Дорогая Редакция!
Будучи постоянным и заинтересованным читателем вашего журнала
(а читаю я его с лета 1997 г.), хочу поделиться своими соображениями и замечаниями.
Но сначала немного о себе. Кадровый военный, закончил Высшее Военное училище
связи в Ульяновске, в Вооруженных Силах - 18 лет. Последние 5 лет работаю в
области видео и телевидения в частности. Сейчас занимаю должность руководителя
центра кабельного телевидения с ежедневным полуторачасовым вещанием на один
из подмосковных военных гарнизонов; участвовал в двух межгосударственных кинофестивалях,
но по-прежнему считаю себя "непрофессионалом в области профессионального
телевидения". Отсюда понятен и мой интерес к журналу. Благодарен вам за
то, что был избавлен от бесконечного штудирования десятка компьютерных журналов,
выискивая по крупицам нужную мне информацию в области цифрового видео. Почему
цифрового? Так получилось, что, придя в телевидение в 1995 г., я начал с приобретения
комплексной студии на базе 486DX100 цифрового видеомонтажа Movie Mashine фирмы
FAST со смешным сегодня потоком оцифровки 1,25 Мбайт/с. Да и само понятие "нелинейный
монтаж" тогда только начало серьезно входить в наш мир. Цифровое видео
для меня принципиальный и осознанный выбор, я сторонник нелинейного монтажа.
Уверен, что скоро и линейный монтаж будет управляться с помощью цифры.
Считаю, что ваша заслуга в пропаганде и продвижении цифрового видео на российское телевидение, причем не только московское, но и региональное, неоценима.
Правда, с моей точки зрения, в какой-то период вы стали
сдавать позиции. С середины 1998 г. я стал все меньше находить интересных для
себя материалов. Мне показалось, что журнал становится элитарным изданием для
профессионалов высшей квалификации, работающих на flint и flame силиконовских
платформ. Свидетельство тому пространные статьи о системах стоимостью выше 250
тысяч долларов - и в то же время всего лишь несколько строк и сводная обзорная
таблица о платах нелинейного монтажа типа AV Master, miroDC30, Targa 1000/2000,
на которых "живет" телевизионная Россия. Я с удовольствием работал
бы на edit 4.5 - это моя мечта. Но нет у меня 30 тысяч долларов. Годовой бюджет
нашей студии - всего 5 тысяч, и таковы бюджеты (5-50 тысяч долларов) большинства
региональных телекомпаний.
Безусловно, писать о том, чего достиг мир в области цифрового
видео, необходимо, но хотелось бы видеть в журнале разъяснения и практические
советы, которые помогли бы принять правильное решение о приобретении того или
иного оборудования для выполнения определенной задачи. Например, в чем принципиальная
разница плат miroDV30, AV Master и Targa1000? Ведь в ценах разница существенная
- в два раза. Имея ответы на подобные вопросы, я смог бы аргументированно обосновать
перед руководством решение потратить 2500 долларов на Targa, тогда как у miro,
стоимость ниже, а поток передачи данных выше. Хорошо было бы разъяснять присутствующие
в вашем журнале серьезные технические термины, причем так, чтобы после тире
было не два-три слова, а более-менее доступное объяснение. Пусть это будут три-четыре
термина в номере, но со временем собрался бы словарь, который помог многим "непрофессиональным"
специалистам.
Но, видимо, я запоздал со своими претензиями. В последних
номерах журнала я уже нашел ответы на многие свои недоумения. Особенно понравились
статьи о работе отечественных телекомпаний, однако вы рассказываете о солидных
телекомпаниях, а такие, как мы, с годовым бюджетом в 5 тысяч долларов, достойны
публикации в вашем журнале? Я приглашаю вас к нам на Военное телевидение Ваулово,
где эфир делается на 90% в цифре.
И в заключение конкретный вопрос: подразделяются ли системы нелинейного монтажа на классы? Если да, то по каким признакам.
Надеюсь на ответ.
