stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

edit*- взгляд изнутри

Олег Бондарев

         Компания discreet logic, всегда специализировавшаяся на композитинговых системах класса Super High-End, в 1996 г. приобрела несколько фирм - разработчиков РС-приложений, в том числе D-Vision Systems. Вознамерившись проникнуть на рынок настольных нелинейных систем, компания предприняла серьезные шаги по доработке нелинейной системы D-Vision. Основной упор был сделан на интеграцию в систему давно зарекомендовавших себя в старших системах от discreet logic профессиональных инструментов, таких, как Flame, Smoke и т. д. Теперь эта система называется edit*.

Архитектура

         Возможности любой нелинейной монтажной системы во многом определяются ее внутренней архитектурой. Поэтому, чтобы полнее их использовать, нужно иметь хотя бы общее представление об ее устройстве. Система edit* базируется на рабочей станции PC/Windows NT с процессором семейства Pentium. Поскольку производительность системы во многом зависит от мощности компьютера, предпочтение отдается двухпроцессорным рабочим станциям с процессорами Pentium II. Ядром системы является плата видеозахвата TARGA 2000 RTX (или SDX), позволяющая вводить в компьютер «живое видео» в полном разрешении (720 х 576 PAL) без потерь качества (поток видеоданных - до 22 Мбайт/с!) и звук СD-качества (до 48 кГц). Главная особенность этой платы - наличие двух видеокодеков, что обеспечивает одновременное воспроизведение двух видеопотоков. Эта возможность, наряду с наличием видеопроцессора, позволяет плате осуществлять видеоэффекты в реальном времени. В стандартной конфигурации система имеет все виды аналоговых входов (композитный, S-Video, YUV), симметричные входы/выходы по звуку и дополнительно может комплектоваться Breakout Box - внешним 19-дюймовым коммутационным блоком, создающим повышенное удобство работы. Он оснащен сквозным видеоканалом для предварительного просмотра материала, симметричными и несимметричными входами и выходами аудио. Плата TARGA 2000 SDX в отличие от RTX имеет только цифровые входы/выходы видео (D-1) и цифровые входы/выходы по звуку (AES/EBU, SPDIF); с ней может дополнительно поставляться универсальный видеоконвертор MADRAS, поддерживающий практически все существующие виды сигналов: SDI (SMPTE 259M), FireWare (IEEE 1394) DV, YUV/RGB, AES/EBU Digital Audio, Analog Audio (симметричный), композитный и S-Video. Это позволяет сопрягать между собой практически любые форматы,  в том числе D-1, D-3, D-5, Digital Betacam, DV, DVCPRO, DVCAM, Digital S, Betacam SP, S-VHS и т. д. Поэтому при наличии MADRAS система может работать с любыми видеоформатами. И наконец, наиболее мощная система семейства edit* строится на базе новой разработки Truevision - TARGA 2000 RTX3D и платы 3D-эффектов DVEous от Abekas.
         Отдельный разговор о дисковом массиве. Поскольку система является открытой, она поддерживает любые внешние массивы, в простейшем случае это может быть обычный Stripe Set (RAID нулевого уровня), состоящий, как минимум, из трех жестких дисков. Вообще же количество дисков (а следовательно, и объем видеоматериала, помещающегося на них) практически не ограничено. При необходимости к системе подключаются внешние или внутренние RAID-контроллеры и внешние RAID-массивы, размер которых может измеряться терабайтами, а объем видео - десятками и сотнями часов. При этом можно организовать RAID-массив с «горячей заменой» вышедших из строя дисков без выключения системы и без потерь данных.

Характеристики
Основные параметры edit* 4.0

edit*4.0 option 1

edit*4.0 option 2a

edit*4.0 option 2b

edit*4.0 option 3

Видеомонтаж

Два канала видео, канал DVE и канал графики реального времени

Да

Да

Да

Да

Дополнительный канал логотипа реального времени

Нет

Нет

Да

Да

До 99 редактируемых видеотреков

Да

Да

Да

Да

Работа с разной компрессией в одном проекте

Да

Да

Да

Да

Оцифровка непосредственно в монтажную линию

Да

Да

Да

Да

Автосинхронизация видео и звука

Да

Да

Да

Да

Клавиатурные команды

Да

Да

Да

Да

Редактирование по методу drag-and-drop

Да

Да

Да

Да

Полный набор операций редактирования, включая "fit-to-fill" и "по трем точкам"

