видео" отвечают представители российских компаний, работающих на рынке видеооборудования.


Александр Кавун,
компаниия Panasonic PBDS

      Цифровое оборудование в телевидении появилось не вчера. Но именно сейчас, когда разработаны цифровые форматы видеозаписи вещательного качества с компрессией DV и MPEG, можно говорить о глобальной цифровой революции в телевизионном производстве.
      У этих форматов разные области применения. MPEG лучше подходит для распределения готовых программ - спутниковое вещание, DVD-диски, вещательные серверы по запросу и т. д. DV-форматы удобно использовать для съемки и монтажа, т. е. собственно для самого производства. Основанные на единой "математике", по уровню качества они способны обеспечить как домашнюю видеосъемку (формат miniDV), так и видеозапись высшего качества, предназначенную для последующего сложного монтажа с многослойными эффектами (формат DVCPRO-50). При этом внутри семейства все форматы совместимы снизу доверху - качество до сих пор невиданное.
      Появление DV-форматов вызвало бурное проникновение компьютерных технологий в телевизионное производство. Телецентры будущего скорее всего будут представлять собой развитые вычислительные комплексы с мощными серверами и локальными сетями. Сейчас мы находимся в самом начале этого процесса. Чтобы понять его динамику, посмотрите на то, какое количество новых моделей появляется ежегодно в этой области. Компания Panasonic в прошлом году начала поставки в Россию видеомагнитофонов и камер DVCPRO-50 AJ-D900 и AJ-D950. В этом году на отечественном рынке появятся: "пристяжной" видеомагнитофон DVCPRO-50 AJ-D90, который можно состыковать с любой камерой; desktop-модель AJ-D95 и полевой рекордер AJ-D92; новый монтажный магнитофон DV/miniDV модель AG-DV2700. В ближайшее время начнутся поставки новой серии оборудования DVCPRO - камер AJ-D400 и видеомагнитофонов AJ-D450/440. Они будут на 10-15% дешевле серии "600" и поэтому станут доступны еще более широкому кругу потребителей. Добавьте к этому эфирный сервер AJ-D7000 и монтажный AJ-SS500, миниатюрную роботизированную систему смены кассет Microcart AJ-CM32, две станции нелинейного монтажа формата DVCPRO DVEdit и AJ-DE77 со встроенным четырехскоростным видеомагнитофоном, новые видеомагнитофоны DVCPRO AJ-D850, новую портативную монтажную систему AJ-LT85. И это только оборудование Panasonic.
      Но стандарты DVCPRO являются открытыми, поэтому оборудование для формата DVCPRO выпускают Silicon Graphics и Tektronix, DPS и Matrox, Truevision и Hewlett-Packard, Avid и Quantel, а также многие другие фирмы. Все это позволяет с уверенностью сказать, что DV-форматы в ближайшие годы получат всеобщее распространение в телевизионных технологиях и станут основным форматом телевизионного производства.