С уважением, Сергей Нагарев, руководитель ВТВ
|
Уважаемый Сергей,
официально признанной классификации нелинейных систем (в дальнейшем NLE) не существует. Однако в среде специалистов давно принято условно подразделять
NLE на следующие классы:
- 1-й класс - Super High-End. К нему относятся наиболее мощные и дорогие решения. В настоящее время в этой нише находятся только два производителя:
Discreet - строит свои системы на платформе Silicon Graphics (smoke* и fire*);
Quantel - производит NLE на собственной аппаратной платформе (Editbox).
При этом fire* предназначен в основном для работы с HDTV-форматом.
Такие системы, обладая высокой производительностью, доступны,
однако, только крупным телеканалам и студиям постпроизводства. Они позволяют
работать одновременно с большим количеством видеослоев, применять эффекты к
каждому слою, при этом основная часть эффектов доступна в реальном времени или
быстро просчитывается. Наряду с чисто монтажными возможностями такие системы
обладают также инструментами композитинга и могут тесно интегрироваться с композитинговыми
системами этой же фирмы;
- 2-й класс - High-End. В этом классе представлены лучшие
NLE из разряда так называемых desktop (настольных) систем. Они строятся на базе
персональных компьютеров (PC или MAC) или же используют компьютер в качестве
устройства управления (host) и обычно представляют собой законченные программно-аппаратные
комплексы. Все эти системы позволяют работать с двумя слоями (потоками) видео
и, как правило, с одним (редко - с двумя) слоями графики или титров (имеются
в виду слои реального времени, число слоев в просчете много больше). Эти системы
могут работать с минимальными степенями сжатия, а иногда и без компрессии для
достижения максимально возможного качества. Основное отличие этих NLE от систем
более низкого уровня - в большой степени интеграции программного и аппаратного
обеспечения. Как правило, ПО жестко привязано к конкретной аппаратной части
и ни с каким другим "железом" не работает. Все эти системы изначально
создавались под потребности профессиональных монтажеров и поэтому имеют развитые
инструменты монтажа, такие, как Fit-to-feel, slip/slide, режимы insert/overrecord,
различные типы тримминга, voice over, мультикамера и множество других, перечисление
которых займет слишком много места, но которые позволяют сделать монтаж максимально
быстрым и удобным. К этому классу систем относятся старшие представители семейства
AVID Media Composer, Discreet edit*, Scitex Strata Sphere, старшие модели Media100,
FAST blue, FAST Video Machine и некоторые менее известные системы;
- 3-й класс - Middle. В этот класс входят системы, программное
обеспечение которых изначально разрабатывалось для мультимедийных приложений.
При этом по качеству аппаратной части эти NLE могут не уступать системам второго
класса, а иногда использовать те же самые платы. Как правило, ПО таких систем
жестко не привязано к аппаратной части и может функционировать практически с
любой платой видеозахвата. Вследствие этого программно-аппаратная интеграция
весьма слаба. Обычно производитель платы создает некий модуль plug-in, который
встраивается в программный пакет и позволяет активизировать часть аппаратных
возможностей этой платы. Поэтому в скорости работы и интерактивности такие NLE
значительно уступают системам второго класса. Кроме того, они, в большинстве
своем, не имеют профессиональных инструментов монтажа, разработка которых стоит
больших денег и которые часто защищены патентами. Дело в том, что эти пакеты
всегда предназначались для работы с небольшими фрагментами видео, в основном
с использованием покадрового просчета. Надо сказать, что в последнее время производители
программных пакетов этого уровня делают попытки "догнать" профессиональные
системы. При этом они зачастую попросту копируют (читай - "воруют")
чужие решения, например делают интерфейс "как у AVID" и т.п.
Такие системы можно называть "системами" только условно, точнее - это нелинейный программный пакет, оснащенный платой видеозахвата (иногда, наоборот, плата, которой придается монтажная программа);
- 4-й класс - Home Video. Этот класс отличается от предыдущего
тем, что платы, используемые в нем, не отвечают профессиональным требованиям
(качество оцифровки, надежность, уровень шумов и т.д.) и, как правило, не применяются
при создании телевизионной продукции. Однако программные пакеты обычно те же,
что и в системах третьего класса, и часто прилагаются к плате "в нагрузку".
