stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Дорогая Редакция!
      Будучи постоянным и заинтересованным читателем вашего журнала (а читаю я его с лета 1997 г.), хочу поделиться своими соображениями и замечаниями. Но сначала немного о себе. Кадровый военный, закончил Высшее Военное училище связи в Ульяновске, в Вооруженных Силах - 18 лет. Последние 5 лет работаю в области видео и телевидения в частности. Сейчас занимаю должность руководителя центра кабельного телевидения с ежедневным полуторачасовым вещанием на один из подмосковных военных гарнизонов; участвовал в двух межгосударственных кинофестивалях, но по-прежнему считаю себя "непрофессионалом в области профессионального телевидения". Отсюда понятен и мой интерес к журналу. Благодарен вам за то, что был избавлен от бесконечного штудирования десятка компьютерных журналов, выискивая по крупицам нужную мне информацию в области цифрового видео. Почему цифрового? Так получилось, что, придя в телевидение в 1995 г., я начал с приобретения комплексной студии на базе 486DX100 цифрового видеомонтажа Movie Mashine фирмы FAST со смешным сегодня потоком оцифровки 1,25 Мбайт/с. Да и само понятие "нелинейный монтаж" тогда только начало серьезно входить в наш мир. Цифровое видео для меня принципиальный и осознанный выбор, я сторонник нелинейного монтажа. Уверен, что скоро и линейный монтаж будет управляться с помощью цифры.
      Считаю, что ваша заслуга в пропаганде и продвижении цифрового видео на российское телевидение, причем не только московское, но и региональное, неоценима.
      Правда, с моей точки зрения, в какой-то период вы стали сдавать позиции. С середины 1998 г. я стал все меньше находить интересных для себя материалов. Мне показалось, что журнал становится элитарным изданием для профессионалов высшей квалификации, работающих на flint и flame силиконовских платформ. Свидетельство тому пространные статьи о системах стоимостью выше 250 тысяч долларов - и в то же время всего лишь несколько строк и сводная обзорная таблица о платах нелинейного монтажа типа AV Master, miroDC30, Targa 1000/2000, на которых "живет" телевизионная Россия. Я с удовольствием работал бы на edit 4.5 - это моя мечта. Но нет у меня 30 тысяч долларов. Годовой бюджет нашей студии - всего 5 тысяч, и таковы бюджеты (5-50 тысяч долларов) большинства региональных телекомпаний.
      Безусловно, писать о том, чего достиг мир в области цифрового видео, необходимо, но хотелось бы видеть в журнале разъяснения и практические советы, которые помогли бы принять правильное решение о приобретении того или иного оборудования для выполнения определенной задачи. Например, в чем принципиальная разница плат miroDV30, AV Master и Targa1000? Ведь в ценах разница существенная - в два раза. Имея ответы на подобные вопросы, я смог бы аргументированно обосновать перед руководством решение потратить 2500 долларов на Targa, тогда как у miro, стоимость ниже, а поток передачи данных выше. Хорошо было бы разъяснять присутствующие в вашем журнале серьезные технические термины, причем так, чтобы после тире было не два-три слова, а более-менее доступное объяснение. Пусть это будут три-четыре термина в номере, но со временем собрался бы словарь, который помог многим "непрофессиональным" специалистам.
      Но, видимо, я запоздал со своими претензиями. В последних номерах журнала я уже нашел ответы на многие свои недоумения. Особенно понравились статьи о работе отечественных телекомпаний, однако вы рассказываете о солидных телекомпаниях, а такие, как мы, с годовым бюджетом в 5 тысяч долларов, достойны публикации в вашем журнале? Я приглашаю вас к нам на Военное телевидение Ваулово, где эфир делается на 90% в цифре.
      И в заключение конкретный вопрос: подразделяются ли системы нелинейного монтажа на классы? Если да, то по каким признакам.
      Надеюсь на ответ.