Да

Да

Да

Да

Управление скоростью воспроизведения в реальном времени

Да

Да

Да

Да

Манипулирование длительностью и положением клипов на монтажном столе

Да

Да

Да

Да

Тримминг по началу и концу клипа

Да

Да

Да

Да

Тримминг по длительности и положению клипа

Да

Да

Да

Да

Звуковые возможности

До 500 редактируемых аудиотреков

Да

Да

Да

Да

До 48 проигрываемых аудиотреков

Да

Да

Да

Да

Запись звука непосредственно на монтажную линию

Да

Да

Да

Да

Запись звука с проигрыванием видео (даббинг)

Да

Да

Да

Да

Цифровой скраббинг

Да

Да

Да

Да

Анимируемый микшер

Да

Да

Да

Да

Анимируемая "резиновая лента" по уровню и панараме

Да

Да

Да

Да

Группировка звуковых треков

Да

Да

Да

Да

Микширование в реальном времени (on-the-fly)

Да

Да

Да

Да

Видео- и аудиоподдержка

Максимальный одиночный видеопоток, Кбайт/кадр

500

470

470

470

Максимальный двойной видеопоток

250

235

235

235

Аналоговый вход/выход: композит, S-Video, YUV

Да

Да

Да

Да

Цифровой вход/выход SDI

с дополн. платой

только TARGA SDX

Только TARGA SDX

только TARGA SDX

Аналоговый в дополнение к цифровому

с дополн. платой

SDX & MADRAS

SDX & MADRAS

SDX & MADRAS

Вход/выход FireWire DVCPRO

Нет

с MADRAS

с MADRAS

с MADRAS

Регулируемая степень компрессии (меньше чем 2:1)

Да

Да

Да

Да

Смешивание клипов с полями и без полей

Да

Да

Да

Да

Поддержка PAL и NTSC

Да

Да

Да

Да

Количество цифровых аудиовходов/выходов (AES/EBU)

2: с дополнительной платой

2: SDX, MADRAS

2: SDX, MADRAS

2: SDX, MADRAS

Количество аналоговых аудио входов/выходов

2

2: DTX, RTX, MADRAS

2: RTX, MADRAS

2: RTX, MADRAS

Частоты семплирования, кГц

11, 22, 44,1, 48

11, 22, 44,1, 48

11, 22, 44,1, 48

11, 22, 44,1, 48

Поддержка 14 форматов EDL

Да

Да

Да

Да

Пакетная оцифровка и автосборка

Да

Да

Да

Да

Автовыбор разрешения при переоцифровке

Да

Да

Да

Да

Экспорт звуковых EDL

Да

Да

Да

Да

Прямая поддержка формата AVI

Да

Да

Да

Да

Экспорт/импорт графических файлов: TGA, TIF, PCT, BMP, GIF, JPEG, PhotoCD

Да

Да

Да

Да

Экспорт/импорт звуковых файлов WAV

Да

Да

Да

Да

MPEG-1 экспорт

Да

Да

Да

Да

Поиск, сортировка и консолидация материала

Да

Да

Да

Да

Эффекты реального времени и графика

2D DVE-эффекты и переходы

Изменяются по положению и масштабу

Изменяются по положению и масштабу

Изменяются по положению и масштабу

Изменяются по положению и масштабу

3D DVE эффекты и переходы

Нет

Нет

Нет

Да

Логотип с альфа-каналом

Нет

Нет

Изменяется по положению и масштабу

Изменяется по положению и масштабу

Графический слой с альфаканалом

Статический

Статический

Изменяется по положению и масштабу

Изменяется по положению и масштабу

Переходы для графического слоя

Только микшер

Только микшер

Да

Да

Шторки, переходы, картинка-в-картинке, цветовые эффекты

Да

Да

Да

Да

Люма/хромакей по ключевым кадрам

Люма, YUV

В просчете

В просчете

Люма, YUV, HLS

Цветокоррекция по ключевым кадрам

YUV

В просчете

RGB,

RGB, YUV, HLS

Градиентные шторки

Нет

Да

Да

Да

Управление цветом, размером и мягкостью бордюра

Да

Да

Да

Да

Эффекты в просчете и графика

Настраиваемые эффекты с предпросмотром в реальном времени

Более 300

Более 300

Более 300

Более 300

Настраиваемые 2D-, 3D-эффекты

Да

Да

Да

Да

Титры: скроллинг и бегущая строка

Да

Да

Да

Да

Полностью интегрированные Boris Effects

Да

Да

Да

Да

Профессиональные титры (Inscriber CG )

Да

Да

Да

Да

Crystal Graphics 3D Vortex (3D-эффекты)