Сергей Карпов,
компания  TIVIONICA

      Без всякого сомнения, формат DV, разработанный и предложенный ведущими производителями электроники несколько лет назад, заслуживает самых лестных отзывов. Высокое качество изображения и звука, гибкость при работе с нелинейными системами монтажа и медиа-комплексами, низкая стоимость - все это привлекает потенциальных пользователей DV. Сейчас, когда DV получил самое широкое распространение, можно сказать, что пользователи оборудования этого стандарта делятся на следующие основные категории:
      - корпоративные пользователи - используют оборудование DV для внутренних целей, производя учебные фильмы, рекламные и презентационные ролики для внутреннего просмотра и распространения. Среди таковых - спецслужбы, медицинские учреждения, банки, пресс-службы;
      - малобюджетные производители и телевизионные вещатели, ранее работавшие на S-VHS, U-matic - используют DV как альтернативу формату Betacam SP. Изображение DV имеет высокое качество, близкое к Betacam SP. В то же время стоимость этого оборудования в 2-4 раза ниже;
      - национальные телевизионные вещатели - используют оборудование DV для производства новостей. Компактность, легкость, мобильность - основные преимущества камкордеров DV, которые привлекают операторов и продюсеров. Низкая стоимость оборудования DV - также немаловажное преимущество при выборе новостийного комплекта.
      Безусловно, всех этих пользователей привлекают в DV компактность, качество, низкая стоимость. Подавляющее большинство телевизионной продукции, снятой на DV, производится во внестудийных условиях и носит информационный характер. Для студийного производства по-прежнему закупается оборудование Betacam SP, а также Digital Betacam и Digital S.
      Говоря о динамике развития рынка цифрового телевизионного оборудования в России, можно отметить рост спроса на оборудование DV, в основном за счет региональных производителей и вещателей. Национальные вещатели выбирают DVCPRO для новостей и Digital Betacam для производства художественных программ. Пользуется спросом оборудование Digital S, главным образом у крупных региональных вещателей.
      Перспективы формата DV применительно к телевизионным вещателям до конца не ясны. Видимо, этот формат так и останется новостийным. Все будет зависеть от производителей микшеров, коммутаторов, интерфейсов и прочей периферии. Ведь сегодня, даже если изображение DV близко к качеству Betacam SP, студия на базе этого формата, эфирная, линейная монтажная и т. п., будет стоить столько же, сколько студия на базе Betacam SP или Digital S. Дискутируются вопросы преобразования PAL-FireWire-SDI. Это очень важно, так как сопряжение оборудования DV с микшером SDI не всегда имеет смысл - теряется качество при преобразовании, высока его стоимость (от $30 тыс.), мала экономическая эффективность. Придется ждать появления микшеров с прямым входом FireWire. Подобные устройства выпускают сегодня EchoLab и Play. Также необходимы кодеры PAL и даже SECAM с прямыми входами FireWire и еще целый ряд периферийного оборудования. Вряд ли его производство будет налажено. В то же время количество систем нелинейного монтажа на базе DV неуклонно растет. Это позволяет предположить, что будущее DV - в системах производства и новостей корпоративных и малобюджетных студий и каналов.


Андрей Ряхин,
компания "Стоик"

      Появление новых цифровых форматов видеозаписи, таких, как DV, DVCAM, DVCPRO, явилось, на мой взгляд, своеобразным качественным скачком в развитии видеотехники. Теперь по прошествии нескольких лет можно попытаться оценить нынешнее положение дел и спрогнозировать перспективы ближайшего будущего. Область применения цифровой видеотехники можно условно разделить на два сегмента: любительский и профессиональный. Попробуем оценить каждый из них.
      Для любительского рынка наиболее значимым преимуществом цифровых форматов является практически полное отсутствие шумов в сигнале и чистота "картинки", в то время как остальные не играют существенной роли. Поэтому для простейшего монтажа нет принципиальной разницы, используете вы аналоговый формат, например Hi8, или DV. Убедить пользователя сменить свой аналоговый камкордер на цифровой очень сложно. Его можно привлечь тем, что оригиналы в цифре будут храниться более надежно, но кто из любителей хранит оригиналы? Большинство работает по принципу: снял - переписал. Следующая съемка ведется на ту же ленту. Преимущества монтажа "без потерь" требуют дополнительных затрат, а использование камкордера в качестве монтажного устройства сокращает срок его службы.
      Профессионалы выявляют у цифровых форматов недостатки, с которыми не хотят мириться. Например, клипмейкеров не устраивает компрессия, которая у DV, DVCAM и DVCPRO составляет 5:1 и осложняет создание многослойных эффектов. На мой взгляд, использование цифровых форматов в профессиональной области может быть оправдано для репортажных съемок, съемок в экстремальных условиях (куда с Betacam не сунешься), для новостийных программ. Но в этом случае студийная аппаратура должна уметь работать как с цифровыми, так и с аналоговыми форматами. Это же относится и к компьютерному оборудованию студии, здесь наибольшие шансы у устройств, поддерживающих различные форматы. Таким, например, является ReelTime от Pinnacle Systems, который имеет как компонентные входы/выходы, так и цифровые 1394 и SDI. Также можно рассматривать применение недорогих контроллеров типа Adaptec AHA-8945 или miroDV300 для хранения оригиналов на жестких дисках вместо ленты и использовании их в сети, что сейчас становится более привлекательным при снижении стоимости накопителей на жестких дисках.