      С уважением, Сергей Нагарев, руководитель ВТВ

      Уважаемый Сергей,
официально признанной классификации нелинейных систем (в дальнейшем NLE) не существует. Однако в среде специалистов давно принято условно подразделять NLE на следующие классы:
      - 1-й класс - Super High-End. К нему относятся наиболее мощные и дорогие решения. В настоящее время в этой нише находятся только два производителя:
      Discreet - строит свои системы на платформе Silicon Graphics (smoke* и fire*);
      Quantel - производит NLE на собственной аппаратной платформе (Editbox).
      При этом fire* предназначен в основном для работы с HDTV-форматом.
      Такие системы, обладая высокой производительностью, доступны, однако, только крупным телеканалам и студиям постпроизводства. Они позволяют работать одновременно с большим количеством видеослоев, применять эффекты к каждому слою, при этом основная часть эффектов доступна в реальном времени или быстро просчитывается. Наряду с чисто монтажными возможностями такие системы обладают также инструментами композитинга и могут тесно интегрироваться с композитинговыми системами этой же фирмы;
      - 2-й класс - High-End. В этом классе представлены лучшие NLE из разряда так называемых desktop (настольных) систем. Они строятся на базе персональных компьютеров (PC или MAC) или же используют компьютер в качестве устройства управления (host) и обычно представляют собой законченные программно-аппаратные комплексы. Все эти системы позволяют работать с двумя слоями (потоками) видео и, как правило, с одним (редко - с двумя) слоями графики или титров (имеются в виду слои реального времени, число слоев в просчете много больше). Эти системы могут работать с минимальными степенями сжатия, а иногда и без компрессии для достижения максимально возможного качества. Основное отличие этих NLE от систем более низкого уровня - в большой степени интеграции программного и аппаратного обеспечения. Как правило, ПО жестко привязано к конкретной аппаратной части и ни с каким другим "железом" не работает. Все эти системы изначально создавались под потребности профессиональных монтажеров и поэтому имеют развитые инструменты монтажа, такие, как Fit-to-feel, slip/slide, режимы insert/overrecord, различные типы тримминга, voice over, мультикамера и множество других, перечисление которых займет слишком много места, но которые позволяют сделать монтаж максимально быстрым и удобным. К этому классу систем относятся старшие представители семейства AVID Media Composer, Discreet edit*, Scitex Strata Sphere, старшие модели Media100, FAST blue, FAST Video Machine и некоторые менее известные системы;
      - 3-й класс - Middle. В этот класс входят системы, программное обеспечение которых изначально разрабатывалось для мультимедийных приложений. При этом по качеству аппаратной части эти NLE могут не уступать системам второго класса, а иногда использовать те же самые платы. Как правило, ПО таких систем жестко не привязано к аппаратной части и может функционировать практически с любой платой видеозахвата. Вследствие этого программно-аппаратная интеграция весьма слаба. Обычно производитель платы создает некий модуль plug-in, который встраивается в программный пакет и позволяет активизировать часть аппаратных возможностей этой платы. Поэтому в скорости работы и интерактивности такие NLE значительно уступают системам второго класса. Кроме того, они, в большинстве своем, не имеют профессиональных инструментов монтажа, разработка которых стоит больших денег и которые часто защищены патентами. Дело в том, что эти пакеты всегда предназначались для работы с небольшими фрагментами видео, в основном с использованием покадрового просчета. Надо сказать, что в последнее время производители программных пакетов этого уровня делают попытки "догнать" профессиональные системы. При этом они зачастую попросту копируют (читай - "воруют") чужие решения, например делают интерфейс "как у AVID" и т.п.
      Такие системы можно называть "системами" только условно, точнее - это нелинейный программный пакет, оснащенный платой видеозахвата (иногда, наоборот, плата, которой придается монтажная программа);
      - 4-й класс - Home Video. Этот класс отличается от предыдущего тем, что платы, используемые в нем, не отвечают профессиональным требованиям (качество оцифровки, надежность, уровень шумов и т.д.) и, как правило, не применяются при создании телевизионной продукции. Однако программные пакеты обычно те же, что и в системах третьего класса, и часто прилагаются к плате "в нагрузку". Низкая стоимость таких решений обусловливает их широкое распространение для "домашнего" видеомонтажа и "полупрофессиональных" (корпоративных) применений.
