Кирилл Бобров
Нелинейный монтаж в MPEG-2
MATROX DigiSuite DTV
MPEG-2, уже ставший международным стандартом сжатия и передачи
аудио- и видеоданных, постепенно превращается в основной стандарт обработки
видеопотока на всех этапах производства телевизионных программ. После принятия
версии 422P@ML, которая была разработана с учетом всех требований цифрового
вещания, переход большинства производителей ТВ-программ на MPEG-2 - всего лишь
вопрос времени. Причина такого интереса к MPEG-2 очевидна: на многих крупных
телеканалах, оснащенных аппаратурой от различных производителей, прежде чем
отснятый материал пойдет в эфир, видеосигнал приходится несколько раз перекодировать,
что плохо сказывается на его качестве. Если на всех этапах производства ТВ-программы
(от съемки до выдачи в эфир и архивации) используется стандарт MPEG-2, видеосигнал
не перекодируется для обработки, и потери качества сводятся к минимуму. Например,
аппаратура формата Betacam SX от Sony уже работает с компрессией MPEG-2, и при
применении этого формата для съемки на этапе ввода видеоматериала для монтажа
в компьютер с платой ввода/вывода, поддерживающей MPEG-2, видеосигнал перекодировать
не нужно.
|
Pict. 1. NO RENDERING — девиз всей линейки Matrox
DigiSuite |
|
Pict. 2. Неограниченное число уникальных эффектов
можно создавать, пользуясь стандартными
возможностями DTV |
|
Pict. 3. Два 2D DVE-процессора в реальном времени
справляются с перемещением и масштабированием
видео или графики
|
В ТВ-производстве MPEG-2 принят в двух вариантах: MPEG-2
MP@ML с потоком до 15 Мбит/с, использующий для сжатия длинные группы изображений
(применяется в основном для передачи и архивации аудио- и видеоданных), и MPEG-2
422P@ML, так называемый "профессиональный" вариант с потоком до 50
Мбит/с и со сжатием по I-кадру. Хотя в США уже принят вариант 422P@HL (поток
до 80 Мбит/с), в Европе ориентируются именно на 422P@ML. Довольно высокая скорость
потока и возможность обрабатывать короткие группы изображений по I-кадру делают
этот вариант практически идеальным для применения в системах нелинейного монтажа
(поскольку обеспечивается монтаж с точностью до кадра), а качество изображения
даже при высокой компрессии приемлемо для вещания.
Пока потенциальные покупатели решают вопрос о переходе на
MPEG-2, производители один за другим заявляют о поддержке этого стандарта и
выпускают новое оборудование, пытаясь обогнать друг друга и занять первое место
в номинации "лучшее соотношение цена/качество". А решать, кто же все-таки
победил, будут покупатели и пользователи. Так, на рынке плат для нелинейного
монтажа в стандарте MPEG-2 фаворита пока три: вышедшая в начале года Six-O-One
от Fast Multimedia, только что появившиеся MiroVideo DC-1000 от Pinnacle Systems
и DigiSuite DTV от Matrox.
Matrox Video Products Group объявила о выпуске DigiSuite
DTV 17 апреля этого года на NAB. Новая плата базируется на опробованной и хорошо
зарекомендовавшей себя технологии DigiSuite. Все чипы - кодек, микшер, два 2D
DVE-процессора, контроллер видеоэффектов, графический контроллер, мультимедиа-
и аудиопроцессор - находятся на одной плате (аналогичный дизайн был использован
в DigiSuite LE). Такое решение существенно снизит цену устройства и привлечет,
прежде всего, пользователей, не нуждающихся во встроенном SCSI-контроллере и
трех дополнительных процессорах 2D DVE.
Особое внимание стоит обратить на кодек. В DigiSuite DTV
применяется чип DVXpress-MX50 от C-Cube. Он работает с двумя потоками видео
в формате DV, DV50 или MPEG-2 (422P@ML или MP@ML), причем поток может быть преобразован
из одного формата в другой и обратно, что делает удобным использование этой
платы с аппаратурой формата DV и DV50 (или совместимого). Для пользователей,
работающих, например, с DVCPRO, переход на MPEG-2 станет практически незаметным.
DigiSuite DTV может в реальном времени работать с некоторыми
эффектами (dissolve, wipe, tile transitions), масками (chroma, luma keys), 2D
DVE-эффектами (масштабирование, картинка в картинке), выполнять гамма-коррекцию.
Наряду с возможностью одновременной обработки в реальном
времени двух слоев видео и одного слоя графики эффекты real-time становятся
полезным инструментом для ускорения процесса монтажа.
Стандартный комплект DigiSuite DTV содержит композитный,
Y/C, аналоговый компонентный входы/выходы. В качестве опции поставляются SDI
(поддерживаются D-9 - Digital-S, DVCPRO, DVCPRO50, DVCAM и все существующие
форматы DV), SDTI, на плате которого установлен дополнительный кодек, существенно
ускоряющий работу с видеопотоками, и, также в виде опции, интерфейс IEEE-1394
с контроллером Ultra-Wide SCSI. Для сигнала синхронизации используется
вход black burst reference. Имеются четыре входа/выхода для XLR или RCA аналогового
аудиосигнала в стандартном комплекте и четыре для цифрового (AES/EBU) на плате
SDI. Четыре аудиоканала используются при работе с вещательным оборудованием
JVC формата D-9 (Digital-S).
В комплект поставки входят Adobe Premiere RT (или in:sync
Speed Razor), Inscriber CG, Boris Effects 3D DVE и Sonic DVDIt!. Учитывая возрастающую
актуальность прямого вывода на DVD, Matrox поддерживает в DigiSuite DTV вывод
потока MPEG-2 422P@ML или MPEG-2 MP@ML для архивации на DVD или архивный видеосервер
и включает в комплект поставки программу для DVD-авторинга.
Все большее распространение в ТВ-производстве получает передача
аудио- и видеоданных по компьютерным сетям и спутниковым каналам связи. И здесь
MPEG-2 имеет свои преимущества: будучи по природе цифровым потоком, а не форматом
видеозаписи, он ускоряет передачу потока и исключает потерю качества изображения.
В заключение отметим, что в DigiSuite DTV Matrox нашла золотую
середину, выпустив продукт, сочетающий передовые решения и технологии, опробованные
на DigiSuite и DigiSuite LE, что делает его доступным широкому кругу ТВ-производителей,
в том числе реализующих малобюджетные проекты.
Продолжая поддерживать и развивать стандарт MPEG-2, Matrox
анонсировала DigiServer DTV - новую плату автоматического захвата и проигрывания
аудио- и видеопоследовательностей в форматах DV, DV50 и MPEG-2, предназначенную
для работы на видеосерверах.
Краткие характеристики DigiServer DTV:
- два канала захвата и/или четыре канала проигрывания в одной PCI-карте;
- SDI-вход/выход;
- DV, DV50 и MPEG-2-захват, проигрывание, транскодирование;
- play-list с точностью до кадра с эффектами перехода (dissolve, fade, wipe);
- графические логотипы на каждый выход для идентификации канала.
Кирилл Бобров |
Специалист по компьютерной графике и нелинейному монтажу компании Graphic Group. |
Тел.: (095) 176-08-26 E-mail: grapgr@dol.ru |
|