Владимир Артемов,
киновидеооператор

      Учитывая ситуацию на телевизионном рынке в настоящее время и постоянно растущие требования к качеству видеоизображения, как большой телекомпании, так и маленькой видеостудии очень важно найти оптимальный стандарт цифровой видеозаписи. Эксперименты в этой области неуместны, ведь замена оборудования - слишком дорогое удовольствие.
      Из вещательных цифровых стандартов практически используются два - Digital Betacam и Digital S.
      Высокое качество изображения, обеспечиваемое в формате Digital Betacam, очень важно при производстве художественных программ и телевизионных фильмов. Фирма Sony предусмотрела возможность воспроизведения и записи кассет Вetacam (оксидных и SР) на новых цифровых магнитофонах. Полная совместимость в управлении с аналоговыми магнитофонами Вetacam позволяет постепенно интегрировать цифровые аппараты в уже существующие монтажные и вещательные системы. Только в Москве cтандарт Digital Betacam используют в видеопроизводстве несколько телекомпаний и видеостудий. Однако широкому распространению формата Digital Betacam препятствуют относительно высокая стоимость аппаратуры и возможность работать в режиме ТЖК только с камкордером  DVW-700P, что существенно ограничивает творческие и технические возможности. Это связано с тем, что операторы, занимающиеся постановочной съемкой, предпочитают камеры Ikegami. Такой выбор обусловлен более живописной "картинкой", меньшим по объему, но более функциональным "операторским" меню камеры.
      Стандарт Digital S появился значительно позже Digital Вetacam, но он уже занял свое место в телевизионном производстве, пока в небольших телекомпаниях. Его популярность постоянно возрастает, и это не случайно.
      Стоимость аппаратуры формата Digital S втрое ниже, чем оборудования Digital Betacam, и сопоставима со стоимостью аналогового оборудования Betacam SP серии 2000Pro. При этом Digital S сопоставим по качеству изображения с Digital Betacam, а при работе с сигналами, содержащими некоторый пороговый уровень шума, качество Digital S превосходит Digital Betacam.
      Чтобы легко вписываться в имеющиеся инфраструктуры, новое оборудование должно согласовываться с профессиональной аналоговой техникой и адаптироваться к возможным изменениям вплоть до следующего поколения цифрового оборудования.
      Воспроизведение записи формата S-VHS на магнитофоне Digital S необходимо для того, чтобы заказчик мог полностью использовать имеющуюся у него аппаратуру и программное обеспечение.
      Несмотря на то, что формат рассчитан на применение металлизированной магнитной ленты с очень высокой плотностью записи в сравнении с обычными лентами, этого еще недостаточно для записи двухчасовой программы. Размеры кассеты те же, что и VHS. Чтобы получить записи такой длительности, используется сверхтонкая высококачественная лента. Кассета имеет специальное устройство защиты от пыли, из-за чего не может загружаться в обычные VHS-аппараты.
      Если проанализировать все функции профессионального видеомонтажного оборудования, в том числе и многократную перезапись, а также цифровые функции поиска, то оптимальный коэффициент сжатия видеоинформации составит около 1:3,3.
      Две дополнительные звуковые дорожки и дорожка временного кода (VITC/LTC) обеспечивают все необходимое для видеомонтажа. Покадровый монтаж выполняется легко благодаря независимости видео и четырех звуковых каналов. Для обеспечения совместимости Digital S с существующими аналоговыми системами имеются аналоговые интерфейсы, блок предварительного просмотра монтажа (Pre-read) и интерфейс управления RS-422. Функция Pre-read позволяет использовать один магнитофон в качестве воспроизводящего и мастера одновременно. С ее помощью можно создавать сложнейшие эффекты, используя для этого вместо трех постов всего один магнитофон и плеер. Для успешного внедрения формата в видеопроизводство мало иметь только видеомагнитофон, нужна функционально полная линейка оборудования, обеспечивающая все необходимые операции: накамерный магнитофон BRD40E, совместимый со всеми  существующими профессиональными аналоговыми и цифровыми камерными головками, а также камкордеры DY-700E, DY-90E.
      Среди стандартов видеозаписи, предназначенных для съемки новостийных программ, пока лидирует DVCPRO, благодаря невысокой стоимости, компактности съемочной и монтажной техники и достаточно высокому качеству видеосигнала.
      Формат DVCPRO обеспечивает видеозапись с компрессией компонентного видеосигнала с качеством изображения, намного превосходящим аналоговые стандарты. Кассеты DVCPRO имеют исключительно компактные размеры: четверть объема и шестая часть веса по сравнению с обычными 1/2'' кассетами, используемыми в видеожурналистике, но их емкость - до 63 мин записи.
      Betacam SX, также предназначенный для работы в информационных программах, как правило, выбирают телекомпании, уже имеющие на вооружении Digital Вetacam. Но широкого распространения этот стандарт пока не получил.