Да

Да

Да

Да

Crystal Graphics Flying Fonts Pro

Да

Да

Да

Да

Поддержка Ultimatte, Hollywood FX и других plug-in

Да

Да

Да

Да

Рабочие возможности

Улучшенный редактор ключевых кадров

Да

Да

Да

Да

Расширенное управление всеми параметрами клипов и эффектов по ключевым кадрам

Да

Да

Да

Да

Неограниченное число ключевых кадров с выбираемой интерполяцией

Да

Да

Да

Да

Неограниченное число шагов undo/redo

Да

Да

Да

Да

Поддержка двухмониторного режима

Да

Да

Да

Да

Поддержка технологии VDO

Да

Да

Да

Да

Многозадачность и многопоточность

Да

Да

Да

Да

Совместимость (интегрируемость) с effect* и paint*

Да

Да

Да

Да

Поддержка сетевых решений Windows NT для совместного использования данных

Да

Да

Да

Да

Интерфейс

         edit* может работать в двухмониторном режиме, т. е. информация выводится на два SVGA-монитора.

Установленные рядом, они представляют собой как бы один монитор удвоенной ширины - курсор свободно перемещается с одного на другой. На левом мониторе обычно располагаются панели управления магнитофонами и монтажная тайм-линия, а на правом - каталог исходного материала. При необходимости можно изменять конфигурацию по своему вкусу, например растянуть монтажную линию на два монитора или, если монтаж многослойный, сделать ее более широкой, чтобы видеть все слои сразу, при этом ее удобно расположить на отдельном мониторе. Несколько стандартных конфигураций расположения панелей можно внести в память и вызывать их нажатием всего одной кнопки. На левом мониторе - два виртуальных видеомагнитофона, каждый с набором кнопок управления, а также рукоятка Jog/Shutter, позволяющая замедленно, ускоренно и покадрово воспроизводить видеоматериал. Левый магнитофон - плеер, способный отображать все фрагменты исходного материала, правый - рекордер, отображающий результат монтажа. Полноцветное «живое видео» разрешением 720 х 576 в каждом окне практически полностью исключает обращение к видеомонитору во время монтажа. Тем не менее, видеомонитор - неотъемлемая часть любой нелинейной монтажной системы, ведь только он даст полное представление о том, как будет выглядеть окончательный вариант монтажа. Основное преимущество нелинейных монтажных систем перед линейными - возможность на любой стадии работы вносить изменения в монтажный лист, не тратя времени на перезапись, и тут же просмотреть весь материал уже в измененном варианте. Кроме того, профессиональному видеомонтажеру, привыкшему к «железным» органам управления, довольно трудно дается работа на компьютерных системах, где основным органом управления обычно является мышь. Поэтому в системе edit* практически все монтажные функции продублированы с клавиатуры, которая имеет специальные цветные клавиши с маркировками REC, PLAY, MARK-IN/OUT, GO TO и т. д.

Видеомонтаж

Монтаж осуществля- ется двумя способами. Первый - традиционный для нелинейных монтажных станций: выбираем из каталога источников (Bin) нужный фрагмент, отмечаем его начало и конец (если не используем его целиком) и затем переносим его мышью в нужное место монтажной линии. Второй способ больше понравится монтажеру «линейки», тем более что он не требует использования мыши: ставим «метку на рекордере», т. е. отмечаем место на временной линии (Time Line), куда будем писать; ставим входную и выходную метки на плеере и нажимаем кнопку REC, после чего в нужном месте монтажной линии появится выбранный нами фрагмент в виде цветной полосы, в начале которой находится картинка - первый кадр этого фрагмента. Размер этой картинки можно задавать произвольно, сообразуясь с индивидуальными особенностями зрения. Это способ монтажа по трем точкам, т. е. из четырех меток IN/OUT на плеере и рекордере задаются любые три, четвертая появится автоматически. Если же поставить четыре метки и разную длительность фрагмента на плеере и рекордере, то система с согласия монтажера автоматически изменит скорость воспроизведения клипа так, что метки совпадут. edit* работает с неограниченным числом окон редактирования (монтажных линий), что позволяет иметь несколько вариантов монтажных листов одновременно, мгновенно переключаться между ними и при необходимости переносить отдельные фрагменты с одного листа (или весь лист целиком) на другой. Для максимально быстрого монтажа можно оцифровывать материал непосредственно в Time Line, в то место, где стоит метка, при этом видеофрагменты будут сами выстраиваться в том порядке, в каком они вводились. После окончания оцифровки смонтированную программу можно сразу выдавать в эфир или записывать на кассету. Такой способ особенно удобен для монтажа новостей.

