stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Системы нелинейного монтажа

Блейк Робертс, Джим Фили

      Вы решили обзавестись новой системой нелинейного монтажа - с чего же начинать: с выбора оборудования или программного обеспечения? Будете ли вы строить систему самостоятельно или поручите это своему дилеру? Каковы характеристики наиболее популярных изделий?

      Сравните функциональные возможности различных программ нелинейного монтажа и плат оцифровки видеосигнала. Выберите то, что вам больше всего подходит.
      Если вы - профессионал в области видео, то вряд ли мы сообщим вам много нового в кратком обзоре рынка систем нелинейного монтажа. Главное: сегодня на те же деньги можно купить больше, чем вчера. Это хорошая новость. Плохая же новость - если уж должны быть плохие новости - состоит в том, что сегодня предлагается гораздо больше инструментальных средств, отвечающих нуждам требовательных пользователей и клиентов. Поэтому, к счастью или несчастью, выбирать вам придется из большего числа вариантов.
      Несколько лет назад выбрать нелинейную монтажную систему не представляло труда. Это были системы для оффлайнового монтажа. Конечно, и тогда находились смельчаки, которые делали на таких системах мультимедиа и видео, не предназначенное для вещания, но большинство профессионалов стремились лишь к тому, чтобы создавать хорошие монтажные листы и по ним выполнять онлайновый монтаж на линейной системе. Им были нужны инструменты, подобные текстовым процессорам, а не финишные, подобные программам верстки.
      В те времена нелинейной системе требовались солидная база данных для хранения клипов, хорошие инструментальные средства для их вырезания, тайм-линия для размещения сюжетов во времени, а также аппаратные средства для просмотра созданного. Качество изображения, звуковые инструменты и эффекты реального времени были не важны. Все это вводилось в проект на следующих этапах, после нелинейного монтажа.
      Сегодня большинство из нас всю завершающую работу по проекту тоже выполняют на нелинейной системе. Независимо от того, предназначен ли проект для Web, DVD или телевидения, вы скорее всего будете делать оригинал на системе нелинейного монтажа. Так что нынешние нелинейные системы, как и раньше, должны иметь мощные средства компоновки повествования и управления проектом, но, кроме того, обеспечивать высочайшее качество изображения и звука, быстрый рендеринг переходов и широкую гамму инструментальных средств, позволяющие выполнить проект от начала до конца на одной системе.
      Характерны следующие обращения читателей к журналу: "Я хочу создать профессиональную видеомонтажную систему. Я приобрел рабочую станцию. Какую плату и монтажную программу вы посоветуете мне приобрести?" Но рассматривать аппаратуру и программное обеспечение для обработки видео как периферию - не самый продуктивный подход. Ответ, как всегда, зависит от стоящих перед вами задач. При этом в большинстве случаев возможность решения таких задач определяется в первую очередь программным обеспечением и в меньшей степени платой ввода/вывода и компьютером.
      Как правильно выбрать систему нелинейного монтажа для ваших задач? Начните с выбора монтажного интерфейса, соответствующего вашим требованиям к надежности, гибкости, функциональным возможностям и стоимости. Затем выберите совместимую с ним плату ввода, отвечающую вашим требованиям к параметрам ввода/вывода, качеству изображения, цифровым эффектам и т. п. Наконец, выберите рабочую станцию, совместимую с выбранными монтажной программой и платой ввода и соответствующую вашим требованиям по производительности и технической поддержке.

Сначала выберите ПО

      Истинное назначение любой монтажной системы - предоставить вам возможность создавать фильмы. А это делается с помощью программного обеспечения. Но не все фильмы одинаковы по степени сложности.
      Известна ли вам заранее общая последовательность изложения или же вы формируете ее в процессе монтажа? Как много клипов в ваших проектах - десяток или сотни? Если сотни, то вам требуется система с хорошей базой данных, которая не переполнится, когда вы как следует загрузите ее клипами. Вам также нужно убедиться, что база данных допускает сортировку и фильтрацию и позволяет эффективно использовать субклипы. Будет ли пользоваться системой один монтажер или несколько? В последнем случае система должна допускать хранение нескольких пользовательских профилей. Насколько сложно будет импортировать и экспортировать файлы графики, звука и видео из других программ и с других компьютеров?
      Придется ли вам вести монтаж больших проектов при дефиците времени? Будут ли клиенты присутствовать при монтаже? Если ответ на любой из этих вопросов положительный, вам может потребоваться система, обеспечивающая ускоренный (или в реальном времени) рендеринг переходов и поддерживающая несколько потоков видео и графики. Это приводит нас к вопросу о плате ввода.

