stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Заметки на полях: Ну кто так строит?!

Олег Бондарев

      То, что сказано в статье о преимуществах перехода на нелинейный монтаж, вполне справедливо, а вот подход к построению студии мне показался довольно спорным.
      Сначала немного о качестве. То, что "лучшие специалисты" не смогли отличить исходный материал Digital Betacam от компрессированного видео AVR75 оставим на их совести. Даже неспециалист в состоянии увидеть разницу, просто надо знать, куда смотреть. Артефакты от компрессии M-JPEG (именно о ней идет речь) практически незаметны на ярких крупных планах, особенно при их быстрой смене. Зато они прекрасно видны на слабоконтрастных общих планах, длительность которых достаточно велика. Например, вы прекрасно увидите характерный "цифровой" шум при показе различных интервью, городских съемок, пейзажей. Особенно страдают от этого ровные или слегка градиентные темные фоны. А при показе крупных планов на контрастных наклонных линиях видны слегка размытые, подрагивающие "ступеньки". Даже если зритель ничего не увидит, это не значит, что он ничего не ощутит. Смотреть ваш канал будет "некомфортно", и есть вероятность, что он, сам не зная почему, переключит телевизор на другую программу - благо выбор сейчас есть.
      Что же касается заказчиков на рекламные ролики или музыкальные клипы, то с ними разговоры о том, что "зритель этого не заметит" вообще лишены смысла. Принимая готовый продукт, на который затрачены немалые деньги, они разглядывают видео очень придирчиво и вряд ли захотят слушать ваши объяснения по поводу компрессии. К тому же рекламный ролик или клип скорее всего будет впоследствии не раз копироваться, причем на самой разной аппаратуре, поэтому качество мастер-кассеты имеет первостепенное значение.
      По мнению большинства знакомых мне специалистов, компрессия при монтаже программ не должна превышать 4:1 (лучше 3:1) - в этом случае потери качества практически незаметны. При создании же рекламы и клипов лучше всего вообще обойтись без компрессии или свести ее к минимуму (2:1 или 1,5:1). Это обусловлено еще и тем, что компрессия значительно усложняет композитинг. Ухудшается качество масок, в связи с чем возрастает объем "ручной" работы по ретушированию и приходится использовать различные дополнительные фильтры с длительным просчетом. В конечном счете все это влияет на скорость исполнения заказа. Ну а заказчик рекламного ролика всегда охотнее пойдет в студию, которая утверждает, что работает без компрессии.
      Таким образом, вырисовывается первое требование к нелинейной монтажной системе - работа с компрессией не более 4:1, а также возможность работы без сжатия. Лучший вариант - наличие двух монтажных мест: одного - с компрессией, для монтажа передач или новостей в реальном времени, другое - без компрессии для сложного монтажа и композитинга, где используется в основном просчет. Замечу, что этот вариант может оказаться дешевле, так как стоимость отдельной платы записи некомпрессированного видео не превышает $10 тыс.
      Теперь коснемся персонала. Конечно, при выборе NLE необходимо все тщательно обдумать и обязательно посоветоваться с имеющимися у вас специалистами. Однако если при закупке оборудования вы будете идти на поводу у своих монтажеров, скорее всего вы всегда будете работать на морально устаревшем оборудовании, при этом нести убытки и упускать прибыли. Не так давно я был свидетелем такого случая. Одна из студий решила приобрести нелинейную монтажную станцию. Однако штатный монтажер с большим "линейным" опытом работы, посмотрев несколько "нелинеек", наотрез отказался на них работать. Он настоял на покупке линейной монтажной, в результате компания заплатила в четыре раза больше, чем следует, но не смогла справиться с возросшим объемом заказов, не имея собственной компьютерной обработки. Даже вывод компьютерной графики приходилось делать на стороне. Другой подобный случай вообще привел одну компанию к необходимости приобрести систему Light Work, к тому времени уже снятую с производства. Тем не менее система (конечно, б.у.) была найдена, и ее покупке помешала лишь случайность. Конечно, человеку проще работать на том, на чем он привык - перестраиваться не любит никто. Однако все более стремительное развитие техники требует гибкости.