Звуковой монтаж

         При монтаже звука можно использовать до 48 каналов реального времени. Этого вполне достаточно для музыкального сопровождения, синхронного перевода, спецэффектов, шумов и т. п. При необходимости большего числа каналов все они сводятся в один посредством пересчета. Специальный инструмент - Voice Over предусмотрен для синхронного озвучивания. Он позволяет записывать звук непосредственно в Time Line синхронно с проигрыванием уже смонтированного видеоматериала, при этом перед началом записи на видеомониторе идет обратный отсчет, для того чтобы диктор успел подготовиться. Затем можно тут же прослушать полученный результат и, если нужно, переозвучить материал заново с этого же места. Редактирование уровня звука и панорамы осуществляется двумя способами. Первый - привычная для пользователей Adobe Premiere «резиновая лента», потянув за которую можно изменить уровень и панораму. Второй способ - микширование «с лета», когда при проигрывании материала во временной линии монтажер вручную повышает и понижает уровень, а все его действия система «запоминает» и впоследствии воспроизводит.

Совместимость

         edit* оцифровывает видео непосредственно в AVI-формат, а звук - в формат WAV на отдельный жесткий диск. Значит, для дополнительной обработки видео и звука можно воспользоваться любым программным пакетом, поддерживающим эти форматы, причем без всякой конвертации или перекодирования. Большинство выпускаемых сейчас библиотек шумов и звуков записываются в формате WAV, поэтому и они напрямую доступны системе. Все платы семейства TARGA, начиная с TARGA 1000 и заканчивая TARGA 2000 SDX 3D, совместимы по формату представления видеоданных, благодаря этому несколько рабочих монтажных и графических станций разного уровня могут работать совместно.

Рапид, стабилизация и цветокоррекция

         В системе прекрасно проработано управление скоростью движения, поэтому при монтаже можно использовать ускорение, замедление и обратное движение, причем очень высокого качества, с автоматической интерполяцией и без просчета. Предусмотрена также цветокоррекция, параметры которой могут плавно изменяться от кадра к кадру, что дает возможность на этапе монтажа исправлять некоторые операторские ошибки, связанные с неправильным освещением, балансом и т. п. Высококачественный цифровой наезд (zoom) и управление виртуальной панорамой позволяют держать выбранный объект в центре кадра и даже компенсировать резкие рывки камеры, все это также в реальном времени.

Черновой монтаж

         «Черновой» монтаж (Off Line) существенно экономит дисковое пространство (а значит, и деньги). Допустим, есть диск, на который входит один час видео вещательного качества, а исходный материал составляет десять часов, и из него надо смонтировать часовую передачу. Можно оцифровать на диск все десять часов, но с низким качеством (например, VHS). Затем монтируем передачу в черновом качестве, а система автоматически переоцифрует с вещательным качеством только те фрагменты, которые вошли в наш часовой монтажный лист.
          Интересная новая возможность - оцифровка видео непосредственно в Time Line - понравится тем, кто привык к линейному монтажу. Она особенно удобна для подготовки новостийных программ, поскольку позволяет сократить время монтажа, исключив несколько дополнительных операций. Введена также функция Voice over (overdubbing), при включении которой обеспечивается запись звука на Time Line с одновременным проигрыванием видео. Эту функцию удобно использовать при озвучивании фильмов, телепередач, рекламных роликов и т. п.

Многозадачность

         Система работает под Windows NT и поддерживает многозадачность, что особенно эффективно на многопроцессорных системах. Именно многопроцессорных, поскольку система «честно» использует все предоставленные ей процессоры. При этом можно задавать число процессоров, отдаваемых под рендеринг (если он необходим) и оставляемых для работы. На практике это означает, что просчет многослойных фрагментов происходит в фоновом режиме, т. е. можно продолжать работу - монтировать, набивать титры и т. д. Кстати, о титрах: edit* имеет два специальных слоя для титров или компьютерной графики и позволяет накладывать их на видео в реальном времени, причем титры могут перемещаться по сложным траекториям, масштабироваться, изменять прозрачность по ключевым кадрам - и все это также без просчета. В состав системы входит титровальный пакет Inscriber CG, который поставляется с большинством систем компьютерного монтажа, поддерживает Windows-совместимые шрифты и допускает любые изменения любых параметров этих шрифтов.