      Надо сказать, что далеко не все системы можно втиснуть в рамки какой-либо классификации.
      Некоторые из них обладают отдельными признаками разных классов или занимают промежуточные позиции.
      Олег Бондарев, руководитель департамента компьютерных технологий компании Tivionica Broadcast Systems

      Уважаемая Редакция!
Я постоянно читаю ваш журнал, с особым удовольствием - о новинках в области цифровых видео- и фотокамер. Новые модели появляются на рынке постоянно, и очень сложно отследить реальные изменения в характеристиках моделей. Как специалисту, мне было бы интересно знать, какие новинки появятся в России этой осенью, какие цифровые камеры будут представлены на мировом рынке, чем они будут отличаться от предыдущих моделей, каковы наиболее значимые тенденции в развитии техники для цифровой фото- и видеосъемки.
      Алексей Кириллов, оператор телекомпании "ВИД"

      Функции цифровых видео- и фотокамер сближаются, точнее, активно развиваются возможности видеокамер по съемке отдельных кадров, а фотоаппаратов - по съемке последовательностей кадров. При этом камеры становятся все меньше и легче, приближаясь по размерам к фотоаппаратам. Но обо всем по порядку.
      В первую очередь необходимо отметить новые модели портативных miniDV-камер: JVC GR-DVX7 (размеры - 48 x 119 x 89 мм; собственный вес - 435 г), Sony DCR-PC3 (56 x 119 x 94 мм; 490 г) и Panasonic NV-C5 (47 x 129 x 94 мм; 490 г). Все они имеют характерный вертикальный плоский дизайн и удобно размещаются в кармане пиджака или дамской сумочке. При цене около $1800 эти модели обладают вполне серьезным набором функциональных возможностей, типичным для более "весомых" моделей. Но главное их отличие от предшественников - встроенная память для регистрации фотокадров. У JVC это сменная карта флэш-памяти нового стандарта MultiMediaCard (MMC), разработанного американской фирмой SanDisk в развитие популярного CompactFlash-стандарта. MMC-карты при возможной емкости 2, 4 или 8 Мбайт являются самыми миниатюрными в мире (имеют размеры почтовой марки - 32 х 24 мм, вес - 1,5 г) и сегодня рассматриваются как наиболее перспективные сменные носители перезаписываемой информации для различных портативных устройств, в том числе мобильных телефонов и пейджеров. Камера GR-DVX7 комплектуется 4-мегабайтной картой, на которой регистрируются отдельные кадры (до 40 шт.) в режиме высокого разрешения (эффективно достигается прогрессивный режим развертки). На ней также могут быть выборочно сохранены до 50 "стандартных" кадров с DV-ленты. В последующем эти кадры могут быть переданы на компьютер (через фирменный JLIP-интерфейс JVC или через специальный PCMCIA-адаптер для MMC-карт) или по ИК-порту на JVC-принтер GV-DT3 (см. статью "Принтер для домашней фотостудии" в этом номере), а также использованы самой камерой для наложения на снимаемое "живое" видео. Одним словом, можно согласиться с позиционированием этой камеры как Digital DualCam.
      Подобное решение предлагает Panasonic в новой модели NV-C5, также оснащенной слотом под MMC. Но комплектоваться они будут уже 8-мегабайтной картой, позволяющей вмещать до 200 кадров. Активно продвигает собственные сменные карты памяти MemoryStick фирма Sony. Впервые слот для их установки был реализован в DCR-TRV900, а впоследствии им были оснащены и другие камеры Sony. Таким образом на смену популярной модели TRV9 в этом году пришла TRV10 (см. "Цифровое видео", № 3'99). Единственным существенным отличием новой камеры PC3 от предыдущей PC1 стал именно этот слот.