Затем выберите плату

      В зависимости от выбранного монтажного ПО вопрос о плате ввода может оказаться уже решенным. Если выбрана монтажная программа такой фирмы, как Media 100, FAST или Avid, то с платой ввода все довольно просто: вы используете ту плату, которая поставляется в комплекте системы.
      Если выбрана программа edit* фирмы discreet или Speed Razor фирмы in:sync, то выбор платы ограничен коротким перечнем устройств, совместимых с данной программой. Однако некоторые программы могут работать с многими платами. Например, Adobe Premiere позволяет использовать свыше двух десятков плат и систем ввода. Некоторые изготовители ПО утверждают, что их системы работают с любыми платами, совместимыми с форматом QuickTime или AVI. Ряд монтажеров, предпочитающих DV, вообще обходятся без плат ввода, используя встроенные порты FireWire в ноутбуках Sony и настольных компьютерах Apple.
      Как же выбирать плату, если выбор есть? Прежде всего, она должна обеспечивать ввод и вывод тех ленточных форматов, с которыми вы работаете. Требуются ли вам компонентный аналоговый сигнал, SDI, FireWire? Симметричный, несимметричный аналоговый звук или AES/EBU? Вложенное аудио в формате SDI? Помните, что необязательно иметь плату со всеми мыслимыми комбинациями ввода/вывода. Вы можете использовать транскодеры в видеомагнитофонах или небольшие внешние устройства для сопряжения основных портов ввода/вывода платы с деками и другой аппаратурой.
      Нужен ли вам ввод/вывод некомпрессированного видео? Иногда клиенты настаивают на этом, но M-JPEG с компрессией 2:1 смотрится очень хорошо, требуя при этом меньше дискового пространства и циклов обработки. То же можно сказать и о новых системах MPEG.
      Опять же, если клиенты будут присутствовать при монтаже или придется укладываться в жесткие сроки, может понадобиться оборудование, которое обеспечивает реальный масштаб времени для переходов, титров или эффектов.
      Нужны ли вам четыре канала звукового ввода/вывода или достаточно двух? Сегодня двухканальный звук широко распространен, но платы с четырехканальным вводом/выводом звука, которого требуют многие клиенты с телевещания, могут дать вам серьезное преимущество. Хотят ли ваши клиенты иметь четыре аудиоканала на своих кассетах?
      Быть может, вам не нужно ничего, кроме платы FireWire. Видео формата DV по качеству не уступает BetaSP. А такие программные продукты, как EditDV фирмы Digital Origin, обеспечивают быстрые программно реализованные переходы. Или, быть может, вам действительно нужна плата с несколькими потоками некомпрессированного видео, переходами в реальном времени, цифровым звуком и SDI.

Наконец, выберите рабочую станцию и операционную систему

      После выбора монтажной программы и платы ввода можно обдумать вопрос о компьютере и операционной системе. Возможно, вам захочется поменять операционную систему, чтобы сделать свою работу более удобной. Какую ОС предпочесть - вы решите сами. Но иногда выбор монтажной программы может определить и выбор операционной системы. Если вы решите, что более всего вам подойдет discreet edit или in:sync Speed Razor, вам потребуется компьютер Wintel. Если вы остановитесь на Media 100 серии le-xr или на Final Cut, понадобится Mac. Если же вы выберете систему Adobe Premiere, Avid Xpress или Digital Origin EditDV, то сможете использовать как Mac, так и Windows.
      В любом случае рабочую станцию следует выбирать в последнюю очередь. Это не значит, что этот выбор не важен. Конечно же, рабочая станция является фундаментом, на котором строится ваша нелинейная система. Но поставщики ПО и плат ввода изо всех сил стараются сузить круг кандидатов при выборе рабочей станции.