      При покупке нелинейной системы среднего уровня затраты на подготовку специалистов, даже не имеющих базовых знаний, составят не более 3-5% ее стоимости и быстро окупятся. Поэтому, если ваш монтажер не может или не хочет осваивать новую систему, решайте сами, что вам нужнее.
      Теперь немного об общей организации производства. Профессиональная съемка на изначально бытовой камере VX1000 - дело хотя и спорное, но распространенное. Преимущества очевидны - малые вес и габариты, дешевизна, но главное - цифровой формат, позволяющий при перезаписи не снижать качество. Так вот это основное преимущество, как видно из статьи, в студии FRONTLINE не используется, поскольку перезапись производится по аналоговому тракту. При этом сначала происходит декомпрессия из формата DV в пространство RGB (цифра-аналог), а затем компрессия в формат AVR75 (аналог-цифра), что, естественно, снижает качество. Конечно, для репортажных съемок это может не иметь значения, однако потери качества очевидны. Чтобы избежать этого, необходимо вводить видео (иногда и звук) по цифровым интерфейсам. Резюме: для таких случаев нелинейная система должна иметь все виды аналоговых и цифровых входов по видео и звуку; вот их примерный перечень: SDI (SMPTE 259M), Fire Ware (IEEE 1394), YUV/RGB, Composite, S-Video, AES/EBU, S/PDIF, Analog Audio (симметричный).
      Не совсем понятно, зачем надо титры делать на стороне, если все современные NLE имеют встроенные титровальные возможности. Если же возможности конкретной системы вас не устраивают, надо искать другую систему. Ведь у одних NLE все титровальные операции происходят в реальном времени, при этом обычно имеется отдельный слой для наложения логотипа, у других - титры, особенно двигающиеся, требуют просчета.
      Такие эффекты, как закрытие лица интервьюируемого и наезд камеры на фотографию, тоже не требуют рендеринга и тем более применения After Effects, поскольку во многих современных NLE они интегрированы и работают в реальном времени. Некоторые NLE даже имеют развитые инструменты композитинга. Даже если какие-то вещи приходится рендерить, то желательно, чтобы это происходило в фоновом режиме и не мешало основной работе. Тогда и не понадобится ждать, "пока медленно ползущий индикатор рендеринга дойдет до конца", и уж тем более - развлекаться видеоиграми. Вот где уж точно потерянное время - потерянные деньги.
      Что касается проблем с подготовкой титров на отдельном компьютере, то они решаются просто: титровая часть вашей нелинейной системы (и такие системы есть) должна "понимать" текстовые файлы, тогда любой компьютер превратится в титровальную машину и вы сможете набивать титры в любом текстовом редакторе. Вот и не понадобится "останавливать монтаж, дожидаясь, пока монтажер наберет титры на клавиатуре".
      Давать советы - дело неблагодарное, но все же... Типичных ошибок и просчетов при организации видеопроизводства вполне можно избежать. Главное, что надо уяснить и просчитать, - задачи, которые должна выполнять ваша студия, причем необходимо расставить приоритеты этих задач, чтобы не платить за вещи, которыми никогда не придется пользоваться. В то же время нельзя забывать о перспективе - то, что сегодня кажется роскошью, завтра может стать необходимостью. Если рассматриваемая вами система не выполняет хотя бы части ваших задач или выполняет плохо, ищите другую, сейчас это не проблема. После этого надо попытаться втиснуть ваши запросы в прокрустово ложе бюджета, возможно, чем-то пожертвовав. Обязательно составьте подробный проект студии, желательно вплоть до размещения оборудования - только так вы сможете оценить все затраты, иногда скрытые. Если вам это не под силу, поручите это проектной фирме-интегратору, тогда все проблемы по стыковке и подключению оборудования перестанут вас волновать. Конечно, придется немного раскошелиться, однако скупой платит дважды...