Сетевые решения

         Фирма #1GM, один из партнеров discreet, разработала комплекс программного обеспечения под общим названием JobNet, для совместного использования видеоданных с нескольких рабочих станций edit*. С помощью JobNet можно организовать единое сетевое пространство видеоданных. Например, одна или несколько станций применяются для оцифровки видео, другие - для монтажа, третьи - для выдачи готового материала в эфир. При этом есть возможность удаленного редактирования материала на любой станции edit* с рабочего места тележурналиста, оборудованного только сетевой картой (100 Мбит). Таким образом JobNet позволяет построить на базе edit* любую масштабируемую видеоподсистему, в частности для подготовки и выдачи новостей (NewsRoom).

Возможность выбора

         Существуют три версии системы - облегченная (option 2a), полная (option 2b) и продвинутая (option 3). Особняком стоит option 1, базирующаяся на другой аппаратной платформе (Matrox DigiSuite LE). Естественно, чем старше версия, тем она дороже, однако option 2a и 2b можно модернизировать до option 3, что позволяет распределить ваши расходы во времени.
         edit*4.0 (option 2b) - система среднего уровня, большинство эффектов происходит в реальном времени (без просчета) - шторки, микшеры, картинка-в-картинке, цветокоррекция по ключевым кадрам, движение двух слоев титров или графики по видео и т. п. Практически все параметры (скорость, мягкость, величина и цвет бордюра, расположение окон и т. д.) монтажных переходов (количество которых более 500) могут изменяться (анимироваться) по ключевым кадрам с применением сплайнов в реальном времени. При использовании этих инструментов в эффектах имитируются различные природные явления и процессы, такие, как дымка, течение воды, всполохи огня, облака, горение бумаги, ржавление, разбивание стекла, и многие другие. Возможности системы значительно расширяют plug-in-эффекты и фильтры (Boris Effects, Video SpiceRack и 3D Vortex - поставляются вместе с edit*). Такие блоки эффектов, как Ultimate, Holliwood FX и т. п., могут поставляться дополнительно. Экспорт/импорт стандартных графических и анимационных файлов, цифровые входы по звуку, а также работа напрямую с форматами AVI и WAV позволяют использовать систему для производства рекламной продукции и музыкальных клипов. Система поддерживает экспорт/импорт EDL и может применяться в режиме чернового монтажа (для экономии места на диске) с последующей автоматической чистовой оцифровкой. Имеется возможность неограниченного количества шагов отката undo/redo.
         edit*4.0 (option 2a) - младшая система семейства edit*, предназначена в основном для использования совместно с однопоточной платой TARGA 2000 DTX, что обусловливает некоторые ограничения по эффектам реального времени. Оption 2a присущи все возможности option 2b, но графический слой лишь один, он не может масштабироваться и перемещаться, а титры могут вводиться в реальном времени только микшером. Движение и масштабирование титров осуществляются в просчете (в отличие от option 2b, где анимируются сразу два слоя титров в реальном времени). Кроме того, option 2a имеет упрощенную версию кейфреймера (редактор ключевых кадров). Широкие возможности редактирования, создания спецэффектов, титрования (поддержка стандартных шрифтов) делают систему идеальным вариантом для оперативного монтажа передач и новостийных программ. При необходимости наращивания мощности можно сделать upgrade с TARGA DTX на TARGA RTX(SDX), а в дальнейшем - и upgrade до option 2b или 3.
         edit*4.0 (option 3) - наиболее мощная система семейства edit* строится на базе новой разработки Truevision - TARGA 2000 RTX3D и платы 3D-эффектов DVEous от Abekas. При использовании этой платы в системе можно делать 3D-эффекты в реальном времени, такие, как листание страниц, волны, натяжение видео на текстуры, трехмерное позиционирование, пространственные деформации и т. п. Кроме того, в реальном времени доступны множество новых фильтров и кеинг. Хромакей от Abekas - один из самых качественных алгоритмов, позволяет смягчать границы контуров и работать с тенями.
         Кроме того, теперь в систему интегрированы мощный пакет для художественной обработки видео - paint* (бывший Illuminaire Paint) и пакет для сложного композитинга effect*, многие возможности которого взяты из таких «силиконовских» пакетов, как Flint и Flame. Однако разговор о них - тема отдельной статьи.

Рекомендуемая аппаратно-программная база

Dual Pentium II 300 (400) МГц 128 (256) Мбайт RAM,
два 17-дюймовых SVGA монитора,
дисковый массив 4 х 9 Гбайт (или больше),
отдельный диск под звук 4 Гбайт,
Windows NT 4.0 (Server или Workstation, Service Pack 3)

Программный пакет

edit* option 1

edit* option 2a

edit* option 2b

edit* option 3

Аппаратная платформа

Matrox DigiSuite LE

TARGA 2000 DTX

TARGA 2000 RTX, SDX

TARGA2000 RTX3D, SDX3D