      JVC GR-DVX7 ожидается в Москве уже в августе, но Panasonic NV-C5 и Sony DCR-PC3 в первую очередь будут предложены на японском рынке, а в Европе и тем более в России появятся не ранее конца года. Дело в том, что по интенсивности внедрения цифровой техники Япония занимает лидирующее положение. Так, в 1998 г. в объеме продаж всех видеокамер доля цифровых составила: в Германии - 17%, в Англии - 9, в США - 2, а в Японии - 70%! Это приводит к тому, что некоторые устройства долгое время доступны только на внутреннем рынке Японии. Среди них: видеомагнитофон Sony WV-D9000 (цена - около $4 тыс.), имеющий одновременно два кассетоприемника - SVHS и DV/miniDV. Он позволяет не просто переписывать, но и монтировать в двух форматах записи. Для России, до сих пор активно эксплуатирующей SVHS-технику, но всеми силами стремящейся к цифровым форматам, подобное универсальное устройство, очевидно, было бы весьма интересно. Что ж, близок локоток, да не укусишь. По-видимому, так же сначала только в Японии появится и заявленная камера Sony DCR-PC300 - первая трехматричная модель вертикального дизайна. А вот новая трехматричная камера Canon GL1, развивающая несомненный успех DM-XL1, уже доступна в США (рекомендованная цена - всего $2700). Обладая прекрасной оптикой (20-кратное увеличение), оптической стабилизацией и полным набором цифровых и аналоговых входов/выходов, она, несомненно, станет очень серьезным конкурентом  Sony  DCR-TRV900  и  Panasonic NV-DX100. К сожалению, ожидать ее в PAL-варианте скоро не приходится.
      Не менее острая конкуренция и на рынке цифровых фотоаппаратов. Не успели появиться первые двухмиллионники (см. "Цифровое видео", №2'99), как предложение различных вариантов стало неуклонно расти. А поскольку столь высокое разрешение уже позволяет удовлетворять требования не только любителей, но и профессионалов цифровой съемки, то развитие подобных камер в первую очередь пошло по пути расширения функциональных возможностей. Так, Fuji в новой модели MX-2900 удачно соединила лучшие свойства MX-600 и MX-2700. В результате  MX-2900, благодаря матрице в 2,3 млн пикселей и разрешению до 1800 х 1200, обладает оптическим увеличением 3Х, позволяет использовать внешнюю вспышку, допускает ручную установку баланса белого и экспозиции.
      Новая камера Toshiba PDR-M5, в отличие от PDR-M4 оснащенная      3Х-кратным объективом-трансфокатором, при матрице в 2,14 млн регистрирует кадры с разрешением 1600 х 1200 (на поставляемую в комплекте сменную карту памяти SmartMedia емкостью 8 Мбайт, так же как и у MX-2900, могут быть записаны от 8 кадров максимального разрешения). Ее сильной стороной является высокое быстродействие: при съемке серии последовательных кадров интервал составляет всего 0,8 с. Это достигается за счет использования встроенного буфера памяти на 16 Мбайт и специального процессора обработки. В результате практически непрерывно и без потери качества может быть снята серия из 16 кадров. При заявленной цене менее $1 тыс. обе камеры вполне оправдают ожидания многих искушенных фотографов. Более требовательным стоит подождать скорого появления первой доступной по цене (менее $2 тыс.) уникальной зеркалки - Olympus C-2500L (матрица - 2,5 млн), продолжающей успешную линию C-1400/XL. Ну а для менее притязательных выбор еще шире и постоянно растет. Здесь среди новинок можно отметить мегапиксельные Toshiba PDR-M3 (1/2" ПЗС 1,5 млн, 1280 х 1024, 3Х зум) и Canon PowerShot A50 (1/3" ПЗС 1,3 млн, 1280 х 960, 2.5Х зум), а также двухмиллионный Olympus    C-21 (1/2" ПЗС 2,1 млн, 1600 х 1200). При всей своей миниатюрности они обладают полноценным набором функций современного фотоаппарата.
      Андрей Ряхин, директор фирмы "Стоик"