Построить самому или заказать?

      В данной статье мы предполагаем, что вы будете использовать систему исключительно, или хотя бы преимущественно, для видеомонтажа. Возможно, вы также будете создавать и монтировать графику, 3D и аудио. Вы не будете на этой системе (надо надеяться) играть в "Потрошителя гробниц" или сводить финансовый баланс.
      Тогда возникает вопрос, строить ли вам эту систему самому или поручить это сделать дилеру? Это зависит от того, насколько дорого ваше время. На то, чтобы самому построить нелинейную систему, может понадобиться 20 мин, а может и несколько дней. Для любой такой системы трудно точно предсказать, сколько потребуется времени. Кроме возможных потерь времени, при построении системы своими силами вы можете снизить объем будущей технической поддержки. Время, которое придется затратить на общение со службой технической поддержки, будет пропорционально сложности конфигурации вашей системы.
      Покупая уже сконфигурированную систему у хорошего опытного дилера (см. врезку "Как найти хорошего дилера"), вы снимаете с себя заботы о возможных проблемах конфигурирования, получаете одну инстанцию, в которую сможете обращаться по всем вопросам конфигурации и поддержки, а также, поскольку дилеры покупают запчасти крупными партиями, можете даже сэкономить деньги. Если вы цените свое время, пусть вам построит систему кто-то другой. Это позволит вам сейчас и потом заниматься монтажом видео, а не проблемами конфигурации.
      И последний совет: выбирайте такой монтажный интерфейс, который вам кажется приятным. Вам предстоит проводить в общении с ним кучу времени, так что имеет смысл позаботиться о том, чтобы вам нравилось то, что вы видите.

Три варианта Adobe Premiere

      Система цифрового видеомонтажа Premiere фирмы Adobe - одна из самых распространенных программ в мире нелинейного монтажа. Огромное количество проданных копий Premiere во многом объясняется большой работой, которую Adobe проделала для того, чтобы ее продуктом комплектовались профессиональные платы ввода видео многих изготовителей. Pinnacle Systems, ProMax, Sony, Matrox и много других производителей устройств ввода распространили сотни тысяч копий программы Premiere. Нравится это кому-то или нет, но Premiere - лидер рынка.
      В рамках своей стратегии комплектования разных систем Adobe создала несколько вариантов данного пакета: Premiere 5.1, Premiere RT 5.1 и Premiere 5.1 LE. Версии Premiere 5.1 и 5.1 LE существуют как для Mac, так и для Windows. Premiere 5.1 RT в настоящее время имеется только для Windows. Если версия 5.1 свободно продается как стандартное ПО, то LE и RT поставляются только через OEM-партнеров, каковыми являются производители плат ввода.
      В зависимости от мощности приобретаемого комплекта средств ввода видео в нем может оказаться любая из версий Premiere. Кроме того, имеются варианты Premiere для разных компьютерных платформ, включая Apple Macintosh, Microsoft Windows 95/98/NT и даже IRIX.
      Самая высокопроизводительная из версий, Premiere RT 5.1, поддерживает переходы и титры в реальном масштабе времени, используя для этого возможности двухпотоковых плат ввода, например плат DigiSuite фирмы Matrox и ReelTime фирмы Pinnacle Systems. Минимальная цена на двухпотоковые платы, укомплектованные Premiere RT 5.1, - чуть ниже $4000.
      Версия Adobe Premiere 5.1 LE представляет собой функционально упрощенный вариант Premiere 5.1 и обычно поставляется с более дешевыми системами оцифровки видео. В ней отсутствуют групповая оцифровка и ряд других функций, зато поставщикам плат она реализуется по такой цене, которая позволяет им продавать, например, комплект из Premiere LE и платы FireWire меньше чем за $400. Adobe также предлагает модернизацию LE до полной версии Premiere 5.1 за $199.