Низкая стоимость таких решений обусловливает их широкое распространение для
"домашнего" видеомонтажа и "полупрофессиональных" (корпоративных)
применений.
Надо сказать, что далеко не все системы можно втиснуть в рамки какой-либо классификации.
Некоторые из них обладают отдельными признаками разных классов или занимают промежуточные позиции.
Олег Бондарев, руководитель департамента компьютерных технологий компании Tivionica Broadcast Systems
Уважаемая Редакция!
Я постоянно читаю ваш журнал, с особым удовольствием - о
новинках в области цифровых видео- и фотокамер. Новые модели появляются на рынке
постоянно, и очень сложно отследить реальные изменения в характеристиках моделей.
Как специалисту, мне было бы интересно знать, какие новинки появятся в России
этой осенью, какие цифровые камеры будут представлены на мировом рынке, чем
они будут отличаться от предыдущих моделей, каковы наиболее значимые тенденции
в развитии техники для цифровой фото- и видеосъемки.
Алексей Кириллов, оператор телекомпании "ВИД"
|
Функции цифровых видео- и фотокамер сближаются, точнее,
активно развиваются возможности видеокамер по съемке отдельных кадров, а фотоаппаратов
- по съемке последовательностей кадров. При этом камеры становятся все меньше
и легче, приближаясь по размерам к фотоаппаратам. Но обо всем по порядку.
В первую очередь необходимо отметить новые модели портативных
miniDV-камер: JVC GR-DVX7 (размеры - 48 x 119 x 89 мм; собственный вес - 435
г), Sony DCR-PC3 (56 x 119 x 94 мм; 490 г) и Panasonic NV-C5 (47 x 129 x 94
мм; 490 г). Все они имеют характерный вертикальный плоский дизайн и удобно размещаются
в кармане пиджака или дамской сумочке. При цене около $1800 эти модели обладают
вполне серьезным набором функциональных возможностей, типичным для более "весомых"
моделей. Но главное их отличие от предшественников - встроенная память для регистрации
фотокадров. У JVC это сменная карта флэш-памяти нового стандарта MultiMediaCard
(MMC), разработанного американской фирмой SanDisk в развитие популярного CompactFlash-стандарта.
MMC-карты при возможной емкости 2, 4 или 8 Мбайт являются самыми миниатюрными
в мире (имеют размеры почтовой марки - 32 х 24 мм, вес - 1,5 г) и сегодня рассматриваются
как наиболее перспективные сменные носители перезаписываемой информации для
различных портативных устройств, в том числе мобильных телефонов и пейджеров.
Камера GR-DVX7 комплектуется 4-мегабайтной картой, на которой регистрируются
отдельные кадры (до 40 шт.) в режиме высокого разрешения (эффективно достигается
прогрессивный режим развертки). На ней также могут быть выборочно сохранены
до 50 "стандартных" кадров с DV-ленты. В последующем эти кадры могут
быть переданы на компьютер (через фирменный JLIP-интерфейс JVC или через специальный
PCMCIA-адаптер для MMC-карт) или по ИК-порту на JVC-принтер GV-DT3 (см. статью
"Принтер для домашней фотостудии" в этом номере), а также использованы
самой камерой для наложения на снимаемое "живое" видео. Одним словом,
можно согласиться с позиционированием этой камеры как Digital DualCam.
Подобное решение предлагает Panasonic в новой модели NV-C5,
также оснащенной слотом под MMC. Но комплектоваться они будут уже 8-мегабайтной
картой, позволяющей вмещать до 200 кадров. Активно продвигает собственные сменные
карты памяти MemoryStick фирма Sony. Впервые слот для их установки был реализован
в DCR-TRV900, а впоследствии им были оснащены и другие камеры Sony. Таким образом
на смену популярной модели TRV9 в этом году пришла TRV10 (см. "Цифровое
видео", № 3'99). Единственным существенным отличием новой камеры PC3 от
предыдущей PC1 стал именно этот слот.
