stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Хизер Уивер, Дик Тэйбер

Недорогие средства коррекции изображений.
Программные вектороскопы и цифровые усилители

Четыре новых недорогих продукта обеспечивают мониторинг высококачественного видео и коррекцию изображений на персональном компьютере.

      Цифровые форматы видеозаписи обеспечивают высочайшее качество изображения, но не способны улучшить плохо отснятый материал. И даже хорошо отснятые фрагменты часто приходится корректировать для согласования с другими фрагментами, с которыми они будут монтироваться. Специалисты в области видео давно пользуются аппаратными вектороскопами, осциллографами, цифровыми усилителями и цветокорректорами для повышения качества видеоматериалов. Как известно, вектороскоп показывает фазу и амплитуду цветовых компонентов видеосигнала. Осциллограф дает информацию о яркости и контрасте. Цифровой усилитель позволяет настраивать такие параметры видеосигнала, как уровень черного, интенсивность цвета, баланс белого и уровень видео. Ну, а цветокорректор, как следует из названия, позволяет корректировать цвет. Эти довольно дорогие устройства и в дальнейшем сохранятся в качестве стандартного оборудования студий постпроизводства, работающих с компонентным аналоговым сигналом и цифровыми материалами в формате SDI.

Рис. 1. Mac-версия Premiere 5.1 содержит базовые инструменты для мониторинга и настройки видеосигнала, но ее собственный подключаемый модуль не позволяет устранять любые аномалии изображения


      Но те, кто имеют дело с более скромной средой, теперь могут найти ряд недорогих программных альтернатив этим аппаратным устройствам. Они пригодятся и тем, кто работает с FireWire, так как сейчас нет аппаратных мониторов или корректоров видеосигнала с входом 1394.
      В отличие от аппаратных мониторов и цветокорректоров, рассматриваемые недорогие программные пакеты работают не в реальном масштабе времени. Но, смирившись с необходимостью дожидаться окончания рендеринга, вы можете сэкономить тысячи долларов. Целесообразность такого варианта будет зависеть от срочности и объемов ваших работ.
      Хотя многие системы нелинейного монтажа среднего и высшего классов оснащены устройствами мониторинга сигналов и средствами цветокоррекции, однако программные монтажные системы часто снабжены лишь примитивными инструментами для контроля и регулировки видеосигнала (или не имеют никаких).
      Например, в Windows-версии пакета Adobe Premiere 5.1 нет ни вектороскопа, ни осциллографа. Для Mac-версии имеется подключаемый модуль вектороскопа (рис. 1), но число настроек в нем минимально, и основаны они на понятиях, известных в компьютерной графике. Другими словами, вы настраиваете тон, насыщенность и яркость, а не пьедестал, усиление и гамма-кривую. Если у вас есть потребность в мониторинге и настройке видеосигналов, но не устраивают существующие для этого средства в вашей системе нелинейного монтажа, тогда имеет смысл рассмотреть эти программные альтернативы.

ViXen Video Enhancer

      Программа ViXen Video Enhancer компании Xentrik Software - один из первых появившихся в продаже недорогих программных продуктов для мониторинга и коррекции видео.

Рис. 2. ViXen предлагает инструменты для коррекции и улучшения качества изображений, интерфейс которых покажется знакомым ветеранам аналогового видео

Она работает в среде Windows и используется как подключаемый модуль для пакетов Adobe Premiere, FAST VMStudio+ и in:sync Speed Razor. ViXen содержит программные осциллограф и вектороскоп, а также инструменты для независимой регулировки ряда параметров, в том числе фазы, цветности, яркости и уровней черного.
      Кроме того, ViXen прекрасно выполняет функции подавления шума и повышения резкости изображения (рис. 2 и 3). С их помощью зашумленное и темное видео можно сделать чище и светлее. Как и в случае с многими другими подключаемыми фильтрами, те изменения видеосигнала, которые выполняются с помощью ViXen, требуют рендеринга. Окна вектороскопа и осциллографа, к сожалению, слишком малы. По сообщению разработчиков, в следующей версии будет реализована пользовательская настройка их размеров. В целом же ViXen остается мощным изделием. Его цена составляет $139. Демонстрационную версию можно получить по адресу:

Video Finesse

Рис. 3. В процессе повышения качества видеопоследовательности программа ViXen создает маску изображения, которая определяет, где на изображении программа будет повышать резкость и подавлять шум

Рис. 4. Фильтр SA Adjust в программе Video Finesse сочетает функции осциллографа, вектороскопа, цифрового усилителя и цветокорректора

Рис. 5. Фильтр SA Soften в программе Video Finesse позволяет точно управлять степенью размытия изображения. Монитор может разделить кадр на две части: «до» и «после» применения эффекта

      Video Finesse - комплект из семи подключаемых фильтров для Adobe Premiere, предлагаемый компанией Synthetic Aperture, - позволяет регулировать многие параметры цифрового видеосигнала с помощью традиционных интерфейсов. Существуют варианты для Mac- и Windows-версий Premiere. Video Finesse обеспечивает тонкую настройку видеосигнала. Инструментарий имеет хороший дизайн и содержит ряд удобных функций, как, например, предварительный просмотр в отдельном окне. Поэтому многие задачи видеокоррекции выполнять очень легко.
      Подключаемый фильтр SA Adjust (рис. 4) работает аналогично традиционным аппаратным вектороскопам, осциллографам, цифровым усилителям и цветокорректорам. Он обеспечивает регулировку таких параметров, как пьедестал, кривизна, растяжение, усиление, насыщенность и тон. Можно независимо настраивать каналы красного, зеленого, синего, яркости и цветности.
      Фильтр SA Skin Detail позволяет сглаживать детали на участках, имеющих цвет кожи, не затрагивая остальную часть изображения. Изготовители высококлассных видеокамер гордятся своими фильтрами деталей кожи. Благодаря Synthetic Aperture теперь это стало доступно и в дешевом постпроизводстве.
      Рисунок типа "зебра", отображаемый поверх окна монитора, служит индикатором клиппинга. Эту идею Video Finesse тоже заимствовал у видеокамер. В состав Video Finesse также входят фильтры для устранения выпадений, коррекции не соответствующих палитре цветов, уменьшения резкости изображения (рис. 5) и управления полосой сигналов яркости и цветности. Многие настройки фильтров можно изменять во времени по ключевым кадрам.
      Хотя настройки, выполненные с помощью Video Finesse, требуют рендеринга, обсчет этих фильтров происходит быстрее, чем собственных фильтров Premiere.
      Единственная наша претензия к Video Finesse связана с малыми размерами окон осциллографа и вектороскопа. Это затрудняет чтение их показаний. Разработчики предполагают весной текущего года выпустить обновленную версию с изменяемыми размерами окон вектороскопа и осциллографа. Кроме того, в осциллографе линия 7.5 IRE отображается не столь четко, как в аппаратных осциллографах. Зато 70-страничное руководство пользователя очень хорошо разъясняет назначение и использование каждого фильтра.
      Video Finesse - мощный инструмент и отличное приобретение. Его прейскурантная цена составляет $195.
      Демонстрационную версию можно загрузить с узла www.synthetic-ap.com.

VideoScope

      VideoScope фирмы YUV422 Software в отличие от ViXen и Video Finesse  - автономная программа с функциями вектороскопа и осциллографа. Она не является подключаемым модулем и не выполняет цветокоррекцию. Зато VideoScope может измерять параметры любых источников видео, фильмов QuickTime и статических изображений.