Мир с аппаратной точки зрения

      Ну хорошо, вы творческая натура и к тому же упрямы. Вы просто не можете смотреть на мир NLE с программной точки зрения, как мы советуем. Отлично. Раз вы не хотите принять наш программно-центристский подход, то, может быть, желаете взглянуть на мир NLE с аппаратной точки зрения. Это сузит ваш выбор монтажных программ. Ждите будущих обзоров по платам ввода и программам монтажа. А пока краткое обозрение "железного" мира.
      Сумеречная зона между законченными NLE и чисто программными монтажными системами недавно определилась гораздо более четко благодаря тесной кооперации поставщиков оборудования и ПО. В результате возник новый класс "комплектов под ключ". Хотя эта тенденция снижает доступность проверенного оборудования, но она позволяет нам избавиться от проблем несовместимости изделий разных поставщиков и не заниматься самим конфигурированием и поиском неисправностей. Альянсы поставщиков оборудования и ПО позволяют им добиться максимальной производительности систем, непосредственно опираясь на сильные стороны каждого из них. Посмотрите, например, как координация усилий разработчиков Pinnacle Systems и Adobe Premiere позволила впервые создать настольную видеомонтажную двухпотоковую систему, работающую в реальном времени, или насколько больше слоев получают с помощью плат TARGA 2000 инженеры discreet, чем "обычные" разработчики.
      Одним из самых старых и крупных игроков в аппаратном мире является семейство плат TARGA, первоначально разработанное фирмой Truevision, но теперь принадлежащее Pinnacle Systems. Платы TARGA выпускаются в различных вариантах, серий 1000 и 2000, по желанию пользователя они могут быть двухпотоковыми, с интерфейсом SDI или с функциями 3D. На эти платы ориентируются очень разборчивые создатели программного обеспечения discreet edit, Avid MCXpress и Apple Final Cut, а также разработчики более гибких программ монтажа, в том числе Adobe Premiere. Семейство недорогих плат miro, таких, как DC50, тоже живет под крышей Pinnacle Systems, но их функции не столь тесно привязаны к программному обеспечению.
      Платы DigiSuite и DigiSuite LE фирмы Matrox тоже очень популярны как аппаратные компоненты, на базе которых разработчики ПО создают законченные комплексы NLE. Платы DigiSuite LE можно видеть в специализированных системах с программами edit* фирмы discreet, Speed Razor фирмы in:sync, Incite фирмы Incite Multimedia и OnLine Express фирмы United Media.
      MPEG теперь уже не только средство передачи. Благодаря новым наборам микросхем фирмы C-Cube (такие наборы сейчас разрабатываются также фирмами Divio и Zoran) некоторые производители сделали MPEG стандартным монтажным форматом, что позволяет уменьшить размеры файлов и иметь качество, сходное с Motion-JPEG. Плата Pinnacle Systems DC1000 комплектуется программой Premiere, а Matrox DigiSuite DTV использует в качестве монтажных программ Premiere и Speed Razor. Плата FAST 601 использует для перекачки битов в собственную программу FAST Studio. Плата ES-3 фирмы Sony, хотя и не базирующаяся на MPEG, имеет почти такой же интерфейс, как FAST 601.
      Обладателям интерфейса 1394/FireWire интересны разные аппаратные способы ввода материалов DV для нелинейного монтажа. Платы 1394 фирмы ProMax (FireMax "C") комплектуются программой Premiere, а в комплект Digital Origin (MotoDV) входит фирменная программа EditDV, поддерживающая пиксели неквадратной формы и без проблем работающая с материалами DV.
      Итак, если вы ярый приверженец "железа", вашим следующим шагом должно быть посещение Web-сайта выбранного вами поставщика оборудования, с тем чтобы узнать о последних версиях ПО, которые он поддерживает. Регулярное обновление драйверов для новых версий ПО - дело всегда полезное, хотя многие этим пренебрегают. Так что проверьте послужной список компании, проследив за ее программными обновлениями. Чем теснее взаимодействуют ПО и аппаратура, тем больше они могут сделать друг для друга.