JVC GR-DVX7 ожидается в Москве уже в августе, но Panasonic
NV-C5 и Sony DCR-PC3 в первую очередь будут предложены на японском рынке, а
в Европе и тем более в России появятся не ранее конца года. Дело в том, что
по интенсивности внедрения цифровой техники Япония занимает лидирующее положение.
Так, в 1998 г. в объеме продаж всех видеокамер доля цифровых составила: в Германии
- 17%, в Англии - 9, в США - 2, а в Японии - 70%! Это приводит к тому, что некоторые
устройства долгое время доступны только на внутреннем рынке Японии. Среди них:
видеомагнитофон Sony WV-D9000 (цена - около $4 тыс.), имеющий одновременно два
кассетоприемника - SVHS и DV/miniDV. Он позволяет не просто переписывать, но
и монтировать в двух форматах записи. Для России, до сих пор активно эксплуатирующей
SVHS-технику, но всеми силами стремящейся к цифровым форматам, подобное универсальное
устройство, очевидно, было бы весьма интересно. Что ж, близок локоток, да не
укусишь. По-видимому, так же сначала только в Японии появится и заявленная камера
Sony DCR-PC300 - первая трехматричная модель вертикального дизайна. А вот новая
трехматричная камера Canon GL1, развивающая несомненный успех DM-XL1, уже доступна
в США (рекомендованная цена - всего $2700). Обладая прекрасной оптикой (20-кратное
увеличение), оптической стабилизацией и полным набором цифровых и аналоговых
входов/выходов, она, несомненно, станет очень серьезным конкурентом Sony DCR-TRV900
и Panasonic NV-DX100. К сожалению, ожидать ее в PAL-варианте скоро не приходится.
Не менее острая конкуренция и на рынке цифровых фотоаппаратов.
Не успели появиться первые двухмиллионники (см. "Цифровое видео",
№2'99), как предложение различных вариантов стало неуклонно расти. А поскольку
столь высокое разрешение уже позволяет удовлетворять требования не только любителей,
но и профессионалов цифровой съемки, то развитие подобных камер в первую очередь
пошло по пути расширения функциональных возможностей. Так, Fuji в новой модели
MX-2900 удачно соединила лучшие свойства MX-600 и MX-2700. В результате MX-2900,
благодаря матрице в 2,3 млн пикселей и разрешению до 1800 х 1200, обладает оптическим
увеличением 3Х, позволяет использовать внешнюю вспышку, допускает ручную установку
баланса белого и экспозиции.
Новая камера Toshiba PDR-M5, в отличие от PDR-M4 оснащенная
3Х-кратным объективом-трансфокатором, при матрице в 2,14 млн регистрирует кадры
с разрешением 1600 х 1200 (на поставляемую в комплекте сменную карту памяти
SmartMedia емкостью 8 Мбайт, так же как и у MX-2900, могут быть записаны от
8 кадров максимального разрешения). Ее сильной стороной является высокое быстродействие:
при съемке серии последовательных кадров интервал составляет всего 0,8 с. Это
достигается за счет использования встроенного буфера памяти на 16 Мбайт и специального
процессора обработки. В результате практически непрерывно и без потери качества
может быть снята серия из 16 кадров. При заявленной цене менее $1 тыс. обе камеры
вполне оправдают ожидания многих искушенных фотографов. Более требовательным
стоит подождать скорого появления первой доступной по цене (менее $2 тыс.) уникальной
зеркалки - Olympus C-2500L (матрица - 2,5 млн), продолжающей успешную линию
C-1400/XL. Ну а для менее притязательных выбор еще шире и постоянно растет.
Здесь среди новинок можно отметить мегапиксельные Toshiba PDR-M3 (1/2"
ПЗС 1,5 млн, 1280 х 1024, 3Х зум) и Canon PowerShot A50 (1/3" ПЗС 1,3 млн,
1280 х 960, 2.5Х зум), а также двухмиллионный Olympus C-21 (1/2" ПЗС
2,1 млн, 1600 х 1200). При всей своей миниатюрности они обладают полноценным
набором функций современного фотоаппарата.
Андрей Ряхин, директор фирмы "Стоик"
|