Рис. 6. Вектороскоп программы VideoScope снабжен «лупой» для детального рассмотрения измерений

Рис. 7. Компонентный осциллограф программы VideoScope отображает каналы Y, U или V


      Программа предназначена для PowerMac. Размер окон мониторов - 320 x х 240 пикселей. Имеется "лупа" для детального рассмотрения отдельных измерений (рис. 6). Из четырех анализируемых здесь программ именно в VideoScope, по нашему мнению, легче всего читаются измерения. С помощью осциллографа можно измерять сигнал в каналах Y, U или V (рис. 7), а с помощью вектороскопа - в каналах U и V одновременно. Цвет каждого вектора соответствует измеряемому каналу - небольшая, но приятная деталь.
      VideoScope только отображает видеосигналы, но не меняет их. Однако она позволяет настроить параметры устройства оцифровки видеосигнала по результатам ввода, отображаемым на его мониторах. Через панель Settings можно использовать калиброванные настройки изображения в качестве входных настроек программы ввода. Если вы вводите видео в компьютер через плату аналого-цифрового преобразования, то VideoScope помогает добиться наилучшего режима оцифровки.
      Поскольку платы FireWire передают потоки цифровых данных, а не оцифровывают видео, то в них нет никаких регулировок режима оцифровки, так что VideoScope не позволяет настраивать видео формата DV при его записи на диск через интерфейс FireWire. Однако VideoScope способна измерять параметры получающегося при этом фильма QuickTime и помогает определить, с помощью каких фильтров можно поправить плохо настроенную последовательность DV.
      Документация программы оказалась довольно скудной.
      Если вы не знакомы с осциллографами и вектороскопами компонентных сигналов, информацию фирмы Tektronix о том, как ими пользоваться, вы можете найти по адресу: http://www.-tek.com/Measurement/App_Notes/ NTSC_Video_Msmt/index.html. Хотя программа VideoScope будет работать на большинстве моделей PowerMac, но лучше использовать одну из моделей G3 - тогда VideoScope сможет измерять видео при более высокой частоте кадров. Последняя версия VideoScope допускает использование языка сценариев Apple.
      В целом VideoScope - полезный продукт с замечательной ценой - $30. Условно-бесплатную версию программы можно загрузить с http://members.aol.com/yuv422.

VideoPrism


Рис. 8. В отличие от интерфейсов других программ, имитирующих традиционные инструменты для работы с видео, VideoPrism отображает информацию и органы управления в стиле графических программ типа Photoshop

Рис. 9. VideoPrism позволяет индивидуально регулировать передаточные характеристики каналов красного, зеленого и синего, а также экспортировать фильм после настройки в любой формат QuickTime

      VideoPrism, программа для Mac компании DeltaE (www.delta-e.com), использует другой подход к коррекции цвета и изображения в цифровом видео. Основываясь на своем большом опыте в области управления цветом при печати, DeltaE создала инструментальное средство обработки изображений QuickTime, в котором применяется интерфейс графических программ. Благодаря мощным средствам управления гистограммой, а также регулировкам тона, насыщенности и яркости пользователи Photoshop быстро освоят эту программу (рис. 8 и 9).
      В VideoPrism настройки изображения, которые можно изменять по ключевым кадрам, хранятся в форме дорожки эффектов QuickTime. После задания настроек клип можно немедленно воспроизвести и просмотреть с помощью любой Mac-программы, поддерживающей QuickTime. Важными достоинствами VideoPrism являются предварительный просмотр в реальном времени и быстрый рендеринг. Но на момент выхода в печать данной статьи программа еще не поступила в продажу. Ожидается, что цена VideoPrism составит менее $500.
      Тщательный контроль и коррекция видео - необходимые условия получения качественного изображения. Рассмотренные здесь программы цветокоррекции не обладают возможностями аппаратных цветокорректоров (например, Abekas 8100 или Videotek DPA 100). Если ваш проект требует вещательного качества, то мониторинг и настройку видеосигнала следует выполнять с помощью внешних аппаратных мониторов и цветокорректоров. Если же вам требуются лишь незначительные коррекции изображения и ваш проект имеет длительность меньше часа, то представленные нами программные инструменты помогут вам получить очень качественное видео при малых затратах.