Как найти хорошего дилера

      Построение нелинейной монтажной системы (NLE) - обычно не единичное событие, а длительный процесс, развивающийся по мере дооснащения и модернизации системы. Выбирая дилера или реселлера с дополнительными услугами (Value-added reseller - VAR), вы устанавливаете с ним долгосрочные деловые отношения, а не просто проводите одноразовую финансовую операцию. Вам нужно найти такого VAR, которого вы будете уважать и которому будете доверять.
      Задайте потенциальному дилеру следующие важные вопросы:
      1. Какие виды технической поддержки он обеспечивает?
      2. Работает ли служба поддержки круглосуточно и без выходных?
      3. Какое предлагается обучение?
      4. Каковы правила возврата изделий и возмещения стоимости?
      5. Какие предлагаются варианты договоров на обслуживание?
      6. Можно ли брать оборудование в аренду?
      7. Каковы гарантийные обязательства на продукцию?
      8. Практикуется ли модернизация изделий и замена их на более новые?
      9. Принимаются ли купленные изделия обратно?
      10. Какой у дилера опыт работы в области видео?
      11. Может ли он дать координаты хотя бы двух своих клиентов?
      Каковы удовлетворительные ответы на эти вопросы, зависит от ваших задач. Но обратите особое внимание на ответы на вопросы 1, 2, 5, 6 и 7.
      Если возникает проблема технического характера или отказывает какое-то оборудование, выбраться из беды поможет оперативная связь с квалифицированным специалистом и быстрая замена отказавшего оборудования. Помните, что ваша задача - работать на нелинейной системе, а не чинить ее.

Послесловие к обзору

Олег Бондарев

      Не ставя под сомнение ценность приведенного выше обзора о системах нелинейного монтажа, все же хочу дать российскому читателю некоторые рекомендации, которые помогут ему избежать ошибок при использовании данных таблиц как руководства для покупателя.
      На мой взгляд, не имеет смысла рассматривать таких High-End-"монстров", как AVID и discreet, которые поставляют, как правило, решения "под ключ", вместе с мультимедийными программами для домашнего использования типа Media Studio. Они находятся "в разных весовых категориях", занимают разные секторы рынка и не конкурируют между собой. К тому же критерии, по которым проводится сравнение, явно недостаточны и не являются решающими при оценке этих систем. Например, ничего не сказано о наличии или отсутствии профессиональных инструментов для работы с видео (кейфреймер, мультикамера, динамическая маска, трекер, Voice Over, эквалайзер и т. п.), стоимость которых составляет весьма существенную часть стоимости систем.
      То же относится и к платам видеозахвата - нелинейная система реального времени "под ключ" PostBox за $40 тыс. попала в категорию "платы" вместе с miroVideo DV300 за $850, предназначенной исключительно для домашнего использования.
      Что касается цен на продукты, то приведены "средние" цены на версию PAL в Москве. У официальных дилеров в России цены, как правило, не отличаются от рекомендованных производителем. У "серых" дилеров цена может быть и выше и ниже, однако при покупке у них надо быть готовым к неприятным "сюрпризам". Например, если система, приобретенная вами, была куплена в США и предназначалась для внутреннего рынка, поддержку по ней (консультации и ремонт при поломке) в России получить невозможно. Встречаются даже "умельцы", которые NTSC-версию продукта "на коленке" перепаивают в PAL - такое "чудо" может стоить существенно дешевле. Естественно, ни о какой поддержке от производителя (в том числе и о гарантии) в этом случае речь не идет.
      Данные по некоторым продуктам устарели и были нами подкорректированы в таблицах. Например, edit* версии 4.5 уже два месяца как заменена на версию 5.0, по многим параметрам превосходящую не только свою предшественницу, но и большинство систем этого класса. Это единственная видеомонтажная система, в которую полностью интегрированы модули векторного рисования (paint*) и композитинга (effect*). В пятой версии также добавлена поддержка звуковых plug-in-модулей и режима "мультикамера", позволяющего синхронизировать материалы, снятые большим количеством камер, например спортивные репортажи или концерты.
      Ряд продуктов, приведенных в обзоре, таких, как Igniter и Judgement, практически не представлены на российском рынке, поскольку их секторы рынка прочно заняты конкурирующими изделиями. DV-Rex и Gallea изредка встречаются, но по той же причине, а также в силу своей специфики пока не получили широкого распространения.


Системы нелинейного монтажа.
Руководство для покупателя.
Програмное обеспечение
Платы видеозахвата